16. Запутанные идеи о спасении

«Меня часто отсылают к притче о десяти девах»

Новости быстро распространялись даже в век до появления телекоммуникаций. Сразу после закрытия работы школы для служителей 1890 года участники, приехавшие сюда со всей страны, вернулись в свои дома, чтобы вновь взяться за труды. Несмотря на лучезарные статьи, опубликованные в «Ревю», из рассказов самих участников многие поняли, что не все прошло хорошо. Дж. С. Вошберн, который не смог присутствовать на собраниях из-за «болезни в семье», был одним из служителей, испытывавших глубокую озабоченность в связи с состоянием церкви. За год до этого он получил обильные благословения во время лагерного собрания в Оттаве, штат Канзас, где имело место духовное возрождение, и все еще жил под сенью этих благословений. Когда до него дошла информация из Батл-Крика, он «подумал, что там, в определенной мере, повторился Миннеаполис». Горя желанием узнать правду об этом деле и спросить, что именно Господь стремится сделать для Своего народа, Вошберн пишет письмо к Эллен Уайт:

«Дорогая сестра Уайт … В мае прошлого года я находился в Оттаве, Канзас, работал там в школе для служителей и был под самым глубоким впечатлением от проповедей пастора А. Т. Джоунса о праведности Христа и от наших разговоров с вами. Я думал с тех пор, … что в среде нашего народа прежде конца времени будет проведена особая работа по привитию истинной святости. Я подумал, что сейчас, боясь принять ложную святость, [мы] упустили весьма много особых благословений Божьих и, фактически, не приняли истинной святости. … Мне кажется, что Бог буквально держит над нашими головами великое благо, но ждет нашей готовности, прежде чем одарить нас им. И что это благословение и есть истинная святость; и что, когда мы приступим к своим обязанностям и привилегиям в этом плане, то наша работа пойдет вперед «с громким кличем». Правда это или ошибка? … Я устремляю взгляд в будущее, ожидая света по этому вопросу. Есть ли для нас свет? Мне воистину кажется, как никогда не было понятно прежде, что мы находимся в состоянии, о котором говорится в Откровении 3:14-17, и что пережитое нами в Миннеаполисе, а также в других местах и в другое время, является свидетельством того, что мы этого не поняли. И что с тех самых пор Христос советует нам купить золото и белую одежду и помазать глаза глазной мазью… Так ли это? … Если среди множества ваших забот и тягот вы сможете найти время, чтобы ответить на эти вопросы, ваш ответ будет принят с величайшей благодарностью».1

Хотя Эллен Уайт все еще страдала от изнеможения после стресса в школе для служителей, и от большой загруженности работой, она выделила время, чтобы ответить на это письмо.2 Она прочла его с удовольствием, «ибо сама мысль о том, что та работа, которую Дух Божий произвел в вашем сердце на собраниях в Канзасе, до сих пор не поблекла, доставляет огромное удовлетворение». Вошберн приобрел «представление о праведности Христа», которое не растерял, подобно «прочим, когда они соприкоснулись с не оценившими эту благословенную истину». Эллен Уайт убеждала Вошберна, что, коль скоро ему «было позволено находиться в присутствии Солнца правды», сделано это было не затем только, чтобы он «впитывал и скрывал в себе Его яркие лучи», но, чтобы мог «стать светом для окружающих». Затем, страница за страницей, Эллен Уайт излила ему свое беспокойство о церкви, которую так любила:

«Когда весть третьего ангела будет проповедоваться, как это должно, сила посетит ее провозглашение, и она приобретет прочное влияние. … Небо часто отсылает меня к притче о десяти девах, пять из которых были мудрыми, и пять — неразумными. Эта притча исполняется, и исполнится до последней буквы, ибо она имеет особую связь с нашим временем. …

«У противника в наших рядах есть свои люди, через которых он действует с целью подавить свет, которому Бог позволил просиять на сердца и озарить хранилища ума. Есть такие, кто приняли драгоценный свет о праведности Христа, но не поступают соответственно; они — неразумные девы. «…Того, кто утверждает, что верит в истину, но чей свет обратился тьмою, сатана использует как медиума, озвучивающего его ложь, и как проводника его тьмы. Таковые и впрямь — неразумные девы, возлюбившие тьму более света и бесчестящие Бога. … Все, кто презрел божественную благодать, предоставленную в их распоряжение, чтобы сделать их пригодными для небожительства, окажутся неразумными девами. …

