Оппозиция с обеих сторон

Как Г. И. Батлер, так и Урия Смит полагали, что Джоунс умалял закон. На его проповеди, сказанные на лагерном собрании, они опубликовали опровержения в «Ревю». В номере «Ревю» за 14 мая Батлер выпустил статью по Посланию к Римлянам, главам 7 и 8, и назвал ее: «Праведность от исполненного нами закона». В отличие от проповедей Джоунса, где он описывал грех как выстрел мимо цели, Батлер подчеркнул, что нравственный закон был дан, «чтобы показать, что Бог рассматривает как правильное; все, что нарушает его священные принципы – есть зло и грех. … «…грех есть беззаконие». 1-е Иоанна 3:4». К концу своей статьи Батлер подытоживает свои опасения:

«Если есть что-то наиболее важное, в чем весть третьего ангела призвана исправить учения века сего более, нежели в чем-либо другом, так это необходимость послушания закону Божьему. «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру Иисуса». Откр. 14:12. … Есть некое настроение, преобладающее почти повсеместно, и приходит оно в самых приятных обличьях, и озвучивается так, чтобы казаться очень правдоподобным, — настроение, что подчиняться этим заповедям не надо, или что в этом мире исполнить их невозможно. Преподается легкий религиозный путь. «Только верь во Христа, и ты в порядке». Сердце не испытывается; совесть дремлет; чувство виновности во грехе слабое; мало тщательности при изучении требований закона Божьего; никакого самоанализа; отвращение ко греху почти отсутствует. Иисус делает все за нас. Это одна из самых опасных ересей в мире. …

«Сегодня огромные толпы называют себя христианами, утверждая, что Христос сделал всю работу за них; они ничего не знают о его прощающей любви, потому что не прочувствовали всей греховности греха, и не совершают всестороннего труда покаяния. Эта сторона у них полностью внешняя. Поэтому таковые прячутся под тень Христа, как они полагают, в то время как на самом деле носят свои грехи с собой. Так они делают Христа служителем греха. …

«Для нас как для народа тьмою станет тот день, когда мы отбросим свет, данный нам Богом относительно нашего долга соблюдать, в духе и по букве, нравственный закон Божий».4

Батлер писал красноречиво, защищая закон от открытых нападок Джоунса, тогда как сам при этом не обращал внимания на наставления слуги Господа, Эллен Уайт. Опровержение Смита вышло 11 июня, статья назвалась «Наша праведность». Урия Смит был более резок, чем Батлер, утверждая, что настоящее учение – по причине умозаключений Джоунса и Ваггонера — вело туда же, что и учения «ожесточенных противников нашего дела», полностью отметающих закон. Он даже сделал выпад в сторону Эллен Уайт, заявив, что всякий, кто «знаком с братом Уайтом, может себе представить, сколько времени ему бы потребовалось, чтобы опровергнуть такое возражение»:

«Некоторые из наших корреспондентов начинают отпускать замечания, подозрительно склоняющиеся к мнению, что любая попытка с нашей стороны соблюсти заповеди — это просто попытка усовершенствовать себя, чего мы никогда не сможем сделать; что это попытка быть праведными, что означает просто прикрыться грязными лохмотьями. … Определить точно, насколько глубоко то, что они имеют в виду, мы не можем; но нам кажется, что они бессознательно поворачиваются в направлении позиции, занимаемой классом резких противников нашего дела, которых весьма притягивает эта линия суждений …

«Совершенное послушание ему [закону] формирует совершенную праведность, и это — единственный способ, которым человек может достичь праведности. … Христос приходит к нам и устраняет пропасть между нами и Богом, принося жертву для уничтожения прошлых грехов … [и] возвращая нас к согласию с законом. … Именно здесь ошибались наши друзья-методисты… не понимая, что вся цель работы Христа, совершенной для нас, — это вернуть нас к закону; то есть, праведность может осуществиться в нас, через нас, наше послушание ему. …

«[Мы] не должны усесться на стул «ничегонеделания», как инертная масса в руках Искупителя. …

«Но задается вопрос: если человек берет на себя обязательство соблюдать закон своими собственными силами и выработать в себе собственную праведность, сможет ли он это сделать? Разве он не рядится в испачканные лохмотья? К какому классу людей относится такой вопрос, мы не знаем. Мы знаем, однако, что на земле не существует ни одного адвентиста седьмого дня, которого бы не научили чему-то лучшему, чем предположение, что он своими силами может соблюдать заповеди. … Мы сомневаемся даже, опирались ли фарисеи в своей самоправедности на совершенство своего личного послушания десяти заповедям. …

