4. Иисус Христос — наш грядущий Царь

«И дам ему звезду утреннюю» (Откровение 2:28).

Второе пришествие Иисуса Христа — это одна из важных частей учения Евангелия и посланий апостолов. «Напоминаю вам, братия, Евангелие» (1 Коринфянам 15:1), — пишет Павел коринфянам и дальше говорит о воскресении и приходе Господа. Воистину, это Благая весть для всех, кто любит Иисуса Христа и скорбит о грехах и горестях погибшего мира.

Пришествие Иисуса Христа является кульминационным моментом Евангелия. Мы уже говорили, что через принятие Евангелия мы принимаем спасение, но апостол Петр пишет, что спасение наше готово «открыться в последнее время» (1 Петра 1:5). Когда этот мир погрузится в погибель, а мы невредимыми предстанем на Твердыне вечной, только тогда мы полностью поймем, что значит быть спасенными.

Мы также говорили, что уже имеем освящение во Христе, но апостол Иоанн пишет: «…Но еще не открылось, что будем… подобны Ему… так как Он чист» (1 Иоанна 3:2-3). Также мы говорили об исцелении Божьем, но Павел пишет, что уже сейчас Бог дал нам залог нашего воскрешения (см. 1 Коринфянам 5:1-5). Исцеление Божье — это лишь первые потоки той жизни, которая полным фонтаном изольется при воскрешении.

Приход Иисуса Христа — это величайшее упование Церкви, связанное с истиной, жизнью и надеждой. Небесный Отец дал эту надежду Своим детям еще в самом начале человеческой истории. Когда человек был изгнан из рая, Бог поставил возле Эдемского сада величественную фигуру херувима — как пророчество и символ будущей славы человека. Образы льва, быка, человека и орла были символами царственности, силы, мудрости и величия, предназначенными для искупленного Христом человека (см. Иезекииль 7:20). Эти образы часто встречаются на протяжении всего библейского повествования об отношениях Бога с человеком. Этими символами Господь изображает портрет Своего искупленного чада. Бог ставит перед Собой и перед людьми идеал человеческого будущего, и Он, Великий Творец, не оставит этого дела, пока не достигнет идеала. И поэтому нам надо понимать, что Евангелие дает нам обетования и силу не только для сегодняшней, но и для будущей жизни. Дети Божьи живут благословенной надеждой на приход Иисуса Христа.

Глава 9. Никого не потерять!

1. Сейчас мы не обсуждаем то, как Христос приходит в сердце к каждому верующему. В главе об освящении мы уже говорили об этой благословенной тайне, когда Иисус входит в сердце человека и становится надеждой будущей славы. Но это не Второе пришествие Сына Божьего.

Некоторые люди, желая продемонстрировать свою «духовность», говорят: «Тысячелетнее царство уже настало в моем сердце, потому что во мне живет Господь. А о Втором пришествии Христа во плоти пусть думают те, кто еще не впустил Его в свое сердце». Но ведь и у Павла в сердце был Господь, а апостол тем не менее ожидал очень скорого прихода Царства Христа.

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде^потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:16-17). «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Колоссянам 3:4).

Иоанн был так близок к сердцу своего Искупителя, что любой из нас может только мечтать настолько приблизиться ко Христу на земле. Но и он писал о приходе Господа: «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око…» (Откровение 1:7).

Чем больше мы познаем Христа духовно, тем больше мы желаем и ожидаем Его Второго пришествия в славе, когда вся личность Вечного Господа откроется нам полностью.

2. Когда мы говорим о Втором пришествии Христа, мы не имеем в виду, что Он приходит к нам во время нашей смерти. Это довольно спорный вопрос: приходит ли Иисус к нам в наш смертный час. Так, Лазарь был отнесен ангелами на лоно Авраамово. Стефан перед смертью «увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деяния 7:55). Иисус с почестями принимал Своего верного слугу, но не подходил к нему лично.

