Примечания к Главе 16

1. Дж. С. Вошберн — к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 апреля 1890 года; в “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 174.

2. К сожалению, Вошберн так и не получил ответа от Эллен Уайт. К началу июня, после смерти матери, он находился в весьма «удрученном состоянии». Дж. Х. Дэрланд сообщает, что Вошберн «сказал, что ему хочется все бросить. … Он откровенно говорил о неблагоприятном влиянии руководящих служителей конференции в отношении Свидетельств». К счастью, после того, как Дэрланд провел с Вошберном «почти полдня», тот начал видеть свет и … вернулся в палатку, радуясь» (Дж. Х. Дэрланд — к О. А. Олсену, письмо от 2 июня 1890 года). Наконец, в сентябре Вошберн пишет Эллен Уайт второе письмо. Она ответила в тот же день, объясняя, что произошло: «Ответом на Ваше письмо была статья в газете [«Ревю энд Геральд» за 19 и 26 августа 1890 года]. Я написал ее как личное письмо задолго до того, как она появилась в«Ревю»; но, когда я прочитала его некоторым из наших братьев, они убеждали меня опубликовать его в газете, чтобы и другим была от него польза, и я согласилась». Эллен Уайт согласилась на это, но «не могла объяснить задержку», ибо «никакой задержки в публикации этого материала» не должно было быть. Мало того, что Вошберн не получил копии письма, но и само письмо было опубликовано в «Ревю» только 19 и 26 августа 1890 года, через четыре месяца после того, как Эллен Уайт его написала (Эллен Г. Уайт к Дж. С. Вошберну, письмо 36а от 18 сентября 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр 708).

3. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа», «Ревю энд Геральд» за 19 августа 1890 года, стр. 497. Вступительное слово к статье в «Ревю» за 19 августа 1890 года поясняет, что изначально это было личное письмо, написанное в ответ на вопросы Вошберна. Завершающая статья, вышедшая 26 августа 1890 года, не повторяет эту информацию, но представляет собой часть письма, включенного Эллен Г. Уайт в сборник “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 695-696.

4. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа (окончание)», «Ревю энд Геральд» за 26 августа 1890 года, стр. 513; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 695-696.

5. Эллен Г. Уайт, «Великая борьба», стр. 427, издание 1888 года; см. также стр. 391-432.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 26, октябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр.157.

7. Эллен Г. Уайт, «Свидетельства для проповедников», стр. 92.

8. Эллен Г. Уайт, «Наглядные уроки Христа», стр. 407; «Свидетельства для проповедников», стр. 234.

9. Это — не последний раз, когда Эллен Уайт будет поражена исполнением данной притчи: «Мы видим, что исповедующие себя верующими представлены десятью девами, пять из которых были мудрыми, и пять — неразумными. Боюсь, что, в целом, это то, что в нас увидел Господь, — верующих, которые не были готовы. … Те, у кого после сессии в Миннеаполисе была привилегия — слушать слова, изрекаемые вестниками Божьими, … получили приглашение: придите, ибо уже все готово. …» Те, кто выдвигал различные оправдания своему пренебрежению и отсутствию реакции на приглашение, очень много потеряли. Через оправдание по вере и вмененной праведности Христа сиял свет» (Эллен Г. Уайт – к Дж. Э. Уайту, Письмо 86 от 26 сентября 1895 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 1455-1456).

10. Это еще раз опровергает утверждение о том, что весть 1888 года была принята, поскольку многие верили ей «теоретически» или выразили согласие с ней (см. главу 6). Каково же было средство от болезни? «Весть, посланная нам через A. T. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера, — это весть Бога к Лаодикийской церкви, и горе любому, кто исповедует себя верующим в истину, но не отражает на окружающих ниспосланных Богом лучей» (Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 24 от 19 сентября 1892 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 1052).

11. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа», «Ревю энд Геральд» за 19 августа 1890 года, стр. 497.

12. Эллен Г. Уайт, «Праведность Христа (окончание)», «Ревю энд Геральд» за 26 августа 1890 года, стр. 513; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 696.

13. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Записи в дневнике», 8 февраля 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 579; и Дэн Джонс – к Е. В. Фарнсворту, письмо от 9 февраля 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

14. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9, 3 февраля 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 537, 542.

15. Эллен Г. Уайт, Рукопись 36, без даты, 1890 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 811, 821-822. (Эта же рукопись опубликована в “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр. 15-28. Однако порядок параграфов отличается от того, что мы находим в “1888 Materials”, и это придает статье несколько иной акцент). Достойная сожаления проблемность богословия, продвигаемого Батлером, Смитом, Дэном Джонсом и многими другими, была отражена на первой гравюре “WayofLife”/«Путь жизни», изготовленной по заказу Джеймса Уайта в 1876 году. Стремясь возвысить униженный закон, сделав его центром своего богословия – как это видно из большого «древа закона» в центре картины, — они непреднамеренно сделали невозможным для верующих стать исполнителями закона в полном смысле этого слова, изъяв из фокуса Христа. Вторая картина «Путь жизни», основанная на пересмотренном Джеймсом Уайтом варианте, надлежащим образом отражала тот самый элемент, который Бог привносил в работу церкви через весть Джоунса и Ваггонера — Христа как Путь жизни. См. Главу 1, стр. 40, 41 и сноску 32.

