Примечания к Главе 5

1. Р. Т. Нэш, «Свидетельство очевидца», 25 июня 1955 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 352-353; и Пол Пенно, «Голгофа на Синае», стр. 108.

2. В. К. Уайт, «Записи, сделанные на собраниях в Миннеаполисе в 1888 году», 23 октября 1888 года, стр. 57; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 424. Килгор, Смит и Моррисон выступали со своими заявлениями, тогда как Эллен Уайт сидела на сцене перед всеми присутствующими. Они же считали, что более важно иметь рядом Г. И. Батлера, чем слушать слова пророка (Р. Т. Нэш, цитируемое произведение, стр. 354; и Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 221).

3. А. Т. Джоунс — к К. Э. Холмсу, письмо от 12 мая 1921 года; в «Рукописях и воспоминаниях», стр. 328.

4. Р. Т. Нэш, цитируемое произведение, стр. 353-354. Нэш перечисляет шестнадцать текстов, поочередно прочитанных следующим образом: Д-р Ваггонер: Иеремия, 23:5-7; пастор Джоунс: Еф. 2:4-8; Ваггонер: Гал. 2:16-21; Джоунс: Рим. 11:1-33; Ваггонер: Рим. 1:14-17; Джоунс: Рим. 2:12-29; Ваггонер: Гал. 3, вся глава; Джоунс: Рим. 3, вся глава; Ваггонер: Гал. 5:16; Джоунс: Рим. 9:7-33; Ваггонер: Гал. 2, вся глава; Джоунс: Рим. 4:1-11; Ваггонер: Рим. 5, вся глава; Джоунс: Рим. 1:15-17; Ваггонер: Рим. 8:14-39; Джоунс: 1 Иоанна 5:1-4.

5. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года, и Рукопись 21, ноябрь 1888 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 225, 181, 229, 223.

6. Эллен Г. Уайт — к дорогим братьям и сестрам, Письмо 85, апрель 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 277-279.

7. Эллен Г. Уайт – к своим детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 309-311.

8. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 81 от 31 мая 1896 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 1565.

9. Эллен Г. Уайт — к дорогим собратьям, Письмо 85, апрель 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 277-278.

10. Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 297-299.

11. Эллен Г. Уайт – к своим детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 312.

12. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 218.

13. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 316, 323.

14. Эллен Г. Уайт — к Ф. Э. Белдэну и его жене, письмо 2а от 5 ноября 1892 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 1068, 1067.

15. Эллен Г. Уайт – к собратьям, Письмо 85, апрель 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 279.

16. Эллен Г. Уайт – к своим детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 309, 315-316.

17. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года, и Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 224, 297.

18. Эллен Г. Уайт – к Ф. Э. Белдэну и его жене, письмо 2а от 5 ноября 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 1068.

19. Эллен Г. Уайт – к собратьям, Письмо 85, апрель 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 277.

20. Эллен Г. Уайт – к своим «дорогим детям, находящимся дома», Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 312, выделено автором.

21. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9 от 24 октября 1888 года, «Утренняя беседа»; в «Материалах по 1888 году», стр. 151, выделено автором.

22. Эллен Г. Уайт — к «дорогим детям, находящимся дома», Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 309, выделено автором.

23. Эллен Г. Уайт – к Фрэнку и Хетти Белдэнам, письмо 2а от 5 ноября 1892 года; в «Материалах по 1888 году», стр. 1068-1069, выделено автором. То, что Эллен Уайт уподобила противление руководящих братьев в Миннеаполисе восстанию Корея, Дафана и Авирона, было трудно проглотить. Они, возможно, и видели, насколько эти слова справедливы по отношению к другим, но только не к ним самим. Одним из самых трудных обстоятельств, с которыми они столкнулись на Конференции, было впечатление, что Эллен Уайт изменилась, и ее свидетельствам больше нельзя доверять.

