Приложение Б. Спаситель всего человечества

Предмет, вызывавший в течение последних нескольких лет многочисленные дискуссии, имеет отношение к жертве Христа и тому, что было ею достигнуто в прошлом и достигается сегодня. Зачастую большая часть споров сосредотачивается на Послании к Римлянам, главе 5, в особенности на 18 стихе. Что дает смерть Христа всему человечеству? В 1895 году Эллен Уайт написала свое широко известное высказывание о том, что через «пасторов Ваггонера и Джоунса» церкви адвентистов седьмого дня была дарована «самая драгоценная весть». Она указывала на нее как на весть, которая должна распространиться по миру и будет «сопровождаться излитием Его Духа в обильной мере». Несколькими абзацами ниже, все еще говоря об этой вести, Эллен Уайт заявляет: «Она представляет закон и Евангелие как связанные в одно идеальное целое». (См. Послание к Римлянам, глава 5, и 1-е Иоанна 3:9-24). Эти драгоценные тексты будут вписаны в каждое сердце, открытое для их принятия».1

Глава 5 Послания к Римлянам – это глава, по которой проповедовали и о которой писали Ваггонер, Джоунс, и Прескотт еще до публикации приведенного выше заявления Эллен Уайт, увидевшего свет 1 мая 1895 года в «Свидетельствах для проповедников».2 Эта часть Писания представляет собой самую суть Евангелия, поясняя, что грех Адама причинил всей человеческой расе, и что совершено для всей человеческой расы через жертву Христа. 1-е Иоанна, глава 3, это глава, где речь идет о практическом благочестии — любви в действии и соблюдении закона, явленных через братолюбие. По словам Эллен Уайт, эти два отрывка Писания представляют закон и Евангелие как связанные в одно совершенное целое. Бог сказал, что впишет эти тексты в каждое сердце, открытое для их принятия.

В Послании к Римлянам, главе 5, освещаются два момента: каковы последствия греха Адама, и каковы результаты жертвы Христовой, которые распространяются на всех людей без какого-либо выбора с нашей стороны; и что требует от нас принятия определенных решений в отношении греха Адама и жертвы Христовой. Таким образом, истины, содержащиеся в Послании к Римлянам, главе 5, не отрицают оправдания по вере, но разъясняют его основы. Смерть Христа, на самом деле, совершила нечто для каждого человека, как временное, так и вечное, но полнота этого великого дара никогда не будет полностью реализована или осознана без положительного отклика. Крест Христов взывает, ставя каждого человека перед необходимостью ответить на вопрос: «Что ты сделаешь с даром, который Я дал тебе?» Именно от ответа на этот вопрос зависит вечная судьба каждого человека. К сожалению, «большинство с презрением отвергает» свое врожденное право на вечную жизнь и «не пользуется им».3

Подобно тому, как грех Адама вынес всем людям «приговор»,4 «точно так же» на кресте Христос — второй Адам — гарантировал «всем людям» «оправдательный вердикт» (Рим. 5:12-18). Это временное, или корпоративное «оправдание жизни», дарованное всем людям (Рим. 5:18). Поэтому теперь люди рождаются свободными от осуждения Адама, и им предоставлена возможность выбора.

Но «самой сутью Евангелия является восстановление», дабы человеку спастись от греха, а не во грехе.5 Человек может начать осознавать масштабы плана спасения, только рассматривая его во свете великой борьбы между Христом и сатаной. Когда человек поставлен лицом к лицу с Голгофской жертвой, он начинает «осознавать цену спасения … и понимает, чего оно стоило».6 Настоящая вера рождается в сердце, которое «глубоко признательно за цену, уплаченную за спасение».7 Оправдание по вере, которое является следствием подчинения своей воли Христу, — это нечто большее, чем юридическое прощение за прошлые грехи: закон вписывается в сердце, так что грешник может перестать и перестает грешить. Такова цель оправдания верой, и все же оно не было бы возможно, если бы Христос не вмешался и не заплатил за долг каждого грешника от самого сотворения мира, (и Адамов, и наш). Таким образом, оправдание и освящение по вере во всей их полноте составляют истинную праведность по вере.

Во всей Библии представлены два аспекта плана спасения, но наиболее ясно — в Послании к Римлянам, главе 5; это дар «оправдания жизни» всех людей, и дар оправдания верой для всех, кто верит. Эллен Уайт в своих работах также указывает на эти два аспекта; неспособность четко их видеть и держаться равновесия во взгляде на них может привести к заблуждениям и падению в теологический ров. Один аспект спасения не исключает другого; будучи же разделены, они могут быть опасны. Жертва Христа за всех людей, представленная искаженно или сама по себе, может привести к дешевой благодати. А искаженное понимание необходимого отклика грешника или подача его без того, что Бог уже сделал для всего человечества, может привести к легализму, лишенному истинной любви к Богу и человеку. Обе эти проблемы и составляют «тепловатость» Лаодикийской церкви. Любить Бога превыше всего и ближнего как самого себя мы начнем не раньше, чем поймем и постигнем любовь Божию как дар того, что «Один умер за всех, следовательно, все умерли».(2 Кор. 5:14).