Наша смерть и приход Господа — это совершенно противоположные понятия. Нам не сказано ожидать смерти, мы освобождены от страха перед ней. Но нам велено ожидать пришествие Христа. Смерть — наш враг. Пришествие Иисуса — возвращение самого дорогого друга. Смерть — горечь утраты. Приход Иисуса — утешение скорбящим и противодействие смерти.

Если бы наша смерть и пришествие Господа имели хоть что-то общее между собой, то Павел написал бы фессалоникийцам: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды, ибо Господь пришел к ним, и вскоре прийдет к вам подобно в смерти, и вы навсегда объединитесь и будете вместе в смерти».

Написано так? Нет! Павел пишет: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фессалоникийцам 4:16-17).

И в 1 Послании к Коринфянам мы читаем: «…Тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (15:54). Здесь ясно, что главная мысль Павла не о смерти, но о том, что должно «поглотить смерть победою». Таким образом, если пришествие Христово поглотит смерть победою, то весьма ясно, что смерть и приход Господа не являются одним и тем же.

3. Говоря о Втором пришествии Господа, мы не имеем в виду духовное явление Иисуса через распространение Евангелия и развитие христианства по всей земле. Библия нигде не говорит о том, что это предопределяет приход Христа.

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откровение 1:7). Навряд ли «возрыдали» бы те, кто принял Евангелие, они, наоборот, ликовали бы при приходе Сына Божьего. Но они в страхе и смятении. «И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откровение 6:16).

Так и в книге Деяний мы читаем, что ангелы сказали ученикам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деяния 1:11). Здесь ясно говорится, что Иисус Сам лично явится нам и мы Его увидим, но ничего не сказано, что до этого Евангелие должно успешно распространиться по всей земле. Да, Благую весть необходимо услышать всем; истина Господа должна преобладать, дело Господа должно победить. Но Иисус Христос грядет, и Сам Он намного больше, чем Его истина и дело.

Глава 9. Никого не потерять!

Существует мнение, что учение о Тысячелетнем Царстве является современным изобретением. Его сторонники утверждают, что Библия ничего определенного о «тысячелетнем царстве» не говорит.

Но в главе 20 Откровения мы читаем, что Христос будет царствовать на земле со Своими святыми тысячу лет после первого Воскресения. Это будет время победы, радости и славы. Ниже перечислены семь относящихся к этому времени событий:

1. Воскресение и воссоединение святых.

2. Награда святых и их царствование.

3. Изгнание Сатаны с земли.

4. Личное пребывание Иисуса Христа на земле.

5. Победа над всеми врагами и всемирное царство праведности.

6. Тысячелетнее царствование Христа.

7. Бунт Сатаны и грешников и затем окончательный суд над нечестивыми.

Даже если бы в Библии не было других упоминаний об этом благословленном времени, то перечисленных событий все равно было бы достаточно, чтобы определить этот период великой славы и счастья. Но более того: эти события названы золотой эпохой, о которой пророки писали как о времени, когда «земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» (Аввакум 2:14).

Глава 9. Никого не потерять!

«Придет Христос до или после Тысячелетнего Царства?» — этот вопрос вызывает много споров.

1. Писание ясно говорит, что Христос придет до Тысячелетнего Царства. Ведь пришествие Господа установит этот тысячелетний период благоденствия. В Библии подробно описывается, как Христос сойдет с небес на землю, как затем произойдет покорение и наказание врагов Иисуса, заключение Сатаны в оковы, воскресение святых и их царствование со Христом тысячу лет.

Можно было бы предположить, что Господь придет после Тысячелетнего Царства, и описание Его прихода в Библии — это лишь образ, касающийся духовных сфер. Но если описание такого значительного события лишь образно, то подвергается сомнению все, о чем так определенно и точно говорит Писание. И если это не в прямом смысле пришествие Христа, воскресение святых и Тысячелетнее Царствие, то получается, что мы вообще не знаем, о чем говорит Библия.

