Примечания к Главе 17

1. Э. Дж. Ваггонер, «Заседания, день 11», в «Ревю энд Геральд» за 13 ноября 1888 года, стр. 712; “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 408.

2. См.: Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelations”/«История церковно-государственных отно-шений церкви АСД», стр. 20-35; «Отдел связей с общественностью и религиозной свободы», Энциклопедия АСД, том 10, стр. 1158-1164.

3. Эллен Г. Уайт, «Журнал «AmericanSentinel»и его миссия», «Ревю энд Геральд» за 18 декабря 1888 года, стр. 791.

4. «Национальная ассоциация религиозной свободы», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 5 ноября, 1889 года, стр. 148.

5. Дэн Т. Джонс – к А. В. Элли, письмо от 23 января 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

6. Дэн Т. Джонс – к С. Г. Джонсу, письмо, [февраль] 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня. Здесь мы повторили эту информацию так, как она приводится в Главе 13, чтобы дать более полное представление о том неприятии, с которым столкнулись Джоунс и Ваггонер в связи со своей работой по защите свободы вероисповедания.

7. Дэн Т. Джонс – к Дж. Х. Моррисону, письмо от 17 марта 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

8. В. К. Уайт — к А. Т. Джоунсу, письмо от 14 февраля 1890 года.

9. Эллен Г. Уайт, Утренняя беседа, сказана 6 февраля 1890 года, опубликована в «Ревю энд Геральд» за 25 марта 1890 года, приведена в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 548.

10. Эллен Г. Уайт Рукопись 2, «Проповедь», сказана 9 марта 1890года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 608-609.

11. Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelations”|«История церковно-государственных отно-шений АСД», стр. 35.

12. Там же, стр. 35-36.

13. Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelations”|«История церковно-государственных отношений АСД», стр. 34-36. Уильям А. Блейкли, “AmericanStatePapersBearingonSundayLegislation”/«Американские государственные документы по воскресному законодательству» (1911 г.), стр. 367-370. Дж. О. Корлисс, «Слушания законопроекта о воскресном покое», «Ревю энд Геральд» за 25 февраля 1890 года, стр. 124-125, и «Вторая ежегодная сессия Национальной ассоциации религиозной свободы», «Ревю энд Геральд» за 16 декабря 1890 года, стр. 779; А. Т. Джоунс, «Аргументы против воскресного законопроекта Брекинриджа», “SentinelLibrary”, № 28, апрель 1890 года.

14. О. А. Олсен – к Г. С. Тенни, письмо от 20 марта 1890 года, копия получена из личной коллекции Джорджа Р. Найта. Речь А. Т. Джоунса, произнесенную перед Комитетом Палаты представителей, можно найти в “SentinelLibrary” за апрель 1890 года, стр. 25-51. Это периодическое издание, раньше выходившее раз в две недели, в течение 1889-1894 годов было преобразовано издательством «Пасифик Пресс» в ежеквартальное, и стало выходить в виде серии брошюр по вопросам религиозной свободы. Выпуск за май 1891 года на 126 страницах перечисляет все воскресные законы того времени для 45 штатов и территорий. Это был бы весьма ценный ресурс, если его переиздать в наши дни.

15. Сэнфорд Эдвардс отмечает следующее: «А. Т. Джоунс – высокий, нескладный человек с чертами переселенца; самоучка, говорит тенором, обладатель удивительной способности к языкам; замечательный исследователь в области истории и Библии. Как оратор, он не имел себе равных в деноминации ни в свое время, ни ранее. Он мог так цитировать целые главы из посланий к Римлянам, Галатам, Евреям и Книги Откровение, что давал вам новое видение красоты Библии. В конце одной из проповедей он процитировал прекрасный гимн «Необъятность Божьего милосердия» полностью, от начала до конца. Это было самым необычайным ораторским достижением, какое мне доводилось когда-либо слышать. Аудитория (1500 человек) была так глубоко тронута, что следующие два часа люди поднимались, исповедовались и вновь посвящали себя Богу. Это было не массовое проявление, но проявление на личном уровне. В те дни Бог с особой силой говорил через Джоунса». (Сэнфорд П. С. Эдвардс – к Эммету К. Вандеверу, письмо от 27 апреля 1956 года, цитируется в работе “Windows”/ «Окна», Нэшвилл, штат Теннеси, издательство “SouthernPub. Assn.”, 1975 год], стр 209-210).

