2. Поздний дождь и громкий клич приближаются

Предостережение: готовьтесь, чтобы не отвергнуть поздний дождь

В 1880-е годы Эллен Уайт начала выражать большую настойчивость в своих высказываниях, касающихся громкого клича и позднего дождя. Близилось время истинной вести, которая осветит землю своей славой. Она писала о Божьем намерении послать простых людей на выполнение этой великой работы, которая пробудит «религиозный интерес», намного превосходящий оживление, вызванное Реформацией шестнадцатого века. Весть будет чем-то большим, чем просто возрождение проповеди Евангелия. Эллен Уайт говорила также о «ложном громком кличе», возбуждаемом сатаной, цель которого — попытаться отвлечь умы от истинной вести для «настоящего» времени. Для нее эти проявления были одним из «величайших признаков» того, что близится громкий клич:

«В последней торжественной работе примет участие не много выдающихся людей. … Но за грубой и непривлекательной внешностью может проявиться чистая красота подлинного христианского характера. …

«Бог будет совершать в наше время такую работу, которой мало кто ожидает. Он воздвигнет и возвысит тех из нас, кто научен, скорее, помазанием Его Духа, чем учебой в научных учреждениях. … Бог явит то, что Он никак не зависит от образованных, пораженных самомнением смертных».1

«Бог формирует класс людей, чтобы они возвысили голос в громком кличе вести третьего ангела. [цитируется Деяния 20:30] Цель сатаны сейчас — породить новые теории, дабы отвлечь умы от истинной работы и истинной вести для настоящего времени. Он побуждает умы ложно толковать Писания, подсовывает ложный громкий клич, чтобы подлинная весть, когда она зазвучит, не произвела должного влияния. Это — одно из ярчайших доказательств того, что громкий клич скоро раздастся, и земля озарится славой Божией.2

«Ангел, который присоединяется к провозглашению третьей вести, должен осветить всю землю своей славой. Работа всемирного масштаба и невиданной силы становится видна всем. Адвентистское движение 1840-44 годов было славным проявлением силы Божией. … В этой стране к религии возгорелся величайший интерес, какой только возникал в какой-либо стране со времен Реформации шестнадцатого века; но и его намного превзойдет могучее движение, сопровождаемое громким кличем вести третьего ангела. Эта работа будет подобна тому, что произошло в день Пятидесятницы. … Тысячи голосов по всей земле будут провозглашать эту весть. Будут происходить чудеса, больные будут исцеляться, и знамения и удивительные явления будут сопровождать верующих. Сатана также будет привлекать внимание чудесами ложными, даже низводить огонь с неба на глазах у людей. Так жители Земли окажутся перед необходимостью занять четкую позицию».3

Дж. Н. Лафборо

Летом 1885 года благодаря евангелизационным усилиям Э. П. Дениелса в Гильдсбурге, штат Калифорния, началось возрождение. Глубокое исследование собственных сердец и покаяние верующих привели к поразительным проявлениям Духа Божьего, в результате чего любовь и единство стали очевидны среди многих членов. Некоторые из старых работников (Дж. Х. Ваггонер и Дж. Н. Лафборо) вмешались и положили конец собраниям, навесив на них ярлык «заблуждения» и «фанатизма». Когда Эллен Уайт, которая в то время путешествовала по Швеции, услышала о том, что произошло, она прислала братьям несколько писем с предо-стережениями. Работа, которая началась в Гильдсбурге, была той самой, какая необходима каждой церкви.

