Приложение А. Сердце вести 1888 года

Замечательные аспекты вести 1888 года, которую Господь послал более 120 лет назад, лучше всего описаны в словах Эллен Уайт, записанных в 1895 году и содержащихся в книге «Свидетельства для проповедников»:

«Господь в великой Своей милости через пасторов Ваггонера и Джоунса послал Своему народу самую драгоценную весть. Эта весть должна была более явно представить миру превознесенного Спасителя, Жертву за грехи всего мира. Она указывала на оправдание через веру в Поручителя; она призывала народ принять праведность Христа, которая проявляет себя в послушании всем заповедям Божьим. Многие потеряли Иисуса из виду. Их взоры нужно было привлечь к Его божественной Личности, Его достоинствам и Его неизменной любви к человеческой семье. Вся власть отдана в Его руки, чтобы Он мог передать человечеству богатые дары, наделяя беспомощное человеческое существо бесценным даром Своей собственной праведности. Это та весть, которую Бог повелел передать миру. Это весть третьего ангела, которая должна быть провозглашена громким голосом и сопровождаться излитием Его Духа в обильной мере.

«Превознесенный Спаситель должен явиться … как сидящий на престоле, готовый одарить бесценными благословениями завета. … Христос ходатайствует за церковь в небесных дворах. …

«Несмотря на наше недостоинство, мы всегда должны помнить, что есть Некто, Кто может удалить грех и спасти грешника. …

«Бог дал Своим слугам свидетельство, которое представило истину, как она есть в Иисусе, которая и является вестью третьего ангела, сформулированная четко и ясно. …

«Это … свидетельство … представляет закон и Евангелие, связывая то и другое в идеальное целое. (См. Римлянам 5 и 1 Иоанна 3 с 9 стиха и до конца главы). Эти драгоценные тексты лягут как печать на каждое сердце, открытое для принятия.

«Это и есть то самое поручение, переданное нам Господом для того, чтобы весть, данная Им Его рабам, произвела работу в сердце и сознании каждого человека. Вечная жизнь церкви состоит в том, чтобы любить Бога превыше всего и любить ближних как самих себя. …

«Если пренебречь этим великим спасением, многие годы находившимся прямо перед вашими глазами; если с презрением отвергнуть это славное предложение оправдания через кровь Христа и освящения через очищающую силу Святого Духа, то уже не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня. …

«Я умоляю вас теперь смириться и прекратить ваше упорное противление свету и свидетельствам».1

В этом отрывке можно найти, по крайней мере, десять великих евангельских истин, делающих весть 1888 года «самой драгоценной». Ниже мы кратко рассмотрим все десяти из них:

(1) Как уже упоминалось ранее, Джоунс и Ваггонер представили истину, «как она есть в Иисусе». Всякая истина происходит из правильного понимания того, кто Он есть, и какую задачу намеревался выполнить, придя на землю. Это включает в себя более глубокое понимание той высоты, с которой Христос спустился, и глубины той пропасти, над которой Он склонился, чтобы спасти человечество. Многие пионеры-адвентисты имели арианские корни и смотрели на Христа как на сотворенное существо, или как на имеющего начало. Сам Урия Смит в 1865 году писал о Христе как о «первом сотворенном существе».2 Но Джоунс и Ваггонер провозгласили божественность Христа. Они увидели Его как «само-сущего», имеющего «жизнь в Себе», обладающего по природе Своей всеми свойствами Божества. Ваггонер на Генеральной конференции 1888 года недвусмысленно провозгласил: «Мы верим в божественность Христа. Он есть Бог».3

Говоря о вести, посланной через Джоунса и Ваггонера, Эллен Уайт воскликнула: «Народу Божьему были посланы вести, несущие на себе печать божественных полномочий … Полнота Божества в Иисусе Христе, была изложена нам с красотой и привлекательностью, и покорила всех, чьи сердца не заняты предубеждением».4В своем известном заявлении о «самой драгоценной вести» она выразилась следующим образом: «Эта весть должна была более явно представить миру превознесенного Спасителя. … Народу … необходимо было направить взоры на Его божественную Личность, Его заслуги».5 Превознося Христа, Джоунс и Ваггонер, однако, не впали в другую крайность и не стали учить, что Отец, Сын и Святой Дух – «идентичны», одно и то же Лицо, но сыгравшее три разные роли в плане спасения. За некоторым исключением, они верили и последовательно учили тем же истинам о Божестве, каким учит Библия и учила Эллен Уайт.