Несколькими годами ранее Уильям Л. Реймонд, молодой служитель, служивший на Северо-Западе, представил доктринальные учения, не согласующиеся с теми, которых придерживалось большинство верующих. Когда церковные руководители не проявили готовности принять его учение, он начал проявлять к ним неуважение, демонстрируя пренебрежение к авторитету церкви — от администрации местной конференции до братьев Генеральной конференции. К нему присоединилось так много членов церкви, что даже президенты конференций двух местных полей почувствовали на себе презрение и пренебрежение, и оказались совершенно бессильны. Эта ситуация достигла критической точки летом 1884 года, когда Эллен Уайт посетила лагерные собрания на Северо-западе. Она не только держала совет с руководящими братьями и исследовала учение Реймонда, но также записала Свидетельство конкретно для его ситуации. Раймонд был «неправ по всем пунктам своего учения», но все-таки, как писала Эллен Уайт, «…он упорно сохраняет свои ошибочные позиции», его сердце «осквернено горечью, гневом, завистью, ревностью и злыми подозрениями». Его работа, заставляющая людей сомневаться в «руководителях церкви» и отвергать их и «свидетельства, которые Бог давал все это время Своему народу», была «точной копией позиции Корея, Дафана и Авирона». Она была подобна «работе, основанной на зависти и злых подозрениях, которую [сатана] начал на небесах», и «аналогична делам иудеев, которые «постоянно выступали в роли шпионов на пути [Иисуса]». В той части, которая, похоже, была основной в ее Свидетельстве, Эллен Уайт осудила Реймонда, за то, что он «не последовал библейскому правилу, и не посоветовался с ведущими братьями … Бог не прошел мимо Своего народа и не избрал одного человека здесь, другого — там, как единственно достойных того, чтобы доверить им Свои истины. Он не дает нового света одному человеку, идущему вопреки устоявшейся вере Его тела … Единственно безопасно для любого из нас — не принимать никакой новой доктрины или новой интерпретации Писания, предварительно не представив их опытным братьям … Если они не видят в них света, покоритесь их суждению; ибо «… при многих советниках [народ] благоденствует». Затем Эллен Уайт предупредила о том, что ждет впереди «остаток народа Божия». Сатана будет «еще более непреклонен и решителен в своих усилиях уничтожить их. Восстанут мужчины и женщины, которые будут заявлять, что получили некий новый свет или некое новое откровение, целью которого будет разрушить веру в старые столпы» («Свидетельства для Церкви», том 5, стр. 289-295; см. также: А. Л. Уайт, «Годы одиночества», стр. 250-259). Когда всего через несколько лет Джоунс и Ваггонер вышли на сцену и представили идеи, которые были восприняты как идущие против устоявшихся доктрин, Батлер и Смит был уверены, что те должны подчиниться «более опытным братьям». Но когда Эллен Уайт встала на защиту Джоунса и Ваггонера, а поведение руководящих братьев сравнила с действием того же бунтарского духа, который осудила в действиях Уильяма Раймонда, это было больше, чем они могли стерпеть. Они считали, что их взгляды непогрешимы (см. также Главу 4, сноску 50). Контекст наставлений Эллен Уайт, данных Рэймонду, очень важен. Во-первых, записанные в 1884 году, они не имели никакого отношения к Джоунсу и Ваггонеру, когда в 1889 году были опубликованы в Свидетельствах, том 5. Батлер и Смит сочли, что они были вполне применимы к Джоунсу и Ваггонеру, но получили укор от Богаза то, что не увидели другого уравновешивающего наставления: «Некоторые винили [Лютера] в поспешности и импульсивности. Другие обвиняли в самонадеянности, заявив, что он не был направляем Богом, но действовал из гордости и дерзости. «Кто же не знает», ответил он, «что редко можно выдвинуть новую идею и не выглядеть в какой-то степени гордецом, и не стать мишенью для обвинений в возбуждении раздоров? Почему Христос и все мученики были преданы смерти? — Потому что казались гордецами, презирающими мудрость времени, в котором жили, и за то, что выдвинули новые истины, не обратившись прежде за советом к оракулам старых мнений» («Великая борьба», стр. 130, редакция 1888 года).

24. Эллен Г. Уайт, Рукопись 13, 1889 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 517, выделено автором.

25. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года, «Дорогие братья и сестры, собравшиеся на Генеральной конференции»; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 174, выделено автором.

26. Эллен Г. Уайт — к [Братьям], Письмо 85, апрель 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 278, выделено автором.