«Существует праведность, которую мы должны иметь, чтобы увидеть Царство Небесное, которая называется «нашей праведностью». И эта праведность приходит от состояния гармонии с законом Божьим. … И «наша праведность» не может в этом случае быть запачканной одеждой».5

Многие, кроме Батлера и Смита, думали то же самое о собраниях в Оттаве, штат Канзас. Однако прежде чем мы рассмотрим другие выражения недовольства, нам нужно внимательно посмотреть на то, какова же, скорее всего, была, проповедь, которая вызвала столько критики.

В пятницу, 17 мая 1889 года, Джоунс закончил свою серию презентаций о праведности по вере проповедью под названием «Соблюдение заповедей». Поскольку и в 1889 году слова Джоунса интерпретировали на все лады, и сегодня делают то же, мы приведем его проповедь целиком, как она была напечатана в “DailyCapital”, Топика:6

«2-е Коринфянам 5:17. Мы увидели, как мы приходим ко Христу; и что сказано: если какой-то человек пришел ко Христу, он является новым творением. Галатам 6:15; 5:6: ничто не имеет силы, но только вера, действующая любовью, и преобразование в новое творение — по вере. Римлянам 5:1, 2, 5; 1-е Иоанна 5:3: тогда соблюдение заповедей приходит после того, как мы становимся новой тварью; поэтому мы должны быть соделаны добрыми, соделаны праведными, прежде чем сможем творить добро или поступать по праведности. 1-е Коринфянам 7:19: это цель, которая поставлена перед нами во Христе Иисусе. Ефесянам 2:8-10: мы созданы на добрые дела; преобразованы в новые творения в Нем, Его праведность засчитывается вместо нашей неправедности. Добрые дела, для совершения которых Божьи творения созданы во Христе, — это дела, которые мы не могли творить раньше. Таким образом, новое творение будет постоянно стремиться соблюдать заповеди.

«Иакова 2:1,9. Мы не имеем веры во Христа, когда нарушаем закон. Христос пришел не затем, чтобы наделить нас такой свободой, ибо, если мы отвернемся хотя бы от одной черты закона, наша вера не принесет нам никакой пользы. Но наше намерение принимается, а совершенные в неведении грехи прощаются. Однако же сознательный отказ принять истины, представленные нам, приведет нас к утрате всякой праведности, которую мы когда-либо имели. Это и объясняет быстро растущее зло в популярных церквях сегодня. Сколько-то лет назад эти церкви были религиозны: даже когда начала звучать весть третьего ангела, они были приняты Богом; но когда они отказались подчиниться вести, то потеряли всю праведность, которую имели, и им приходилось и приходится придумывать всевозможные средства, чем можно было бы удержать людей в общинах. А именно – развлечениями. Это философия вырождения церквей.

«Иакова 2:14. От веры нет никакой пользы, если она не подкрепляется делами. Бог все дал, давайте покажем нашу веру из наших дел. Вера — это якорь, который держит корабль в нужном месте, а штормы прибивают нас ближе к дому. Стихи 21, 23. Аврааму вменилась праведность, когда он поверил, без каких-либо дел; другая же праведность пришла к нему спустя двадцать пять лет, поэтому он был сочтен праведным не делами. Писание прорекалось ему, когда он поверил; а более чем через двадцать пять лет, говорит Иаков, Писание исполнилось. Если бы он отказался принести в жертву Исаака, вся его прежняя праведность исчезла бы, посему послушание его веры увенчала его праведность, которую он имел по вере. Тогда наше соблюдение заповедей не имеет целью стать праведниками; оно происходит по причине того, что мы праведны. Римлянам 8:26 показывает, что мы не можем даже молиться правильно, но Дух делает это за нас; и потому наши молитвы приемлемы только благодаря заступничеству Христа и заслугам Его крови.

«Откр. 8: 3, 4. Заступник во святилище ходатайствует за нас, и Бог смотрит на Христа, Его раны и Его жертву, и принимает их. Христос был совершенным до пришествия на землю, а сегодня Его отсутствие делает наши молитвы приемлемыми; ибо Бог вменяет Его молитвы за нас — нам. Как же нам вменяется Его праведность? Являются ли наши дела праведными, как они есть? И прилагается ли Его праведность лишь к тому, чтобы закончить дело? Нет. Праведность Христа присутствует в начале и делает поступок таким, каким он должен быть.