2. Постоянное употребление слова «бодрствуйте» является еще одним доказательством того, что Христос придет перед наступлением Тысячелетнего Царствия. Не один раз Библия повелевает нам бодрствовать в ожидании пришествия Господа. А если бы тысячелетний период был перед приходом Христа, то нам повелевалось бы бодрствовать в ожидании этого тысячелетия. Как бы «бодрствовала» ранняя церковь, да и мы с вами, если бы знали, что еще целое тысячелетие предшествует приходу Господа?

Часто можно услышать такое возражение: «Прошло уже десять веков, а Христос так и не пришел». Да, но это не значит, что приход Господа не приближается. Пришествие Христа может произойти в любой момент, а может задержаться еще на многие годы. Но не стоит полагать, что это событие произойдет во времена весьма отдаленные. Только Бог знает точный час прихода Своего Сына и хочет, чтобы Его Церковь всегда ожидала Христа, бодрствуя днем и ночью, утром и вечером.

Если бы было известно точное время пришествия, то Божий замысел был бы разрушен, и Церковь могла бы начать устраивать собственное царство без Христа. Именно так поступила католическая церковь, когда в X веке папа Гильдебранд объявил, что Христос уже присутствует через Своего наместника. Даже некоторые учителя протестантской церкви взяли на себя ответственность заявить, что этот век прогресса является первым периодом Тысячелетнего Царства.

3. Еще одно доказательство того, что Христос придет перед Тысячелетним Царством, находится в притчах Самого Иисуса. Христос рассказывал, что будет происходить в последние времена, и Сам говорил о признаках Своего пришествия.

Давайте рассмотрим несколько четких образов в притчах Иисуса:

• Иное семя упало при дороге, и птицы склевали его; иное упало на места каменистые и погибло; иное было заглушено терниями; иное упало на добрую почву и принесло плод.

Враг посеял между пшеницей плевелы, и то и другое растет вместе до жатвы.

• Церковь, как горчичное зерно, внешне растет и набирает силу, но внутри полно закваски.

• Истина и чистота подобны сокровищу и драгоценной жемчужине, что так трудно найти.

• Невод захватывает разных, и только ангелы отделяют злых от праведных.

Вчитайтесь в этот перечень — и вы увидите картину, совсем не похожую на наступление Тысячелетнего Царства. Это картина вероотступничества перед приходом Господа. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12), «…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тимофею 4:1), «…в последние дни наступят времена тяжкие» (2 Тимофею 3:1).

Будет много членов церкви, имеющих «вид благочестия», которые на самом деле будут врагами креста Христова, «силы же его отрекшиеся» (2 Тимофею 3:5).

Не святой и счастливый мир будет ожидать с нетерпением своего Царя. «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Петра 3:10). «Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фессалоникийцам 5:3). Произойдет все так, как было во дни Ноя и во дни Лота. Господь даже спрашивает: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Луки 18:8).

Вот какова картина будущего на земле до пришествия Христа. Совершенно не похоже на Тысячелетнее Царство, якобы начавшееся до прихода Господа. Нет, не череда восемнадцати веков приближает нас к духовному Царству тысячи лет. А если бы было так, то неужели это — то наилучшее, что Бог приготовил нам? Тогда Библия — поэтические грезы, а все пророчества Писания — поэтическое преувеличение.

Слава Богу, Христос грядет, и Его Царство превзойдет все наши ожидания и затмит все наши представления о Нем.

Глава 9. Никого не потерять!

Против учения о Втором пришествии Христа приводят следующие доводы.

1. Утверждают, что это учение порочит работу Святого Духа. Сторонники такого взгляда думают, что Святому Духу предназначено обратить весь мир, а учение о приходе Христа подвергает сомнениям способность Духа исполнить такое поручение без дополнительной помощи.

В ответ достаточно сказать, что предназначение Святого Духа — не обращение мира. Господь поручил призвать из мира Церковь Христову и приготовить ее во имя Господа. И когда все, кто примет Христа Спасителем, будут призваны, возрождены и научены, настанет следующий период. Это будет время, когда Иисус придет, чтобы царствовать, и вернет Своим людям, жившим в далекой древности, их привилегии и права. Но и тогда работа Святого Духа не прекратится. Дух Божий всегда будет с нами, и в грядущем будущем Он безгранично будет проявлять Свою благодать и силу.