27. Эллен Г. Уайт — к «Дорогим детям дома», Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 309, выделено автором.

28. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года, «Дорогие братья и сестры, собравшиеся на Генеральной конференции»; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 172, выделено автором.

29. Эллен Г. Уайт — к «Дорогим детям дома», Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 309, выделено автором.

30. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года, «Опыты, последовавшие за конференцией в Миннеаполисе»; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 353, выделено автором.

31. Эллен Г. Уайт, Рукопись 13, 1889 год; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 517, выделено автором.

32. Эллен Г. Уайт — к брату Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 296, выделено автором.

33. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года, «Опыты, последовавшие за Конференцией в Миннеаполисе»; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 356-357, выделено автором. Эллен Уайт задавалась вопросом, будет ли «другой исход», подобный исходу 1844 года. По утверждению исследователей Центра наследия Эллен Г. Уайт, это изречение, как представляется, является «единственным известным высказыванием» подобного характера, вышедшим из-под ее пера (Эллен Г. Уайт, «События последних дней» [Бойсе, Айдахо: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1992 год], стр. 48, сноска 3). Несмотря на то, что мы не знаем, насколько широко эта рукопись была распространена, нам известно, что, по крайней мере, один человек, присутствовавший в Миннеаполисе, вспомнил эту обеспокоенность Эллен Уайт. Ф. Х. Вестфаль через 43 года вспоминал, что Эллен Уайт «почти потеряла веру в человечество, и Господь, казалось, был готов забрать благословение передачи вести [праведности по вере] миру из рук нашего народа и воздвигнуть других, чтобы они совершали эту работу. Я не знаю, имела ли она в виду только руководителей церкви, или весь народ». Но в то время «Сестра Уайтплакала в сокрушении сердца, что работа не совершается. И Господь открыл ей, что не допустит, чтобы смерть и неверие поглотили работу; что Он будет бодрствовать над ней; что наше движение будет существовать до конца дней, и что те, кто встанут на его сторону, будут находиться в безопасности» (Ф. Х. Вестфаль — к В. К. Уайту, письмо от 29 июня 1932 года; Эллен Г. Уайт, файл документа 189, Центр наследия Эллен Г. Уайт, Силвер-Спринг, Мэриленд; и Л. Е. Фрум — к В. К. Уайту, письмо от 29 апреля 1932 года, в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 343). Как ни печально, реакцией на такое точное воспоминание Вестфаля было неодобрение: «Думаю, память пастору Вестфалю … изменяет … [Моя] память не сохранила никаких заявлений о том, что Господь был готов обратиться к другому народу. Думаю, это лишь логический вывод; я сам не посмел бы прибегать к нему, советую и вам не прибегать к нему… Полагаю, нам следует быть очень осторожными, делая по памяти заявления о том, что сказала сестра Уайт» (В. К. Уайт — к Л. Е. Фруму, письмо от 11 мая 1932 года, в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 344, 345).

34. Эллен Г. Уайт — к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 311.

35. Эллен Г. Уайт – к братьям, Письмо 85, апрель 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 277, выделено автором.

36. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 225.

37. Эллен Г. Уайт, Рукопись 37, без даты, 1890 год, «Свет в Слове Божьем»; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 829.

38. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9, 24 октября 1888 года, «Утренняя беседа»; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 151-153.

39. Дж. Х. Моррисон сказал Дж. С. Вошберну на сессии Миннеаполисе, что Джоунс и Ваггонер оказали на Эллен Уайт влияние, когда вместе с ней ехали поездом из Калифорнии. Первоначальной реакцией Вошберна было: «Она не пророк, если позволяет людям убедить себя следовать за ними. На самом деле, у нас нет пророка!» («Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 1). Это лишь один пример того влияния, которое слова Моррисона оказывали на окружающих.

40. Эллен Г. Уайт, “Sketches From the Life of Paul”/ «Наброски из жизни Павла», (Окленд, Калифорния: издательская ассоциация «Пасифик Пресс», 1883 год), стр. 192-193, 188. См.: В. К. Уайт, «Записи, сделанные на собраниях в Миннеаполисе, 1888 год», 24 октября 1888 года, стр. 63; в “Manuscripts and Memories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 425.