Ниже приведены некоторые из высказываний Эллен Уайт, где она в разных словах описывает то, что совершил Христос и Кем Он является для всего человечества.8 Цель данной компиляции — показать лишь некоторые из высказываний Эллен Уайт по этому аспекту спасения. Однако данная компиляция не имеет в виду свести на нет другие ее утверждения, в которых речь идет об отклике человека на зов Бога.

Например, говоря обобщенно, Эллен Уайт ясно заявляет: «Человеческий род принят в Возлюбленном».9 Но в других местах она приводит уравновешивающие заявления относительно отклика веры со стороны человека, говоря: «Те, кто творит дела Христовы, принимаются в Возлюбленном».10 Оба эти утверждения вдохновенны и верны; мы не должны отбрасывать ни одно, ни другое. «Поскольку жертва, принесенная за нас, совершенна, наше восстановление от скверны греха также должно быть совершенным».11

Эллен Уайт неоднократно включает в одно и то же заявление оба аспекта плана спасения: «Христос принес жертву, которой достаточно для всех! Все, чего требовала справедливость, Христос заплатил, принеся в жертву Самого Себя …» Здесь мы видим корпоративный аспект, но Эллен Уайт продолжает: «и… «как мы избежим последствий, если пренебрежем таким великим спасением?» Тем, кто отвергнут дар жизни, не будет извинения … [цитируется Ин. 3:16]».12 Вот так красиво она представляет единство этих двух аспектов. Другой пример: «Иисус приобрел для нас искупление. Оно наше [принадлежит всему миру]; но мы находимся здесь для испытания, чтобы показать, окажемся ли мы достойными вечной жизни».13 И еще один пример: «Сын Божий пострадал за грех, примиряя с Собою мир. Тот, кто не знал греха, стал жертвой за грех. …» И Эллен Уайт продолжает: «…чтобы падшие, грешные человеческие существа через покаяние и исповедание грехов могли получить прощение».14 И опять мы видим, что оба аспекта плана спасения представлены здесь вместе. В других местах Эллен Уайт говорит только об одном из этих аспектов, но ни одно из таких утверждений, ни взятое отдельно, ни в виде компиляции, не должно использоваться для опровержения или ложного истолкования плана спасения в его полноте.

Я хотел бы призвать читателя найти следующие утверждения в их источниках и посмотреть, как четко эти взаимно дополняющие друг друга аспекты плана спасения представлены как одно целое. Поскольку мы часто видим или смотрим только на один аспект — оправдание верой/отклик человека – ниже я привел лишь часть ее высказываний, выражающих корпоративный аспект — тот, на котором зиждется оправдание верой — с целью привлечь к данному аспекту больше внимания.

«Он искупил постыдное падение Адама, и спас мир».15

«Спаситель мира стал грехом ради нашей расы».16

«Он внес выкуп за весь мир».17

«Иудеи видели в жертвоприношениях символ Христа, Чья кровь была пролита за спасение мира».18

«Искупитель мира оценивает человеческую жизнь сообразно цене, которую заплатил за нее на Голгофе».19

«Вся система жертвенного поклонения была прообразом смерти Спасителя ради спасения мира».20

«Сатана знает, что Христос приобрел искупление для всего мира, и твердо настроен, вырвать из рук Христа всякую душу, на которую только ему удастся повлиять».21

«Он — Создатель всего человечества. Все люди в силу сотворения являются членами одной семьи, и все они — одно в силу искупления».22

«Он подписал документы об освобождении нашей расы».23

«Христос,Поручитель за человеческую расу, трудится непрерывно».24

«Сказанные в негодовании слова «К чему такая трата?» ярко представили перед Христом величайшую жертву, когда-либо принесенную, — дар Самого Себя как умилостивление потерянного мира».25

«На кресте Спаситель совершил искупление падшего человеческого рода».26

«Христос, великий Прообраз, и Жертва, и Первосвященник … за грехи мира».27

«Перед пришествием Христа миру будет дано обилие свидетельств того, что Бог возлюбил человечество. Но уже в том, что Христос был дан расе столь недостойной, была продемонстрирована неоспоримость любви Божией».28

«Мы должны развивать в себе истинную христианскую вежливость и нежное сочувствие даже по отношению к самым грубым, самым черствым представителям человечества, … которые, тем не менее, являются наследниками благодати и драгоценны пред Господом».29

