Примечания к Главе 1

1. Позже Эллен Уайт назовет следующие доктрины вехами во времени, прошедшем с 1844 года: надежду на второе пришествие, очищение святилища, весть трех ангелов, заповеди Божьи, веру Иисуса, Субботу как седьмой день и не-бессмертие нечестивых. См. Э. Уайт, «Материалы по 1888 году», стр. 518.

2. См. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: ранние годы»/ “Ellen G. White: The Early Years” (Хейгерстаун, Мериленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1985 год) стр. 127, (далее – «Ранние годы»).

3. Э. Уайт, «Ранние произведения», стр. 55-56, видение 1845 года. Последнее предложение из этого отрывка содержалось в издании 1851 года «Очерк о христианском опыте и взглядах миссис Э. Уайт»/ “ASketchoftheChristianExperienceandViewsofMrs. E. G. White”, но не было сохранено при публикации этой работы как книги «Ранние произведения» в 1882 году. Оригинальную цитату можно найти в издании “Broadside” № 1 за 6 апреля 1846 года: «Обращение к остатку, находящемуся в рассеянии», пар. 7. В книге «Великая борьба» Эллен Уайт писала: «Переход Христа как нашего Первосвященника во Святое Святых для очищения святилища, к которому привлекается внимание в Дан. 8:14 … также представлено как приход жениха на торжественное бракосочетание, описанный Христом в притче о десяти девах в Евангелии от Матфея 25. … Это те, кто верою следуют за Иисусом в великом деле искупления, принимают преимущества его посредничества за них, в то время как тем, кто отвергает свет, приносящий откровение об этом Его служении, эта работа Христа не дает ничего» (стр. 426, 430, издание 1888 года, выделено автором).

4. Э. Уайт, «Служители Евангелия», стр. 378-379, редакция 1892 года, и «Избранные вести», книга 1, стр. 76. Это видение было дано Эллен Уайт в ее девичестве, в конце 1840 года.

5. Э. Уайт, «Сполдинг и Мэган, Коллекция неопубли-кованных рукописей», (Пэйсон, Аризона: издание “Leaves-Of-Autumn Books”, 1985 год), стр. 4; написано в сентябре 1852 года. Полное собрание опубликованных трудов Эллен Г. Уайт на CD (ред. 1999 года) цитирует этот отрывок в том виде, в каком он записан в бумажном варианте в собрании рукописей Сполдинга и Мэгана. Однако CD с изданием комплексных исследований работ Эллен Г. Уайт (ред. 2008 года) добавляет два слова в скобках: «Вы надолго отодвигаете пришествие Господа. Я видела, что поздний дождь приближался [внезапно, как] полночный крик, но с силой в десять раз большей». Такая передача мысли подтверждается тем, что А. Т. Джоунс сказал на Генеральной конференции в 1893 году: «Еще одно свидетельство, которое так и не было опубликовано, говорит, что это [проявление силы Божьей] придет так же внезапно, как это было в 1844 году, но с силой в десять раз большей» (Издание «Весть третьего ангела», № 7, Генеральная конференция, Ежедневный бюллетень за 5 февраля 1893 года, стр. 152, выделено автором).

6. Эллен Уайт, «Ранние произведения», стр. 71, Видение 14 мая 1851 года.

7. Э. Уайт — к сестре Гарриет, Письмо 3 от 11 августа 1851 года; приводится в работе «Избранные вести», книга 3, стр. 388.

8. Э. Уайт, «К братьям и сестрам», статья в «Ревю энд Геральд» за 10 июня 1852 года, стр. 21.

9. Эллен Уайт, «Будущее», статья в «Ревю энд Геральд» за 31 декабря 1857 года, стр. 59. Некоторые из образов, описывающих «армию», показанную Эллен Уайт, подобны тем, что использованы в книге Иоиля, главе 2. Также обратите внимание, что Эллен Уайт не разделяет поздний дождь и громкий клич. В компиляции «События последних дней» этот отрывок приводится под заголовком «Поздний дождь вызовет громкий клич» (Э. Уайт, «События последних дней»/”LastDayEvents” [Нампа, Айдахо: «Пасифик Пресс», 1992 год]. стр. 186-187).