С их пониманием божественной природы Христа было тесно связано и их понимание Его человеческой природы. Христос сошел туда, где находимся мы, приняв на Себя «подобие плоти греховной». Он принял на Свою безгрешную природу нашу греховную человеческую природу, и все же был без греха. В понимании Джоунса и Ваггонера Христос «находился в том же положении, что и люди, ради спасения которых Он умер. … Я не хочу этим сказать, что Христос был грешником. … Если бы Христос не уподобился во всем братиям Своим, то Его безгрешная жизнь не являлась бы для нас стимулом».6

Для Эллен Уайт это означало «открыть людям Христа как Спасителя, Который находится не где-то далеко, но всегда рядом».7 Это и было «более ясно представить миру превознесенного Спасителя»8 как в Его божественной, так и в Его человеческой природе, чего прежде сделано не было.9 Это была «человеческая плоть, в которой обитало Божество, откровение Бога в человеческой природе; это был Божий дар миру. … Бог в человеческой плоти, — Бог в нашей утомленной и осаждаемой искушениями природе».10 Не все были рады этому учению. Эллен Уайт получала письма с заявлениями, что «…Христос не мог иметь ту же природу, что и человек, потому что, если бы это был так, Он впал бы в те же искушения». Она отвечала так: «Если бы Он не был облечен в природу человека, то не мог бы служить нам примером … не мог бы быть искушен искушениями человеческими, … не мог быть нашим помощником».11

(2) Таким образом, в спасении Бог взял инициативу на Себя, и продолжает это делать. Он — добрый Пастырь, Который ищет своих потерянных овец, даже если те не ищут Его. Он постоянно влечет людей к покаянию. Любовь Божья – Агапе – отличается от любви человеческой, ибо Его любовь неизменна, не ограничена никакими условиями, и ищет блага даже для Его врагов. Ваггонер писал: «…Бог не ждет, пока грешники взыщут прощения; Он первым прилагает усилия, чтобы спасти их».12 «Он не только зовет нас к Себе, но и влечет нас. Никто не может прийти к Богу, не будучи привлечен Им, потому и Христос превознесен, дабы привлечь всех к Богу».13

Джоунс утверждал, что «Божие отношение к человеческой природе не будет полностью реализовано, пока Он не посадит нас, прославленных, одесную Себя. … Он приходит к нам и призывает нас именно к этому; отправимся же туда, куда Он хочет вести нас. … Туда нас ведет небесный Пастырь».14

Эллен Уайт описывала эту часть вести так: «Она предлагала людям принять праведность Христа. … Они нуждались в том, чтобы их взоры были направлены на Его … неизменную любовь к человеческой семье».15 «В притче о заблудшей овце Христос учит, что спасение приходит не потому, что мы взыскали Бога, но потому что Бог взыскал нас».16 «Никто и никогда не придет ко Христу, за исключением тех, кто откликается на Отцовский зов, влечение Его любви. Но Бог влечет к Себе всякое сердце, и только те, кто противится этому зову, откажутся прийти ко Христу».17

(3) Благодаря тому, что Христос спустился с высоты, чтобы быть с людьми, Он стал вторым Адамом и совершил нечто для каждого человека; при этом людям не потребовалось делать никакого выбора. Он был не предложен миру от его основания, но был дарован миру. Он умер второй смертью за каждого человека, что обеспечило людям оправдательный вердикт, удовлетворив требованиям правосудия. В Нем человеческая раса принимается Богом. Так Христос буквально спас мир от преждевременного разрушения и избрал всякого человека для вечного спасения. Он дал жизнь всему человечеству и открыл бессмертие. И всякого человека Он наделил определенной мерой веры.

