Южный Ланкастер, Массачусетс

В Южном Ланкастере собрания прошли с 11 по 22 января, и, как писала Эллен Уайт, они «принесли добрые плоды». Церковь была «заполнена теми, кто пришел получить от собраний пользу». Мало того, что на собраниях присутствовало множество делегатов из северо-восточных штатов, пришли также и некоторые новообращенные. А. Т. Джоунс «трудился для людей самым серьезным образом», выступая два, а иногда и три раза в день. Эллен Уайт так говорила о силе, сопровождавшей собрания: «С нами были тот же Дух и та же сила, которые сопровождали вести первого и второго ангелов. … Серьезные выступления рабов Божиих проходили в силе и Духе Бога; речь шла о надежде, данной нам в Евангелии. Освещались любовь Иисуса и праведность Христова; они так ясны, ум схватывает их верой. … О, это — пища во время благопотребное, от самого начала и — до конца!»3 В ходе собраний Эллен Уайт беспокоилась о том, как бы собравшиеся не «затворили свои сердца от некоторых драгоценных лучей небесного света», ниспосланного Богом:

«Есть много таких, кто, похоже, считает, что им необходимо самим проделать большую работу, прежде чем они смогут прийти ко Христу за спасением. Они, кажется, полагают, что Иисус придет к ним в самом конце их борьбы и окажет им помощь, наложив завершающий мазок на картину дела всей их жизни. Им трудно понять, что Христос есть совершенный Спаситель, и может спасти в самой полной мере всех, приходящих через Него к Богу».4

Однако по мере того как разъяснялась весть истины для настоящего времени, сердца таяли: «Мы чувствовали необходимость представлять Христа как Спасителя, находящегося не где-то далеко, но очень близко. … Было много таких, даже среди служителей, кто начинал видеть истину, как она есть в Иисусе, в таком свете, в каком раньше они ее не рассматривали. Они увидели Спасителя как милостивого и прощающего грех, и истину — как освящение души». В результате многие из них «увидели себя во свете закона как преступников». Они поняли, что «уповали на собственную праведность», которую отныне воспринимали «как запачканные лохмотья по сравнению с праведностью Христа». Эллен Уайт так описывала радость подобному событию на небе:

«До самого конца собраний, по мере того как люди стремились приблизиться к Богу, они выносили на свет дела, достойные покаяния, исповедуясь друг пред другом, где они обидели ближнего словом или делом. …

«В выступлениях раскрывалась та самая весть, которую Господь послал народу того времени. …

«Студенты вместе с преподавателями пребывали в общем благословении Божием. Глубокое влияние Духа Божьего ощущалось почти на каждом сердце. Основным свидетельством тех, кто присутствовал на встрече, было то, что они пережили опыт, несравнимый ни с чем, из известного им прежде. …

«Я никогда не видела, чтобы работа возрождения продвигалась с такой основательностью, и все же оставалась нетронутой излишним возбуждением. Не было никаких стараний убедить или увлечь людей. Никого не приглашали выйти вперед, но царило торжественное осознание того, что Христос пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. … Казалось, мы дышим атмосферой самого неба. Вокруг поистине витали ангелы. … Господь посетил Свой народ. И на небесах среди ангелов сияла радость о кающихся грешниках, которые возвращались к Отцу».5

В последнюю субботу этой серии собраний, на утреннем собрании А. Т. Джоунс говорил с «великой силой», а после полудня выступала Эллен Уайт, говоря с «большой искренностью». Для их сердец это была «драгоценная Суббота»:

«Мы чувствовали себя так, словно дышим атмосферой небес, Христос был действительно обретен всеми, кто искал Его. Это, несомненно, чудесное излитие Духа Божьего, свидетельствующего нам, что Господь готов сделать для Своего народа, который верует в Иисуса».6

Год спустя, на школе для служителей Эллен Уайт напомнила братьям, что произошло в Южном Ланкастере. Она вновь сравнила происшедшее с силой, которая сопровождала весть 1844 года:

«Те, кто был в Южном Ланкастере прошлой зимой, знают, что церковь и школа были движимы Духом Божиим. Почти каждый студент был увлечен небесным потоком, и звучали живые свидетельства, которых не превзошли даже свидетельства 1844 года до времени разочарования. Многие узнали в Южном Ланкастере, что значит отдать свои сердца Богу, что значит быть обращенными».7

Таковы были результаты «излития Духа Божьего» на Его народ — результаты, сила которых была бы явлена в гораздо большей степени средируководящих братьев в Миннеаполисе, если бы не поднялся бунт. Спустя непродолжительное время, оглядываясь назад на пережитое в Южном Ланкастере и на других собраниях, проводимых в течение года, Эллен Уайт вспоминала преимущества работы с Джоунсом и Ваггонером. В отличие от современных характеристик, даваемых им на тот период их трудов, она описывала, как рука Божья сопровождала их работу:

«Я переезжала с места на место, посещая собрания, где проповедовалась весть о праведности Христа. Я считала привилегией стоять рядом с братьями [Джоунсом и Ваггонером] и свидетельствовать одновременно с вестью для настоящего времени. Я видела, что сила Божия сопровождала весть, где бы она ни звучала. Вы не смогли бы заставить людей в Южном Ланкастере думать, что весть, пришедшая к ним, не была вестью света. Люди исповедовали грехи и принимали праведность Христа. Сам Бог простер руку и совершил эту работу».8