Примечания к Главе 2

1. Эллен Г. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 80, 82, написано 1882 году.

2. Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 20 от 27 июля 1884 года; в «Рукописях», том 9 (Вашингтон, округ Колумбия: Наследие Эллен Уайт, 1990 год), стр. 27.

3. Э. Уайт, «Дух Пророчества», том 4 (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1884), стр. 429, написано между 1878 и 1884 гг.

4. Э. Уайт — к В. К. Уайту, Письмо 35 от 17 ноября 1885 года, не опубликовано.

5. Э. Уайт – к Дж. Н. Лафборо, Дж. Х. Ваггонеру, Э. Дж. Ваггонеру и А. Т. Джоунсу, Письмо 76, апрель 1886 года; в «Рукописях», том 21, стр. 147-149, курсив в оригинале. А. Т. Джоунс и Э. Дж. Ваггонер (сын Дж. Х. Ваггонера), работали помощниками редактора в «Знамениях времени» при Дж. Х. Ваггонере. Эллен Уайт подразумевала, что Э. Дж. Ваггонер «естественным образом принял его [отца] взгляды» и поэтому адресовала письмо и ему.

6. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 5 от 31 октября 1885 года; в «Свидетельствах для проповедников», стр. 300.

7. Эллен Г. Уайт, «Свидетельства для церкви», том 5, стр. 383, выделено автором, написано в 1886 году.

8. Эллен Г. Уайт, «Среди церквей Швейцарии», статья в «Ревю энд Геральд» за 20 июля 1886 года, стр. 450.

9. Эллен Г. Уайт, Рукопись 81, 21 сентября 1886 года, «Утренняя беседа»; в издании «Проповеди и беседы», том 1, стр. 50, выделено автором.

10. Э. Уайт – к Г. И. Батлеру и С. Н. Хаскеллу, Письмо 55 от 8 декабря 1886 года; «Рукописи», том 12, стр. 327.

11. Эллен Г. Уайт, «Эталон христианского совершенства», статья в «Знамениях времени» за 9 декабря 1886 года, стр. 737.

12. Закон в Послании к Галатам был далеко не главной заботой Ваггонера и Джоунса. Этот момент нельзя просмотреть. Они были заинтересованы в представлении вечного Евангелия, которое, в их понимании, включало в себя различные точки зрения на закон в Послании к Галатам. Это стало камнем преткновения для большинства руководящих братьев и находилось в самом центре полемики на Генеральной конференции 1888 года в Миннеаполисе. Тем не менее, в основе спора лежало оправдание по вере.

13. Урия Смит – к У. А. Маккатчену, письмо от 8 августа 1901 года; в работе «Рукописи и воспоминания», стр. 305-306. См. также: Г. И. Батлер — к Эллен Уайт, письмо от 1 октября 1888 года, и Урия Смит — к Эллен Уайт, письмо от 17 февраля 1890 года; в работе «Рукописи и воспоминания», стр. 85-86, 152-157.

14. Клинтон Вален, «Избранные аспекты эсхатологии Элетта Дж. Ваггонераиихотношениекегопониманиюправедностиповере»/ “Selected Aspects of Ellet J. Waggoner’s Eschatology and Their Relation to His Understanding of Righteousness by Faith”, стр. 3-4. См.также: Р. В. Шварц, «Носителисвета — костатку»/”Light Bearers to the Remnant”,стр. 185; БиблейскийкомментарийАСД,том 10, стр. 707; ДжорджР.Найт, «От 1888 года — котступничеству»/ “From 1888 To Apostasy”, стр. 22. Шварц утверждает, что Джоунс пришел в церковь в 1882 году; Библейский комментарий АСД называет в этой связи 1885 год, а Найт указывает на лето 1884 года. Исследование Валена представляется наиболее точным. Имя Э. Дж. Ваггонера впервые появилось в выходных данных «Знамений времени» 10 мая 1883 года, стр. 210, где он был назван «помощником редактора».

15. Джордж Найт утверждает, что Джоунс был пастором церкви Гильдсбурга, тогда как сам Джоунс пишет, что это была церковь Сан-Франциско (Найт, цитируемое произведение, стр.22; и А. Т. Джоунс — к С. Е. Холмсу, письмо от 12 мая 1921 года, в «Рукописях и воспоминаниях»/”ManuscriptsandMemories”, стр. 327).

16. А. Т. Джоунс – к С. Е. Холмсу, письмо от 12 мая 1921 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 347.

17. Э. Дж. Ваггонер, «На основании закона» (продолжение), статья в «Знамениях времени» за 11 сентября 1884 года, стр. 553-554.

