2. Христос — наш Освятитель

«И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною» (Иоанна 17:19).

Конец этого стиха, согласно последнему переводу, читается так: «Чтобы и они были истинно освящены». Здесь, вероятно, подразумевается, что в этом мире есть что-то, что принимается за святость, но истинным освящением не является. Есть христиане, которые живут неполноценной и неверной жизнью во Христе. Они не пользуются всем тем, что предоставляется им полнотой Христовой. Второй стороной четырехстороннего Евангелия является освящение.

ЧЕМ ОСВЯЩЕНИЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

В характере христианина есть много положительных и даже благочестивых сторон, которые не являются результатом освящения.

1. Освящение — это не возрождение и не обращение. Быть христианином — большое благословение. Быть навеки спасенным — причина для вечной радости. Но душа еще должна начать освящаться. Ведь спасение, обращение, возрождение и освящение — это не одно и то же. Возрождение — это начало. Его можно сравнить с проросшим зерном, но не с полным цветением. Еще не одержана полная победа над греховной природой, иногда берущей над нами верх.

Еще возрождение подобно хорошей постройке дома. А освящение — это появление в доме хозяина, который наполняет его радостью, жизнью и красотой. Многие люди, став христианами, духовно не возрастают. Они не живут полной жизнью во Христе и подвергаются опасности потерять то, чем уже обладают.

Великая истина об оправдании по вере распространилась в Германии через учение Мартина Лютера. Но Лютеру не удалось развить принципы полноценной христианской жизни. И результат налицо: Германия сегодня холодна и безжизненна. Эта страна является очагом рационализма и всех сопутствующих ему зол. В Англии было все по-другому. Труды таких мужей, как Уэсли, Бакстер и Вайтфилд, понявших предназначение Святого Духа, привели христианскую жизнь Англии и ее наследницы Америки к более глубоким и постоянным основам.

Мужчины и женщины, которые не стремятся в христианской жизни к приобретению своего наследия во Христе, часто становятся холодными формалистами. Зло в их сердцах может утвердиться и одержать победу. Такие люди причиняют много вреда делу Христа. Если они и спасутся, «но так, как бы из огня» (1 Коринфянам 3:15).

Несомненно, вы знали христиан, недавно обратившихся и казавшихся полностью исполненными Божьей любовью, но не познавших полноту жизни во Христе и не устоявших в тяжелый час. Они получили новое сердце, но пренебрегли более глубокими основами и жизнью, данной Христом всем детям Божьим.

2. Освящениеэто не мораль и не саморазвитие характера. В человеческой жизни есть много положительных сторон, но они не являются освящением. Нельзя развить в себе хороший характер, а потом назвать это работой Божьей. Человеческое строение не выдержит всех бедствий, которые предстоит пережить. Только дом, построенный на Твердыне Вечной (см. Исаия 26:4) устоит в великую бурю.

3. Освящение не является нашей заслугой; оно не достигается человеческими силами. Если бы человек был сам способен построить такое здание, трудясь над ним из года в год до полного завершения, то разве не отступил бы он с простительной гордостью, чтобы полюбоваться плодом своих усилий? Нет, сами мы не можем возрасти до освящения.

Вы будете возрастать только после того, как освящение уже начнется в вас, и тогда ваша жизнь во Христе будет становиться полной и зрелой. Освящение совершается не вами. Единственное, что вам нужно сделать, — предоставить себя полностью, как добровольную жертву, Богу. И это очень важно: для Господа нет ничего невозможного, и именно Он должен очищать вас и исполнять Святым Духом.

4. Освящение не происходит с приходом смерти. Странно, что кто-то может думать, что в предсмертной агонии есть какое-то освятительное воздействие. Однако многие годами находятся в таком заблуждении, полагая, что холодный пот последних минут и судорожное биение ослабевающего сердца каким-то образом предадут их в руки Освятителя. Такое заблуждение в какой-то степени исходит от старого представления о том, что грех коренится в бренном теле. Основой такого представления является манихейство — древнее религиозно-философское течение. Оно учит о порочности плоти и утверждает, что человек, избавляясь от тела, избавляется от греха и мгновенно переходит в состояние полной непорочности.

