Примечания к Главе 6

1. Н. Ф. Пиз, “TheFaithThatSaves”/«Спасающаявера», стр. 43.

2. Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 96 от 6 июня 1896 года; “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 1575.

3. Л. Х. Кристиан, «Плоддуховныхдаров»/ “The Fruitage of Spiritual Gifts”, стр. 219, 237, 245.

4. А. В. Сполдинг, “Captains of the Host”/«Духовные воины», стр. 583, 602.

5. «Дальнейшая оценка рукописи «Пересмотр 1888 года»/рус. «Новый взгляд на 1888 год», Виланд и Шорт (Такома-Парк, Вашингтон, округ Колумбия: Генеральная конференция 1958 года), стр. 11.

6. Вывод о том, что оппозиция возникла, главным образом, из-за личностных качеств Джоунса и Ваггонера, однако, все это время основывался, в основном, на заявлениях людей, которые не присутствовали на конференции 1888 года и для поддержки своих слов цитировали друг друга. Как только один автор изобретает некое заявление, другой автор подхватывает его, и вскоре уже выстраивается целый авторитетный круг. Например, в 1945 году Н. Ф. Пиз процитировал слова из неопубликованной рукописи А. Т. Робинсона, датированной 1931 годом, под названием «Действительно ли деноминация адвентистов седьмого дня отвергла учение о праведности через веру» (“Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 336-337; см. также Главу 3, сноску 43). Цитата относилась к противостоянию в Миннеаполисе. Пиз утверждает, что «…Это неблагоприятное обстоятельство вызвало дух предубеждения против братьев, которое скрыло от многих умов подлинную суть вопроса» («Оправдание и праведность по вере в адвентистской церкви до 1900 года», стр. 52). В 1949 году А. В. Сполдинг не только процитировал из A. T. Робинсона, но и заявил, что обязан докторской диссертации Н. Ф. Пиза (1945 год), где нашел «ссылки на несколько авторитетных источников, а также почерпнул вдохновение» для своей книги (“Captains of the Host”/«Духовные воины», стр. 690-691, 602). Сполдинг много говорит о личностях Джоунса и Ваггонера: «В конфликте, на самом деле, личностные качества были замешаны в той же степени, в какой и проповедуемые идеи. Джоунс, а особенно Ваггонер, были людьми молодыми. … Джоунс был агрессивен, временами буен; он подавал обоснованный повод для возмущения. … Многие колебались, разрываясь между своими прежними взглядами… добавьте сюда личную неприязнь к вестникам. … Консерваторы … заклеймили этих новых учителей [Джоунса и Ваггонера] как радикалов, подрывающих веру, недисциплинированных…» (Там же, стр. 592, 593). Впоследствии, в 1962 году, Пиз опубликовал свою диссертацию, где, обрисовывая личности Джоунса и Ваггонера, обильно цитировал из Сполдинга: «В 1949 году была опубликована работа Артура В. Сполдинга, посвященная конфессиональной истории. … О Джоунсе и Ваггонере он говорит так: «… Джоунс был высокий, угловатый человек с прыгающей походкой, позы и жесты его были неуклюжи. … И это еще не все; но он был «резок от природы» и «речь его была странной» (“By Faith Alone”/«Только по вере», стр. 208, 209). В 1966 году А. В. Олсон цитирует Сполдинга в сноске, которая приводит дополнительное описание личностных качеств Джоунса и Ваггонера: «В конфликте, писал Артур В. Сполдинг, на самом деле, личностные качества были замешаны в той же степени, в какой и проповедуемые идеи. Против Джоунса и … Ваггонера … возмутилось немало собратьев более старшего возраста. … Джоунс был агрессивным,временами буйным, и в своей неистовой презентации давал обоснованный повод для возмущения!» (“From Crisis to Victory”/«От кризиса — к победе», стр. 44). В книгу Олсона включено «Приложение Б», где А. Л. Уайт, описывая личности Джоунса и Ваггонера, выбирает для цитирования тот же самый абзац, который используют Пиз и Олсон, первоначально взяв его у Сполдинга: «Джоунс был высокий, угловатый человек, … резок от природы …» (Там же, стр. 303). В своей второй книге, изданной в 1969 году, Пиз в целом отсылает читателя к книге Олсона о сессии 1888 года, и особенно к итогам сессии в интерпретации Олсона (“The Faith That Saves”/«Спасающая вера», стр. 34-41). В 1971 году Л. Е. Фрум цитирует отрывок из диссертации Пиза, а также из его позднее опубликованной книги “By Faith Alone”/«Только по вере», как из авторитетных источников (“The Movement of Destiny”/«Судьбоносное движение»(Движение предначертанное Богом), стр. 608-610, 760). Фрум также приводит и цитирует Сполдинга (Там же, стр. 239, 260, 605), и ссылается на Олсона, ручаясь за его «точное и надежное отображение того особенного времени» (Там же, 76, 610-612). В своей книге, посвященной биографии Ваггонера, Дэвид П. Макман, дабы подвести основу под свои слова, несколько раз ссылается на Пиза, Сполдинга, Олсона и Фрума (“The Myth and the Man”/«Миф и человек», стр. 7, 9, 12, 13, 23, 26, 76, 86). Джордж Найт в книге-биографии Джоунса, говоря о личных качествах Джоунса, цитирует Сполдинга (“From 1888 to Apostasy”/«От 1888 года — к отступничеству», стр. 16). В главе 2 своей книги Рой Адамс принижает и Джоунса, и Ваггонера и их предполагаемую весть 1888 года, цитируя не менее 12 раз выдержки из книги Джорджа Найта “From 1888 to Apostasy”/«От 1888 года — к отступничеству» в качестве своего основного источника доказательств. В этой главе Адамс ни разу не приводит цитаты из трудов Эллен Уайт, за исключением случаев, когда это делает Найт (“The NatureofChrist”/«Природа Христа», стр. 29-36). Если все вышесказанное вас смущает, то так и должно быть! Разве подобные окольные исследования в отношении личностей Джоунса и Ваггонера не оставляют желать лучшего? Разве заявление становится точным и авторитетным лишь потому, что один автор делает его, а прочие подхватывают и вторят ему? И где во всех этих исследованиях подтверждения от Эллен Уайт, выражающие согласие с тем, что личностные качества Джоунса и Ваггонера послужили причиной отказа от их вести?