10. Э. Уайт, «Очерки жизни Елены Уайт»/ “LifeSketchesofEllenG. White” (Маунтин-Вью, Калифорния: «Пасифик Пресс», 1915 год), стр. 162.

11. Эта работа будет позже опубликована с другими материалами под названием «Ранние произведения».

12. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: ранние годы» (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1985 год) стр. 366.

13. Э. Уайт, «Духовные дары»/ «SpiritualGifts”, том 1, факсимильное издание (Вашингтон, округ Колумбия: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1945 год), стр. 193-196, написано в 1858 году. Фраза «свет, который предшествовал и следовал за…» снова повторяет образы из Иоиля 2:3.

14. Там же, стр. 197, написано в 1858 году.

15. Э. Уайт, «Будущее», статья в «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1862 года, стр. 202.

16. Тот факт, что Господь был готов завершить эту работу в 1859 году, однако, не отрицает необходимости в вести, которую Он посылал через Джоунса и Ваггонера в 1888 году. Это должно было стать кульминацией вести к Лаодикии, — то, что людей может «почтить присутствие Иисуса». Свет, который должен осветить всю землю своей славой, — это та же самая весть на все времена.

17. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 1, стр. 186-187, написано в 1859 году.

18. Там же, стр. 466, написано в 1865 году.

19. Там же, стр. 486, написано в 1865 году.

20. Там же, стр. 619, выделено автором, написано в 1867 году.

21. Э. Уайт «Иаков и ангел», статья в издании «Знамения времени» за 27 ноября 1879 года.

22. Артур Л. Уайт, «Эллен Уайт: последующие годы»/ “EllenG. White: TheProgressiveYears” (Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1986 год), стр. 33.

23. Там же, стр. 34-72

24. Там же, стр. 73-238, 381.

25. Там же, стр. 70-72; «Ранние годы», стр. 24-31.

26. Э. Уайт, «Очерки жизни»/ “Life Sketches”, стр. 247.

27. Урия Смит, «Последний недуг и смерть Джеймса Уайта»/ “Last Sickness and Death of James White” (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд Пресс», 1881 год), стр. 54.

28. Лерой Е. Фрум, «Судьбоносное движение» (рус. «Движение, преднчертанное Богом»)/“Movement of Destiny”, стр. 182-183.

29. «История картин «Путь жизни»», наследие Эллен Уайт, сохранившийся документ, без даты, стр. 2.

30. Джеймс Уайт, «Путь жизни», статья в «Ревю энд Геральд» за 14 декабря 1876 года, стр. 192.

31. Джеймс С. Уайт – к Эллен Уайт, письмо от 31 марта 1880 года, приводится в «Истории картин «Путь жизни»», наследие Эллен Уайт, документ без даты, стр. 2.

32. «История картин «Путь жизни», стр. 2. Однако стремление Джеймса Уайта не осуществилось при его жизни: он умер 6 августа 1881 года. С помощью сыновей Эллен Уайт сделала все, чтобы осуществить планы мужа, и в 1883 году она зарегистрировала авторское право на новую, красивую стальную гравюру, где Христос помещен в центре плана спасения (там же). К июню 1884 года гравюра продавалась с сопроводительной брошюрой на «датском, шведском, немецком, французском и английском языках» («Христос — Путь жизни», «Ревью энд Геральд» за 5 июня 1884 года, стр. 350). Джеймс Эдсон Уайт опубликовал картину в своей книге «Грядущий Царь»/”TheComingKing” (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревью энд Геральд», 1898 год), стр. 56.