Но не в костях, плоти или суставах коренится грех. Если вы отсечете себе руку, вы не избавитесь от греха. И без обеих рук вы будете все таким же грешником. Даже если вы «расстанетесь» с головой и умрете — грех все равно останется в душе. Грех не в теле, он в сердце, душе и воле. Вы можете освободиться от бренного тела, но ожесточенный, мятежный и грешный дух останется, и смерть не освятит его. Смертный час — неподходящее время для обращения и тем более для освящения.

Я никому бы не посоветовал откладывать время своего спасения до предсмертных минут. Ибо в этот момент работа сердца ослабевает, сознание затуманивается и разум нуждается в уверенности, покое и осознании победы, чтобы предстать перед Богом в полной радости. Предсмертное состояние — совершенно неподходящее время для глубокой работы Святого Духа. Освящение должно происходить при полном сознании и ясном разуме. Оно является целенаправленным действием, требующим проявления всех способностей, работающих под контролем Святого Духа.

5. Освящение — это не самосовершенствование. Человек по своей природе никогда не сможет достичь такого совершенства, чтобы стать неуязвимым для искушения согрешить. Мы никогда не достигнем такого состояния, когда нам уже не надо будет пребывать во Христе. В тот момент, когда мы чувствуем себя способными жить без Него, в нас дает знать о себе та сторона нашей жизни, которая не является освященной.

Когда-то небесные духи пали с небес именно из-за гордости, появившейся при осознании ими собственной красоты. Они стали восхищаться собой и почитать себя за богов. В тот момент, когда мы начинаем считать себя сильными и безгрешными, сразу же начинается наше падение. Оно делает нас независимыми от Бога, и мы удаляемся от жизни Христа. Мы должны быть простыми, свободными сосудами, открытыми источниками, чтобы жизнь Христа наполняла нас. И тогда в нас станет отражаться Его совершенство. Христос будет в нас расти, а мы — умаляться.

6. Освящение — это не эмоциональное состояние и не иступленный восторг или еще какое-либо ощущение. Освящение — это то, к чему мы стремимся, это цель нашей жизни. Оно выражается в подчинении жизни человека и всех его действий Божьей воле. Человек должен выбрать Бога и всеми своими силами стремиться служить Ему, жить в полном послушании и смирении перед Ним. Самое главное — любить, выбирать и исполнять*Его святую волю. Если вы стремитесь к этому, вы не останетесь несчастными. Жажда же ощущения радости порождает пороки и эгоизм. И прежде чем вы что-то получите из общения с Богом, вы должны отказаться от эгоизма и смириться перед Творцом.

ЧЕМ ОСВЯЩЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1. Освящение — отделение от греха. Значение корня слова «освятить» близко к значению слова «отделить». Освященный христианин отделяется от греха, лукавого мира, от собственного «я» и всего того, что могло бы разъединить его в новой жизни со Христом.

Однако освящение не означает, что грех и Сатана уничтожены. Бог не явил еще Свое Тысячелетнее Царство, но Он отделяет освященную душу от всего порочного. Беда в том, что христиане пытаются искоренить зло. Они полагают, что будут безмерно счастливы, если грех в действительности будет истреблен и Сатана уничтожен.

Как же велико удивление многих верующих после обращения тем, что Бог все еще допускает существование дьявола! Всевышний же никогда и не обещал уничтожить лукавого, но Он сказал, что проведет «широкий и глубокий Иордан» между своими детьми и грехом. Нам остается лишь одно — отречься от греха и оставить его. В мире достаточно греха, чтобы погубить всех нас вместе взятых, если мы начнем с ним тягаться. Воздух пропитан грехом, как угольным дымом. И так будет до конца времен. Но по Божьему замыслу верующие отделены от греха в духе.