2. Кроме того, говорят, что учение о пришествии Господа угашает дух христианских миссий и лишает церковь ее славных надежд и планов для дальнейшей деятельности. Напротив, это учение открывает будущее величественной славы Церкви по пришествии Христа. Оно побуждает Церковь идти вперед, чтобы ускорить приход Царя и приготовить мир к Его возвращению. Вдохновляя Своих учеников на эту работу, Христос сказал: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Матфея 24:14).

Множество миссионеров в разных странах мира верят в пришествие Господа и собираются с воодушевлением трудиться дальше. Они сознают, что их задача — не обратить весь мир, а благовествовать миру, чтобы каждый, кто желает, мог спастись. Эти люди были бы в смятении и в страхе перед будущим, если бы чувствовали, что мир должен ждать, пока не совершится его полное спасение, пока третья часть его населения в каждом столетии уходит в вечность неспасенной.

Пришествие Христа не остановит работу миссии. С приходом Господа благовествование, наоборот, будет во всей силе и славе, так что многие язычники придут ко Христу, и все народы благословятся в Нем, и все люди назовут Его Благословенным. Все Божьи дети, чьи сердца болят за погибающее в грехах человечество, должны с радостью и надеждой ожидать этого времени.

3. Противники учения о пришествии Христа утверждают, что оно ведет к фанатизму. Да, исказить можно все что угодно, но в здоровой вере и библейской обоснованности этого учения нет ничего, чтобы призывало бы к безрассудству или самонадеянности. Давайте не будем пророчить от себя и мудрствовать сверх того, что написано.

Мы должны избегать дьявольских уловок, пытающихся увести нас от полноты Божьей истины и свидетельства Христова. Божья истина сделает нас особым народом. Она освободит нас от различных искушений мира и отделит нас от него. Эта истина сделает нас непохожими на заботящихся только о себе и своем комфорте христиан. Эта истина зажжет наши сердца желанием служить Богу и спасать погибающих. А если это фанатизм, то такой фанатизм мы приветствуем.

4. Учение о Тысячелетнем Царстве обвиняют в грубости и материализме. Заявляют, что оно способствует плотским и земным надеждам человеческого сердца. Это учение сравнивают с честолюбием молодых апостолов, за которое упрекал их Иисус, говоря им искать духовного царства и небесной обители. Но если тогда ученики Христа впали в одну крайность, не впадают ли сейчас в другую крайность те, кто выдвигает такие возражения? Не является ли духовное первой потребностью, а лишь потом материальное? Не сначала ли воскресение души, а потом — тела?

Мы не учим никаким упрощенным или материальным представлениям о Тысячелетнем Царстве. Тела святых будут духовны и подобны телу Христа. Ведь Сам Христос вознесся на небеса в теле человеческом. Господь сделал тело человека венцом всех творений. И когда учение о Тысячелетнем Царстве обвиняют в материализме, то не становится ли это попыткой быть более духовными, чем наш Господь? Все должно быть духовным, и конечная цель искупления состоит в том, чтобы «дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес- салоникийцам 5:23) и чтобы «славою Его наполнилась земля» (Аввакум 3:3).

Глава 9. Никого не потерять!

О дне и часе том никто не знает, но дети Божьи «не во тьме, чтобы день застал вас, как тать» (1 Фессалоникийцам 5:4). Приближается конец, «и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют» (Даниил 12:10).

Писание не указывает точного дня прихода Христова, но говорит об очередности событий, которые произойдут при пришествии Царя. Сначала Христос придет за ожидающими Его святыми, которые вместе с уже умершими детьми Божьими будут вознесены, чтобы встретить Царя в воздухе. Грешный мир, неискренние христиане и их церковь и множество людей будут продолжать жить, как прежде, и едва ли им будет недоставать той малой горсточки, которую возьмут на небо. Затем будут суды, предостережение, и все закончится пришествием Христа в силе и славе. Произойдет праведный суд Господа против Его явных врагов, и начнется личное царствование Христа.