Джоунс утверждал, что «…Он избрал каждую душу в мире; Он избрал каждую душу во Христе прежде создания мира, каждого предопределив к усыновлению и приняв в Возлюбленном».18

Ваггонер же выразился так: «Эта вера дается каждому, как и Христос отдал Себя каждому. Вы спрашиваете, что же тогда мешает каждому человеку быть спасенным? Ответ: ничто, за исключением того факта, что не все люди примут и сохранят веру. Если бы все держались за то, что Бог дает им, все были бы спасены». «Исключений здесь нет. Как на всех пришло осуждение, так и оправдание сходит на всех. Христос вкусил смерть за каждого человека».19

Эллен Уайт описывала эту часть их вести как более явное «представление миру превознесенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. … (См. Рим. 5 и 1 Ин. 3 с 9 текста и до конца главы)».20 Таким образом, суть в том, что смерть Христа, на самом деле, совершила нечто для всех – как временное, так и вечное, — не потребовав от них никакого решения. Но полноты этого великого Дара невозможно ни осознать, ни вкусить без твердого положительного отклика. Вместо того, чтобы аннулировать выбор человечества, крест Христов как раз и есть то, что дает им возможность выбора. Именно крест Христов побуждает каждого ответить на вопрос: «Что ты сделаешь с даром, который Я дал тебе?» И на основании этого ответа, этого выбора решается вечная участь каждого. «Есть только два класса людей во всей вселенной: те, кто верит во Христа, и кого вера приводит к соблюдению Божьих заповедей; и те, кто не верит в Него и не послушен Богу».21 «Всегда существовали и всегда будут существовать два класса: … верующие в Иисуса, и те, что отвергают Его … и отказываются верить истине».22 Таким образом, каждый будет осужден или оправдан благодаря собственному исповеданию, праведность же Божия будет реабилитирована».23

(4) Так что Бог никого не будет силой загонять на небо. Он приобрел для человечества свободу выбора. Грешник должен очень упорно сопротивляться Его любви, чтобы погибнуть. Ваггонер выразил это предельно ясно: «Бог совершил спасение всякого человека и предлагает спасение каждому, но большинство отвергает его и губит свою жизнь. Суд покажет, что каждому человеку было даровано абсолютное спасение, и что погибшие намеренно отвергли это свое неотъемлемое право».24 «Бог вложил в душу каждого человека способность отличать доброе от худого и определенную естественную склонность к добру. И всякий раз, когда человек предается греху, он делает это только потому, что противится действию Духа».25 «Его смерть обеспечила всем прощение и жизнь. Ничто не может воспрепятствовать их спасению кроме их собственной извращенной воли. Чтобы погибнуть, человек должен вырвать себя из руки Божией».26

Джоунс думал точно так же: «Вся благодать Божия щедро дается каждому, принося каждому спасение. … Даже если люди отвергнут ее, Он остается праведен, излив ее».27 «Господь не намерен никого принуждать принять его. … Ни один человек не умрет второй смертью, если сам не предпочтет грех праведности, а смерть – жизни».28

Эллен Уайт выразила это в то время следующим образом: «Грешник может сопротивляться этой любви, может отказаться обратиться ко Христу; но если он не будет сопротивляться, то будет привлечен к Иисусу».29 «Благословения спасения предназначены каждой душе. Ничто кроме собственного выбора не может помешать человеку стать причастником обетования Евангелия во Христе Иисусе».30 Говоря о «самой драгоценной вести», она, в частности, призывала: «Умоляю вас ныне – смиритесь и прекратите ваше упорное противление свету и приводимым доказательствам».31 «Иисус умер за весь мир, но в своем упорном неверии люди отказываются прийти в соответствие с божественным замыслом».32 «Христос принес жертву, которой достаточно для всех! Все, чего требовала справедливость, Христос восполнил, отдав Себя. … Тем, кто отвергает дар жизни, нет никакого извинения [цитируется Ин. 3:16]».33 Гнев Божий провозглашается против людей не просто по причине грехов, которые они совершили, но и по причине их решения продолжать находиться в состоянии противления».34 Поскольку Христос уже принял наказание за грех каждого человека, единственная причина, по которой тот или иной человек может быть, в конце концов, осужден, — это хроническое неверие и непослушание, которое является неизбежным результатом отказа по достоинству оценить искупление, совершенное Христом на кресте, и Его служение как Первосвященника, которое очищает нас от всякого греха. Именно в этом смысле грех является результатом постоянного противления Его благодати, которое всегда приводит к нарушению закона.