18. Г. И. Батлер — к Эллен Уайт, письмо от 1 октября 1888 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 90-91.

19. В. К. Уайт — к Дэну Т. Джоунсу, письмо от 8 апреля 1890 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 165.

20. В. К. Уайт — к Дэну Т. Джоунсу, письмо от 8 апреля 1890 года; и В. К. Уайт – к Э. Дж. Ваггонеру, письмо от 9 января 1887 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 166, 49. Интересно отметить, что В. К. Уайт, очевидно, не знал ни степени разногласий по поводу закона в Послании к Галатам, ни всего того, что Э. Дж Ваггонер преподавал в колледже. В. К. Уайт советовал Ваггонеру писать статьи о том, чему он учил в колледже; и писать то, что он считал истиной, даже если его взгляды не были в гармонии с другими авторами. Но когда его позже обвинили в том, что он «в значительной степени ответственен» за статьи Ваггонера о законе в Послании к Галатам, он мог честно сказать, что он «не помнит», чтобы советовал Ваггонеру писать «подобные статьи» (там же, стр. 49).

21. Г. И. Батлер – к Эллен Уайт, письмо от 20 июня 1886 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 18-19.

22. См: Эллен Г. Уайт – к А. Т. Джоунсу и Э. Дж Ваггонеру, письмо от 18 февраля 1887 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 21; и Э. Дж. Ваггонер — к Эллен Уайт, письмо от 1 апреля 1887 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 71. Не только письмо Эллен Уайт не было доставлено, но и свидетельство, которое она написала Дж. Х. Ваггонеру за много лет до этого, не было найдено, даже до сего дня. С другой стороны, письмо В. К. Уайта до Э. Дж. Ваггонера дошло. В нем В. К. Уайт цитирует письмо Батлера от 20 июня, адресованное его матери. В цитате речь идет о том, что Ваггонер «решительно» учит своим взглядам студентов колледжа. Затем автор письма просто заявляет: «Я бы хотел, чтобы наши братья дали этому делу подробное, прямое объяснение, и согласились на каком-либо общем основании» (В. К. Уайт — к Э. Дж. Ваггонеру, письмо от 15 августа 1886 года, в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 20). См. также главу 3, сноску 26.

23. Э. Дж. Ваггонер, «Комментарии на 3 главу Послания к Галатам», № 9 «Знамения времени» за 2 сентября 1886 года, стр. 534.

24. Г. И. Батлер – к Эллен Уайт, письмо от 23 августа 1886 года, в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 21-23.

25. Г. И. Батлер – к Эллен Уайт, письмо от 16 ноября 1886 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 30; и Г. И. Батлер, «Закон в Послании к Галатам»/ “TheLawintheBookofGalatians” (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1886 года), стр. 78.

26. «Материалы Генеральной конференции», «Ревю энд Геральд» за 14 декабря 1886 года, стр. 779; и «Ежегодник адвентистов седьмого дня» за 1887 год (Батл-Крик, Мичиган: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1887 год), стр. 45-46.

27. Г. И. Батлер — к Эллен Уайт, письмо от 16 декабря 1886 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 42-43. Членами Комитета, вставшими на сторону Джоунса и Ваггонера были: С. Н. Хаскелл, Б. Л. Уитни, М. С. Уилкокс и Дж. Х. Ваггонер. Этим членам Комитета противостали: Г. И. Батлер, Д. М. Канрайт, В. Коверт, Дж. Х. Моррисон и Урия Смит. Батлер считал, что следовало принять все резолюции.

28. В. К. Уайт — к Дэну Т. Джоунсу, письмо от 8 апреля 1890 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 166. В. К. Уайт писал о другой возможной причине предубеждений против Э. Дж. Ваггонера: «Настоящая, неудачная позиция отца [Дж. Х. Ваггонера] делает очень вероятным возникновение и к сыну предвзятости, способной помешать искреннему выслушиванию». (В. К. Уайт — к С. Х. Джонсу, письмо от 24 августа 1886 года, в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 26). Дж. Х. Ваггонер имел неподобающую дружбу с замужней женщиной, которую Эллен Уайт назвала «тайным грехом». Эллен Уайт видела это в видении и отправила Дж. Х. Ваггонеру несколько писем, и одно из них — через Г. И. Батлера (Э. Уайт – к Г.И. Батлеру, письмо 51 от 6 августа 1886 года; в «Рукописях», том 21, стр. 378-387). Батлер отреагировал, резко напустившись на Дж. Х. Ваггонера, не оставляя ему «шансов на жизнь», и произвольно решив, «сколько чувств следует проявить заблудшему, чтобы получить помилование». Батлер снял Дж. Х. Ваггонера с занимаемой должности редактора «Знамений» и аннулировал его новое назначение в Европу. Эллен Уайт было дано еще одно видение, «в котором [Дж Х. Ваггонер] был показан восстановленным, и благословения Божии были на нем», но его восстановление произошло «не с помощью Батлера». В результате этой ситуации Эллен Уайт «пришла к выводу», что, когда ей будет показан чей-то тяжкий грех, о котором другие ничего не знают, она никому ничего не скажет, но будет лично работать с такими людьми. Она заявила: «Я все больше осознаю свою вину в том, что совершила ошибку, указывая другим на проступки моих братьев. Многие … делают эти проступки причиной обращаться с провинившимся настолько сурово, что у него не остается ни мужества, ни надежды восстановиться в правде. … В дальнейшем я должна проявлять больше осторожности. Я не доверю братьям работы с душами, если только Бог простит меня за совершенные ошибки» (Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 42 от 13 апреля и Письмо 16 от 21 апреля 1887 года).