41. Эллен Г. Уайт, “Sketches From the Life of Paul”/«Наброски из жизни Павла», стр. 68; и “Manuscripts and Memories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 426.

42. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 1.

43. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 221, выделено автором.

44. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 1.

45. См: «Дневник Р. Девитт Хоттел», с 25 октября по 4 ноября 1888 года; в “Manuscripts and Memories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 508-512. Была записана, по крайней мере, еще одна беседа Эллен Уайт. См. сноску 50.

46. Урия Смит, «Издательская ассоциация, Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 26 октября 1888 года», “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 382, выделено автором. «Ежедневные бюллетени» в то время публиковались как «Экстренные выпуски «Ревю энд Геральд»… издававшиеся Генеральной конференцией на сессии». Урия Смит служил в то время редактором (“Seventh-day Adventist Encyclopedia”/«Энциклопедия церкви адвентистов седьмого дня», том 10, [Хейгерстаун, Мэриленд: издательская ассоциация «Ревю энд Геральд», 1976 год], стр. 498).

47. Л. Е. Фрум, “Movement of Destiny”/«Судьбоносное движение», стр. 250 (в русском варианте «Движение предначертанное Богом»).

48. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, 16 марта 1890 года, в “1888 Materials”/ «Материалах по 1888 году», стр. 641.

49. Моррисон «изучал мирские книги… чтобы противостоять оппонентам в спорах» (“1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 601). Эллен Уайт предупреждала, что он заведет в «раздоры и ссоры», и если он этого не победит, то «потерпит кораблекрушение в вере, как и пастор Канрайт» (стр. 168). За несколько дней до того Эллен Уайт заявила, что видела, как «Ангел Божий задавал вопросы обо всех этих людях, воспитавших в себе спорщиков» (стр. 141). Г. Б. Старр годы спустя рассказывает о следующем событии. Он находился с Дж. Х. Моррисоном и двумя другими служителями в «палатке в Оскалузе, штат Айова». «В палатку вошел незнакомец», один из «самых изящных людей», каких он когда-либо видел. Он был «ростом более шести футов», с «таким ласковым выражением лица». Он подошел прямо к Моррисону и спросил о лагерных встречах и о том, во что верят адвентисты седьмого дня. «Сначала [Моррисон] отвечал на вопросы доброжелательно, но вскоре занял позицию спорщика, ведущего полемику … После приблизительно часа такого разговора незнакомец поднялся, и, сохраняя все свое достоинство и обращаясь [к Моррисону], сказал: «Вы вовсе не служитель Иисуса Христа; вы — полемист, сэр». [Моррисон], вместо того, чтобы признать, что был правильно обличен, лишь хмыкнул, рассмеялся, и сказал: «О, вы просто не можете парировать». Незнакомец ничего не ответил на комментарий Моррисона, но снова повторил свои слова. Дважды. Когда Г. Б. Старр рассказал Эллен Уайт об этом событии, она ответила: «Что ж, брат Старр, это был ангел Божий … Вот почему я передала весть этому брату на Конференции в Миннеаполисе и сказала ему, что Господь послал ангела укорить его за выполнение работы в полемической манере» (Г. Б. Старр, “Fifty Years With One of God’s Seers”/ «Пятьдесят лет с одним из Божьих Пророков», неопубликованная рукопись, стр. 150-152;. в файле документа 496, Центр наследия Эллен Г. Уайт, Силвер-Спринг, Мэриленд). Это может служить объяснением тому, почему Эллен Уайт вставала и выходила всякий раз, когда говорил Моррисон. Это также объясняет, против чего выступали Джоунс и Ваггонер.

50. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 163, 166-167, 169-170. Эта беседа Эллен Уайт, проведенная где-то между четвергом, 1 ноября, и субботой, 3 ноября, является ее последней записанной на той Конференции беседой.

51. Там же, стр. 171-175.

52. Там же, стр. 163-165, выделено автором.

53. Эллен Г. Уайт – к Э. Дж. Ваггонеру и А. Т. Джоунсу, Письмо 37 от 18 февраля 1887 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 21, 23. См. также: Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру и Урии Смиту, Письмо 13 от 5 апреля 1887 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 32.

