Примечания к Главе 8

1. Эллен Г. Уайт, Рукопись 30, 30 июня 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 356.

2. Со времени публикации “QuestionsonDoctrine”/ «Вопросы по доктрине» в 1950-х годах данная идея продвигается уже в течение почти шестидесяти лет; это идея о том, что «весть 1888 года» (Джоунса и Ваггонера) ничем не отличалась от вести протестантской Реформации. Более того, заявляется, что вскоре после того, как они покинули Миннеаполис, их весть изменилась в сторону римско-католической версии праведности по вере. Называются и причины этого изменения, которые обусловлены, якобы, следующими факторами: их якобы новым (после 1888 года) взглядом на человеческую природу Христа; их отказом от доктрины первородного греха; включением освящения и оправдания в праведность по вере; и их верой в совершенство поколения последнего времени. Все это, как утверждают, привело их прямиком к «движению святой плоти» и к «отступлению Альфа». Подобным же образом и сегодня возвращение к любому акценту на так называемой ложной вести Джоунса и Ваггонера в период после 1888 года (которая включает в себя вышеуказанные четыре пункта) объявляется ничем иным как «отступлением Омега». Дезмонд Форд, Роберт Д. Бринсмид, Дэвид П. Макмахон, Милтон Р. Хук, Берт Халовиак, Рой Адамс, Вудроу В. Уидден и Джордж Р. Найт, наряду с другими, в той или иной степени продвигали или продвигают эту точку зрения. Мы приведем документы, в которых даются подобные оценки, в оставшейся части этой книги — по мере того как будем исследовать нашу историю, в том числе и вдохновенные высказывания Эллен Уайт, чтобы выяснить, верны ли эти заявления.

3. Там же, и: Эллен Г. Уайт, «Собрания в Южном Ланкастере, штат Массачусетс», статья в «Ревю энд Геральд» за 5 марта 1889 года, “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 371-372, 267.

4. Статья Эллен Г. Уайт в «Ревю энд Геральд» за 5 марта 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 267.

5. Там же, стр. 267-268.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 17, «Дневник», январь 1889 года; приводится в работе А. Л. Уайта “TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 427.

7. Эллен Г. Уайт, «Приблизьтесь к Богу», утренняя беседа, представленная 5 февраля 1890 года; «Ревю энд Геральд» за 4 марта 1890 года.

8. Эллен Г. Уайт, «Весть для настоящего времени», утренняя беседа, представленная 4 февраля 1890 года; «Ревю энд Геральд» за 18 марта 1890 года, в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 545.

9. Там же; см. также: А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/ «Годы одиночества», стр. 428.

10. Эллен Г. Уайт — к «моим дорогим братьям», Письмо 85, апрель 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 280-283.

11. В 1851 году Эллен Уайт писала: «Когда отрада и поздний дождь сойдут от присутствия Господа и славы могущества Его, мы… яснее увидим субботу в ее значимости и славе» (Эллен Г. Уайт — к сестре Гарриет, Письмо 3 от 11 августа 1851 года, в «Избранных вестях», том 3, стр. 388). Это является еще одним положительным свидетельством того, что к 1888 эта слава уже начинала сиять.

12. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 1 от 7 апреля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 286-289.

13. Там же, стр. 289-291; см. также: А. Л. Уайт, “TheLonelyYears”/«Годы одиночества», стр. 429. Еще раз: данная Эллен Уайт характеристика Джоунса как «терпеливого» наставника народа, очень далека от некоторых ярлыков, навешиваемых на него сегодня. Мы не стали бы отрицать, что временами Джоунс боролся с резкостью. Но некоторые распространили на Джоунса периода с 1888 года и до середины 1890-х годов ту его горечь по отношению к церкви, которая овладела им после 1900 года; а это дискредитирует не только его более раннее призвание как вестника Божия, но и саму весть, которая была ему поручена.

14. Следует отметить, что, хотя отвержение вести в Миннеаполисе было личным грехом Моррисона и Никола, тот факт, что они были на руководящих постах, заставил пострадать всю конференцию в результате сделанного ими выбора. Даже хотя члены церкви «проголосовали вставанием за то, чтобы пригласить» Эллен Уайт на свое лагерное собрание, в конце концов, она не смогла присутствовать, так как руководство слишком долго медлило с приглашением. Насколько же верны слова Эллен Уайт: «Иудеи погибли как нация, потому что их отвлекли от истинности Библии их правители, священники и старейшины» (Эллен Г. Уайт, «Служители Евангелия», стр. 128-129, издание 1892 года, и «Свидетельства для проповедников», стр. 109). Более глубоко мы рассмотрим эту тему на последующих страницах.