Дж. Х. Ваггонер

Да, сатана всегда подсовывает подделки, но, если ничего не изменить в том, как ведется борьба с фанатизмом, люди «осудят проявления позднего дождя»:«На основании полученных писем у меня есть повод считать, что в Гильдсбурге началась хорошая работа. Те, кто сочли ее злом и осудили ее, совершили, как я полагаю, одну из величайших ошибок. …

«Братья, давно пора пробуждению, подобному тому, что расшевелило церковь в Гильдсбурге, прийти в каждую церковь адвентистов седьмого дня в нашей стране, иначе церковь не будет готова принять поздний дождь. Есть индивидуальная работа для каждого члена церкви. Они будут исповедоваться друг другу. … И всякий раз, когда эта работа начинается, где бы она ни становилась видима, там и действие сил сатаны — зависть, ревность, злобные подозрения. …

«Где есть истинное, там, вне всякого сомнения, будет, и подделка. …

«Почему я так подробно останавливаюсь на этом сейчас? Потому что в церквах обязательно должно быть самое выдающееся движение Духа Божия, если только мы — народ Божий. Но мои братья могут восстать и, полагая, что все, что делается, должно делаться в соответствии с их понятиями, наложат руку на работу Божью и запретят ее. Я знаю, о чем говорю. …

«Мы ограничили веру и закрыли свои греховные сердца, и Бог не может работать в нас в полную силу, ибо если бы Он сделал это,… [мы] не смогли бы отличить работу Божию от подделки.4

«[В] отношении возрождения в Гильдсбурге я не согласна с вашей трактовкой этого вопроса. Я бы не стала отрицать, что там были и фанатики, затесавшиеся в эту работу. Но если вы и в будущем будете действовать так же, как поступили в этом вопросе, вы можете быть уверены в одном: вы осудите действие позднего дождя, когда он придет. Ибо в то время вы увидите гораздо больше признаков фанатизма.

«Когда к делу Божьему прилагаются особые усилия, сатана тут как тут, на рабочей площадке, отвлекает внимание на себя. Но разве в том должна заключаться работа служителей, чтобы протянуть руку и сказать: «Дальше это продолжаться не может, так как это не дело Божие?»…

«У меня нет уверенности в верности суждений пастора Дж Х. Ваггонера по этим вопросам. … Если вот так вы действуете, когда Бог посылает народу блага, уверяю вас, что возрождение будет редкостью. Когда придет Дух Божий, Его работу назовут фанатизмом, как было и в день Пятидесятницы. …

«Бог избрал человека, чтобы совершать через него определенную работу. Его умственные способности могут быть и слабыми, но тем очевиднее свидетельство того, что через него работает Бог. Его речь может быть лишена красноречия, но это не доказывает того, что у него нет вести от Бога».5

В то же самое время Г. И. Батлер, президент Генеральной конференции, принял меры, чтобы «прекратить работу лагерного собрания в Нью-Йорке» из-за отсутствия средств. Эллен Уайт отреагировала так же, как и на ситуацию в Гильдсбурге. Если не изменить подхода, люди будут тормозить работу Святого Духа:

Г. И. Батлер

«Никогда не принимайте мер, направленных на осуждение и ограничение той или иной работы, пока не узнаете, что сделать это вас побуждает Дух Господа. … Если те, кто может помочь ситуации в Нью-Йорке, не начнут следовать чувству долга, то, когда раздастся громкий клич третьего ангела, они не узнают в нем работы Божьей. Когда взойдет свет, дабы осветить землю, они, вместо того чтобы присоединиться и послужить тем самым Господу, захотят силой привести Его работу в соответствие со своими узкими идеями. Позвольте сказать вам, что Господь будет совершать эту заключительную работу таким образом, что она не впишется в привычный порядок вещей, и будет противоречить любым человеческим планам. Среди нас будут такие, кто непременно захотят контролировать работу Бога, диктовать даже то, какие должны предприниматься шаги, в то время как работа продвигается под руководством ангела, присоединившегося к третьему ангелу ради распространения той вести, что должна быть донесена до мира. Бог будет использовать такие пути и средства, что станет очевидно — Он берет бразды правления в Свои руки. Работники будут удивлены тем, к каким простым средствам Он будет прибегать, чтобы осуществлять и совершенствовать Свое праведное дело».6