54. Там же, стр. 32, 33.

55. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр.88, 93.

56. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9, 24 октября 1888 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 152, 153.

57. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 221, выделено автором.

58. Эллен Г. Уайт — к У. Х. Хили, Письмо 7 от 9 декабря 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 186, 189, выделено автором.

59. Эллен Г. Уайт – к Дж. Х. Моррисону, Письмо 49 от 4 апреля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 275.

60. Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 59 от 8 марта 1890 года; Рукопись 55, без даты, 1890 год; и Эллен Г. Уайт — к К. П. Боллмэну, Письмо 179 от 19 ноября 1902 года; “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 604, 841, 1796.

61. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 83 от 13 марта 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр.631.

62. Эллен Г. Уайт, Рукопись 55, без даты, 1890 год, «Опасно полагаться на мудрость человеческую»; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр.841.

63. Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 96 от 6 июня 1896 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 1575.

64. Фрагменты предложений, взятых из речей Эллен Уайт, часто используются как чеки на предъявителя без указания суммы, чтобы дискредитировать то, что Джоунс и Ваггонер представили в Миннеаполисе (и в последующие за ним годы), и подорвать ту существенную поддержку, которую они получили от Эллен Уайт. А. В. Олсон держался сбалансированного подхода, когда заявил: «Можно понять, что некоторые детали в исследованиях пастора Ваггонера г-жа Уайт в то время не поддержала, но согласилась с тем, как он раскрыл замечательную тему праведности по вере, изложенную им на конференции, и одобрила его акцент на ней». (“Through Crisis to Victory”/«Через кризис — к победе» [1966], стр. 55). Иные же использовали эти высказывания с целью дискредитировать Джоунса и Ваггонера и популяризировать собственные обще-протестантские взгляды. Дезмонд Форд утверждает: «Ваггонер и Джоунс ясно видели «даруемую» природу праведности, но в некоторых других областях они допустили доктринальные ошибки, как последующие утверждения Э. Г. Уайт ясно дают понять. Э. Г. Уайт никогда не поддерживала Ваггонера и Джоунса по всем позициям». (См. “Crisis and Victory”/«Кризис и победа» [дословно с оригинала], А. В. Олсен, стр. 294). («Взаимосвязь между воплощением и праведностью по вере», из документов конференции в городе Палмдейле, посвященной праведности по вере [Гудлетсвилл, Теннесси: Джек Д. Уокер, 1976 год], стр. 40). Джордж Найт в попытке доказать свою правоту также ссылается на изъятый из контекста отрывок из речи Эллен Уайт: «Степень поддержки ею Джоунса и Ваггонера является важным вопросом. Некоторые переводчики отнеслись к ней как к своего рода «карт-бланш» в доктринальных вопросах. Это опасная позиция, так как главная причина обеспокоенности Эллен Уайт по поводу 1888 года была связана скорее с эмпирическим христианством, чем с доктриной. Именно по доктринальным вопросам она и была склонна не согласиться с ними — даже во время конференции в Миннеаполисе. 