6. Оберегаемые

«По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тимофею 1:12).

«Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению… «(1 Петра 1:5).

Известно, что чем ценнее сокровище, тем больше оно оберегается. Представим, что во 2 Послании к Тимофею Павел пишет о банковском вкладе: «Он способен сохранить мой вклад на оный день”. Когда большое количество слитков золота перевозят из хранилища одного банка в хранилище другого, то машина с драгоценным металлом сопровождается большой вооруженной охраной, и сокровище прячут в помещении с неприступными запорами, решетками и стенами.

Теперь представим себе хорошую военную охрану. Слово «сила» может вызывать образ крепкой армии. Давайте согласно этому образу прочтем стих из 2 Послания Петра: «Силою вооруженных Божьих войск охраняемые через веру ко спасению» (2:11). Не секрет, что для охраны мест особо важного стратегического назначения идут большие затраты на вооружение и укрепление.

В Святом Писании часто встречается образ пастыря и стада, когда говорится об охране: «Слушайте слово Господне, народы, и возвестите островам отдаленным, и скажите: Кто рассеял Израиля, Тот и соберет его» (Иеремия 31:10).

Но какой бы образ ни использовался, идея заключается в том, что Божьи дети оберегаются Небесным Отцом. На протяжении уже многих веков Бог хочет, чтобы Его народ во всех страданиях и испытаниях верил в Его защиту. Господь силен сохранить то, что мы Ему вверили на «оный день». Рассмотрим некоторые великие Божьи обетования о том, что Господь бережет Свой народ.

1. Бог сохранит нас, куда бы мы ни пошли и где бы мы ни были. Первое обетование нашего божественного Хранителя было обращено к Иакову, когда он был в сильном страхе и одиночестве: «И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, чтб Я сказал тебе» (Бытие 28:15). И Бог сдержал Свое слово! Где бы ни был Иаков, провидение определяло его жребий. Везде — и в земле Лавана, и в городе Сихем, и в земле Гесен — Бог обетований хранил Иакова.

Нельзя сказать, что Иаков был чем-то привлекательнее других или заслужил особое Божье внимание. Он был «червь Иаков», но Господь любил его Своей безусловной любовью и хранил его, направляя, и даже подготовил его, чтобы он был главой Израильских колен. И настал тот день, когда Иаков сказал: «Бог, пред Которым ходили отцы мои, Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла» (Бытие 48:15- 16а). Мы можем оказаться в чужих, трудных и опасных краях в полном одиночестве, но если возьмем с собой Бога Иакова, как нашего Бога обетований, то без всякого страха мы можем уповать на эти произнесенные в древности слова: «И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь… ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе» (Бытие 28:15).

2. Господь хранит нас, как зеницу Своего ока. «Храни меня, как зеницу ока» (Псалом 16:8). Какой красивый образ! Ведь глаз чувствителен к малейшей инородной частичке. Веко инстинктивно закрывается даже при приближении предмета. Реакция происходит мгновенно и непроизвольно, не оставляя времени на обдумывание.

Псалмопевец говорит, что мы так же дороги Богу, как нам дорог наш глаз. Мы являемся неотъемлемой частью Тела Христова, как если бы были хрусталиком в Его глазу. С быстротой защитной реакции глаза действует наш Господь, когда нам угрожает опасность. И Бог так же чувствителен ко злу, которое может повредить нам, как чувствительны мы к пылинке в своем глазу.

3. Бог хранит нас под Своим покровом. «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сению от пререкания языков» (Псалом 30:21). Богу нетрудно воздвигнуть Свой покров даже в самом отдаленном и пустынном месте, чтобы скрыть Своих детей от опасности под Своей сенью.

Эта история произошла в Шотландии, когда истинных поклонников Отца Небесного жестоко преследовали. Группа верующих собралась для поклонения в горной долине. Вдруг раздался крик часового, предупреждающего, что приближается карательный отряд солдат. Бежать было некуда. Дети Божьи пали на колени и молились об обетовании словами из этого чудесного псалма: «Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских…”. Сразу же среди холмов стал собираться густой туман, характерный для Шотландии, и все покрылось непроницаемой завесой. Враги в смятении сбились с пути, а верующие тем временем тихо ушли незамеченными по знакомым тропинкам в горы. Бог скрыл Своих детей под Своей сенью.