2. Освящениепосвящение себя Богу. Посвятить — значит отдать, предназначить, что также входит в значение слова «освятить». Таким образом, освящение — это отделение от греха и полное повиновение Богу. Освященный христианин полностью смиряется перед Богом, чтобы во всем угождать Ему. Первая мысль такой души — «Да будет воля Твоя»; ее единственное желание — угодить Небесному Отцу и исполнить Его святую волю.

В Ветхом Завете все, что отделялось и предназначалось для Бога, называлось освященным, даже если это не содержало прежде в себе греха. Скиния была освященной; она не могла «согрешить», но тем не менее освящалась для Бога. Таким же образом все сосуды в скинии были освящены. Они использовались для святого применения. Господь ожидает от нас не только отделения от греха. Небесный Отец хочет, чтобы мы были полностью посвящены Ему и стремились всем сердцем любить Его, поклоняться и служить Ему. Оправдываем ли мы ожидания нашего Господа?

3. Освящение еще значит преобразование в подобие Божье. Мы должны отображать в себе Иисуса Христа, становясь все более подобными образу нашего Господа.

4. Освящение — это также следование воле Божьей. Освященный христианин смирен и послушен. Превыше всего в своей жизни он желает исполнения воли Божьей, зная, что именно она представляет для него все самое благое и наилучшее. Он понимает, что, уклоняясь от Божьего пути, он теряет что-то ценное в своей жизни. Такой человек знает, что только воля Господа, а не его собственная, содействует его наивысшему благу, и утверждает от всего сердца: «Да будет воля Твоя».

5. Освящениеэто безграничная любовь к Богу и всему роду человеческому. В любви и есть исполнение закона. Любовь является основой послушания и источником, откуда исходит все правильное и благое. Мы не сможем уподобиться образу Божьему без любви, ибо Бог есть любовь.

Возможно, именно любовь является сильнейшей стороной истинно освященной жизни. Она насыщает все остальные добродетели нежностью и теплом. И если представить посвящение в образе обнаженной и холодной горной вершины, то любовь покрывает ее мягким мхом и свежей зеленью. Любовь наполняет сердце светом, который согревает и наделяет жизнью все, что мертво и пустынно.

Так, дикарь каменного века был способен устоять перед натиском своих врагов, со стоической твердостью перенося невыносимые мучения, — но его безразличие можно сравнить с каменным утесом. Его твердость ни в какой мере не может сравниться с любовью Иисуса, с которой Он смиренно пошел на мучительную смерть по воле Своего Отца. Мужество Христа было непосредственным, радостным проявлением Его любящего сердца.

Если мы, как Иисус, исполнены любовью Божьей, то она изольется живительным дождем на других, и мы будем любить своих ближних, как самих себя.

ИСТОЧНИК ОСВЯЩЕНИЯ

Очень важно понимать, что Сам Иисус есть наше освящение. Нельзя думать об освящении как о горной вершине, на которой стоит Иисус и куда, чего бы это ни стоило, нам надо взобраться, чтобы стать с Ним рядом. Сам Господь Иисус становится нашим освящением: «…За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены» (Иоанна 17:19). Возможно, Христос опасался, что Его последователи начнут искать освящение помимо Него еще в чем-то. И, зная, что освящение приобретается только через Него, Господь говорит: «Я посвящаю Себя…».

1. Освящение уже приобретено для нас Христом. Это часть свершившегося на Голгофе. Христос одним приношением навсегда освятил детей Божьих. «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евреям 10:10).

2. Нам не надо приобретать освящение своими усилиями, ибо оно уже приобретено для нас ценой крестной смерти Христа.

Освящение дается нам даром в Иисусе Христе так же, как даром дается нам в Нем прощение. Мы имеем такое же право на святость и освящение, как и на спасение. И мы можем предстать перед нашим Небесным Отцом и претендовать на освящение, как и на прощение грехов, ибо это наше наследие. А если у вас нет освящения, то вы просто пропускаете те благословения, которые Бог подарил Своим искупленным детям.