15. Тот факт, что книгоноши не могли представить весть в таком свете, в каком это делал А. Т. Джоунс, должен помочь нам понять, что то была особая весть от Бога — поток света, посланный с небес. И она была чем-то большим, чем просто повторный акцент на Евангелии Реформации, как его в то время представляли проповедники святости; чем-то большим, чем новое истолкование Евангелия Реформации, ставшее столь популярным благодаря многим евангелистам наших дней. См. также: Глава 9, сноска 5.

16. Эллен Г. Уайт – к В. К. Уайту, Письмо 1 от 7 апреля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 290-293.

17. Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 298.

18. В. К. Уайт — к Л. Р. Конради, письмо от 26 июня 1889 года; в “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 145.

19. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 307. См. также: «Лагерное собрание в Оттаве, штат Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 386.

20. Там же, стр. 386

21. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 307-308.

22. Там же, стр. 308-316.

23. Делясь с братом Фарго пережитым на собраниях в Канзасе – а он был делегатом от конференции штата Мичиган — Эллен Уайт рассказывала, как опасно то, что произошло в Миннеаполисе – в скрытой форме упование было возложено на человека: «Был там и бедный брат Острандер, приехавший на сессию с неуравновешенным разумом, почти безумный. Братья же находились в такой великой слепоте, были настолько обеспокоены темой закона в Послании к Галатам, что не имели никакой способности распознать его истинное состояние. Члены комитета, посетившие меня, ища моего совета, со всею серьезностью задали мне вопрос насчет брата Острандера: не стоит ли внести в документы Конференции и его имя — как одного из баллотирующихся на пост президента Генеральной конференции? Этот человек в своем безумии был опасен даже для собственной семьи, пока не уехал из дома. Об этом мне сказала его жена. Но он пользовался полным доверием пастора Батлера, и в своем ослабленном состоянии был весьма подвержен разумом влиянию этого человека. Как заявил брат Батлер, «мои самые лучшие и опытные братья-служители» [включая Острандера] сказали ему, что сердца их были почти разбиты позицией, принятой сестрой Уайт на Генеральной конференции» (Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года, в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 300).

24. Эллен Г. Уайт — к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 298-299.

25. Эллен Г. Уайт, «Лагерное собрание в Оттаве, штат Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 386.

26. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 317.

27. Эллен Г. Уайт, «Необоснованные слухи», май 1889 года; в «Свидетельствах», том. 5, стр. 693, и в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 327.

28. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, штат Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 2, 1.

29. Там же.

30. Там же, стр. 1, 2.

31. Там же.

32. Там же.

33. Там же, стр. 1, 2. Хотя общение Вошберна с Эллен Уайт, как сообщается в этом интервью, состоялось 61 год тому назад, точность воспоминаний Вошберна подтверждается несколькими фактами. Его описание видения Эллен Уайт, данного ей во время пребывания в Европе, точно такое, как и в ее личном письме к Г. И. Батлеру, которое былоопубликовано только после смерти Вошберна (Письмо 21 от 14 октября 1888 года; в “1888 Materials”/«Материалы по1888 году», стр. 93). Слова Вошберна о том, что «три четверти присутствовавших» поднялись против света, подтверждаются личным письмом Батлера к Эллен Уайт (от 23 августа 1886 года, “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр. 21). Описание Вошберном цепи событий на собраниях в Канзасе, в том числе решительных заявлений Эллен Уайт в то утро, в четверг, 9 мая; ее разговор с Вошберном в четверг днем; и даже название субботней проповеди Джоунса, сказанной им 11 мая, (той самой, что помогла Вошберну повернуть в нужном направлении), прекрасно согласуются с тем, как эти события описывают Эллен Уайт и В. К. Уайт (см: “1888 Materials”/»Материалы по 1888 году», стр 302-325; “ManuscriptsandMemories”/«Рукописи и воспоминания», стр. 138-146). Передача Вошберном комментариев Эллен Уайт в отношении Ваггонера – «Э. Дж. В. может научить праведности по вере куда более ясно, чем я … Господь дал ему особый свет по этому вопросу. … И когда он представил ее [весть] в Миннеаполисе, я узнала ее» («Интервью», стр. 2) – подкрепляется и другими из ее задокументированных слов. Например, заявлением, сделанным ею на лагерном собрании в Роме 19 июня 1889 года (всего через несколько недель после беседы с Вошберном): «Мне был задан вопрос: «Что вы думаете о свете, который несут эти люди?» … Что ж, я представляю его вам в течение последних 45 лет, свет беспримерной привлекательности Христа. Именно это я все это время пытаюсь донести до ваших умов. Когда брат Ваггонер привез эти идеи в Миннеаполис, они были первым ясным учением на эту тему, когда-либо слышанным мною из человеческих уст, исключая наши беседы с мужем. Я говорила себе: «Я так ясно это понимаю, потому что Бог даровал мне эту весть в видении; они не понимают ее, потому что им она не была представлена так, как мне». Но когда другой человек представил ее, все струны моей души сказали: «Аминь» (“1888 Materials”/ «Материалы по1888 году», стр. 349). Скорее всего, Вошберн не присутствовал на этом лагерном собрании, а стенограмма проповеди Эллен Уайт была опубликована только после его смерти. Современные историки, однако, решительно не согласны с тем, как Эллен Уайт оценивала Джоунса и Ваггонера и их весть. В ответ на предложение переиздать труды Джоунса и Ваггонера Н. Ф. Пиз произнес: «Не будет преувеличением сказать, что Ваггонером и Джоунсом не было сказано ничего, что [Эллен Уайт] не сказала бы лучше» (“TheFaiththatSaves”/ «Спасающая вера» стр 53). Но это создает серьезную проблему. Почему Господь послал Джоунса и Ваггонера, если у них не было вести, которую нужно было передать? В то время как у народа уже был живой пророк? Почему Эллен Уайт поддержала их даже ценой собственной репутации как пророка или вестницы Божией, если они не были посланы с вестью небес?