(5) Другим единственно возможным откликом является вера; истинная вера, действующая любовью. Но это нечто большее, чем одно лишь теоретическое согласие с доктринальной истиной; вера есть осознание высоты и глубины любви (Агапе) Бога к человечеству. «Сказать, что вы верите в Иисуса, можно только тогда, когда вы высоко цените плату, внесенную за ваше спасение».35 Взирая на крест, люди видят закон и Евангелие — справедливость и милосердие – совершенным образом слившиеся воедино. Сердце покоряет величина жертвы, потребовавшейся за нарушение закона; она — суть откровение Божьего характера. Нас приводит ко Христу не только буква закона, но Дух закона, явленный в жизни и смерти Христа; он приносит осознание греха и желание обрести прощение и восстановление. «Его любовь вызывает отклик … и [наша] жизнь показывает окружающим, что нами руководит Дух Божий». Нашему осознанию этой великой жертвы – «длины цепи, спущенной с небес, чтобы поднять нас туда» — пропорционально и наше осознание той безграничности, которую охватывает святой закон Божий.36 «Бог протягивает руку, чтобы взять нас за руку веры; Он направляет ее, чтобы мы крепко ухватились за божественность Христа, дабы нам достичь совершенства характера».37 Нашим желанием станет та совершенная праведность, которая обретается только во Христе.

Таким образом, суть в том, что оправдание по вере есть нечто гораздо большее, чем высокая оценка оправдательного вердикта и его принятие; оно меняет сердце. Теперь грешник получил примирение, которое является воссоединением с Богом. Поскольку невозможно быть по-настоящему примиренным с Ним, не будучи примиренным с Его святым законом, то отсюда следует, что истинное оправдание по вере делает верующего послушным всем заповедям Божьим. «Здесь мы встречаемся с любовью Отца, выраженной в том, что Он отдал Сына на смерть за падшего человека, чтобы тот смог исполнять закон Иеговы. Теперь Иисус находится в нашем мире, Его божественность облечена в человеческую природу, человек же должен облечься в праведность Христа. Тогда он сможет, благодаря праведности Христа, быть оправданным перед Богом».38

Ваггонер выразил это следующим образом: «Мы спасаемся верой в Иисуса Христа; но Христос спасает нас от грехов, а не во грехах».39 У нас есть самые положительные доказательства того, что соблюдение заповедей Божьих и вера Иисуса неразрывно связаны. Никто не может соблюдать заповеди без веры в Иисуса, и никто не имеет истинной веры в Иисуса, кроме того, кого к Нему ведут нарушенный закон и искреннее желание того, чтобы праведность закона исполнилась в нем. … И никто не может повиноваться закону, кроме как уступив действованию Святого Духа и обратившись ко Христу».40 Не следует считать, что Бог дает человеку праведность в награду за веру определенным догмам; Евангелие — это нечто совершенно отличное. Дело в том, что цель истинной веры — только Христос, она в самом деле вселяет жизнь Христа в сердце верующего, а, следовательно, она должна вселить в него и праведность».41

Джонс утверждал то же самое: «Вера — это «Божий дар»» (Еф. 2:8); и в Писании прямо говорится, что она даруется всем [цитируется Рим. 12:3]. Эта мера веры, которую «Бог уделил всякому человеку», является капиталом, которым Бог одаривает и с которого начинает просвещать «всякого человека, приходящего в мир». И от каждого ожидается, что он будет пользоваться этим капиталом и преумножать его ради спасения собственной жизни».42 Хотите быть подобными Иисусу? Тогда примите благодать, которую Он так полно и так доброхотно дарует. Примите ее в той мере, в которой Он даровал ее, а не в той, в которой вы, по вашему мнению, заслуживаете ее. Прекратите противиться ей. … Она сделает вас подобными Иисусу».43

Эллен Уайт так описывала эту часть «самой драгоценной вести»: «Она открывала оправдание через веру в Поручителя; она призывала народ принять праведность Христа, которая проявляется в послушании всем заповедям Божьим».44 «Сердце нуждается в присутствии небесного Гостя – Христа, пребывающего в душе. Мы должны пребывать во Христе, а Христос должен пребывать в нас — через веру».45 «Пусть Христос — божественная Жизнь — пребывает в вас, и через вас являет небесную любовь, которая вселит надежду в отчаявшихся и принесет небесный мир сердцу, пораженному грехом».46

(6) Эта удивительная работа совершается через служение нового завета, по обетованию которого Господь действительно вписывает Свой закон в сердце верующего. Бог любит послушание и ненавидит грех. Ветхий и новый заветы не являются, прежде всего, вопросом времени, но – вопросом состояния. Вера Авраама позволила ему жить под Новым Заветом, в то время как множество христиан живет и сегодня под Ветхим Заветом. Новый завет – это одностороннее обетование Божие вписать закон Свой в наши сердца и дать нам вечное спасение как безвозмездный дар во Христе. Ветхий завет является тщетным обещанием народа быть верными и послушными, он рождает в рабство (Гал. 4:24). Посему, в рамках нового завета спасение приходит по вере в Божье обетование сделать нас способными к послушанию, но никак не благодаря нашим обещаниям, исполнить которые мы не в состоянии. Эта истина о новом завете являлась важным элементом вести 1888 года и находилась в самом центре разногласий по поводу закона в Послании к Галатам.