33. Вдохновение и полезность исследования, приведенного ниже, стала ясна из телефонного разговора с Раймондом Джозефом в январе 2010 года.

34. Джеймс Уайт, «Путешествие на восток», статья в «Ревю & Геральд» за 8 февраля 1881 года, стр. 88.

35. Д. М. Кэнрайт, «Мои воспоминания о пресвитере Уайте», статья в «Ревю & Геральд» за 30 августа 1881 года, стр. 153.

36. Э. Уайт, Рукопись 6, сентябрь 1881 года; приводится в работе Урии Смита «Очерк о последней болезни и смерти пресвитера Джеймса Уайта»/ “A Sketch of the Last Sickness and Death of Elder James White”, стр. 47, 48.

37. Эллен. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 1, стр. 106-107.

38. Э. Уайт, Рукопись 9, «Реакция на новый свет», 3 февраля 1890 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 540, выделено автором. Это заявление было озвучено много лет спустя, когда Эллен Уайт проповедовала присутствовавшим на Генеральной конференции 1890 года. Ссылаясь на то, что сама пережила в 1881 году, она напрямую связала это обещание, данное Богом, и весть, которую тогда представили Джоунс и Ваггонер, и которую столь многие отвергли. См. также главу 13.

39. Э. Уайт — к В. К. Уайту, письмо 17 от 12 сентября 1881 года, стр. 2-4. в«Опубликованных рукописях» — том 10, стр. 38-40.

40. 4 том «Духа Пророчества» не будет завершен до октября 1884 года. Девять месяцев спустя, 25 июля 1885 года, Эллен Уайт с сыном В. К. Уайтом и несколькими другими собратьями отправились в Европу на целых два года, и вернулись в июле 1887-го. Будучи в Европе, на земле Реформации, она вновь услышит приглашение вернуться к работе по пересмотру и внесению дополнений к тому 4 (см: Артур Л. Уайт, «Годы одиночества», стр. 249, 291, 374). Бог готовил книгу «Великая борьба» для широкого распространения в Соединенных Штатах и вовсеммире. Издание«Великойборьбы» 1888 годабылоопубликованокакразвовремя, чтобыдатьотпоркризису, связанномусвоскреснымзаконом, назревавшимвАмерике. Мывернемсякэтойисториивглаве 3.

41. Следующий параграф и раздел взяты в сокращении из книги Артура Л. Уайта «Годы одиночества», стр. 203-205.

42. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии: вести для женщин»/”Daughters of God: Messages Especially for Women” (Силвер-Спринг, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1998 год), стр. 219.

43. Дж. Х. Ваггонер, «Знамения времени» за 26 октября 1882 года.

44. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии», стр. 220.

45. Дж Х. Ваггонер, «Знамения времени» за 26 октября 1882 года.

46. УрияСмит, «ЗакрытиелагерногособраниявКалифорнии», статья в «РевюэндГеральд»за 31 октября 1882 года, стр. 680.

47. Э. Уайт, Письмо 82 от 28 февраля 1906 года; приводится в книге «Дочери Божии», стр. 220.

48. Артур Л. Уайт, «Годы одиночества», стр. 205.

49. Э. Уайт, «Мое исцеление», статья в «Знамениях времени» за 2 ноября 1882 года, стр. 484.

50. Клинтон Вален, «Отдельные аспекты эсхатологии Эллета Дж. Ваггонера и их связь с его пониманием праведности по вере», диссертация на степень магистра, Университет Эндрюса, июль 1988 года, стр. xiii. Клинтон утверждает следующее: «Все опубликованные источники являются неточными в том, что Э. Дж. Ваггонер получил степень доктора медицины в медицинском колледже в Беллвью, хотя он, по всей видимости, прошел там одну сессию классных занятий». Смотрите также: Перл В. Говард – к Л. Е. Фруму, письмо от 17 января 1962 года, стр. 1 в файле документа 236, наследие Э. Уайт, Силвер-Спринг, Мэриленд.