29. Эллен Г. Уайт, «Единство Церкви» статья в «Ревю энд Геральд» за 25 января 1887 года, стр. 49. Этот же статья была впервые опубликована в «Ревю» за 19 февраля 1880 года; второй раз она вышла 16 июня 1885 года. Она также содержится в «Свидетельствах», том. 4, стр. 16-20. Идея о необходимости покориться суждению братьев также была выражена в Свидетельстве, адресованном Уильяму Л. Рэймонду в 1884 году («Свидетельства», том 5, стр. 293). См. также главу 5, сноску 23.

30. Это, наряду с тем фактом, что одно письмо Джоунсу и Ваггонеру (которое они не получали) она уже посылала, может объяснить ту длительную задержку, которая имела место в ее повторном письменном участии в обсуждении этой темы.

31. Эллен Г. Уайт – к А. Т. Джоунсу и Э. Дж. Ваггонеру, Письмо 37 от 18 февраля 1887 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 26-31. В своей книге о событиях 1888 года Стив Вольберг посвящает этому письму целую главу (глава 22: «Забытая рукопись, которая имела решающее значение в Миннеаполисе». На этой встрече «оба — и Э. Дж. Ваггонер, и Джоунс, на себе испытали практическое значение вести к Лаодикии, и это подготовило их к провозглашению вести третьего ангела». Называя этот опыт практически важным и для нас, Вольберг говорит: «Этот опыт чрезвычайно важен для нас. … Мы должны понимать весть и быть вестниками, готовыми передавать ее. То письмо от 18 февраля 1887 года – это письмо для нас. И это письмо для вас» («Весть 1888 года — году 2000-му», стр. 123, 132). А. Леруа Мур, описывая противостояние по поводу закона в Послании к Галатам, высказывает мысль, что оно было вызвано, прежде всего, тем, что Джоунс и Ваггонер «нарушили принципы священства в среде верующих». Таким образом, прежде чем «проповедовать со властью Христа — нашу праведность, Ваггонер и Джоунс должны были отложить в сторону свое «я» и смириться, сосредоточившись на Христе и Его искупительной жертве». Но Мур идет дальше, утверждая, что даже при покаянии Джоунса и Ваггонера «необратимыйвредужебылнанесен»и«ещедолгобудетприноситьсвоихудыеплоды». «Намещепредстоиттяжелаярасплата, наложеннаянацерковь из-за распри [вызванной Джоунсом и Ваггонером]» («Внутренний конфликт в адвентизме», стр. 93-95). Однако, как вскоре выяснила сама Эллен Уайт, за этой историей стояло нечто намного большее, чем версия, представленная ей Батлером. Именно подоплека и контекст противостояния как до, так и после написания ею письма от 18 февраля оказали решающее влияние на события 1888 года. Поэтому правильно понять ее письмо к Джонсу и Ваггонеру можно, только рассматривая его в контексте того, что Бог открыл ей после его написания, и в контексте призвания, обращенного к Ваггонеру в 1882 году, а к Джоунсу — перед конференцией в Миннеаполисе. Бог готовил Джоунса и Ваггонера к их особой миссии, и письмо Эллен Уайт послужило драгоценной цели. Но рука Божия также была и на первом письме, отправленном Эллен Г. Уайт Джоунсу и Ваггонеру летом 1886 года, — на том самом, которое так и не было доставлено. Бог контролировал и то, что Эллен Уайт не смогла найти свое Свидетельство (1850 год) на тему Послания к Галатам. Мы не должны забывать, что сама Эллен Уайт никогда не ссылалась на свое письмо от 18 февраля; она также никогда не возлагала вину за противление в Миннеаполисе на Джоунса и Ваггонера, как и за затянувшийся до сего дня конфликт, как это делает Леруа Мур!