Ваггонер выразил это так: «Эти два завета существуют и по сей день. Два завета не являются вопросом времени, но – вопросом состояния. … Поэтому завет от Синая держит всех, кто в него вступает, в кабале, «под законом», в то время как завет, ниспосланный свыше, дает свободу; но не свободу от послушания закону, а свободу от его нарушения. … Разницу между этими двумя заветами можно кратко сформулировать следующим образом: в завете от Синая нам самим приходится иметь дело с законом и только с законом, в то время как в завете свыше мы имеем закон во Христе».47

Джоунс имел то же мнение: «Первый [ветхий] завет основывался на обещаниях людей и зависел исключительно от человеческих усилий. Второй [новый] завет заключается исключительно на обетованиях Бога и зависит от силы и деяний Бога».48

Эллен Уайт поддерживала Джоунса и Ваггонера в этих их взглядах на заветы, а также провозглашала ту же благую весть: «Вся власть отдана в руки Его, чтобы Он мог передать человечеству щедрые дары, наделяя бесценным даром Своей собственной праведности беспомощное человеческое существо. … Превознесенный Спаситель должен явиться … как сидящий на престоле, готовый одарить бесценными благословениями завета…».49«Условием «ветхого завета» было: повинуйся и живи. … «Новый завет» был основан на «лучших обетованиях» — на обещании прощения грехов и благодати Божией, которая обновит сердце и приведет его в согласие с принципами закона Божьего».50 «Ваши обещания и решения подобны веревкам из песка. Вы не можете контролировать свои мысли, свои импульсы, свои чувства. Память о ваших невыполненных обещаниях и взятых назад обетах ослабляет вашу уверенность в собственной искренности и вызывает у вас чувство, что Бог не может вас принять. … Что вам нужно понять, так это истинную силу воли».51

(7) Авторитетность Божьих обетований подтверждается тем, что наш Спаситель «осудил грех» падшего человечества, живя «во плоти», и победил проблему греха человеческой расы. Это означает, что Он изгнал грех из человеческого общества. В свете креста понятно, что дьявол не может силой заставить кого-либо согрешить. Благодаря Христу, ни у кого теперь нет никаких оснований продолжать жить под ужасающим «владычеством» греха. Праведность обретается по вере; грех царит в силу неверия. Греховные пристрастия теряют власть, если у человека есть «вера Иисуса» (Откр. 14:12).

Ваггонер сказал об этом так: «Следование тому, что предписывает Библия и размышления о Христе, как Он есть, постоянные и рассудительные, сделают человека совершенным христианином».52 Джоунс также писал об этом предельно ясно: «[Христос] проложил и освятил путь, идя по которому, находясь в Нем, всякий верующий в этом мире может в течение всей своей жизни оставаться святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников, и, как следствие, быть с Ним, обитая превыше небес. … Христос достиг этого, находясь в этом мире в человеческой плоти, и тем самым проложил и освятил путь, следуя по которому и находясь в Нем, всякий верующий может достичь того же».53

Эллен Уайт поддерживала это учение Джоунса и Ваггонера: «Бог явился во плоти, чтобы осудить грех во плоти. … Ни один человек не может сказать, что является безнадежным рабом греха и сатаны. Христос принял на Себя ответственность за человеческую расу. … Он свидетельствует о том, что благодаря этой вменяемой праведности верующая душа исполнит заповеди Божьи».54 Говоря об этой самой драгоценной вести, она заявила: «Сила крови Христа должна быть представлена народу свежо и мощно, чтобы его вера могла крепко ухватиться за ее заслуги. … Несмотря на наше недостоинство, мы всегда должны помнить, что есть Некто, Кто может устранить грех и спасти грешника. … Те, кто приняли эту весть, были обильно благословлены, ибо увидели яркие лучи Солнца праведности, и в их сердцах воспрянула жизнь и просияла надежда».55

