1886 год в ретроспективе

Прежде чем полное ликования письмо Батлера дошло до Эллен Уайт, находившейся тогда в Швейцарии, Господь открыл ей правду о событиях прошлого года. Она не только видела несколько «производящих глубокое впечатление снов», но также посвятила время чтению материалов Батлера, и они не произвели на нее положительного впечатления. Она написала Батлеру, указывая на то, что, возможно, ее «Свидетельство к Дж. Х. Ваггонеру», написанное за много лет до этого, преследовало цель указать на важность этого спорного вопроса в то время (1856 г.), а не осудить его позицию. Адвентисты не должны полагать, что им известна «вся истина, провозглашаемая Библией». Если точка зрения не может быть обоснована, они не должны быть «настолько гордыми, чтобы на ней настаивать». Вместо того, чтобы указать Ваггонеру на необходимость согласиться со взглядами авторитетных служителей, Эллен Уайт заявила, что будет справедливо дать ему равные возможности:«Итак, я не хочу, чтобы письма, которые я посылал к вам, воспринимались так, чтобы вы сочли само собой разумеющимся, что ваши идеи все верны, а идеи доктора Ваггонера и пастора Джоунса — все ошибочны. … Я думаю, вы слишком резки. И потом, если вспомнить о памфлете, в котором опубликованы ваши собственные взгляды, будьте уверены, я не могу считать, что вы при этом правы, если вы не предоставите и доктору Ваггонеру свободы сделать то же самое. … Я видела несколько важных снов, которые привели меня к мысли, что вы не вполне находитесь во свете. … Я не хочу видеть среди нас фарисейства. Данный вопрос в настоящее время настолько полно доведен до сведения людей в церкви – вами же самим, а не только д-ром Ваггонером, — что его должно обсудить прямо и объективно в открытой дискуссии. … Вы распространили свой памфлет; и теперь справедливо будет, если доктору Ваггонеру будет предоставлена такая же благоприятная возможность, какой воспользовались вы. … Я считаю, что мы должны иметь гораздо больше Духа Божия, чтобы избежать опасностей этих последних дней».37

«Производящие глубокое впечатление сны», о которых говорила Эллен Уайт, были даны ей в «цифрах и символах, но после было дано и объяснение…».38 Таким образом, со временем, в изменяющейся ситуации, советы Эллен Уайт корректировались; теперь она более определенно поняла, что произошло, и в 1887 году, когда она была в Швейцарии, дело было ей открыто. Было ясно, что Господь стремится предостеречь церковь против больших опасностей, ожидающих ее впереди. Тот самый свет, который должен был осветить землю своей славой, был приготовлен для народа, однако в церковь проникал дух иудаизма. Во второй половине 1888 года Эллен Уайт поделилась тем, что ей было открыто:

«В ночном видении мне была показана эта конференция [1886 года]. Мой проводник сказал: «Следуй за мной; мне надо тебе кое-что показать». Он привел меня туда, откуда я могла видеть сцены, происходившие на этом собрании. Мне была показана позиция некоторых служителей на этом собрании, и ваша [Батлера], в частности; и могу сказать вам, мой брат, эта конференция была ужасна.

Затем мой проводник сказал много такого, что оставило в моей памяти неизгладимое впечатление. Его слова были торжественны и серьезны. Он открыл передо мной состояние церкви в Батл-Крик. … [Им] была необходима «сила Христова». … Перед нами время тяжелых испытаний, и результатом фарисейства, в значительной степени овладевшего теми, кто занимает важные позиции в деле Божьем, будет великое зло. …

Он [затем] простер руки, указывая на доктора Ваггонера, и на вас, пастор Батлер, и сказал по существу следующее: «Ни тот, ни другой не имеют полноты света относительно закона; позиция ни того, ни другого не совершенна».39

Во время конференции [1886 года] в Батл-Крик, когда рассматривался вопрос о законе в Послании к Галатам, я была взята в видении в ряд семей и слышала нехристианские замечания и критику со стороны делегатов конференции. Затем были произнесены следующие слова: «Они должны принять истину, как она есть в Иисусе, иначе она не будет для них спасающей истиной. …» Когда смертные люди перестанут вставать на пути … тогда Бог будет работать в нашей среде, как никогда прежде. … Иудеи во дни Христа, пребывая в духе само-превозношения, привнесли систему жестких правил и принуждений, исключив тем самым всякую возможность Богу работать над их разумом. … Не следуйте по их стопам. Оставьте Богу возможность делать что-то для любящих Его, и не налагайте на них норм и правил, которые, если им следовать, лишат их благодати Божией, как холмы Гельвуйские были оставлены без росы и дождя.40