3. Освящение надо принять как дар Божий. Освящение не было бы частью искупления, если бы оно не было даром Отца Небесного. Но, являясь частью искупления, оно даруется нам, как и кровь Иисуса Христа.

4. Освящение происходит через личное пребывание Христа в нас. Иисус не просто приносит праведность в наши сердца, но Он Сам лично поселяется в них. Трудно словами передать эту мысль, да и не способны они выразить ее полностью. Но, приходя в отчаяние от всех своих усилий, мы постигаем эту истину. Сам Иисус Христос живет в нашем сердце и становится освящением нашей души.

В этом и есть значение стиха: Иисус посвятил Себя Своим ученикам, а кто пытается жить освященной жизнью вне Христа, тот не истинно освящен. Чтобы быть истинно освященным, необходимо принять Иисуса в свою жизнь. Для этого нужно лично осознавать божественную святость. «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1 Коринфянам 1:30). Иисус сделался для нас Божьей мудростью. Он есть истинное знание, вечное учение. Разве любые умствования могут сравниться с Ним, Который Сам есть праведность, освящение и искупление?

Иисус в нашем сердце стал нашей мудростью. Он не шлифует нас, превращая в нечто чудесное. Христос живет в нас, как некогда жил в Галилее, совершая Свое служение.

Когда устройство скинии завершалось, то Святой Дух спускался и поселялся в горящем пламени ковчега завета между херувимами. Бог обитал в скинии после того, как она посвящалась Ему. Поэтому, когда мы посвящены Богу, Он живет в нас, пронизывая все наше естество Своей жизнью.

Тот, Кто вошел в чрево Марии, Кто сошел в силе на учеников во время Пятидесятницы, приходит к вам и ко мне, когда мы полностью посвящены Ему. Он становится реальностью нашей жизни, как будто мы можем видеть Его трепещущим на нашем плече. Он спускается с небес и поселяется в нас настолько явно, что кажется, будто вот-вот увидишь над собой сень Его крыльев. Бог поселяется в наших сердцах и живет в нас Своей святой жизнью.

В главе 36 книги пророка Иезекииля есть такое обещание:

«И окроплю вас чистою водою» — это прощение, все старые грехи изглажены.

«И дам вам сердце новое» — это возрождение.

«Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» — а это более чем возрождение и прощение! Это живой Бог приходит и живет в новом сердце. Это Святой Дух, обитающий в данном вам Богом сердце, так что каждое движение, каждая мысль, каждое намерение, каждое желание вашего существа — все будет под воздействием бьющей ключом Божьей жизни. Это проявление Бога во плоти. Только это является истинным осуществлением освящения. Только так человек может жить святой жизнью. Когда мы во власти Святого Духа, мы становимся соучастниками божественной природы. Такие отношения с Богом являются святыми для любого человека. Такое общение с Небесным Отцом помещает самое простое и ничем не замечательное существо на трон вместе со Христом. Зная, что Бог живет в нас таким образом, мы преклоняемся перед величием Его святого присутствия и не осмеливаемся оскверниться грехом. Мир будет царить в наших сердцах, и мы будем ходить в смирении, осознавая, какое сокровище сокрыто в нас.

Знаете ли вы, что это такое — иметь освященного за вас Христа? Понимаете ли вы лично, что означает быть полностью посвященным Ему и слышать такие слова: «И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною»?

КАК ДАЕТСЯ ОСВЯЩЕНИЕ

1. Перед тем как вы начнете стремиться к освящению, вы должны получить божественное откровение, что вы нуждаетесь в освящении. Вам необходимо осознать, что вы не освящены и что освящение необходимо для полноценной жизни. Бог порождает в нас это осознание, приводя в такое состояние, когда нам становится стыдно за самих себя. Для этого Господь позволяет нам ошибаться и показывает наши слабости. Через такие смиряющие саморазоблачения мы лучше видим все свои прегрешения и понимаем, что своими силами мы не в состоянии исправиться. Веками Господь проводит Своих возлюбленных детей через такое испытание, уча их на часто совершаемых ошибках. Каждый из нас должен сам усвоить этот урок.