1 ноября 1888 года она открыто сказала собравшимся делегатам, что «некоторые интерпретации Писания, приведенные доктором Ваггонером, я не считаю правильными». Несмотря на это, она, тем не менее, продолжала поддерживать его работу без упоминания, в чем именно считает его неправым … Несмотря на такое отмежевание, люди стали относиться к заявлениям Джоунса и Ваггонера, как если бы те обладали божественным авторитетом» (“From 1888 to Apostasy”/«От 1888 года — к отступничеству» [1987 год], стр. 72). Рой Адамс вторит этому: «Более того, у нас есть явное доказательство того, что одобрение Эллен Уайт вести Джоунса и Ваггонера не было полным и безоговорочным. 1 ноября 1888 года она открыто сказала собравшимся делегатам, что «некоторые интерпретации Писания, приведенные доктором Ваггонером, я не считаю правильными». (“From 1888 to Apostasy”/«От 1888 года – к отступничеству», стр. 72) (“The Nature of Christ”/«Природа Христа» [1994 год], стр. 32). По крайней мере, в 14 случаях на страницах “A User–Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (в русском варианте «Весть 1888. Путеводитель») Джордж Найт пытается привести своих читателей к сомнению в вести Джоунса и Ваггонера, указывая на «несогласие» с ними Эллен Уайт. Нам говорят, что Эллен Уайт «неоднократно заявляла, что согласна не со всеми пунктами их учения». Что «она никогда полностью не одобряла то, что излагалось в [их] сочинениях, … больше, чем в работах … Лютера, Миллера и Смита». Эллен Уайт «полностью не приняла даже то, чему они учили в Миннеаполисе». Она «согласилась не со всем в их богословии или интерпретации текстов Писания, даже связанных со спорным вопросом, обсуждавшимся на сессии 1888 года» (стр. 69, 72, 166, 141; См. также стр. 55, 73, 76, 79, 163, 165, 179, 180). Однако, основываясь на тех же самых отдельно взятых заявлениях Эллен Уайт, перечисленных выше, Найт говорит о том, что «Эллен Уайт так и не указала на то, по каким пунктам она была не согласна с Ваггонером» (Там же, стр. 74). Но это оставляет возможность лишь предполагать, с чем именно Эллен Уайт была «не согласна». И несогласие часто приписывается, (теми, кто проталкивает протестантское Евангелие Реформации), таким вопросам как первородный грех, природа Христа, роль освящения в праведности по вере и совершенство верующих в конце времени. Но мы должны читать все, что говорит Эллен Уайт, когда она столь решительно заявляет: «Когда брат Ваггонер привез эти идеи в Миннеаполис, это было первое ясное учение на эту тему, какое я только слышала из человеческих уст … Они [братья] не могут этого понять, потому что им это никогда не было показано так, как было показано мне. И когда другой брат [Ваггонер] представил эту весть, каждая струна моего сердца сказала «Аминь» (“1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 349). Может быть, нам следует позволить Эллен Уайт самой ответить на свой вопрос: «Бог ли воздвиг этих людей, чтобы они провозгласили истину? Я говорю — да, Бог послал этих людей, чтобы они принесли нам истину, которой у нас и быть бы не могло, если бы Бог не послал кого-то передать ее нам» (Там же, стр. 608). Р. Т. Нэш, который присутствовал на Конференции 1888 года, излагает ситуацию в рассказе, который решительно противоречит тому, как Найт оценивает заявления Эллен Уайт в отношении учения Джоунса и Ваггонера.