7. «Дальнейшая оценка рукописи «Пересмотр 1888 года» (Новый вгляд на 1888 год), стр. 11.

8. Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, “The Story of Our Church”/«История нашей церкви», стр. 247.

9. А. В. Сполдинг, “Captains of the Host”/«Духовные воины», стр. 599, 593, 601, 592.

10. Н. Ф. Пиз, “By Faith Alone”/«Только по вере», стр. 208, 209.

11. Норман Р. Галли, «ДВИЖЕНИЕ 1888 года в историческом контексте», стр. 1, 2.

12. Генеральная конференция адвентистов седьмого дня, “The Story of Our Church”/«История нашей церкви», стр. 246, 247.

13. А. В. Олсон, “Through Crisis to Victory”/«Черезкризис — кпобеде, 1888-1901 гг.»,стр. 7.

14. Лерой Е. Фрум, “Movement of Destiny”/«Судьбоносное движение»/ «Движение предначертанное Богом», стр. 370, 369.

15. Марджори Льюис Ллойд, «Слишком медленный старт»/”TooSlowGettingOff“, (Вашингтон, округ Колумбия: «Ревю энд Геральд», 1973 год) стр. 19.

16. А. Л. Уайт, “The Lonely Years”/«Годы одиночества», стр. 396.

17. Стив Уолберг, “The 1888 Message for the Year 2000”/«Весть 1888 года — году 2000-му», стр. 22, 108.