16. Там же, стр. 810-816.

17. Там же, стр. 810-816.

18. Эллен Г. Уайт, «Покаяние — дар Божий», «Ревю энд Геральд» за 1 апреля 1890 года, стр. 193-194.

19. Эллен Г. Уайт, «Утренняя беседа», сказана 6 февраля 1890 года, опубликована в «Ревю энд Геральд» за 25 марта 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 548.

20. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 166. В своей книге “The 1888 MessagefortheYear 2000”/«Весть 1888 года – году 2000», Стив Волберг сосредотачивается главным образом на этом аспекте вести 1888 года, выявляя множество интересных и полезных тонкостей (стр. 17-25, 28-105). Необходимо помнить, однако, что этот аспект не является «итоговой суммой» данной вести; не является он, сам по себе, и достаточным для объяснения того, что произошло в Миннеаполисе и в последующие годы.

21. Эллен Г. Уайт, Рукопись 36, без даты, 1890 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 822; и “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр. 15-16.

22. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 674.

23. Эллен Г. Уайт, Рукопись 53, «Записи в дневнике», декабрь 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 783.

24. Смысл данного отрывка из дневника Эллен Уайт следует понимать в контексте всей записи. Она пишет о тех, кто боялся «слишком далеко зайти в вопросе оправдания верой»; о тех, кто «просто читал проповеди» и выдавал «дискуссионные» аргументы; о тех, кто отделял Евангелие от Закона; о тех, кто занимал «неверную позицию» в противостоянии по вопросу закона в Послании к Галатам». Именно в этом контексте она говорит: «…Многие совершают ошибку, пытаясь точно определить тонкости различия…» Джордж Найт приписал этому отрывку следующее значение: здесь Эллен Уайт, якобы, пишет «отречение от позиции, утверждающей, что богословское понимание праведности по вере имеет первостепенное значение. … Весть 1888 года, как ее видела Эллен Уайт, не является доктринальной» (“From 1888 toApostasy”/«От 1888 года — к отступлению», стр. 69). Но на протяжении всей рассматриваемой записи Эллен Уайт выражает как раз обратное. Закон и Евангелие вместе являются ответом на все ложные идеи, возникшие в результате разделения этих двух великих истин. Это и есть «правильно понятая» весть, которая осветит землю своей славой (“1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 166).

25. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, 27 февраля 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 890-898.

26. Эллен Г. Уайт, «Опасности настоящего времени», вечерняя беседа, сказана 24 марта 1891 года; Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 13 апреля 1891года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 904. У. А. Спайсер, долгое время прослуживший миссионером, редактором и администратором, поделился пережитым, которое проливает некоторый свет на комментарий Эллен Уайт о «хождении по стопам Армии спасения»: «Звук того призыва, прозвучавшего из Миннеаполиса, распространился по стране и по всем территориям, где были наши работники. Мы услышали его в Англии, где я в то время находился [1888 г.]. … Это был призыв проповедовать единственное Евангелие, которое когда-либо существовало. Тем не менее, каким-то образом, братья — хорошие братья – казалось, преткнулись о метод, которым был провозглашен этот призыв. Когда по возвращении из Европы я в первые встретил старого друга – рядового члена церкви, рабочего, -, он сказал мне: «А, ты здесь себя не узнаешь. Теперь «Армия спасения, слава! Аллилуйя!» – это все, что ты здесь найдешь». Но за несколько лет служения в Европе, стараясь приобрести людей для Христа, я научился не бояться рассказывать о нашей радости в спасении Христовом» («Генеральная конференция 1888 года — благословения и испытания», «Ревю энд Геральд» за 9 марта 1944 года, стр. 6, 7).

27. Эллен Г. Уайт, «Вера и дела», стр 15-16. «Лагерное собрание в Уильямспорте, штат Пенсильвания», «Ревю энд Геральд» за 13 августа 1889 года, стр. 514; «Слышать и исполнять», 7 марта 1885 года, “SermonsandTalks”/«Проповеди и беседы», том 1, стр. 18.

28. Эллен Г. Уайт, “FaithandWorks”/«Вера и дела», стр 15-16. «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года, стр. 321; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673.

29. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 166, выделено автором. См. также Главу 9, сноску 16.

30. Дэн Т. Джонс – к О. А. Олсену, письмо от 27 апреля 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

31. Там же.

32. Дэн Т. Джонс – к Р. С. Портеру, письмо от 5 мая 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

33. Там же.

34. Дэн Т. Джонс – к Е. В. Фарнсворту, письмо от 19 сентября 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

35. Там же.

36. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года, стр. 321-322, в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673-674.

37. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 116 от 27 августа 1890 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 703-704.

38. Эллен Г. Уайт, «Великая борьба», стр. 377, 378.