16. Дэн Т. Джонс – к Р. А. Андервуду, письмо от 21 марта 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

17. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, «Проповедь», сказана 9 марта 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 609.

18. Эллен Г. Уайт, «Патриархи и пророки», стр. 402.

19. Эллен Г. Уайт, «Служители Евангелия», стр. 128-129, изд. 1893, материалы взяты из работ вплоть до 1890 года.

20. Эллен Г. Уайт, «Непредвзятое исследование, необходимое для понимания истины», «Знамения времени» за 26 мая 1890 года, стр. 305-306.

21. С. Х. Джонс — к О. А. Олсену, письмо от 13 августа 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

22. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 46 от 8 мая 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 645-648.

23. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 103 от 19 августа 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 688.

24. Дэн Т. Джонс – к Е. В. Фарнсворту, письмо от 19 сентября 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

25. О. А. Олсен, «Открытие школы для служителей», «Ревю энд Геральд» за 4 ноября 1890 года, стр. 688; Смотрите также: «Неделя молитвы», номер за 2 декабря 1890 года, стр. 745-746.

26. Гилберт М. Валентин, «В. В. Прескотт – просветитель АСД», стр. 127. Прескотт, на самом деле, провел занятия только по первым трем главам, а затем позволил Ваггонеру учить дальше. Дэн Т. Джонс – к Р. С. Портеру, письмо от 23 октября 1890 года, архивы Генеральной конференции адвентистов седьмого дня.

27. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 20 от 7 октября 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 714-716, выделено автором.

28. Г. И. Батлер – к Дэну Джонсу, письмо от 16 февраля 1891 года; у Гилберта М. Валентина, в работе «В. В. Прескотт — просветитель АСД», стр. 127.

29. О. А. Олсен, «Неделя молитвы», «Ревю энд Геральд» за 2 декабря 1890 года, стр. 746.

30. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, «Записи в дневнике», запись за 13 января 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 876.

31. О. А. Олсен, «Школа для служителей» Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 6 марта 1891 года, стр. 4.

32. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, «Записи в дневнике», запись за 14 января 1891 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 879.

33. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, «Видение в Саламанке», март 1891 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 929.

34. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, 27 февраля 1891 года; “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 890, 895.

35. Подробные описания путешествий Эллен Уайт и опыта в Саламанке записаны в следующих работах: Роберт В. Олсон, «Опубликованные рукописи», документ No. 1033, «Видение в Саламанке и Дневник за 1890 год», Центр наследия Эллен Г. Уайт, архивный документ, 1983 год; А. Л. Уайт и Т. Х. Джемисон, “AProphetAmongYou”/ «Пророк среди вас», (Маунтин-Вью, Калифорния: издательство «Пасифик Пресс», 1955 год), стр. 471-480; А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 463-483; С. С. Крислер, “LifeSketchesofEllenG. White”/«Очерки из жизни Эллен Г. Уайт», стр. 309-318. В предисловии к изданию “LifeSketches” 1915 года, добавленном уже после смерти Эллен Уайт, находим следующее утверждение: «С главы 42, стр. 255, историю ее жизни продолжает С. С. Крислер, который, при содействии ее сына, В. К. Уайта, и Д. Э. Робинсона завершил написание данных очерков» (стр. 6).

36. «Вторая ежегодная сессия Национальной ассоциации религиозной свободы», «Ревю энд Геральд» за 16 декабря 1890 года, стр. 779-780.

