И наконец — прорыв

Утром в пятницу, 10 мая, в палаточном лагере в Оттаве Эллен Уайт еще раз говорила «перед собравшимися о Миннеаполисе и о том, как братья обошлись со слугами, которых Господь послал к ним с вестью истины». В результате ее выступления «несколько человек засвидетельствовали о пережитом ими на собраниях в Миннеаполисе». И все же, по ее словам, «мы, похоже, не пробились».

В субботу утром А. Т. Джоунс говорил проповедь на тему «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его». Несмотря на то, что за все лагерное собрание он выступил уже двадцать раз, останавливался он в основном на вопросе религиозной свободы. Теперь же, в субботу утром, он начал серию проповедей «на тему оправдания по вере, и многие приняли весть как свет и истину».36 Джоунс объяснил сотням собравшихся, что им нужна именно праведность Божия, «ничто другое не поможет»:

«Мы должны знать, однако, где ее искать и как, ибо мы часто ищем ее не там, где следует; например, как это делают многие, — в законе Божием и в его соблюдении. … Божья праведность выражена в Его законе, но человеку она открыта не законом, Рим. 1:16-17; праведность Божия раскрывается людям в Евангелии, а не в законе. …

Галатам 2:21; «…если законом оправдание, то Христос напрасно умер». Наша собственная праведность – это все, что мы можем получить из соблюдения закона, а Божья праведность может прийти только через Иисуса Христа. Что есть наша праведность? Исаия 64:6. «Праведность наша, как запачканная одежда. Все мы согрешили и лишены славы Божией». Что есть грех? Когда Израиль вышел из Египта, они не знали Бога. … И чтобы помочь им понять свое состояние, и что такое грех… Он воспользовался словом, означающим «выстрелить мимо цели». … В таком случае, чем более праведен человек от закона, тем хуже его дела – тем более он облачен в грязные лохмотья. …

Только послушание Христово, а никак не наше, приносит нам праведность. Что ж, тогда давайте перестанем пытаться исполнять волю Божью собственными силами. Прекратим все это. Уберем от себя навсегда. Пусть послушание Христово совершает все это для нас, и мы получим силу, чтобы натянуть лук и попасть в цель. …»37

Хотя Джоунс говорил о том, что праведность, необходимая человеку, должна исходить от Христа, а не от закона, он ни в коей мере не умалял закон или соблюдение заповедей. Он ясно дал понять, что причина, почему Христос пришел на землю как «младенец, а не как взрослый мужчина», заключалась в том, чтобы он мог бы встретиться со «всеми соблазнами, с которыми встречается ребенок, и не согрешить». Так что «любой ребенок может находиться на Его месте и сопротивляться греху Его силой»:

«Итак, если праведность есть дар Божий и приходит через Евангелие, то в чем польза закона? … В том, что закон требует совершенства, и гед лежит надежда всего человечества, потому что, если бы закон мог просмотреть грех хотя бы в самой незначительной степени, никто не мог бы стать свободным от греха, так как закон не мог бы этот грех обнаружить. И тогда его нельзя было бы простить, а прощение – основание, на котором только и может быть спасен человек. Приходит день, когда закон укажет на последний грех, и мы предстанем перед Ним совершенными, и будем спасены спасением вечным. Совершенство закона Божьего в том, что он указывает нам на все наши грехи, а затем совершенный Спаситель готовый все их удалить. Когда Бог делает известными все наши грехи – Он это делает не затем, чтобы осудить нас, но, чтобы спасти нас, поэтому это признак Его любви к нам.38

Эллен Уайт описала в «Ревю» свою радость по поводу того, что Джоунс обратился с подобной проповедью к людям, не привыкшим слышать такие благие вести:

«На собрании в Канзасе моей молитвой к Богу было, чтобы сила противника была сломлена, и люди, сидящие во тьме, смогли бы открыть свои сердца и умы для вести, которую Бог намеревался послать им. … Наш благой и милостивый Господь был представлен людям как облаченный в качества характера сатаны. … Многие жили в атмосфере сомнений, и казалось, что им было почти невозможно ухватиться за надежду, открытую перед ними в Евангелии Христа. …

«В субботу представлялись такие истины, которые для большинства прихожан были чем-то совершенно новым. Из сокровищницы Слова Божьего выносилось новое и старое. Открывались истины, которые люди были едва в состоянии понять и вместить. От провозвестников Божиих исходил свет относительно закона и Евангелия, относительно того, что наша праведность – это Христос. Душам, жаждущим истины, все это, казалось светом, слишком драгоценным, чтобы его принять. … Господь представлял истину, … четко раскрывая тот факт, что только Христос является источником всякой надежды и спасения. «В Нем была жизнь; и жизнь была свет человеков. … И Слово стало плотью и обитало с нами …» Мы всем сердцем благодарим Господа за то, что у нас есть драгоценный свет для Его народа, и радуемся, что имеем весть для настоящего времени, которая есть настоящая истина».39

Не все, однако, шло хорошо: «Было много свидетельств, в которых люди утверждали, что оценили свет и истину, представленные им. Но тем, кто жил в атмосфере сомнений, занять позицию учащихся казалось очень трудным. Они придирались к мелочам, которые не имели никакого значения. Закваска конференции в Айове присутствовала в нашей среде». В воскресенье утром Эллен Уайт выступила «с ясным и резким свидетельством», говоря «о нехристианских, нечестивых предположениях и искажениях, которые имели место в Миннеаполисе». Она высказывалась против «греха сомнений и неверия»; говорила, «что во всяком собрании — непосредственно среди нас — у сатаны есть свои агенты, через которых он может действовать».40

