Оглядываясь назад на Миннеаполис

Воскресенье, 4 ноябрь 1888, стало последним днем сессии Генеральной Конференции в Миннеаполисе. В субботу, за день до этого, Эллен Уайт последний раз обратилась к делегатам. Джоунс, Ваггонер и Эллен Уайт направились в Батл-Крик, все остальные делегаты разъехались по своим церквям. Каковы же были исход и результат сессии в Миннеаполисе? Каково будет ее долгосрочное влияние на церковь адвентистов седьмого дня? Делегаты увезли с собой очень разные впечатления. Одни считали, что это была одна из самых удачных конференций, которые они когда-либо посещали, в то время как другие, — что это была самая плачевная конференция из когда-либо проводившихся. Некоторые, кто рано покинул конференцию, распространили изрядно приукрашенные и разочаровывающие ее описания в Батл-Крик и других местах по всей стране.

В день закрытия Конференции Эллен Уайт с надеждой окинула ее мысленным взором, заявив: «Мы верим, что эта встреча в результате обернется большим благом. Мы не знаем будущего, но чувствуем, что у руля стоит Иисус, и мы не потерпим кораблекрушения». Однако она добавила: «Мы участвовали в самом трудном и самом необъяснимом перетягивании каната, какое когда-либо случалось в среде нашего народа».70

По мере того как в дальнейшем Эллен Уайт все больше размышляла над тем, что пережила в Миннеаполисе, ей становилось все более беспокойно, так как она продолжала видеть, что братья проявляют все тот же дух. Когда Бог показал ей всю серьезность того, что произошло на Конференции, она пришла в еще большее смятение от надвигающейся перспективы. Миннеаполис стал «самым печальным переживанием» в ее жизни. Спаситель был так же огорчен позицией и духовной слепотой, проявленной братьями, «как и тогда, когда Христос находился в мире в человеческой плоти».71 Не одну ее удручало отношение, проявленное к ней в Миннеаполисе; оно «бесчестило Бога и огорчало Его Духа».72 Небеса смотрели на такое поведение, как на открытый «бунт» и «хулу на Духа Божия».

С Джоунсом и Ваггонером также обошлись неподобающе, как принародно, так и при закрытых дверях. Братья выискивали недостатки в «вестниках и в вести» и точно так же «огорчили Духа Божия». Отношение это было «внесено … в небесные книги, как проявленное к Иисусу Христу в лице Его святых».73

В своем первом из записанных выступлении в Миннеаполисе Эллен Уайт сказала делегатам, что они могут ожидать излития Святого Духа: «Крещение Духом Святым сойдет на нас на этом самом заседании, если мы позволим этому произойти».74 Но, как во дни древних иудеев по причине их сомнений и неверия «Дух Божий умлок»,75 так в Миннеаполисе, «само излитие Духа Божия [было] встречено с презрением».76 Курс, которому там последовали, «был жестокостью по отношению к Духу Божьему».77 Увы, «у всех, собравшихся на этой встрече, была возможность встать на сторону истины, приняв Святого Духа, Который был послан Богом в столь обильном потоке любви и милости. … [Но] проявления Святого Духа были приписаны фанатизму».78В одном из своих, возможно, самых отрезвляющих заявлений о событиях 1888 года Эллен Уайт цитирует из Книги Захарии 13:6 и относит цитату к тому, что произошло в Миннеаполисе: «Христу нанесли рану в доме Его друзей».79

Последствия событий Конференции 1888 года поистине отразятся на вечности. Но как Иисус не стал «преждевременно открывать иудеям результаты их предрассудков и неверия», так Он не открыл сразу и последствий того, что произошло в Миннеаполисе; они будут открыты по прошествии времени.80 История этой ассамблеи «ушла в вечность, отягощенная соответствующими записями», и «когда воссядут судьи и раскроются книги, в них найдется и запись этой истории, с которой многие, кто присутствовал на этой встрече, не будут рады встретиться».81

Неужели бунт в Миннеаполисе был действительно настолько серьезен? Неужели действительно Святой Дух, изливавшийся в силе позднего дождя, отвернулся от делегатов? Была ли весть, представленная там, и в самом деле отвергнута большинством, а не просто несколькими братьями? И разве не было тех великих пробуждений, которые последовали за Конференцией в Миннеаполисе? Мы рассмотрим эти вопросы в следующих главах.