Весть 1888 года

Во-первых, мы должны понимать, что «весть», которую Господь послал через Джоунса и Ваггонера, не ограничивалось ни 1888 годом, ни Генеральной конференцией в Миннеаполисе. Напротив, как мы увидим в следующих главах, она в значительной степени была представлена на Генеральной конференции 1888 года, но провозглашалась все последующее десятилетие. Во-вторых, нам нужно понимать, что, хотя мы и не располагаем точной стенограммой того, что именно говорили Джоунс и Ваггонер в Миннеаполисе, у нас есть возможность реконструировать четкую и точную концепцию того, чему они учили до, во время и после конференции.3

Как Джоунс, так и Ваггонер были плодовитыми авторами книг и статей для церковных газет. Из их работ мы знаем, чему они учили до конференции, включая работу Ваггонера «Евангелие в Послании к Галатам», написанную в 1887 году, которая была вручена делегатам конференции 1888 года. Мы также знаем из их трудов, чему они учили после конференции, включая работу Ваггонера «Христос и Его праведность», опубликованную в 1890 году, в основу которой легли стенограммы, записанные Джесси Ф. Мозер-Ваггонер во время презентаций Э. Дж. Ваггонера на Генеральной конференции 1888 года.4

Джесси Ваггонер

У нас в наличии есть также более 1800 страниц переписки Эллен Уайт, ее рукописи, и проповеди относительно событий в Миннеаполисе, содержащиеся в четырех томах работы Э. Уайт «Материалы по 1888 году». К ним в придачу — «Рукописи и воспоминания о Миннеаполисе» — почти 600 страниц писем различных участников Конференции о собраниях 1888 года. В этот же сборник включены копии конфессиональных документов и газетных репортажей, таких как «Ежедневная сводка с Генеральной конференция 1888 года», дневник Р. Дэвитт Хоттел и два блокнота В. К. Уайта с конспектами, сделанными во время собраний.5

При рассмотрении того, чему учили Джоунс и Ваггонер, необходимо в первую очередь помнить, что они представляли библейские доктрины из самой Библии.6Эллен Уайт одобрила их подход, заявив, что «…Библия должна быть нашим стандартом для каждой доктрины и каждой проповеди»,7 поскольку «только она может дать правильное представление о воле Божьей».8 Кроме того, «Библия и только Библия, впитавшаяся в сердце и орошенная Духом Божиим, может исправить человека и сохранить его в праведности».9 Эллен Уайт понимала, что Библия — не застывшая, а «постепенно открывающаяся книга»,10 из которой «перед последователями Христа должны раскрыться» «славные истины».11 Эти «библейские истины, связанные с великим планом искупления» будут «постоянно разворачиваться, расширяться и развиваться», ибо «они божественны, как и ее Автор».12

Библейские истины, которые представляли Джоунс и Ваггонер, находились в полном соответствии с отличительными адвентистскими доктринами. Эллен Уайт подтвердила присутствие семи главных ориентиров АСД в контексте вести 1888 года: «окончание пророческого периода в 1844году … очищение святилища, происходящее на небе, а также вести первого и второго ангелов как имеющее отношение к народу Божьему на земле; весть третьего ангела, разворачивающая знамя, на котором написано: «заповеди Божьи и вера Иисуса». … свет Субботы четвертой заповеди [и] не-бессмертие нечестивых». Эллен Уайт выразила мысль, что Джоунс и Ваггонер придали этим ориентирам «новую силу».13 Они поместили их в другой контекст – в контекст «истины, как она есть в Иисусе».14 В частности, они объяснили, как Евангелие – «оправдание верой и праведность Христа», или отличительная доктрина веры Иисуса, — связано с законом, идет рука об руку с заповедями Божьими. Это, по словам Эллен Уайт, и является «вестью третьего ангела».15

До этого адвентисты седьмого дня провозглашали необходимость «заповедей Божиих», но не провозглашали «веру Иисуса», как имеющую равное значение. О ней «говорили, но ее не понимали». Ее «упускали из виду и относились к ней безразлично и небрежно», и не отводили ей того выдающегося положения, которое входило в намерения Божии.16 Закон Божий бессилен без «веры Иисуса» ибо эта вера «включает в себя гораздо больше, чем обычно предполагается».17 Таким образом, на самом деле спорным вопросом в Миннеаполисе был вопрос самого плана спасения.