Нэш говорит просто: «Из отношения и слов г-жи Э. Г. Уайт в то время было очевидно, что она на сто процентов встала на сторону пасторов Джоунса и Ваггонера в отношении вести, представленной ими на том заседании Генеральной конференции» (“An Eyewitness Report”/«Слово очевидца», стр. 6, выделено автором; см. также “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 355). Мы не стали бы отрицать тот факт, что как Джоунс, так и Ваггонер были способны заблуждаться, совершали ошибки и годами позже были «побеждены искушениями». Но мы хотели бы подчеркнуть, как важно читать заявления Эллен Уайт, сделанные в 1888 году на Генеральной конференции, в их надлежащем контексте.

65. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 163.

66. Там же, стр. 164-165, выделено автором. Эллен Уайт заявила о поддержке двух из ключевых пунктов Э. Дж. Ваггонера, представленных в Миннеаполисе, хотя она и не основывала их на Послании Галатам: во-первых, что Десять Заповедей являются ярмом рабства для тех, «кто нарушает закон»; во-вторых, что «в законе нет никакой силы ни спасти, ни простить грешника … Он приводит раскаявшегося грешника ко Христу» (Рукопись 17, 21 октября 1888 года, проповедь; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 130).

67. В. К. Уайт – к Мэри Уайт, письмо от 27 октября 1888 года; в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 120, процитировано дословно. Джордж Найт, процитировав эти два вырванных из контекста заявления из ноябрьской проповеди Эллен Уайт, которую мы только что упомянули выше, цитирует из этого письма, написанного В. К. Уайтом, в попытке обосновать то, что Эллен Уайт была не согласна с большей частью того, чему учили Джоунс и Ваггонер. Но Найт, неверно цитируя письмо В. К. Уайта, заявляет: «В. К. Уайт обосновывает позицию своей матери. Из Миннеаполиса он пишет своей жене, что «многое, чему учит д-р В., соответствует тому», что его мать «видела в видении». Это заставило некоторых поспешно прийти к выводу, «что она поддерживает все его взгляды, [и что ни одна] часть его учения не противоречит [мнению матери] и ее Свидетельствам … Я мог бы доказать, что все это не [так]». (“A User-Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство по вести 1888 года»» (в русском варианте «Весть 1888. Путеводитель»), стр. 74, цитируется дословно). Найт хочет подвести читателя к мысли, что В. К. Уайт говорит Мэри вот о чем: некоторые полагают, что его мать поддерживает все взгляды Джоунса и Ваггонера, но он мог бы «доказать, что все это не так». Однако, именно братья — те, кем овладел «дух фарисейства», — говорили, что взгляды Ваггонера не согласуются со Свидетельствами Эллен Уайт, а никак не В. К. Уайт. Именно руководящие братья говорили, что это В. К. Уайт повлиял на мать, убедив ее принять то, чему учил Ваггонер; и на это В. К. Уайт сказал: «Я мог бы доказать, что все это не так». Какая такая литературная лицензия позволяет некоторым злоупотреблять и неверно цитировать документы, искажая исторические свидетельства в попытке доказать, что сегодня драгоценной вести, посланной Богом через Джоунса и Ваггонера, нельзя доверять? Мы должны быть осторожны, чтобы и нам не принять того же духа фарисейства, который пытался «раздавить … и забраковать все», что Джоунс и Ваггонер сказали более 120 лет назад. Выхватив из контекста слова проповеди Эллен Уайт, сказанной в ноябре 1888 года, и неверно процитировав письмо В. К. Уайта к Мэри Уайт, Найт перечисляет в качестве «примеров» семь отличий между тем, как понимает обсуждаемые вопросы Эллен Уайт, и как их понимают Джоунс и Ваггонер (Там же, стр. 74-77). Но не использует ли Найт и здесь все ту же «лицензию», когда пишет об этих различиях? Более внимательно мы рассмотрим каждое из этих семи различий на последующих страницах.

68. Эллен Г. Уайт, «Открой сердце свету», Утренняя беседа, проведенная 6 февраля 1890 года, «Ревю энд Геральд» за 25 марта 1890 года; и Рукопись 56, 7 февраля 1890 года, «Уроки от виноградной Лозы»; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 547, 565.

69. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 163.

70. Эллен Г. Уайт — к Мэри Уайт, Письмо 82 от 4 ноября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 182.

71. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 179, 177.

72. Эллен Г. Уайт – к Р. А. Андервуду, Письмо 3 от 26 января 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 255.

73. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; и Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 314, 368, 323.

74. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, 11 октября 1888 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 72.

75. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 208.

76. Эллен Г. Уайт, Письмо 14 от 12 мая, 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 320.

77. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, июнь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 360.

78. Эллен Г. Уайт — к О. А. Олсену, Письмо 81 от 31 мая 1896 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 1565. Точный контекст этого письма имеет отношение к работе собраний, проведенных в 1894 году, но наставление относится также и к собраниям в Миннеаполисе.

79. Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 296. Здесь Эллен Уайт, похоже, в первый раз цитирует Книгу пророка Захарии 13:6. В главах 12 и 13 Захарии речь идет о времени, когда «источник» очищения и прощения будет открыт для народа Божьего (13:1). Наконец, будет задан вопрос: «…отчего же на руках у Тебя рубцы?» И прозвучит ответ: «…оттого, что меня били в доме любящих меня». (13:6). В результате такого понимания внимание народа Божьего (как руководства, так и прихожан) привлекается к Тому, Кого они пронзили. Тогда и приходит истинная печаль, тогда и происходит покаяние. Тогда, как и в день Пятидесятницы, исполнится пророчество: «…и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как Бог, как Ангел Господень перед ними». Захарии 12:8». (Эллен Г. Уайт, «Деяния апостолов», стр. 48).

80. Эллен Г. Уайт, «Желание веков», стр. 165.

81. Эллен Г. Уайт — к братьям-служителям, Письмо 67 от 17 сентября 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 706.