Нас, может быть, не будут преследовать такие жаждущие крови враги, но злые языки ранят очень сильно. Псалмопевец часто взывает о защите против смертоносных слов человеческих: «Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми» (Псалом 119:3-4). Но Отец Небесный способен защитить нас от лукавого языка и оградить благословениями от любого удара человеческой клеветы.

«Пусть злословит», — говорит Давид, когда его люди хотели заставить замолчать Симея, поносящего его в горестный час. «Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие» (2 Царств 16:11-12). «Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Петра 4:19).

4. Бог сохранит нас в совершенном мире. «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он» (Исаия 26:3). Совершенный мир — это мир с Богом и мир от Бога. И об этом обетовании, данном еще в Ветхом Завете, пишет апостол Павел: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, — и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Филиппийцам 4:6-7).

Пророк Исаия и апостол Павел говорят об одном и том же мире, об этом глубоком божественном покое, который дает нам Христос, живя в нашем сердце. Божий мир не является результатом размышлений или чего-то виденного воочию. Настоящий Божий покой царит в сердце, когда вокруг все темно, зыбко и нам не на что опереться, кроме как на Слово Божье.

Город Иерусалим был окружен войском царя ассирийского Синнахирима. Казалось, что нет спасения для города, но Господь сказал через Своего пророка: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним; потому что с нами более, нежели с ним: с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского» (2 Паралипоменон 32:7-8). Обратите внимание на следующие слова: «подкрепился народ». Ассирийские войска все еще стояли у города, опасность казалась неминуемой, но в сердце народа, вопреки всему очевидному, была уверенность, что Бог защитит и спасет.

И далее мы читаем, что Богу Саваофу было достаточно послать одного ангела, чтобы полностью истребить огромное войско (см. 2 Паралипоменон 32:21). Итак, мы видим, что Божий мир приходит через веру, а не через видимое, и царит он в сердце, потому что «Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире; ибо на Тебя уповает он» (Исаия 26:3).

Однажды был проведен конкурс на лучшую картину с изображением «мира». В заключительном туре рассматривались два полотна. Одно из них изображало красивый пейзаж: лесистая долина, небольшая речка с заросшими мягким мхом берегами, птицы, играющие счастливые дети, белые овечки, пасущиеся на зеленом лугу. Ну просто идиллия! Однако приз был присужден второй картине. На ней было бушующее море с огромными бьющимися о голую скалу волнами. В свинцовом небе в смятении кружили чайки. Вдали виднелся накренившийся на сторону корабль с порванными бурей парусами. Такая картина могла изображать что угодно, но только не мир и покой! Но высоко над вздымающимися волнами и бурлящей пеной, в расщелине голой скалы, в укрытии от бури ютилось маленькое гнездо. Белая голубка мирно распростерла мягкие крылья над своими птенцами…

В Послании к Филиппийцам очень красиво написано о Божьей защите Божьим миром, который «соблюдает», т.е. бережет и охраняет наше сердце и наши мысли (см. Филиппийцам 4:7). Господу необходимо так защищать нас не от внешнего, но от внутреннего врага. Никто извне не сможет нам повредить, если мы оберегаемся совершенным Божьим миром внутри. Причем заметьте, что в нашей крепости есть два объекта, которые необходимо охранять и защищать: сердце — место сомнений, страхов, забот и разум — источник суетных и беспокойных мыслей, влекущих нас к чему угодно, только не к Богу. Божий мир может успокоить все наши помыслы и сохранить нас в совершенном покое.

5. Бог оберегает нас Своей силою. «Силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время» (1 Петра 1:5). Выше, в стихе 4, Петр пишет о нашем небесном наследстве, которое сохраняется для нас. Далее, в стихе 5, читаем, что мы также сохраняемся для наследства.