Ближе к концу Генеральной конференции Ваггонер писал, что одним из главных обсуждаемых предметов были «закон и Евангелие в их различных взаимосвязях, подпадающих под общий заголовок оправдания верой».18 Многие годы спустя Эллен Уайт напишет слова, которые, пожалуй, являются наиболее известным высказыванием относительно вести 1888 года. Ниже мы приводим надежное резюме наиболее характерных аспектов этой драгоценной вести:

«Господь по великой милости через пасторов Ваггонера и Джоунса послал Своему народу самую драгоценную весть. Эта весть должна была более ярко представить миру превознесенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. Она раскрывала оправдание через веру в Поручителя; она приглашала людей принять праведность Христа, которая проявилась бы в послушании всем заповедям Божьим. На то время многие потеряли Иисуса из виду. Они нуждались в том, чтобы направить взоры на Его божественную личность, Его достоинства и Его неизменную любовь к человеческой семье. Ему дана всякая власть, дабы Он наделил людей щедрыми дарами, излив бесценный дар Своей праведности на беспомощное человеческое существо. Вот какую весть Бог повелел передать миру. Это весть третьего ангела, которая должна прозвучать как громкий клич и сопровождаться излитием Его Духа в обильной мере.

«Превознесенный Спаситель должен явиться … сидящим на престоле, воцарившимся, дабы ниспослать бесценные благословения завета. … Наверху, в небесных дворах, Христос ходатайствует за церковь. …

«Несмотря на наше недостоинство, мы всегда должны помнить, что есть Некто, Кто может устранить грех и спасти грешника. …

«Бог дал Своим слугам свидетельство, которое представило истину, как она есть в Иисусе, и которое совершенно ясно и определенно является вестью третьего ангела. …

«Это … свидетельство … представляет закон и Евангелие, связывая то и другое в одно совершенное целое. (См. Римлянам 5 и 1 Иоанна 3:9 и до конца главы). …

«Это и есть то самое поручение, переданное нам Господом для того, чтобы весть, данная Им Его рабам, произвела работу в сердце и сознании каждого человека. Вечная жизнь церкви – в том, чтобы любить Бога превыше всего и любить ближних так, как ее члены любят самих себя. …

«Пренебрегите этим великим спасением, многие годы находившимся прямо перед вами; отклоните с презрением это славное предложение оправдания кровью Христа и освящения через очищающую силу Святого Духа, — и не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня».19

Сердцем этой вести был «превознесенный Спаситель» как в Его божественной, так и в человеческой природе. Она представляла Спасителя как хранящего «неизменную любовь», взявшего на себя инициативу спасти всю «человеческую семью». Его «жертва за грехи всего мира» совершила нечто для каждого человеческого существа, и, если ею не пренебречь, приведет к «оправданию через веру в Поручителя». Те, кто живет этой истинной верой, «получат праведность Христа», что «проявится в послушании всем заповедям Божьим». Это достижимо с помощью «бесценных благословений завета», не ветхого, но нового, в рамках которого закон вписывается в сердце. Посему человечеству нет более нужды находиться в рабстве греха, ибо Христос осудил грех во плоти и может «устранить грех и спасти грешника». Освящение, следовательно, есть ничто иное, как постоянное обращение к оправданию верою и однозначно является частью праведности по вере.

Теперь место страха перед наказанием и надеждой на награду занимает новая мотивация, ибо «возлюбить Бога превыше всего и возлюбить ближних, как самих себя» является самой возвышенной мотивацией. Короче говоря, объединение библейской идеи праведности по вере с уникальной истиной об очищении небесного святилища — это и есть «истина, как она есть в Иисусе, которая и является вестью третьего ангела». Тот, кто всегда держит в фокусе эту благую весть, поймет, что легче спастись, чем погибнуть.

Именно эта весть и должна быть провозглашена «громким голосом» — громким кличем — и сопровождаться излитием Духа Божия в обильной мере» — поздним дождем.20 Но как же эта весть была принята? Вернемся вновь в 1888 год на Генеральную конференцию.