37. С. С. Крислер в книге Эллен Г. Уайт LifeSketches/«Очерки жизни», стр. 312.

38. «Заседания Генеральной конференции», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 22 марта 1891 года, стр. 192.

39. На Генеральной конференции 1891 года Дэн Джонс отрицал, что все было именно так. Но это идет полностью вразрез со всеми другими доказательствами, в том числе – со свидетельством Эллен Уайт (Там же).

40. «Вторая ежегодная сессия Национальной ассоциации религиозной свободы», «Ревю энд Геральд» за 16 декабря 1890, стр. 780.

41. «Заметка от редакции», «Ревю энд Геральд» за 23 декабря 1890 года, стр. 800. В это время Джонс был в Калифорнии, и в декабре должен был проезжать через Батл-Крик, прежде чем отправиться на восточное побережье.

42. А. Т. Джоунс, «Религиозная свобода», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 15 марта 1891 года, стр. 105.

43. Принадлежность к определенному комитету иногда была чисто символической. На сессиях Генеральной конференции 1889 и 1891 гг. и Э. Дж. Ваггонер, и Джоунс были избраны в состав Редакционного Комитета Генеральной конференции вместе с одиннадцатью другими членами (Ежедневный бюллетень Генеральной конференции 1889 года, стр 124; Ежедневный бюллетень Генеральной конференции 1891 года, стр 219). В сентябре 1891 года Э. Дж. Ваггонер пишет к О. А. Олсену и выражает не личные жалобы, но заботу о благе дела. Он прочитал отчет, в котором утверждалось, что «Редакционный комитет» без его ведома проголосовал за то, чтобы издательство «Ревю энд Геральд» опубликовало книгу Г. И. Батлера для цветных. Тем не менее, заявил Ваггонер, «как член Редакционного комитета, я хотел бы просмотреть рукопись». Он был «вполне уверен, что, с большой долей вероятности, данная книга нуждается в проверке ничуть не меньше, чем любая другая. Если пропустить ее без такой проверки, удовольствовавшись ознакомлением с ней комитета трех, я уверен, что возникнет недовольство. … Несомненно, каждый член имеет право проверить любую рукопись, которая вообще должным образом проходит через комитет» (Э. Дж. Ваггонер — к О. А. Олсену, письмо от 15 сентября 1891 г.). Только трое (из тринадцати) участвовали в голосовании по вопросу издания данной книги, и ясно, что Джоунс и Ваггонер не были включены в их число. Подобно тому, как была одобрена к изданию книга Батлера, без какого-либо участия со стороны Джоунса или Ваггонера, некоторые из рукописей самих Джоунса и Ваггонера были отклонены без какого-либо прочтения их комитетом (см. О. А. Тейт — к В. К. Уайту, письмо от 7 октября 1895 года, в “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 294).

44. «Национальная ассоциация религиозной свободы», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 5 ноября, 1889 года, стр. 148.

45. «Вторая ежегодная сессия Национальной ассоциации религиозной свободы», «Ревю энд Геральд» за 16 декабря 1890 года, стр. 781. Интересно отметить, что В. К. Уайт был избран в состав Комитета Ассоциации по планированию будущей работы, и его имя приводится в «Ревю» в числе тех, кто поддержал все эти резолюции, принятые 3 и 7 ноября. Однако он не присутствовал на тех собраниях в Батл-Крике, так как находился вместе с матерью в Саламанке, Нью-Йорк.

46. С. С. Крислер в книге Эллен Г. Уайт, “LifeSketches”/«Очерки из жизни», стр. 310, выделено автором.

47. А. Л. Уайт в работе Т. Х. Джемисона “AProphetAmongYou”/ «Пророк среди вас», стр. 474.

48. Эллен Г. Уайт, Рукопись 44, «Дневник», запись за 4 ноября 1890 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, записи «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 20.

49. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, 25 ноября 1890 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 31-32.