(8) Желание увидеть, как грехи и скорби придут к своему концу, следовательно, не основано на эгоистических мотивах. В последние времена церковью будет воспринята более высокая мотивация, нежели та, что преобладала в ней в предыдущие века. Народ будет заботиться о том, чтобы Христос получил Свою награду и нашел покой в окончательном искоренении греха. Эта совершенно новая мотивация выходит за пределы боязни погибнуть или надежды на воздаяние в спасении; народ полюбит послушание. Эта более высокая мотивация символически изображается Писанием в следующей кульминации — Невеста Христова приготовила себя к браку. Это произойдет, когда верующие начнут по-настоящему ценить любовь (Агапе) Божию, явленную всем человекам. Это приводит их к желанию жить для Него, и «брак Агнца» может, наконец, состояться (Откр. 19:7).

Ваггонер так выразил мысль об окончательном оправдании Божьего характера: «В настоящее время сатана обвиняет Бога в несправедливости, безразличии и даже жестокости. Многие тысячи людей в мире подхватили это обвинение. Но суд утвердит праведность Божию. Его характер, как и характер человека, проходит испытание. На суде каждый поступок как Бога, так и человека, совершенный со времен сотворения, предстанет перед всеми в его истинном значении. И когда все предстанет в совершенном свете, Бог даже Его врагами будет оправдан от всякого обвинения».56

Джоунс так писал о последнем подвижническом опыте: «Когда Иисус придет, Его целью будет взять Свой народ к Себе. То есть, получить в награду Свою славную церковь «без пятна, или порока, или чего-либо подобного», «святую и непорочную». То есть, увидеть во всех Своих святых совершенное отражение Самого Себя. И прежде чем Он придет с этой целью, Его народ должен прийти в описанное состояние. … И это состояние совершенства, это обретение каждым верующим полноты образа Иисуса, является завершением тайны Божией, которая есть Христос в вас, упование славы. И завершение это происходит через очищение святилища».57

Эллен Уайт часто касалась этой темы в своих трудах: «Не страх перед наказанием или надежда на вечную награду побуждает учеников Христа следовать за Ним. Они взирают на несравненную любовь Спасителя, явленную во всем Его земном пути, от яслей Вифлеема до креста Голгофы, и то, что они видят в Нем, привлекает, размягчает и покоряет душу. В сердцах взирающих пробуждается любовь. Они слышат Его голос и следуют за Ним».58 «Христос с горячим желанием ожидает проявления Себя в Своей Церкви. Когда в Божьем народе будет полностью восстановлен характер Христа, Он придет, чтобы назвать их Своими. Привилегией каждого христианина является возможность не только ожидать, но и ускорить пришествие Господа нашего Иисуса Христа».59 Мало кто задумывается о тех страданиях, которые грех причинил нашему Создателю. Агонию Христа разделало Все небо; но это Его страдание не началось и не закончилось Его проявлением в человеческой плоти. Нашим тусклым чувствам крест открывает ту боль, которую грех с самого начала своего существования причиняет сердцу Бога».60 О «самой драгоценной вести» она писала так: «Это и есть то самое поручение, переданное нам Господом для того, чтобы весть, данная Им Его рабам, произвела работу в сердце и сознании каждого человека. Ибо сие есть вечная жизнь церкви — любить Бога превыше всего и любить ближнего как самих себя».61

(9) Весть 1888 года имеет особую ценность, поскольку она объединяет воедино истинное библейское учение об оправдании верой с уникальной библейской идеей очищения небесного святилища. В этом — истинная праведность по вере. Эта работа связана с полным очищением сердец народа Божьего на земле, которую Великий Первосвященник выполнит над всеми, кто это Ему позволит. Это та самая библейская истина, откровения которой ожидает мир. Это – «истинная весть третьего ангела»,62 которая с 1844 года находится в центре служения Христа во Святом Святых.63 Она образует существенную честь той истины, которой еще предстоит осветить землю славой окончательного, полностью развернутого откровения «вечного Евангелия» из книги Откровения, глав 14 и 18.