В Послании к Филиппийцам мы изображены в виде войска мира, которое оберегает крепость от внутреннего врага, а в 1 Послании Петра — в образе войска силы, защищающего укрытие от внешнего врага. Войско мира охраняет крепость изнутри, а войско силы — стены крепости снаружи. Чтобы сделать образ еще ярче, можно добавить, что в греческом тексте слово «сила» имеет значение «динамит». Да это же войско небесной артиллерии!

Когда английская армия под руководством лорда Китченера впервые встретилась в Судане с огромной армией непобедимого вождя Мади, то численность войска англичан в десять раз уступала африканскому. Африканцы с яростью бросились на маленький отряд англичан. В полном исступлении они неслись на лошадях с криками и развевающимися яркими знаменами. Англичане же с уверенностью и спокойствием подпустили этот устрашающий легион поближе, не сомневаясь в своей победе, зная, что обладают силой, перед которой не устоит эта многочисленная орда. Африканцы пошли в бой с устаревшими мушкетами и винтовками, в то время как англичане защищали свой лагерь орудиями современной артиллерии. И вот застрочил пулемет, ударили пушки, и град пуль и снарядов обрушился на черное войско, которое начало редеть на глазах. Простая человеческая смелость и отвага не устояли перед силой динамита…

Бог охраняет нас Своим небесным мощным орудием — силой Духа Святого, и, подобно англичанам, мы должны быть уверены в силе этого орудия. Нам надо полностью полагаться на огромную силу Духа Святого и идти вперед с боевым девизом: «Благодарение Богу, Который всегда дает нам торжествовать во Христе» (2 Коринфянам 2:14).

6. Господь способен сохранить нас от зла в этом лукавом мире. Иисус молился о Своих учениках: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Иоанна 17:15). Христос просил, чтобы Бог защитил Его учеников от зла как бы с двух сторон: с одной стороны, чтобы Отец сохранил от смерти и болезни, и всего того, что может взять нас из мира; с другой стороны, чтобы оградил от лукавого мира, т.е. от самого лукавого — Сатаны.

Зло не абстрактно — это сам дьявол, противник, кто «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петра 5:8). Но Божья сила и охрана стоят между нами и дьявольской всепожирающей пастью. Сатана — побежденный враг. Мы должны относиться к нему, как к поверженному противнику, и идти вперед, несмотря на все его уловки. Ведь мы обладаем полным правом на победу во имя Победителя, Господа Иисуса Христа.

Иногда дьявол атакует нас, пытаясь привести в смятение своими кознями или устрашить своими огненными стрелами, но со щитом веры мы можем твердо стоять против всех его выпадов. Нам не надо слишком ужасаться дьявола. Некоторые так боятся лукавого, что своим страхом препятствуют Господу действовать против Сатаны в их жизни. Опасаясь фанатизма из самых лучших побуждений, многие люди не приняли полную силу Святого Духа. Давайте с дерзновением приступим и возьмем у Господа все, что у Него есть для нас, и доверим Богу сохранить нас от всего ложного и фальшивого.

Если мы просим хлеба, Господь не даст нам камень. Если мы просим рыбу и действительно желаем того, чего желает Сам Господь, то Он никогда не даст нам змею (см. Матфея 7:8-11).

Во имя Иисуса Христа и через Его драгоценную кровь Бог сохранит и защитит нас от лукавого.

7. Бог силен сохранить нас от падений. «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости…» (Иуды 24). Я думаю, что слово «падения» не передает всего значения мысли, заключенной в этих стихах. Мне кажется, что слово «преткновений» выражает идею лучше и ближе к оригиналу. Конечно, Бог силен сохранить нас от погибели и великих падений. Многие христиане согласны выбиваться из последних сил, лезть из кожи вон, лишь бы выдержать. Но это довольно жалкое стремление. Ведь Бог способен сохранить нас даже от малейшего преткновения, чтобы «поставить пред славою Своею непорочными в радости».