18. Джордж Р. Найт, “A User–Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (Весть 1888. Путеводитель), стр. 115, 147, 182, 148, 150 (весь курсив — в оригинале). Что касается обвинения во «все-деноминационном отвержении», Роберт Виланд и Дональд Шорт в ответ на него заявили: «[Мы] никогда не заявляли о том, что «деноминация» отвергла начало позднего дождя. [Мы] лишь процитировали из трудов Эллен Уайт доказательства того, что егоотвергло руководство, и оно «в значительной степени» скрывало это от церкви в целом, чтобы у «деноминации» не было настоящей возможности принять его» (сравните «Избранные свидетельства», том 1, стр. 234, 235) (“1888 Re-examined”/«Пересмотр 1888 года» (Новый вгляд на 1888 год), стр. 173).

19. Герхард Пфандл, статья «Миннеаполис, 1888 год: переломный момент в адвентизме» издание “AdventistWorld-NAD”, январь 2010 года, стр. 39.

20. Джордж Р. Найт, “A User-Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 145.

21. Лерой Е. Фрум, “Movement of Destiny”/«Судьбоносное движение» (Движение, предначертанное Богом), стр. 369.

22. Там же; Чтобы ознакомиться с другими из подобных опубликованных заявлений, см: Джордж Р. Найт, “A User–Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» -(«Весть 1888 года. Путеводитель»), стр. 182; А. В. Олсон, “Through Crisis to Victory”/«Через кризис — к победе», стр. 38; А. Л. Уайт, “The Lonely Years”/ «Годы одиночества», стр. 396.

23. Г. И. Батлер – к Эллен Г. Уайт, письма от 23 августа 1886 года и от 1 октября 1888 года; в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 21, 98, выделено автором.

24. «Интервью с Дж С. Вошборном, Хейгерстаун, штат Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 2.

25. А. Г. Дэниелс, “Christ Our Righteousness”/«Христос — наша праведность», стр. 47, 50-51, выделено автором.

26. Р. Т. Нэш, “An Eyewitness Report”/«Слово очевидца», стр. 4, выделено автором. См. также: “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 352.

27. С. Макреинолдс, «Опыт присутствия на Генеральной конференции в Миннеаполисе, штат Миннесота, в 1888 году», файл документа 189; в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 341, 342, выделено автором.

28. Тейлор Г. Банч, “The Exodus and Advent Movements”/«Исход и адвентистское движение», стр. 90, выделено автором.

29. А. Т. Джоунс – к К. Э. Холмсу, письмо от 12 мая 1921 года; в “Manuscripts and Memories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 328, выделено автором.

30. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 116 от 27 августа 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 703, выделено автором.

31. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, 7 сентября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 49, 50, выделено автором.

32. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 86, выделено автором.

33. Эллен Г. Уайт, Утренняя беседа, проведенная 18 октября 1888 года, «Ревю энд Геральд» за 8 октября 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 117, выделено автором.

34. Эллен Г. Уайт, Утренняя беседа, проведенная 19 октября 1888 года, «Знамения времени» за 11 ноября 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 120, выделено автором.

35. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 165-166, выделено автором. Казалось бы, оценка, высказанная посланником с неба, должна иметь больший вес, чем любая человеческая оценка нашего истинного состояния.

36. Эллен Г. Уайт – к Мэри Уайт, Письмо 82 от 4 ноября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 183, выделено автором.

37. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 225, выделено автором.

38. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 315, 316, выделено автором.

39. Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 297, выделено автором.

40. Эллен Г. Уайт – к О. А. Олсену, Письмо 20 от 7 октября 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 717, выделено автором.

41. Эллен Г. Уайт, статья «Лагерное собрание в Роме, Нью-Йорк», «Ревю энд Геральд» за 3 сентября 1889 года, выделено автором.

42. Джордж Р. Найт, “A User-Friendly Guide to the 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 145.

43. А. Т. Джоунс, «Весть третьего Ангела, презентация № 9», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 7 февраля 1893 года, стр. 185.