34. «Интервью с Дж. С. Вошберном, Хейгерстаун, штат Мэриленд, 4 июня 1950 года», стр. 2-3.

35. Там же. В последующие годы Вошберн вспоминал о пережитом на собраниях в Канзасе в нескольких письмах к Эллен Уайт: «В мае прошлого года я был в Оттаве, штат Канзас, проходил там курсы, и на меня произвели глубочайшее впечатление проповеди пастора. А. Т. Джоунса о праведности Христа и наши с Вами беседы» (Дж. С. Вошберн — к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 апреля 1890 года; “ManuscriptsandMemories”/ «Рукописи и воспоминания», стр 174). «Ваша нежная доброта ко мне и полные терпения ответы на мои вопросы утвердили мою веру. Я верую — навсегда. После конференции в Миннеаполисе я был в большой беде, в сомнениях и почти в безбожии. Но драгоценный свет праведности по вере, раскрытый братом Джоунсом и вашими беседами, и особенно нашими с Вами разговорами НАЕДИНЕ, укрепили мою колеблющуюся веру и крепко-накрепко привязали ее к Скале Веков» (Дж. С. Вошберн — к Эллен Г. Уайт, письмо от 17 декабря 1896 года, выделительный шрифт оригинала). Опять же, это подтверждает точность слов Вошберна в интервью с ним (1950 года).

36. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 317.

37. А. Т. Джоунс, «Утренняя субботняя проповедь», сказанная 11 мая 1889 года; Топика, издание “DailyCapital” за 14 мая 1889 года; приводится в “The 1889 CampMeetingSermons”/«Проповеди лагерного собрания 1889 года» (Сейнт Марис, Айдахо: издательство “LMNPubl. International”, без даты) стр. 30-31.

38. Там же.

39. Эллен Г. Уайт «Лагерное собрание в Оттаве, Канзас», статья в «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 386-387.

40. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; и Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1889 года; “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 317, 299, 318. Мы еще раз остановимся на оппозиции по отношению к собранию в Канзасе в следующей главе.

41. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, «Выискивание недостатков», утренняя беседа за 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 302-306.

42. Эллен Г. Уайт – к детям, Письмо 14 от 12 мая 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 307, 314, 317, 320.

43. Там же; и Эллен Г. Уайт – к Дж. Фарго, Письмо 50 от 2 мая 1890 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 307, 299-300. Опыт обращения Вошберна на лагерном собрании в Канзасе оказал глубокое влияние на его служение. В 1891 году он отправился работать в Англию; в 1892 году к нему присоединился Э. Дж. Ваггонер, и результаты были поразительны. См.: Дэвид Маршалл, «Дж. С. Вошберн — невоспетый герой», статья в «Ревю энд Геральд» за 26 января 1989 года, стр. 16-17.

44. Эллен Г. Уайт, «Лагерное собрание в Оттаве, Канзас», «Ревю энд Геральд» за 23 июля 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 387.