«Враг работает через тех, кто позволил себе сомнение и неверие; они не удовлетворяются только тем, что сами находятся в этом состоянии, но постоянно толкают и других в том же направлении. … Из света, данного мне Богом, явствует, что никогда не было такого нового света с неба, в котором сатана не нашел бы, к чему придраться. Так обстоит дело и с некоторыми сегодня: они придираются к мелочам. Им необходим свет, но приходит враг — так же, как приходил к жителям Назарета, — и хотя Дух Божий открыл им, что Иисус – помазанник, … они остались в сомнениях и неверии. …

«С того времени в человеческой природе не произошло никаких улучшений. Человеческая природа все еще остается человеческой природой. …

«Итак, братья, я хочу сказать вам, что, когда Дух Божий приходит в нашу среду, Он озаряет разум тех, которые готовы принять Его. Но если разум закрыт для принятия, все они готовы произнести суд над вестником и его словами. … Так было в Миннеаполисе.

«Это происходит потому, — я это знаю, — что тот же самый дух присутствует здесь, и мы не должны уступать ему ни на мгновение. … Я хочу спросить вас, довольны ли вы вашей холодностью, вашим неверием, вашим отступлением от веры? Вам еще не хватило? Если нет, дьявол даст вам все по вашему желанию. …

«Мы видим, что находимся в состоянии, ничем не лучшем чем состояние еврейского народа. …

«Христос, обращаясь к Своим современникам, говорил, что они ослепили глаза свои и оглушили уши свои. … Свет был дан им, но они его упорно не принимали. Тьма была на них, а они шли и выискивали мелкие недостатки, и отвлекали умы людей от торжественной истины, которая была для них приготовлена. Ну, и как же поступим мы? … Нам необходимо знать, получим ли мы обильное благословение Господа, изольется ли оно на нас; и понять, что это Он проливает на нас Свой щедрый свет и Свою славу. Об этом моя молитва».41

После утреннего собрания, когда разум Эллен Уайт все еще был встревожен событиями последних месяцев, она начала писать письмо к детям. Размышляя о Миннеаполисе, где «оказался популярен бунт» и «оскорбление Духа Божия», она написала о тех, кто приехал на собрания в Канзас «с тем же духом, который так бросался в глаза в Миннеаполисе». Написала она и о субботней проповеди A. T. Джоунса, которая для многих стала «светом и истиной». Но для тех, кто «пребывал в атмосфере сомнений», она была только предметом для «придирок». Затем, как будто адресуя написанное непосредственно сомневающимся братьям, Эллен Уайт задала вопрос: «А вы не думаете, что небесный Наблюдатель видит ваше неверие и противление? Вы что же, думаете, что ваши высмеивания, ваши глумливые слова никогда не предстанут перед вами снова? Даже к излитию Духа Божьего вы отнеслись с презрением, и передали свое неосвященное суждение дальше; а когда к вам пришла весть о том, что вы должны обратиться к Богу, как превратно вы это поняли, и как исказили смысл этих слов».42

К счастью, были у Эллен Уайт и хорошие новости. В конце ее беседы в воскресенье утром «в собрании был объявлен перерыв». Брат Портер, служитель из штата Айова, поднялся, намереваясь что-то сказать. Он не присутствовал на конференции в Миннеаполисе, но приехал на собрания в Канзас «в полной темноте» и исполненный «боевого духа». Теперь он мог с радостью сказать: «Я обращен. Я вижу свет». Каждый пункт, который был окутан тьмой, «стал ясен, когда пастор. А. Т. Джоунс представил объяснения!»

После того, как высказался Портер, «поднялся молодой Вошберн и говорил довольно долго. Он сказал, что тогда, в Миннеаполисе, он был человеком, не поверившим, что сестра Уайт говорит правду, когда она свидетельствовала, что ни о чем не говорила с А. Т. Джоунсом и Е. Дж. Ваггонером в Калифорнии». Вошберн смело сказал всем собравшимся, сидевшим перед ним: «Я признаюсь в этом, к своему стыду. Я исповедал это сестре Уайт, и признаюсь в этом Богу. Я бесконечно в этом раскаиваюсь».43 Другие также вставали и свидетельствовали:

«Субботние усилия не были напрасны. В воскресенье утром мы получили решительное доказательство того, что Дух Божий совершает большие изменения в моральном и духовном состоянии собравшихся. … С драгоценными свидетельствами выступили те, кто уже долгое время пребывал в темноте. Один брат говорил о борьбе, через которую прошел, прежде чем смог принять благую весть о том, что Христос есть наша праведность. …

«Один из наших молодых братьев-служителей сказал, что на этом собрании получил более благословений и более ощутил любовь Божию, чем за всю свою предыдущую жизнь. Другой заявил, что мучения, трудности и конфликты, которые он претерпел в своем сознании, были такого характера, что у него возникло искушение все бросить… Он со слезами признался, какое облегчение, и какое благословение сошли на его душу. На каждом общем собрании многие свидетельствовали о мире, утешении и радости, которые они обрели через принятие света».44

Итак, собрания того или иного характера, проводившиеся по всей стране и несущие весть о том, что Бог пытается излить Святого Духа на Свою едва теплящуюся церковь, сопровождались напряженной борьбой. Многие в результате этих собраний обрели великие благословения, в то время как другие продолжали упорное противление. Мы продолжим обзор этих собраний в следующей главе.