Ваггонер выразил эту точку зрения сразу после Генеральной конференции1888 года, заявив: «Но будет ли когда-либо на земле народ, который достигнет такого совершенства характера? Воистину будет [цитируется Соф. 3:13]. Когда придет Господь, будет некая группа людей, которая будет найдена «совершенной в Нем»; они будут иметь не свою собственную праведность, но совершенную Божью праведность, которая приходит через веру в Иисуса Христа. Довести эту работу в сердцах людей до совершенства и приготовить такую группу людей – задача вести третьего ангела. Весть эта, следовательно, не есть сухая теория, но живая практическая реальность».64 Многие годы спустя Ваггонер все еще писал об этой важнейшей вести: «То, что у Бога на небесах есть святилище, и что Христос выполняет там служение священника, не может быть подвергнуто сомнению никем, кто читает Священное Писание. … Отсюда следует, что очищение святилища — работа, которая подается в Писании как непосредственно предшествующая пришествию Господа, -совпадает с полным очищением народа Божьего на земле и приготовлением его к преобразованию в момент Господня пришествия».65

Джоунс писал с той же настойчивостью: «Эта особая весть об оправдании, которую Бог посылает нам, должна подготовить нас к прославлению в пришествие Господа. В ней Бог дает нам самое великое знамение, какое только можно дать, что следующим событием будет пришествие Господа».66 Многие годы спустя он делает тот же акцент: «Если я проповедую конец нечестия в жизни людей; и если я проповедую конец всякого греха, примирение через прощение беззаконий и привнесение вечной праведности в жизнь человека, но не проповедую при этом небесного храма и его очищения, то это не есть весть третьего ангела. Этот великий день не может прийти до тех пор, пока святилище не очистится. Святилище не может быть очищено до тех пор, пока нарушение закона не будет удалено из вашей и моей жизни и не будет положен конец грехам в моей и вашей жизни. Пока не произойдет примирение по поводу совершенных грехов. И вот тогда, о, тогда, вместо всего этого к нам войдет вечная праведность, которая будет твердо удерживать нас на пути правды».67

Эллен Уайт, говоря о том, что произошло в 1844 году, показывает связь между вестью третьего ангела и очищением святилища: «Те, кто отверг первую весть, ничего не выиграли ни от второй вести, ни от полночного клича, который должен был подготовить их верой перейти с Иисусом во Святое Святых небесного святилища. И, отвергнув две предыдущие вести, они не способны увидеть никакого света в вести третьего ангела, указывающей путь во Святое Святых».68 В 1888 году она видела, что Христос все еще находится во святилище, стремясь к Своему Второму пришествию приготовить Себе народ.

Именно поэтому Джоунс и Ваггонер и были посланы с вестью: «Сейчас Христос находится в небесном святилище. Что же Он делает? Совершает наше искупление, очищение святилища от грехов народа. Поэтому мы должны вместе с Ним войти верой в святилище.

… Заключительная работа провозглашения вести третьего ангела будет сопровождаться силой, которая направит лучи Солнца правды на все пути и перепутья жизни».69 В 1890 году она написала несколько статей о связи этой вести с очищением Святилища: «Мы живем в день искупления и должны действовать в согласии с работой Христа по очищению святилища от грехов человеческих. Пусть ни один, желающий оказаться облеченным в брачную одежду, не противится нашему Господу в той работе, которая является его служением в церкви».70 Говоря о «самой драгоценной вести», она писала: «Христос ходатайствует за церковь в небесных дворах. … Как священник кропил теплой кровью на крышку ковчега … так и наши молитвы, когда мы исповедуем свои грехи и ссылаемся на силу искупительной крови Христа, должны восходить на небо. … Бог дал Своим слугам свидетельство, которое представило истину, как она есть в Иисусе, ясно и четко, оно и есть весть третьего ангела».71

(10) Так как Христос уже уплатил за грех всякого человека и постоянно влечет человека к покаянию, единственная причина, по которой человек может быть, в конце концов, осужден, — это упорное неверие, отказ по достоинству оценить искупление, совершенное Христом на кресте, и Его служение как нашего Первосвященника. Из этого следует, что если человек верует и понимает, насколько действительно благой является благая весть спасения, то, на самом деле, ему легче спастись, чем погибнуть. Бремя Христа легко, и иго Его благо, и противиться Ему значит идти трудной дорогой, ведущей вниз, к разрушению. Свет сильнее тьмы, благодать сильнее греха, а Святой Дух сильнее плоти, если сердце покорилось Христу. И противиться убедительному свидетельству Святого Духа о благой вести означает «идти против рожна». Те, кто отказывается верить, сочтут, что легче следовать собственным природным наклонностям ко злу. Истинное Евангелие обнаруживает это неверие и ведет к эффективному покаянию, подготавливающему верующего к возвращению Христа, если только человек изберет Его. Всякая трудность является результатом недостаточной веры в Евангелие, веры в то, что «Бог протягивает руку, чтобы взять нас за руку веры … направляет ее, чтобы мы крепко ухватились за божественность Христа, дабы нам достичь совершенства характера».72 Христос будет держать нас за руку намного крепче, чем мы сможем держаться за Его десницу.