Таким образом, Христос явится два раза: сначала Господь придет к Своим верным последователям, а потом Иисус явится всему миру. В первый раз Он придет как Жених, а во второй — как Царь и Судья. Поэтому признаки Первого пришествия Христа отличаются от признаков Второго. Первый приход Христа не так четко определен, как Второй. Пришествие Господа к Своей истинной Церкви может произойти в любой момент. Многие из основных признаков Его Первого прихода уже исполнились.

Например:

Глава 9. Никого не потерять!

2. Сбываются пророчества о жизни еврейского народа. Иаков заново поворачивается к Вефилю, и Иерусалим вновь облачается в нарядные одеяния. Еврейский народ собирается на земле предков, и это вызывает зависть у народов, которые, сами не зная того, ускоряют исход и исполнение пророчеств.

3. Заметны признаки в научной и технической сферах деятельности человека. Весьма повысился уровень научного познания. Возникло множество различных учений, зачастую противоречащих друг другу. Так, одни говорят об эволюции, а другие утверждают, что природа неизменна и материальна и все продолжает существовать, как и существовало.

4. Но особенно явно видно исполнение пророчеств о моральном и нравственном состоянии человечества. Так, предсказанное отступление от веры уже давно началось. И сейчас более чем когда-либо, очевидно, что «нечестивые же будут поступать нечестиво» (Даниил 12:10).

5. Сбываются предсказания и о состоянии церкви: мирская суета наполнила церковь, угасает ревность, и к святой жизни стремятся лишь немногие; растет миссионерское движение. Исполняются все пророчества, которые указывают на близкое пришествие Сына Человеческого.

6. Сейчас дети Божьи ожидают пришествие Господа с таким же убеждением и искренностью, как ждали прихода Мессии в Иудее и в языческом мире перед рождением Иисуса в Вифлееме. Утренняя звезда на востоке. «Дети света» видели эту звезду. Пронесся уже глас: «Ночь прошла и близится день». Вскоре Солнце озарит мрачное небо, и Его свет — свет славы Тысячелетнего Царства — наполнит землю.

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С ПРИХОДОМ ЦАРЯ

1. Вернется Сам Иисус Христос! Великая радость наполнит всю землю. Не царственные одеяния и венцы, не воскресшие тела и даже не встреча с умершими друзьями будет главной причиной нашего ликования. Наша безграничная радость будет оттого, что мы «увидим Его, как Он есть» (1 Иоанна 3:2).

2. Мы встретимся с нашими умершими друзьями. «…И умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фессалоникийцам 4:146). Некогда умершие, они опять будут живы. С приходом Христа воскресшие из мертвых будут величественно красивы, и мы узнаем их и навсегда будем вместе. Это будут дети Божьи, жившие во все века: как в недавнем прошлом, так и в глубокой древности. Это будут те мужчины и женщины, с которыми мы мечтали встретиться. Соберется вся огромная Божья семья!

3. По пришествии Царя мы получим духовное совершенство. Мы станем подобны славному образу Иисуса, освободимся от ошибок, изъянов и недостатков. Ни одно искушение не будет способно сломить нас. Дождавшись своего Царя, дети Божьи будут переполнены благословениями и облачены в совершенство Христа. Мы познаем Его, как познаны Им, станем святы, как свят наш Бог, будем обладать силой, кротостью и совершенной любовью нашего Господа. Вся вселенная будет смотреть на Церковь Христа. Рядом со славой Агнца станет красоваться Невеста.

4. С пришествием Господа мы получим совершенные тела. Мы будем в полной мере жить воскресшей жизнью Иисуса. Забыв боль и слабость, мы станем безгранично сильными. Наши сердца забьются в ритме вечной жизни. Пространство и расстояние перестанут иметь для нас значение, а закон тяготения удерживать обновленные тела. Мы превратимся в совершенное орудие нашего возвышенного духа и точное отображение славного Тела Христа.