2. Нам необходимо начать воспринимать Иисуса как своего Освятителя. И если у нас иногда вырывается возглас: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?», то потом нужно добавлять: «Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим». Мы должны видеть в Иисусе Великого Избавителя, веря, что Он способен дать нам все необходимое.

Глава 9. Никого не потерять!

4. Нам надо верить, что Христос принимает наше посвящение. Господь настолько готов принять, насколько мы готовы Ему доверить. Иисус склоняется к нам, чтобы слышать в небесной тиши наши обеты, и тихо говорит в ответ: «Совершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все» (Откровение 21:6-7).

Все перечисленное выше — ступени, по которым мы идем шагами веры. Многие христиане спотыкаются то на одной, то на другой ступени. Например, некоторые терпят поражение, потому что держатся изо всех сил за что-то из своей старой добродетели. Другие спотыкаются на второй ступени. Они не видят в Иисусе своего единственного Освятителя. У многих возникают трудности на третьей ступени, где им надо полностью посвятить себя Иисусу Христу. Но большинство христиан, даже пройдя все эти ступени, терпят поражение, потому что не верят, что Христос принял их.

Помните об этих ступенях, уясните себе шаги веры: «Я мертв и погребен. Моя жизнь полностью отдана Господу. Иисус Христос — мой Освятитель. Я предаю все в Его руки, чтобы Он делал все, как Ему угодно. Я верю, что Христос принял мое посвящение и дал мне все необходимое для жизни настоящей и будущей».

Я уверен, что, после того как вы сделали эти четыре шага веры, вы никогда не будете такими, как прежде. Произошло событие, которое нельзя изменить. Вы стали принадлежать Господу. Он живет в вашем сердце. Сейчас это может быть похоже на маленький ручеек у подножия горы, но он вольется в великие реки.

КАК ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИТ В ЖИЗНИ

Существуют определенные принципы, согласно которым христианин живет освященной жизнью каждый день.

Глава 9. Никого не потерять!

2. Мы должны быть послушными голосу Божьему и слушать очень внимательно, потому что Иисус говорит тихо.

3. В трудное время нам надо приходить к Господу и отдавать Ему все свои проблемы. Вместо счастливых и радостных переживаний, которых мы естественно ожидаем после посвящения, нам придется столкнуться с трудностями и искушениями. Таким образом дьявол пытается пошатнуть нашу уверенность. Но твердо стойте в вере и радуйтесь в Боге, ибо Он считает вас способными перенести такие испытания. Если вы потерпите поражение, то не говорите, что нет смысла продолжать. Принцип работает верно. Возможно, вы положились на свои силы, но вам ничего не удалось сделать. Остановитесь, предоставьте все Господу и начните все заново. Учитесь пребывать в Нем и тогда, когда вас постигают неудачи.

Поражение при Гайи послужило израильтянам хорошим уроком. Оно снабдило их опытом для ведения следующей битвы. Попытайтесь жить по тем принципам, которые вы уже усвоили. В начале человеку всегда свойственно спотыкаться. Основам стенографии можно научиться в очень короткий срок, возможно, всего за несколько часов. Но, чтобы в совершенстве овладеть таким способом записи, потребуются месяцы практики и много терпения.

В тот момент, когда мы посвящаем себя Иисусу Христу, мы узнаем, что Он является для нас всем. Но когда мы пытаемся жить согласно этой истине, то обнаруживаем, что необходимо время и терпение для ее полного усвоения. Нам надо учиться полагаться на Христа и находить в Нем ответы на свои нужды.

Принцип срабатывает в совершенстве. На деле он станет для вас неизменным правилом. Всегда помните секрет: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе» (Филиппийцам 4:13).