Джоунс выразил это следующим образом: «Когда царит благодать, то легче поступать правильно, чем грешить. Вот сравнение [Рим. 5:21]. … Поэтому, как, в буквальном смысле, верно то, что при царствовании благодати легче поступать правильно, чем грешить, так же буквально верно, что при царствовании греха легче грешить, чем поступать правильно».73 «Спасение от греха, безусловно, зависит от того, что в благодати намного больше силы, чем в грехе. … Поскольку человек по естеству порабощен силе — силе греха, — то господство греха над ним ничем не ограничено. И до тех пор, пока эта сила имеет над человеком власть, не только сложно, но и невозможно творить добро, которое он знает и которое хотел бы творить. Но если власть имеет сила более могущественная, чем грех, разве недостаточно ясно, что служить воле более могущественной силы будет настолько же легко, насколько легко было служить воле другой силы, когда господствовала она?»74

Ваггонер был с этим согласен: «У многих людей есть убежденность, что в их случае уверовать невозможно. Это опасное заблуждение. Верить так же просто и естественно, как дышать. Это общее наследие всех людей, и в этом все они равны. Только когда люди возводят вокруг себя барьер гордыни (Пс. 73:6), они находят веру чем-то трудным. … Вопрос в том, в какой мере Бог наделил каждого человека верой? … Вера, которую Он дает, — это вера Иисуса. Вера Иисуса содержится в даре Самого Иисуса, а Христос дан каждому человеку во всей Его полноте».75 «Мы не должны пытаться «улучшить» Писание, говоря, что благость Божия способна приводить людей к покаянию. Библия говорит, что она приводит их к покаянию. … Однако раскаиваются не все. Почему? Потому что они презирают богатство благости, кротости и долготерпения Божия, и бегут от милостивого водительства Господа. Но тот, кто не противится Господу, безусловно, будет приведен к покаянию и спасению».76

Эллен Уайт выражает ту же мысль: «В течение пятидесяти лет я несу иго Христа и могу засвидетельствовать, что иго Его благо, и бремя Его легко. Я ни разу не встретила никаких трудностей, за исключением случаев, когда возлагала на себя свое собственное ярмо, и откладывала в сторону иго Христово».77 «Скажите людям в ясных, полных надежды словах, как им избавиться от позорного наследия, которое является нашим заслуженным уделом. Но, ради Христа, не предлагайте их вниманию идей, которые обескуражат их, которые описывают путь на небо как очень трудный».78 «Но путь жизни узок, а врата тесны. Если вы будете цепляться за какой-либо осаждающий вас грех, врата эти покажутся вам слишком тесными, а войти ими покажется невозможным. … Но не делайте отсюда вывода, что путь в небо труден, а дорога в погибель легка. На всем протяжении пути, ведущего к смерти, вас ожидают боль и расплата за ошибки, горести и разочарования, которые суть предостережения дальше этим путем не следовать. Для беспечных и упрямых Божья любовь делает самоуничтожение очень трудным».79 «Христос будет держать нас за руку намного крепче, чем мы сможем держаться за Его десницу».80

Говоря о тех, кто отвергает эту «самую драгоценную весть», она предупреждала: «Если вы отвергнете полномочных вестников Христовых, вы отвергнете Христа. Если пренебречь этим великим спасением, многие годы находящимся прямо у вас перед глазами; если отнестись с презрением к этому славному предложению оправдания через кровь Христа и освящения через очищающую силу Святого Духа, то не остается более жертвы за грех, но некое страшное ожидание суда и ярость огня».81

Конечно, существуют и другие аспекты вести 1888 года, которые долгие годы влияли на работу церкви. Например, религиозная свобода, образование, медицинское служение, а также реформа здоровья; но сердцем этой вести, как это признавала Эллен Уайт, была праведность по вере. Как здесь уже упоминалось, вышло множество других книг, в которых более конкретно идет речь об аспектах вести 1888 года. Мы же более конкретно рассмотрим многие из этих аспектов во втором томе книги «Возвращение Последнего Дождя».82