5. С приходом Вечного Царя мы не будем праздно проводить время, упиваясь восторгом. В Царстве Христа дети Божьи займутся славным служением. Став сотрудниками Господа, мы примем участие в управлении Царством. Возможно, Господь позволит нам осуществить наши мечты. Это будут дни, когда мы, не ограниченные временем и пространством, обладающие беспредельными способностями и возможностями, сумеем исполнить все, чего мы так сильно желали и к чему так сильно стремились на земле. Все станет возможным со всемогущей помощью Христа. Какое великое благословение — служить Христу, благословлять других, трудиться на земле, чтобы привести человечество к счастью, праведности и вновь обретенному раю.

6. С приходом Господа Сатана будет изгнан с земли. Злейшего врага человечества, держащего мир в темноте и оковах рабства, скует сила Христа. Только представьте, как все будет, когда весь мир освободится от Сатаны! Не станет дьявола, его козней, и не надо будет постоянно находиться на страже против его уловок. О, Бог наш, ускорь этот день!

7. С приходом Господа весь мир будет осыпан благословениями. Закончатся страдания и завершится трагедия греха. Исчезнут тюрьмы и больницы. Христос свяжет и заключит дьявола и его приспешницу смерть в темницу. Приход Царя украсит и прославит лицо земли, приведет к Богу погибающие народы, прольет свет и радость там, где сейчас горе и несчастье.

Глава 9. Никого не потерять!

1. Царь грядет, и мы должны быть готовы встретить Его. «Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откровение 19:7-8).

Слава Богу, что Он дал нам облечься в виссон чистый. Невеста готовится к свадьбе. Как только невеста будет готова, состоится свадьба. Давайте же наденем эти чистые одежды и ускорим пришествие Царя.

2. Ожидая Христа, мы должны бодрствовать. «Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откровение 16:15). Мы ни на минуту не должны снимать свадебное одеяние. Давайте всегда помнить слова Господа: «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Луки 21:28).

3. Мы должны быть верными своему Царю до конца. С приходом Господа верные слуги Христа получат награду. «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду» (2 Иоанна 8). «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откровение 3:11).

В Древнем Риме целый отряд солдат был приговорен к смерти за веру в Иисуса Христа. Приговоренным предоставили выбор: либо они отрекаются от своей веры, либо погибают от холода посреди замерзшего озера. Но солдаты наотрез отказались предать Христа. Настала ночь. Солдат вывели на середину ледяного озера и оставили на мученическую смерть. Усилился мороз, и часовой увидел парящих ангелов над тем местом, где замерзали солдаты. Как только один из мучеников падал, ангелы поднимали его, надевали ему на голову венец и несли его на небо. На небе раздавалось пение. Вот остался последний мученик, и его венец висел в воздухе. Часовой был захвачен зрелищем. Вдруг раздались шаги и… последний из сорока солдат вышел на берег. Он ушел, решив предать Христа, чтобы сохранить себе жизнь. В изумлении посмотрел на него часовой: «Глупец, видел бы ты то, что видел я! Тогда ты не потерял бы свой венец. Но твой венец не пропадет. Займи мое место, а я с радостью займу твое». И навстречу смерти и славе устремился бывший часовой. «Сорок мучеников и сорок венцов», — раздалось небесное пение, неслышное для простого уха.

«Будь верен до смерти и получишь венец жизни», — гласили небеса.

4. Будем усердными, ибо Царь грядет. Еще многое надо сделать. Но мы можем ускорить наступление дня пришествия.

Мир нужно предупредить о приходе Великого Царя. Церковь должна подготовиться, чтобы встретить Господа. Пробудись, христианин! Отдай Господу свои силы, способности, средства и время. Неси Благую весть тем, кто о ней еще не слышал. Иди сам, если можешь. Пошли другого, если не можешь пойти сам. Важна каждая минута, каждый день значит многое — ведь это время приготовления к приходу нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!