Видение великой борьбы

В Субботу и воскресенье, 13 и 14 марта 1858 года, Джеймс и Эллен Уайт принимали участие в собрании в Ловетт-Гроув, штат Огайо. В воскресенье днем в здании школы, где проходило субботнее собрание, Джеймс проводил панихиду. Когда он закончил говорить к полному залу, Эллен встала и, чувствуя повеление Духа Господня поделиться свидетельством, начала говорить слова утешения скорбящим. В это время она была взята в видении и в течение двух часов через божественное откровение Господь разворачивал перед ней «многовековую великую борьбу между Христом и сатаной». Записывая это позже, Эллен Уайт утверждала, что, хотя тема и не нова, теперь она должна написать о ней:

«В видении в Ловетт-Гроув повторилось большинство из того, что я видела десятью годами раньше о многовековой великой борьбе между Христом и сатаной, и мне было поручено все записать. Мне было показано, что хотя мне иследует противостоять силам тьмы, ибо сатана приложит большие усилия, чтобы воспрепятствовать мне, но я должна возложить упование на Бога, и ангелы не оставит меня одну в этой борьбе».10

В течение почти пяти месяцев после видения в Ловетт-Гроув Эллен Уайт работала над тем, чтобы записать его и опубликовать в виде книги. В начале сентября 1858 года первый том Духовных Даров вышел под названием «Великая борьба между Христом и ангелами Его и сатаной и ангелами его».11 В то время Эллен было всего тридцать лет, но в течение следующих пятидесяти с лишним лет эта небольшая книга всего в 219 страниц будет дополнена, в общей сложности, до 3602 страниц, став пятью томами серии «Конфликт веков», и лишь пятая — и последняя — книга будет носить первоначальное, всеобъемлющее название «Великая борьба». Эта всеохватывающая тема великой борьбы станет основополагающим контекстом, в рамках которого понимались все адвентистские доктрины, в том числе и поздний дождь, и громкий клич. Так было еще до 1858 года, но упор на это будет расти на протяжении всего оставшегося времени деятельности Эллен Уайт:

Видение в Ловетт-Гроув, Огайо, данное Эллен воскресным днем всерединемарта 1858 годабыло одним из наиболее важных. В нем тема великой борьбы между Христом и Его ангелами с одной стороны, и сатаной и его ангелами — с другой, была раскрыта как одна непрерывная и тесно связанная цепь событий, охватывающих шесть тысяч лет. Это видение поставило адвентистов седьмого дня в исключительное положение как обладающих четкими пониманием действия Провидения Божия в истории нашего мира. Эта точка зрения радикально отличается от той, которой придерживаются светские историки, считающие события истории лишь взаимодействием между действиями людей, нередко кажущимся результатом случайности или природных событий. Другими словами, это и другие видения великого конфликта веков приводят к такому учению об истории, которое отвечает на множество вопросов и в пророческом предвидении заверяет в окончательной победе добра над злом.12

В годы после видения 1858 года постоянной обязанностью Эллен Уайт было записывать все то, что Господь ей показал (и продолжал показывать) относительно великой борьбы. Ее утверждения по поводу громкого клича и позднего дождя также приобретут новое значение. Во многих своих высказываниях Эллен Уайт неизменно связывала Откровение 18 — свет, который должен осветить землю сиянием славы — как с поздним дождем, так и с громким кличем. Свет будет идти перед ангелом из Откровения, главы 18, и следовать за ним. Этот свет будет ниспослан с неба, чтобы противодействовать упадку в церквях, начавшемуся с 1844 года, и чтобы помочь народу Божьему объединиться, подготовить егов твердой вере ко времени тяжкому:

«Затем я увидела другого могущественного Ангела, которому было дано повеление спуститься на землю, объединить свой голос с голосом третьего ангела и дать власть и силу его вести. Великой силой и славой был облечен этот ангел, и когда он сошел, земля осветилась от славы его. Свет, который предшествовал ему и следовал за ним, проникал повсюду. … Этот ангел … присоединяется к последней великой работе провозглашения вести третьего ангела, когда она переходит в громкий клич. … Я видела великий свет, пребывающий на них, и они объединились в вести третьего ангела, и бесстрашно провозглашали ее с великой силой. … Я видела, что эта весть будет завершена с властью и силой, намного превосходящей полночный крик.13

«Мне было указано на то время, когда провозглашение вести третьего ангела близилось к завершению. Сила Божья покоилась на Его народе. Они выполнили свою работу и были готовы к пришедшему часу испытаний. Они приняли поздний дождь, или отраду от лица Господня, и живое свидетельство возродилось. Последнее великое предостережение прозвучало повсюду, оно возбудило и привело в ярость жителей земли, которые не захотели принять весть.14

«Когда члены тела Христова подойдут ко времени последней битвы, «бедственному времени Иакова», они возрастут во Христе и станут причастниками Его Духа. Когда весть третьего ангела перерастет в громкий клич, и великая сила и слава придут на помощь заключительной работе, верные Божии будут участниками этой славы. Именно поздний дождь возродит и укрепит их, чтобы им пройти через время скорби. Их лица будут сиять славой света, сопутствующего третьему ангелу».15