32. А. Т. Джоунс – к Эллен Уайт, письмо от 13 марта 1887 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 66-67.

33. Э. Дж. Ваггонер – к Эллен Уайт, письмо от 1 апреля 1887 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 71-72.

34. Добавленное «пояснительное примечание» в ответе Ваггонера показывает, что он принял к сердцу порицание Эллен Уайт: «Почти двухгодичная отсрочка дала достаточно времени, чтобы снова и снова тщательно пересмотреть этот предмет и избежать каких-либо признаков жарких споров. … Следует также сказать, что эта небольшая книга не предназначена для всеобщего чтения. Она предназначена только для тех, в чьи руки был передан памфлет пастора Батлера по Посланию к Галатам. … Единственное желание автора данного письма — чтобы оно помогло смягчить противостояние и привести семью Божию в единство веры…» (Э. Дж. Ваггонер, «Евангелие в Послании к Галатам» [Окленд, Калифорния: 1888 год], стр. 1).

35. Г. И. Батлер – к Эллен Уайт, письмо от 31 марта 1887 года; «Рукописи и воспоминания», стр. 68-70. Читателю не помешало бы прочитать письма А. Т. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера к Эллен Уайт, и сравнить дух, в котором они написаны, с духом, явленным во всех посланиях Батлера.

36. Там же, и — Г. И. Батлер, «Закон, который «против нас», «иго рабства» и «не благ», «Ревю энд Геральд» за 22 марта 1887 года, стр. 182-184. Интересно отметить, что это был тот же самый выпуск «Ревю», в котором была также опубликована статья Эллен Уайт «Великая нужда церкви».

37. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 13 от 5 апреля 1887 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 32-37. Ответ Батлера на письмо Эллен Уайт был полон глубокого разочарования и гнева. После этого он не писал к ней вплоть до Генеральной конференции 1888 года. Затем в письме обвинил ее в своей болезни, которой страдал на протяжении восемнадцати месяцев, в том числе и из-за ее письма к нему и Урии Смиту от 5 апреля 1887 года.

38. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года, «Оглядываясь на события в Миннеаполисе»; в «Материалах по 1888 году», стр. 223. Советы Эллен Уайт, данные Джоунсу и Ваггонеру в письме от 18 февраля, нужно читать и понимать в свете того, что Господь открыл ей в ее «производящих неизгладимое впечатление снах». Письмо преследовало цель поставить Джоунса и Ваггонера лицом к лицу с тем, что было в их сердцах, и предостеречь их от публикации спорных вопросов на всеобщее обозрение. Но как только Господь открыл Эллен Уайт более широкую картину того, что на самом деле происходило, ее советы приняли новое направление. Хотя Джоунс и Ваггонер не были идеальны, теперь их должны быть выслушать, даже если это означало отражение различия существующих мнений в публикациях.

39. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 92-93, выделено автором. Некоторые использовали это заявление как карт-бланш, чтобы осудить различные аспекты учения Джоунса и Ваггонера, с которыми не согласны. Природа Христа — один из первых таких аспектов. (см. Джордж Найт, «Понятное руководство к вести 1888 года» стр. 73, 75/ «Весть 1888 года. Путеводитель»). Тем не менее, на основании представленной здесь общей картины становится очевидно, что «ни тот, ни другой [Батлер и Ваггонер] не имеют полноты света относительно закона», потому что ни тот, ни другой не принимают того, что в Послании к Галатам, глава 3, идет речь как о церемониальном, так и о нравственном законе. Как Батлер, так и Ваггонер решили, что правильное мнение – это освещение только одного из законов. Именно на это и было указано Эллен Уайт во сне. Эта точка зрения — что в Галатам 3 речь идет об обоих законах — была позже подтверждена Эллен Уайт (Э. Уайт- к Урии Смиту, Письмо 96 от 6 июня 1896 года; «Материалы по 1888 году», стр. 1575.).

40. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, письмо 21а от 15 октября 1888 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 113-115.

41. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года, «Братьям, присутствующим на Генеральной конференции»; в «Материалах по 1888 году», стр. 165-166.

42. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, ноябрь 1888 года, «Горький опыт 1888 года»; в «Материалах по 1888 году», стр. 179-180.

43. Эллен Г. Уайт, «Великая нужда церкви», статья в «Ревю энд Геральд» за 22 марта 1887 года, стр. 177-178.

44. Эллен Г. Уайт, «Как важно доверять Богу», проповедь, сказанная 18 сентября 1886 года, опубликована в «Ревю энд Геральд» за 10 мая 1887 года, стр. 290.