Исполненноеобещание

На лагерном собрании 1882 года в Гильдсбурге произошло не только это чудо. Молодой 27-летний Е. Дж Ваггонер, сын Дж. Х. Ваггонера, принял участие в лагерном собрании, где чудесным образом была исцелена Эллен Уайт. Молодой Ваггонер родился у родителей-адвентистов в 1855 году. Вырос он в Мичигане, а затем окончил колледж в Батл-Крик, где также встретил Джесси Мозер, свою будущую жену, и женился на ней. Затем он покинул Батл-Крик, желая получить медицинское образование, и в 1878 году окончил медицинский колледж при больнице «Лонг-Айленд» в Бруклине, штат Нью-Йорк.50 Получив степень доктора медицины, Ваггонер вернулся и работал в санатории в Батл-Крик примерно до 1880 года, после чего переехал в Калифорнию. Именно здесь, в Гильдсбурге, на лагерном собрании 1882 года Ваггонер пережил одно замечательное событие.

Е. Дж. Ваггонер

Пасмурным субботним днем, сидя чуть в стороне от большинства присутствующих на собрании в большой палатке, он слушал, как Эллен Уайт проповедовала «евангелие Его благодати» с особой, как писал Урия Смит, «силой в голосе и ясностью мысли».51 Позже Ваггонер назовет произошедшее с ним таким же реальным, как то, что произошло с Павлом по пути в Дамаск. Это событие приведет к тому, что всю оставшуюся жизнь он будет внимательным исследователем Библии. Это подготовит его к передаче вести о божественной благодати церкви, чахнущей в своем Лаодикийском состоянии. Воистину, Бог сдержал обещание, данное Эллен Уайт за год до этого, и воздвигал работников, чтобы они заняли место Джеймса Уайта. Он также полагал им на сердце стремление открыть народу Христа из всего Писания и дать людям более полное представление о плане спасения и праведности по вере. На протяжении жизни Ваггонер несколько раз будет писать об этом случае: «Есть некоторые события, которые стали вехами в моем духовном опыте, начиная с моего первого осуждения греха после обличения Духа и до откровения Христа, распятого за меня, — когда вы говорили на лагерном собрании в Гильдсбурге в 1882 году. Это был свет на моем пути, он вел меня в моих исследованиях Библии, и становился ярче и ярче».52

«Именно из Вашей проповеди, сказанной Вами [Эллен Уайт] двадцать один год назад [1882], я получил свет, который стал великим благословением моей жизни и который до сих пор я держу в поле зрения; он направляет меня в моих исследованиях Библии. Поэтому у меня всегда было и есть особое доказательство того, что Бог использует Вас для особой роли в Его деле».53

«Много лет назад пасмурным и дождливым днем автор этих строк сидел в палатке, где раба Господа представляла слушателям «Евангелие Его благодати». Память моя не сохранила ни ее точных слов, ни использованных ею библейских текстов. Я так и не знаю, какое слово услышал тогда; но посреди проповеди со мной произошло нечто, что стало поворотным моментом в моей жизни. Внезапно надо мной воссиял свет, и палатка, казалось, озарилась, словно от солнца. Я увидел Христа, распятого за меня, и впервые в жизни мне было открыто, что Бог любит меня, и что Христос отдал Себя за меня лично. Что все это — ради меня. Если бы я и мог описать мои чувства, они не были бы поняты теми, кто не пережил подобного; а тем, кто пережил, объяснения не нужны. Я верю, что Библия есть слово Божье, записанное святыми мужами, которые писали, будучи движимы Духом Святым; и я знал, что свет этот, сошедший на меня, был откровением непосредственно с небес. Поэтому я знал, что в Библии мне следует найти весть о Божьей любви, обращенную к грешникам индивидуально. И я решил, что всю оставшуюся жизнь должен посвятить ее поиску и тому, чтобы сделать ее понятной для остальных. Свет от креста Христова, осиявший меня в тот день, был моим путеводителем в изучении Библии; куда бы в этой священной книге я ни обратил свой взор, я находил Христа, представленного как сила Божия ко спасению человеков, — и ничего более».54

«Тогда-то Христос и был явлен мне как распятый прямо на моих глазах. Я сидел тогда поодаль от находившихся в большой палатке на лагерном собрании в Гильдсбурге пасмурным субботним днем. … Все, что осталось у меня в памяти, — это то, что я видел. Внезапно вокруг меня воссиял свет, и палатка осветилась ярче, чем, если бы светило полуденное солнце, и я увидел Христа на кресте, распятого за меня. В тот момент я впервые обрел твердую уверенность, сошедшую на меня подобно потокунепреодолимому, что Бог любит меня, и что Христос умер за меня.