В 1859 году Эллен Уайт написала о жестокосердии народа, не позволяющем вести к Лаодикии совершить свою работу. Ревностное покаяние привлечет присутствие Иисуса и подготовит церковь к громкому кличу третьего ангела.16

Это было синонимично позднему дождю. Но примется ли «Божий народ» за эту работу? Много раз в течение 1860-х годов Эллен Уайт писала о состоянии церкви. Если народ намерен приготовиться к принятию позднего дождя и громкого клича, каждому необходимоприлагать личныеусилия. Ниже приведены слова, высказанные где-то в середине 1860-х годов:

«Мне было показано, что свидетельство к Лаодикийской церкви относится к Божьему народу в настоящее время, и причина того, что оно не совершило в народе более существенной работы, заключается в окаменелости его сердец. Но Бог отвел определенное время, в течение которого весть должна сыграть свою роль. Сердце должно быть очищено от грехов, которые так долго не впускали Иисуса. … Когда она прозвучала впервые, то побудила к внимательному исследованию сердца. Грехи исповедовались, и народ Божий повсюду приходил в оживление. Почти все считали, что эта весть будет завершающей в громком кличе третьего ангела. Но, не увидев завершения этой великой работы в течение короткого времени, многие перестали испытывать влияние вести. Я видела, что весть эта завершит свою работу не в несколько коротких месяцев. Она предназначена для того, чтобы пробудить народ Божий, открыть им их отступления и привести к ревностному покаянию, дабы присутствие Иисуса могло почтить их, и они были готовы к громкому кличу третьего ангела. … Если бы наставления Истинного Свидетеля были полностью приняты во внимание, Бог совершал бы для Своего народа дела с еще большей силой. … Те, кто вняли наставлению Верного Свидетеля, дойдут до всякой сути, выстоят в каждом испытании и одержат победу, какую бы цену ни пришлось заплатить; они примут поздний дождь и будут таким образом готовы к преобразованию.17

«Служители и паства не готовы к тому времени, в котором живут, и почти все, кто утверждают, что верят в истину для настоящего времени, не понимают, что делать, чтобы подготовиться к этому времени. … Они полностью непригодны для принятия позднего дождя, и … сатана … заставит их потерпеть кораблекрушение в вере, наведя на них приятный самообман. Они думают, что с ними все в порядке, тогда как полностью заблуждаются».18

«Народ Божий не готов к громкому кличу третьего ангела. Есть определенная работа, которую они должны сделать сами, и которую нельзя переложить на Бога. Он назначил им совершить эту работу. Это индивидуальная работа; никто не может сделать ее за другого».19

«Мне было показано, что, если народ Божий не сделает со своей стороны никаких усилий, но будет просто ждать, когда отрада сойдет на них, удалит их неправды и исправит их ошибки; если они переложат все на нее, чтобы она очистила их от скверны плоти и духа и подготовила к участию в громком кличе третьего ангела, они окажутся в недолжном состоянии. Отрада или сила Божия сходит только на того, кто приготовился к ней, совершая работу, которую Бог повелевает им совершить, а именно: очищая себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Господнем».20

В 1870-х годах в обетованиях Божиих ничего не изменилось. Он по-прежнему обещал очистить мужчин и женщин от всякой скверны, чтобы они могли распознать и принять поздний дождь и провозгласить весть третьего ангела громким кличем. Именно так громкий клич и сам поздний дождь должны были поучаствовать в помощи членам церкви возрасти в совершенном характере, и подготовить их к тому, чтобы им выстоять в последнем конфликте:

«По мере того как члены тела Христова приближаются ко времени последнего конфликта, они будут возрастать в Боге, и у них сформируется соответствующий характер. По мере того как весть третьего ангела будет перерастать в громкий клич, на заключительную работу сойдут великая сила и слава. Именно поздний дождь возродит и укрепит народ Божий, дабы ему пройти через скорбное время Иакова, о котором говорили пророки. Слава света, который будет сопровождать третьего ангела, будет отражаться и на них. Бог сохранит Своих в это опасное время».21

Господь продолжал возлагать и на Джеймса, и на Эллен Уайт долг-публиковать больше трудов, связанных с Великой борьбой. Но это были очень трудные времена, и сатана был всегда готов организовать препятствия. Длительные усилия по созданию церковного порядка заняли большую часть первой половины 1860-х годов. В мае 1863 года в Батл-Крик состоялась «первая официальная сессия Генеральной конференции». Она «ознаменовала завершение работы над организационной структурой адвентистов седьмого дня».22 Тем не менее, это не положило конца умножающимся трудностям растущего движения. Волнения и Гражданская Война, происходившие в то время в Соединенных Штатах, также отнимали время и требовали внимания.23 Острая нужда в реформе здоровья и строившийся в Батл-Крик новый Западный институт реформы здоровья, наряду с проблемами, исходящими от тех, кто привносил в церковь фанатизм, изнуряли как Джеймса, так и Эллен. Они и сами не были людьми здоровыми: между 1865 и 1873 годами Джеймс перенес четыре инсульта.ЭтоставилоЭлленперед необходимостью уделять мужу дополнительное время и внимание, что отвлекало ее от столь важной писательской деятельности.24А ведь она была не только женой, но и матерью, и в сентябре 1860 года родила четвертого ребенка, Джона Герберта. Всего три месяца спустя их малыш умрет, а в декабре 1863 года за ним последует их старший сын, Генри.25