8. Бог силен уберечь нас от прикосновений лукавого. «…Рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1 Иоанна 5:18). Господь дает нам обещание в этом стихе, что единородный Сын Божий сохранит верующих в Него даже от прикосновений лукавого. Это похоже на историю о мухе, которая находится на одной стороне стекла, и птице — на другой. Птица устремляется к своей добыче, стремясь поймать ее. Муха дрожит от страха. Но зря птица бьет крыльями и рвется изо всех сил — муха сидит все на том же месте. Секрет в том, что между птицей и мухой стоит преграда, о которой птица не знает, а муха от ужаса забыла.

Слава Богу: когда дьявол делает свои злейшие выпады, перед нами стоит Христос. И, чтобы достать нас, Сатане надо пройти через Христа, а это ему не под силу. И если мы будем твердо уверены в защите Господа, то сатана натерпится страха больше, чем мы.

9. Бог силен защитить Своих слуг. «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Исаия 42:6). Это благословенное обетование сначала относилось к Господу Иисусу Христу. Но сейчас оно обращено к каждому истинному Божьему служителю, кто пребывает в Господе и трудится на Его ниве. Бог держит Своих верных слуг за правую руку и говорит: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (1 Паралипоменон 16:22).

Безрассуден человек, который действует против истинных слуг Божьих. Мы должны быть осторожными в своих суждениях о служителях Господних. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Римлянам 14:4).

Если мы служим Христу с искренним сердцем, то не должны бояться людских осуждений. Отец крепко держит за руку Своих детей, бережно хранит каждого и говорит: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою» (Исаия 43:4); «От начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это?» (Исаия 43:13); «И Я вложу слова Мои в уста твои, и тению руки Моей покрою тебя, чтоб устроить небеса и утвердить землю и сказать Сиону: «ты Мой народ» (Исаия 51:16).

Один Божий солдат, стоящий за Иисуса Христа и доверяющий Ему, сильнее легиона врагов. Давайте доверять Господу, даже если друзей становится все меньше, а враги и опасности окружают со всех сторон. Небеса падут, и земля превратится в прах, но Иисус Христос будет все Тот же и никогда не оставит Своих верных слуг.

10. Бог защитит Свое дело, сохранит Свою Церковь, убережет Свой виноградник. «В тот день воспойте о нем — о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Исаия 27:2-3). Порой мы, слуги Божьи, думаем, что являемся хранителями Божьего дела. И мы взываем к Господу, чтобы Он присмотрел за Своей собственностью. Но Господь хранит и нас, и Свое дело: «Я, Господь, хранитель его… ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» (Исаия 27:2-3). Несомненно, кругом много врагов, опасностей, трудностей, но Господь все так же рядом. Такое короткое слово «Бог” несет в себе столько силы, что все страшные слова — «трудность», «разочарование», «испытание», «дьявол», «падение» — не способны запугать и остановить верных слуг Божьих.

В книге пророка Захарии начертан красивый образ, данный для утешения народа в трудное время. В начале пророк видел четыре острых сильных рога, которые все разбрасывали и сбивали на своем пути. Они надвигались со всех сторон: с юга, севера, запада и востока. Вот-вот, казалось, встретятся эти четыре страшных рога, и пророк окажется между ними.

Но затем картина меняется. Пророк вдруг видит четырех рабочих, идущих в те же стороны с орудиями: большим топором, острой пилой и тяжелой кувалдой. И слышит пророк стук топора и звон пилы, и рога теряют свои острые концы, и крошатся в порошок, и не могут больше никому повредить.

На каждый рог у Бога есть рабочий. И если тот труд, который мы выполняем, — Божий труд, то врата ада не одолеют его.

Бог силен сохранить все, что мы Ему доверяем: «По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тимофею 1:12).

Но как много мы доверили Господу?

[1] В английском и современном русском переводе Библии 1 Иоан­на 5:18 читается так: «Мы знаем, что тот, кто становится одним из детей Божьих, не упорствует в грехах. Наоборот, Сын Божий охраняет его, лукавый не может повредить ему» (прим. перев.).