50. Эллен Г. Уайт Рукопись 16, 4 декабря 1890 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 37.

51. Эллен Г. Уайт, Рукопись 53, 25 декабря 1890; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 52.

52. Представляется очевидным, что комментарии Эллен Уайт в Рукописи 29 и Рукописи 44, 1890 год, были написаны после ее возвращения в Батл-Крик. См: Роберт В. Олсон — в Рукописи No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 58. Олсон высказывает мысль, что комментарии Эллен Уайт, «похоже, включают в себя описание не одного, а двух ночных видений».

53. Эллен Г. Уайт, Рукопись 29, 1890 год; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 59-60.

54. Эллен Г. Уайт, Рукопись 44, «Дневник», запись за 4 ноября 1890 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 61.

55. А. Л. Уайт в работе Т. Х. Джемисона “AProphetAmongYou”/«Пророк среди вас», стр. 476.

56. Подробности, приведенные в оставшейся части этой главы, если не указано иное, взяты из работ: Роберт В. Олсон, составитель, «Опубликованные рукописи»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год»; С. С. Крислер в работе Эллен Г. Уайт, “LifeSketches”/«Очерки из жизни», стр. 309-318; А. Л. Уайт в книге Т. Х. Джемисона “AProphetAmongYou”/«Пророк среди вас», стр. 471-480. А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/ «Годы одиночества», стр. 463-483.

57. В “Sentinel”за5 марта 1891 года расположенная на первой странице статья была написана A. T. Джоунсом и называлась: «Чему Библия учит о Субботе?» Эта статья была подобна многим другим статьям, написанным Джоунсом. За год до этого их столь пламенно критиковал Дэн Джонс. Статья преследовала цель доказать из писаний г. Крафтса — самого известного защитника воскресного закона, — что суббота по своей природе — вопрос религиозный, а не гражданский. Таким образом, заключает в ней А. Т. Джоунс, «никакое гражданское правительство на земле не может быть вправе иметь ничего общего» с Субботой. И члены Американского субботнего союза «знают, что их тяжба за «гражданскую» Субботу — это мошенничество» (стр. 1).

58. О. А. Олсен, «Видение в Саламанке», 19 августа 1914 года, в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 77. С. Элдридж утверждал: «Мы оставались в этой комнате до трех часов утра», прежде чем состоялось голосование, и двери были открыты» (Там же). См. сноску 60.

59. См. сноску 56, которая ссылается на подтверждающие отрывки.

60. С. С. Крислер в работе Эллен Г. Уайт “LifeSketches”/«Очерки из жизни», стр. 315. В. К. Уайт нашел Эллен Уайт «…что-то деловито пишущей». Затем она поведала ему, что около трех часов ее разбудил ангел Божий. См сноску 58. Вовремя ли Бог принял меры?

61. Там же, стр. 315-316.

62. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, 1890 год; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 917, 941-942. Роберт Олсон, бывший директор Центра наследия Эллен Г. Уайт, полагает, что, по крайней мере, часть Рукописи 40, содержащейся в дневнике Эллен Уайт, была написана рано утром в воскресенье, 8 марта 1891 года. Нет сомнений в том, что именно из нее она читала в воскресенье, на утреннем собрании («Опубликованные рукописи»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 63).

63. Там же, стр. 942-943, 946.

64. Эллен Г. Уайт, Рукопись 59, 20 мая 1905 года, в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 69.

65. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, 1890 год; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 928, 944-945, 948.

66. Это лишь один из многих случаев, доказывающих, что О. А. Олсен не знал о глубокой жестокости и ненависти, проявляемой по отношению к Джоунсу и Ваггонеру. Именно такие ситуации, в конце концов, заставили Эллен Уайт воскликнуть: «Пастор Олсен выступил в роли Аарона» (“1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 1608).

67. О. А. Джонсон – к В. К. Уайту, «Показания шести свидетелей», 19 мая 1922 года; и Е. К. Стил – к А. Л. Уайту, «Видение в Саламанке», 11 августа 1946 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 85, 83.