Во всей вселенной были только Бог и я.Это все, о существовании кого я помнил. В тот момент я знал, — фактически видел, — что Бог во Христе примирил с Собою мир. Я словно и был целым миром со всем его грехом. Я уверен, что случай с Павлом на пути в Дамаск был не более реальным, чем происшедшее со мной. … Я тут же решил, что буду исследовать Библию в свете этого откровения, чтобы помочь другим увидеть ту же истину.55

Совсем немного времени спустя после этого случая Божье провидение устроит встречу Ваггонера с А. Т. Джоунсом, и вместе они укажут церкви на «драгоценнейшуювесть». В Божьи намерения входило охватить весь мир громким кличем вести о праведности по вере, сразу после того как она будет принята в церкви.

А. Т. Джоунс

А. Т. Джоунс родился в 1850 году.В отличие от Ваггонера, рос он не в адвентистской семье. В возрасте двадцати лет он вступил в армию и служил уже четырнадцать месяцев, когда ему в руки попали некоторые адвентистские публикации.56 8 августа 1874 года Джоунс крестился в Уолла-Уолла, территория Вашингтон. Многие недели он «искренне искал Господа», а за несколько дней до крещения получил «яркое свидетельство прощения грехов».57 После обращения и крещения он сразу же присоединился к И. Д. Ван Хорну в его евангелизационной работе и создании церквей на Северо-Западе. В 1877 году он женился на Фрэнсис Паттон и в следующем году был рукоположен в служители. Не имея больше возможности проходить дальнейшее обучение в Батл-Крик, в вопросе образования Джоунс вынужден был положиться на свою любовь к чтению. Вскоре он стал одним из самых начитанных защитников религиозной свободы.58

За несколько месяцев до лагерного собрания в Гильдсбурге Эллен Уайт написала слова, которые обретут важное значение в свете опыта обращения Джоунса и Ваггонера. Бог будет выбирать людей, которые обучены скорее Самим Богом, чем современными школами:

«Совсем не много выдающихся людей будет задействовано в торжественной, заключительной работе. … Но может оказаться так, что за неотесанной и непривлекательной внешностью будет стоять чистое великолепие истинно христианского характера. …

«Бог будет совершать в наше время такую работу, которой мало кто ожидает. Он воздвигнет и возвысит тех из нас, кто научен, скорее, помазанием Его Духа, чем учебой в научных учреждениях. … Бог явит то, что Он никак не зависит от образованных, пораженных самомнением смертных.59

Эллен Уайт писала также об огромной нужде Церкви в излитии Духа Святого, чтобы ее работа давала результат. Но каково было состояние Божьего народа? Верный Свидетель все еще призывал к покаянию. Отступление стало хроническим, и было необходимо истинное возрождение. Только оживляющая сила Святого Духа вместе с Евангелием могла бы поправить это положение вещей:

«Мы должны горячо молиться за сошествие Духа Святого, как в день Пятидесятницы молились ученики. Если они нуждались в нем в то время, то мы сегодня нуждаемся в нем еще больше. Нравственная тьма, как похоронный саван, покрывает землю. Всякого рода ложные доктрины, ереси и сатанинские уловки вводят в заблуждение умы людей. Без Духа и силы Божьей весь наш труд по распространению истины будет напрасен.60

«Не Господь закрыл для нас небо, но наше собственное непрестанное отступничество отделило нас от Бога. …

«Прислушаетесь ли вы к совету Верного Свидетеля — искать у Него золота, огнем очищенного, белых одежд, и глазной мази? Золото есть вера и любовь, белая одежда есть праведность Христа, глазная мазь — это духовная проницательность, которая позволит вам разглядеть козни сатаны и избежать их, обнаружить грех и гнушаться им, уразуметь истину и повиноваться ей».61

«Сегодня в работе ночных стражей ничтожно мало Духа Божьего и силы Божьей. Тот Дух, которым было отмечено удивительное собрание в День Пятидесятницы, ждет, желая проявить Свою силу в людях, что сейчас стоят между живыми и мертвыми как посланники Бога. Сила, столь мощно всколыхнувшая народ в движении 1844 года, будет явлена вновь. Весть третьего ангела будет распространяться не шепотом, но громким голосом».62

«Ничто кроме живительного влияния Евангелия не может помочь душе. Молитесь, чтобы могучие усилия Святого Духа со всей их животворящей, восстанавливающей и преобразующей силой пронзили разбитую параличом, пораженную душу как электрический ток, заставляя каждый нерв затрепетать новой жизнью, восстанавливая всего человека из его мертвого, земного состояния в состояние духовного здравия. Так вы станете причастниками Божеского естества, удалившись от разложения, утвердившегося в мире через похоть; и в душах ваших отразится образ Того, Чьими ранами вы исцелились».63

Бог не отказался от Своего народа. Он сдержал Свое обещание, данное Эллен Уайт. Он подготавливал работников, которые привнесут в Его дело «элемент, … которого в нем … еще не было».64 Работников, которые могли бы «более проповедовать Христа», чтобы «драгоценнейшая весть» о «Христе в вас», столь необходимая народу Божьему, была провозглашена. Это нужно затем, чтобы и церковь, и мир «более познали Того, от Кого зависят все наши надежды и успехи — как здесь, так и на грядущих небесах».65 Небесные планы были таковы, чтобы «могучие усилия Святого Духа» вскоре могли объять церковь и оживить разбитые параличом души.