44. А. Т. Джонс, «Весть третьего Ангела, презентация № 11», Ежедневный бюллетень Генеральной конференции, 13 февраля 1893 года, стр. 243-244.

45. Е. Д. Ваггонер, «Организационные беседы», Ежедневный бюллетень, 26 февраля 1899 года, стр. 86.

46. Эллен Г. Уайт, Утренняя беседа, проведенная 18 октября 1888 года, «Ревю энд Геральд» за 8 октября 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 117, выделено автором.

47. Эллен Г. Уайт – к Г. И. Батлеру, Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр.95, выделено автором.

48. Эллен Г. Уайт, Рукопись 8, 20 октября 1888 года, в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 124, выделено автором.

49. Эллен Г. Уайт, Рукопись 15, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 164, выделено автором.

50. Эллен Г. Уайт, Рукопись 21, ноябрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр.181, выделено автором.

51. Эллен Г. Уайт, Рукопись 24, декабрь 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 212, выделено автором.

52. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Записи в дневнике» январь / февраль 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 579, выделено автором.

53. Эллен Г. Уайт — к Урии Смиту, Письмо 40 от 31 декабря 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 795-796, выделено автором. Повторить промахи иудеев означает совершить роковую ошибку: «Величайшим заблуждением человеческого разума во дни Христа было мнение, что простое согласие с истиной составляет праведность. Всем опытом человечества продемонстрировано, что теоретического знания истины недостаточно для спасения души. … Тот, кто желает знать истину, должен быть готов принять все, что она открывает. … Быть колеблющимся и нерешительным в вопросе верности истине — значит выбрать мрак греха и сатанинского заблуждения» (Эллен Г. Уайт, «Желание веков», стр. 309, 312-313). Истина должна быть практической: «Но истина не является истиной для тех, кто не следует ей на практике. Истина лишь тогда является истиной для вас, когда вы живете по ней в повседневной жизни, показывая миру, какими должны быть люди, которые, в конце концов, спасутся» (Э. Уайт, Бюллетень Генеральной Конференции, 3 апреля 1901 года, стр. 24).

54. Летом 1882 года, находясь в Гильдсбурге, Калифорния, Эллен Уайт написала свидетельство-воззвание с просьбой, чтобы его читали на всех лагерных собраниях региона. В своем обращении она увещевала членов церкви иметь реальную связь со Христом, а не просто соглашаться с Ним: «Существует огромная разница между притворным союзом и реальными отношениями со Христом по вере. Исповедание истины приводит людей в церкви, но это не доказывает, что они имеют жизненно важную связь с живой Лозой. Есть правило, с помощью которого истинного ученика можно отличить от тех, кто утверждает, что следует за Христом, но веры в Него не имеет. Один класс приносит плод, другой – бесплоден» («Свидетельства», т. 5, стр. 228-229, выделено автором). Всего за несколько месяцев до конференции в Миннеаполисе Эллен Уайт объяснила разницу между исповеданием человека и его истинным состоянием: «Духовная смерть сошла на людей, которые должны бы являть жизнь и рвение, чистоту и посвященность через самую серьезную преданность делу истины. Факты, связанные с реальным состоянием тех, кто исповедует себя народом Божиим, говорят громче, чем их исповедание, и делают очевидным, что некая сила перерезала связь, соединявшую их с Вечной Скалой, и что их уносит в море — без карты, без компаса. Что же с этим делать? Истинный Свидетель указывает на единственно верную меру» («На чем стоим?», «Ревю энд Геральд» за 24 июля 1888, выделено автором).

55. Хотя совершенно очевидно, что в Миннеаполисе весть отвергло большинство, нам будет полезно не забывать: несмотря на то, что лишь небольшая часть ангелов на небесах (одна треть) взбунтовалась и последовала за сатаной, вселенная все еще имеет дело с результатами этого восстания.

56. Эллен Г. Уайт, Рукопись 9, Утренняя беседа, проведенная 24 октября 1888; в “1888 Materials”/«Материалах по 1888 году», стр. 151, выделено автором.