«Два года назад, когда я была в Швейцарии, ночью ко мне было слово. … Я, казалось, была в церкви в Батл-Крик, и мой проводник передал мне указания относительно конференции [1886 года]…: «Дух Божий не имел решающего влияния на этом собрании. Дух, который руководил фарисеями, входит в среду народа сего, имевшего великое благоволение Божие. … Даже среди утверждающих, что они верят вести третьего ангела, мало таких, кто понимает ее; а ведь это весть для настоящего времени. Это — настоящая истина. …»

«Мой проводник сказал: «Еще много света должно воссиять от закона Божьего и Евангелия праведности. Эта весть, понятая в ее истинном содержании и провозглашенная в Духе, осветит землю своей славой. … Завершающая работа трехангельской вести будет сопряжена с силой, которая направит лучи Солнца Праведности на все пути и перепутья жизни. …»41

«Два года назад [имеется в виду 1886 год] Иисус был глубоко опечален, и в лице Его святых были задеты Его чувства. Порицание Божие — на всем, что связано с резкостью, неуважением и отсутствием сочувственной любви брата к брату. Если такое отсутствие проявляется в людях, которые являются организаторами наших конференций и попечителями наших учреждений, их грех больше, чем грех тех, на кого не была возложена такая большая ответственность».42

Быстро приближался памятный 1888 год — год Генеральной конференции в Миннеаполисе. Через видения 1886 года Господь воистину стремился предостеречь свою церковь и подготовить к тому, что ее ожидало. В свете снов Эллен Уайт, полученных в Швейцарии, она очень серьезно будет писать о «величайшем страхе» сатаны. Это страх того, что народ Божий «приготовит путь Господу», чтобы Он мог излить поздний дождь. Сатана будет стремиться не допустить этого благословения, действуя изнутри церкви, но он не смог бы остановить поздний дождь, если бы народ Божий был готов принять его:

«Возрождение истинного благочестия в нашей среде является величайшей и самой насущной нашей нуждой. … Должны быть приложены серьезные усилия, чтобы получить это благословение от Господа, но не потому, что Бог не желает излить свое благословение на нас, а потому, что мы не готовы принять его. …

«Есть гораздо больше причин опасаться происходящего внутри церкви, чем вне ее. Препятствий на пути силы и успеха гораздо больше в самой церкви, чем в мире. … Это потворство неверию, выражение сомнений, взлелеивание тьмы, поощрение присутствия злых ангелов и предоставление возможностей для осуществления планов сатаны. …

«Сатана ничего не боится больше, чем того, что народ Божий приготовит путь Господу, удалив с него все препятствия, дабы Господь мог излить Дух на слабеющую церковь и нераскаявшееся собрание. Если дать сатане волю, то никогда не было бы никакого пробуждения, ни великого, ни малого, до конца времен. Но мы не находимся в неведении относительно его планов. Противостоять его силе вполне возможно. Когда путь Духу Божьему будет подготовлен, благословение непременно изольется. Враг может помешать дождю благословений нисходить на народ Божий не более чем затворить окна небесные, чтобы на землю не мог проливаться дождь. Нечестивые люди и демоны не могут помешать работе Божией, или не допустить Его присутствия в собрании Своего народа, если народ в смирении и сокрушении сердец исповедает свои грехи, откажется от них, и с верой будет просить об исполнении Его обетований».43

В более ранней своей проповеди, опубликованной в номере «Ревю» за 10 мая 1887 года, Эллен Уайт уже выражала подобные мысли: пора готовиться к принятию позднего дождя; пора готовиться к громкому кличу:

«Братья мои и сестры, будем помнить: доказательства того, что Бог будет действовать, есть. Вы не должны верить никакой власти кроме власти Господа Бога Израилева. Но если в ваших сердцах вражда, вы не можете ожидать, что Бог позволит Своему благословению почить на вас. Никто оскверненный не войдет в город Божий. Мы должны подготовиться к позднему дождю. Земля должна осветиться от славы третьего ангела, — не какой-то ее уголок, но вся земля. Можно подумать, что работа, которую вы делаете сейчас, бесполезна; но, говорю вам, это не так. Когда весть пойдет по земле с громким кличем, ныне слушающие истину выступят вперед и будут трудиться с великой силой».44

Будет ли народ Божий готов к позднему дождю? Сможет ли он устоять? В следующих главах попытаемся найти ответы на эти вопросы, более внимательно рассмотрев Генеральную конференцию в Миннеаполисе.