51. Урия Смит, «Закрытие лагерного собрания в Калифорнии», статья в «Ревю энд Геральд» за 31 октября 1882 года, стр. 680. Тот факт, что 7 октября 1882 года Эллен Уайт была исцелена, но ничего не упоминает о «пасмурном дне», (возможно причиной был дождь или туман, обычные в этой области в октябре), наводит меня на мысль, что опыт озарения Ваггонера состоялся 14 октября 1882 года, во вторую субботу лагерного собрания.

52. Э. Дж. Ваггонер – к Эллен Уайт, письмо от 22 октября 1900 года, Файл 236b, филиал Наследия Э. Г. Уайт, мемориальная библиотека «Дель Уэбб», университет Лома Линда.

53. Э. Дж. Ваггонер – к Эллен Уайт, письмо от 3 ноября 1903 года, там же.

54. Э. Дж. Ваггонер, «Вечный завет»/ “TheEverlastingCovenant” (Международное общество религиозных трактатов, 1900 год), стр. V.

55. Э. Дж. Ваггонер, «Исповедание веры»/ “ConfessionofFaith”. 16 мая 1916 года. Джордж Р. Найт, комментируя это событие, заявил, что «пантеизм был продолжением двух принципов, произросших из его опыта обращения в 1882 году». Во-первых, Ваггонер «распространил свое желание обнаружить Христа повсюду в Библии на намерение обнаружить Его вообще везде». А во-вторых, корень его проблемы заключался в решимости «изучать Библию в свете» своего субъективного опыта 1882 года, вместо того чтобы оценить свой опыт сообразно Библии» («Понятное руководство к вести 1888 года» (Весть 1888, Путеводитель), стр. 142). Малкольм Булл и Кит Локхарт высказывают похожие мысли: «Доктрина совершенства распространялась некоторыми членами церкви, например, Э. Дж. Ваггонером, чей опыт обращения был похож на то, что переживают современные американцы, принявшие участие в лагерных собраниях Движения Святости. Энтузиазм Ваггонера был основан на переживании, полученном во время лагерного собрания в Гельдсбурге, Калифорния» («В поисках святилища: адвентизм седьмого дня и американская мечта»/ “Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream” [Сан-Франциско: издательство “HarperandRowPublishers”, 1889 год], стр. 77). В свете чудесных событий 1882 года и многочисленных высказываний Эллен Уайт в поддержку Ваггонера несколько лет спустя, можно справедливо задаться вопросом, как вообще возможны сегодня подобные заявления. Правда ли то, что, как нас пытаются убедить некоторые авторы, в опыте обращения Ваггонера заключалась фатальная ошибка, и что весть, которую Господь послал через него, также ошибочна, так как основана чисто на его опыте в тот день?

56. «Алонзо Т. Джоунс», Энциклопедия АСД, том 10, стр. 832.

57. А. Т. Джоунс, статья в издании «Американский страж» (неконфессиональное изд.), июль 1923 года, стр. 3; цитируется у Джорджа Р. Найта в работе «От 1888 года – к отступничеству», стр. 15.

58. Марлен Штайнвег, «А. Т. Джоунс — редактор, автор, проповедник», статья в издании «Чтобы мы не забывали», 4-й квартал, 1997 год, стр. 2.

59. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 80, 82, написано 20 июня 1882 года.

60. Э. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 158, написано в 1882 году.

61. Там же, стр. 217, 233, написано в 1882 году.

62. Там же, стр. 252, написано в 1885 году.

63. Там же, стр. 267, написано в 1885 году.

64. Э. Уайт, Рукопись 9, издание «Реакция на новый свет» за 3 февраля 1890 года; цитируется в «Материалах по 1888 году», стр. 540.

65. Джеймс Уайт, «Путешествие на восток», «Ревю & Геральд» за 8 февраля 1881 года, стр. 88.