68. С. С. Крислер в книге Эллен Г. Уайт “LifeSketches”/ «Очерки из жизни», стр. 317.

69. А. Т. Робинсон, «Мой личный опыт и работа сестры Уайт», написано до 1906 года; в «Опубликованных рукописях»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 75. Этот рассказ очевидца А. Т. Робинсона сильно отличается от многих современных описаний личности А. Т. Джоунса. Неплохо было бы отметить, что Эллен Уайт и ее небесный вестник не произнесли ни слова порицания против А. Т. Джоунса и журнала “Sentinel” во время конфронтации 1890-1891 годов; не встали они и на сторону Дэна Джонса с его союзниками. Джордж Найт, однако, не только принимает сторону Дэна Джонса в этой конфронтации, но и посвящает целых две главы тому, чтобы изобразить А. Т. Джоунса как «агрессивного», «грубого», «радикального» и «впадающего в крайности» в своей «позиции» по вопросам религиозной свободы. Найт утверждает, что Джоунс «весьма последовательно придерживался доктринерской позиции [непрактичной, теоретической, фанатичной, догматической] диаметральной противоположности. Его ум не обладал сколько-нибудь большой способностью к свободной интерпретации». Он «впитал духа Миннеаполиса», и это стало для него проблемой, которую он «не смог преодолеть» (“From 1888 toApostasy”/«От 1888 года – к отступлению», стр. 75-88,117-131). Не трудно понять, почему Найт ни перед чем не остановился, чтобы дискредитировать Джоунса, если обдумать то, что он открыто заявляет после написания биографии Джоунса: «Должно быть, мне не удалось выразиться достаточно ясно. Я сделал все возможное, чтобы показать, что Джоунс заблуждался от начала и до конца. В конце 1880-х и начале 1890-х годов это подтверждается его резкостью и неспособностью проявить христианскую учтивость. … А как он невообразимо использует язык, что, похоже, и привело многих к экзальтации движения святой плоти; а его самого к крайностям в почти каждой области религиозной свободы … и так далее. Главное, что я пытался передать, заключается в том, что на всем протяжении «геройского» периода жизни Джоунса его осаждали серьезные недостатки характера. И это — несмотря на поддержку со стороны Эллен Уайт». («Искра во тьме: ответ на маленькую проповедь, замаскированную под критику; Джордж Найт отвечает Деннису Хокаме», издание “AdventistCurrents”, апрель 1988 года, стр. 43). Но не одна только поддержка Эллен Уайт позволяет предположить, что у Джоунса была весть, которую ему было поручено нести; никто иной как небесный провожатый Эллен Уайт заявил: «В “AmericanSentinel” все это время публиковалась истина для настоящего времени» (Эллен Г. Уайт, Рукопись 29, 1890 год; в издании «Опубликованные рукописи»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 60).

70. Эллен Г. Уайт, Рукопись 59, 20 мая, 1905 года, в издании «Опубликованные рукописи»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 70.

71. О. А. Джонсон – к В. К. Уайту, «Показания шести свидетелей», 19 мая 1922 года, в издании «Опубликованные рукописи»No. 1033, «Видение в Саламанке» и «Дневник за 1890 год», стр. 86.

72. «Заседания Совета иностранных миссий», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 13 апреля 1891 года, стр. 256. Сессия Генеральной конференции длилась с 5 по 25 марта, а несколько собраний прошли в течение десяти дней уже после закрытия сессии (Там же, стр. 252). Утреннее заседание, на котором Эллен Уайт поделилась видением в Саламанке, состоялось в воскресенье, 8 марта 1891 года.

73. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 127 от 1 декабря 1896 года, в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 1622-1624.

74. Эллен Г. Уайт, «Что нам делать, чтобы творить дела Божии», «Ревю энд Геральд» за 21 апреля 1890 года, стр. 241.