«Да, Христос отдал Свою жизнь ради жизни мира».30

«Таким образом, Христос даровал человечеству бытие непосредственно из Самого Себя».31

«Своей человеческой рукою Сын Божий объял всю человеческую семью, тогда как Своей божественной десницей Он ухватился за престол Бесконечного».32

«В образе потерянной овцы Христос символически представляет не только отдельного грешника, но весь мир, отступивший от Творца и пораженный грехом. … Этот маленький падший мир – та самая потерянная овца — более ценен в Его глазах, чем те девяносто девять, которые не покидали своей кошары. Христос, всеми любимый в небесных дворах Предводитель небесного воинства, устремился вниз со Своего высокого положения, отложив славу, которую имел у Отца, чтобы спасти один потерянный мир».33

«Умерев за людей, Иисус возвысил человечество, показав, сколько оно весит на весах ценностей Божьих».34

«Благодаря победе Христа человеческий род был возвышен как представляющий моральную ценность не в силу чего-либо соделанного людьми, но из-за великой работы, проделанной ради них через Единородного Сына Божия».35

«Как Заместитель и Поручитель человека, через божественную силу в человеческой природе, Христос поставил человека в самое выгодное положение».36

«Род человеческий принят в Возлюбленном».37

«И когда в предсмертной агонии Спаситель воскликнул: «Совершилось», Он вернул мир под благоволение Божие».38

«Те, кто утверждают, что являются потомками Авраама, попытались исчислить Израильтян, как если бы дар вечной жизни принадлежал небольшому числу избранных. Они хотели бы, чтобы преимущества спасения принадлежали только их нации. Но Бог принял каждого представителя человеческой расы под покров божественной милости».39

««Сие есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Сколькие читали и перечитывали этот текст об отношении к нам Бога, чьи сердца остались нетронуты открытыми в нем важнейшими истинами! Многие считали и считают, что он относится не ко всему человечеству; но он имеет огромное значение для каждого из людей. Иисус был принят в Небо как представитель человеческого рода. При всей нашей греховности и слабости нас не отринули как непригодных; мы приняты в Возлюбленном».40

«Религия Христа возносит ее последователя на более высокий уровень мысли и действия, в то же время представляя весь человеческий род как объект любви Божией, искупленный жертвой Его Сына».41

«Всякое благословение, временное или духовное, приходит к нам как приобретенное Его кровью».42

«Этой бесконечной ценой были искуплены все люди. … Бог искупил волю, чувства, ум, душу каждого человеческого существа. Верующие или неверующие, все люди являются собственностью Господа».43

«Иисус приобрел для нас освобождение. Оно — наше».44

«Сын Божий претерпел наказание за грех, примирив с Собою мир».45

«Его миссия состояла в том, чтобы возвеличить закон Отца и прославить его; утвердить его требования, заплатив собственной жизнью за его нарушение. Именно так Он осуществил примирение между Богом и человеком».46

«Христос пришел не затем, чтобы исповедовать Свои грехи; но ему была вменена вина как заместителю грешника. Он пришел каяться не в Своем грехе, но от лица грешника».47

«Совершенство Его характера был отнесено на счет человека. Проклятие же закона Христос взял на Себя».48

«После того, как Христос совершил необходимые шаги покаяния, обращения и веры от лица человечества, Он пришел к Иоанну креститься от него в Иордане».49

«Он объявляет себя Защитником грешной человеческой семьи».50

«Христос подсчитал неизмеримо огромную сумму вины, подлежавшую погашению, и возложил на Свою умирающую душу эту громадную ответственность, взяв грехи всего мира на Себя».51

«Он должен был понести вину падшего человечества. На Него, не знавшего греха, будут возложены беззакония всех нас».52

«Когда весь мир был под осуждением, Христос взял на себя вину грешника; Он понес на Себе гнев Божий вместо грешника, и тем самым, претерпев наказание за грех, искупил его».53

«Христос стал грехом ради падшего человеческого рода, приняв на Себя осуждение, причитающеесягрешнику за нарушение закона Божьего. Христос встал во главе человеческой семьи в качестве ее представителя. Он взял на себя грех мира. В подобии плоти греховной он осудил грех во плоти».54

«Оправдание противоположно осуждению».55

«Справедливость требует, не только чтобы грех был прощен, но, чтобы виновный был наказан смертью. Бог в даре Своего Единородного Сына выполнил оба эти требования. Умерев вместо человека, Христос и исчерпал наказание, и обеспечил прощение».56

«Он стал Поручителем за человека и Представителем Бога: Поручителем за человека, способным Своей праведностью от лица человека удовлетворить требованиям закона, и Представителем Бога, явившим Его характер падшему человеческому роду».57

«Христос выпонил требования закона, находясь в человеческой природе».58