Эти примеры отражают лишь малую часть испытаний, с которыми Джеймс и Эллен Уайт столкнулись в эти годы напряженного труда для Церкви Божией последнего времени. Наконец, в ноябре 1870 года был опубликован 1 том Духа Пророчества, охватывающий историю от Сотворения вплоть до времени царствования Соломона. В 1876 году был опубликован 2 том, освещающий жизнь и учение Христа и Его чудеса. За ними в 1878 году последовал том 3, охватывающий оставшуюся часть жизни Христа вплоть до Его распятия. Но была одна книга, лежавшая тяжелымгрузом на сердце Эллен Уайт, и это был том 4, который и станет «Великой борьбой».

Господь желал, чтобы Эллен и Джеймс Уайт были свободны от других своих трудов и могли проводить время за писательской работой, более полно отражая темы великой борьбы. Жизнь в Батл-Крик, где Джеймс был редактором «Ревю энд Геральд», не оставляла им времени на эту работу. У них был план — уехать летом 1881 года и отправиться на запад в Калифорнию, где Эллен могла бы посвятить больше времени книгам. У Джеймса тоже было кое-что на сердце: более полно осветить вопрос искупления:

«Весну и начало лета 1881 года мы провели вместе в нашем доме в Батл-Крик. Муж надеялся так организовать дела, чтобы мы могли поехать на тихоокеанское побережье и посвятить себя писательской работе. Он считал, что мы совершили ошибку, позволив явным нуждам церкви и уговорам братьев убедить нас активно проповедовать, в то время как мы должны были писать. Муж так хотел представить более полно славную тему искупления, я же давно обдумывала подготовку к печати важных книг. Мы оба понимали, что, пока наши умственные способности не пострадали, нам следует завершить эти труды, и что это был наш долг перед самими собой и перед делом Божиим, — отдохнуть от пыла сражения и дать нашим людям драгоценный свет истины, который Бог открыл нашему разуму.26

«Мы намеревались посвятить всю предстоявшую зиму написанию книг [1881]. Муж сказал: «Не будем уклоняться от нашей цели. Я думаю, мы совершили ошибку, позволив явным нуждам церковной работы и искренним уговорам братьев убедить нас активно проповедовать, тогда как мы должны были писать. … Я уверен, впереди нас ждет кризис. Нам следует поберечь наши физические и умственные силы для будущего служения. Славную тему Искупления уже давно следовало представить народу более полно; но я позволил себе отправиться в поле, посещать лагерные собрания, и настолько уставал, что не мог приняться за писательство».27

Где-то в начале 1870-х годов д-р М. Келлог разработал и защитил авторским правом картину 19х24 с изображением плана спасения, дав ей название «Путь жизни». Под ней стояла подпись: «Отрая, потерянного до рая, восстановленного». «На ней, начиная от самых ворот Эдема, графически разворачивалась история падения человека и его восстановления — в аллегорической форме». К картине прилагалась описательная брошюра; комплект продавался через «Ревю энд Геральд».28 Джеймс Уайт нашел, что данная картина — это «большая помощь адвентистским евангелистам в их попыткахправильно представить взаимосвязь между законом и Евангелием».29 В 1876 году Джеймс Уайт решил доработать картину, написать к ней новую описательную брошюру и выпустить 20000 копий комплекта, чтобы продать их через «Ревю энд Геральд» и «Знамения».30 Самой впечатляющей частью картины было изображение десяти заповедей, свисающих с двух нижних ветвей гигантского дерева в центре картины. Хотя крест и присутствовал на картине, но не выделялся так заметно, как древо закона.

Оригинальное полотно под названием «Путь Жизни»

Четыре года спустя Джеймс Уайт еще раз приступил к пересмотру литографии, стараясь отразить то, как изменилась в его понимании расстановка акцентов: теперь крест обрел самое видное место в центре картины. В начале 1880 года в письме к жене Джеймс пишет: «У меня также готов эскиз новой картины «Се Агнец Божий». Он отличается от варианта «Путь жизни» в следующих деталях: Древо Закона я убрал. Христос на кресте теперь изображен крупнее и расположен в центре».31В январе 1881 года Джеймс отправился в Нью-Йорк, чтобы увидеть Томаса Моргана.ОМоргане говорили, как о лучшем художнике в мире. Джеймс надеялся организовать изготовление стальной гравюры «Путь Жизни». Еще более вдохновленный потенциальной силой новой картины, Джеймс планировал в качестве следующего шага издать книгу, которая будет прилагаться к гравюре, более подробно объясняя план спасения –на этот разпечатным словом. Он планировал дать ей название «Христос — Путь жизни: от рая потерянного до рая восстановленного».32 Но картина «Путь жизни» — не единственный пример изменения расстановки акцентов в жизни Джеймса.

Доработанная картина «Христос как путь жизни»