«О состоянии церкви, представленном неразумными девами, также говорится как о лаодикийском состоянии. … Со времени сессии в Миннеаполисе, как никогда раньше, я вижу церковь в лаодикийском состоянии. Я слышала укор Бога, обращенный к тем, кто вполне доволен собой, и не знает своей духовной нищеты. … Подобно иудеям, многие закрыли глаза свои, чтобы не видеть; но сейчас существует такая же великая опасность, … какая существовала, когда Он был на земле. … 3

«Те, кто осознает свою нужду в покаянии пред Богом и в вере в Господа нашего Иисуса Христа, будет сокрушен душою, и раскается в своем противления Господню Духу. Такие люди исповедают свой грех отказа от света, который Небеса так милостиво послали им, и оставят грех, огорчавший и оскорблявший Духа Господня».4

Новое издание «Великой борьбы» (1888 года) содержало несколько глав, упоминавших притчу о десяти девах и ее пророческое исполнение во время полночного крика 1844 года – «…вот жених идет». Летом 1844 года «образовались два класса христиан, представленные мудрыми и неразумными девами». «Мудрые девы» приняли благодать Божию, восстанавливающую и просвещающую силу Святого Духа, делающую Его слово светильником ноге нашей и светом стезе нашей». Благодаря серьезному исследованию, последовавшему за великим разочарованием, те, у кого было небесное масло, пришли к выводу, что Христос начал свою работу во святом святых, где должна состояться брачная церемония, и они «вошли с Ним».5

Незадолго до Генеральной конференции 1888 года Эллен Уайт через сон было дано знать, что «пришло время, когда храм и поклоняющиеся в нем должны быть измерены». Все небо пришло в движение.6 После конференции в Миннеаполисе Эллен Уайт снова и снова пыталась помочь братьям понять, что Бог стремится подготовить народ к тому, чтобы он могли выстоять в тот день, когда Он вернется «с брачной церемонии» (Луки 12:36). Бог искал их сотрудничества в окончательной работе искупления и послал «драгоценную весть», «призывавшую народ принять праведность Христа, которая проявится в послушании всем заповедям Божьим».7 Бог желал передать это небесное масло, которое есть не только «символ Святого Духа»; оно и сама «праведность Христа. Оно символизирует характер».8

Но – увы! – эта самая весть оказалась презираемой и отвергнутой. Не удивительно, что Эллен Уайт утверждала, что притча о десяти девах «исполняется и исполнится до последней буквы», ибо она имеет особую связьс тем самым временем.9 Те, кто «презрел божественную благодать», кто «утверждает, что верит в истину, но чей свет стал тьмою», и те, кто «приняли драгоценный свет о праведности Христа, но … не поступают соответственно, «все в равной степени — «неразумные девы». Они виновны в погружении церкви в лаодикийское состояние.10

Эллен Уайт предупредила Вошберна, что сатана стремится привнести замешательство через ложные идеи о спасении. Даже «Евангелие истины» было «загрязнено»:

«Мудрые ли мы девы, или же должны быть отнесены к числу неразумных? … Идущий в религии Христа за большинством набит идеями и теориями, смесью истины и заблуждения. Некоторые, чтобы спастись, пытаются стать достаточно хорошими. … Епитимьи, умерщвление плоти, постоянное исповедование грехов без искреннего раскаяния; посты, фестивали и внешние обряды, — и все это без истинной посвященности, — не имеют никакой ценности. Достаточно жертвы Христа. … Неспособность увидеть ценность жертвы Христовой оказывает пагубное влияние … Она приводит нас к принятию нездоровых и опасных теорий спасения, приобретенного для нас бесконечно дорогой ценой.11

«Причина, почему церкви слабы, больны и близки к вымиранию, заключается в том, что противник оказал влияние обескураживающего характера и тем придавил дрожащие души. Он стремился и стремится удалить из их поля зрения Иисуса как Утешителя, как Того, Кто порицает, предупреждает, увещевает их, говоря: «Вот путь, идите по нему…». … Сатана достиг величайшего успеха, втиснув себя между душой и Спасителем.12