«Римлянам 1:16. Разве сейчас наша вера не больше, чем когда мы только пришли в церковь? Разве сегодня мы понимаем Его праведность не более, чем раньше? Как это? Почему сейчас у нас больше веры? И почему теперь мы более понимаем, что Он праведен? Ну конечно, наша вера выросла. И продолжает расти с каждым днем. Мы ежедневно приходили за более полной мерой веры. И, наконец, мы имеем столько божественной природы Христа в нас, что можем натянуть лук достаточно сильно, чтобы попасть в цель, и тогда мы будем соблюдать заповеди Божьи. В таком случае, разве это не есть с самого начала работа Христа? И Его божественной силы? В какой же момент тогда начинают играть роль наши дела? Ни в какой. Почему же тогда мы так усердно стремимся соблюдать заповеди, если это не приносит пользы? Именно и только по вере во Христа мы можем назвать себя христианами. Именно через единение с Ним мы можем быть христианами, и только благодаря присутствию Христа внутри нас мы соблюдаем заповеди. Именно и только по вере во Христа мы говорим и делаем все это.

«Когда настанет день, и мы на самом деле сможем соблюдать заповеди Божьи, мы никогда не умрем, потому что соблюдение заповедей есть праведность, а праведность и жизнь неотделимы друг от друга. Посему: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру Иисуса»; и каков же результат? Эти люди преобразованы. Жизнь и соблюдение заповедей идут рука об руку. Если мы умрем сейчас, нам будет вменена праведность Христа, и мы будем воскрешены. Но те, кто доживет до конца, будут соделаны безгрешными, прежде чем Он придет, имея столько Христа, пребывающего в них, что они будут всякий раз «попадать в цель», и устоят непорочными без Ходатая, ибо Христос оставит святилище в какой-то момент прежде Своего пришествия на землю.

Сейчас некоторые говорят: «Я стану лучше; буду стараться создать себе репутацию, и тогда Бог сможет принять меня». Если ребенок пытается что-то сделать, чтобы создать себе репутацию, чтобы вы думали о нем лучше, и падает, вы говорите, что это эгоизм и гордость, и что ему поделом. Но если ребенок пытается сделать что-то просто, чтобы порадовать вас, то даже если это сделано неказисто, вы одобрите его и похвалите. Так же и с нами: если мы стремимся угодить нашему Богу, не важно, насколько неказисто мы это делаем, Он рад вменить нам праведность Христа, и все небо этому радуется. Как часто ребенок пытается помочь матери, и она позволяет ему. Хотя ей и приходится за ним переделывать, но ее радует попытка ребенка угодить ей. Итак, как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

«Итак, вместе с Давидом мы можем сказать: «Я желаю исполнить закон Твой, Боже мой». Почему? Потому что любовь Божия излилась в его сердце. Позвольте мне прочесть несколько текстов об угождении Богу: Евреям 11:6. «А без веры угодить Богу невозможно». Цель веры – угодить Богу, ибо Он так благ. Римлянам 8:8. Опять же, 2Кор. 5:14. Любовь Христа привлекает нас, и мы принимаем эту любовь верой. Но можем ли мы любить Бога, если не можем соблюдать заповеди Божьи? Нет. Мы не можем ни того, ни другого, пока не станем новыми творениями. 1 Иоанна 3:21-22. Итак, давайте прочитаем Кол.1:9-10. Мы должны ходить перед Ним, стремясь угодить Ему. 1 Фессалоникийцам 4:1. Это и есть корень и мотив соблюдения заповедей — угодить Богу, а не соделать себя праведными. Бог делает и сохраняет нас праведными, и тогда мы соблюдаем заповедь, чтобы угодить Богу, который сделал для нас так много. В таком случае, именно силой Христа мы соблюдаем заповеди сейчас, и именно Его силой мы будем жить вечно на новой земле. Чем для нас является Его имя? Иеремия говорит, что это «Господь — оправдание наше». Иер. 23:5-6».7

Дэн Джонс

Дэн Джонс, который часто выступал против Джоунса и Ваггонера, в письме к О. А. Олсену весной следующего года жаловался, что на конференции в Канзасе ему пришлось встретиться с «крайне отчаявшимися» служителями. «У них сложилось впечатление, что становятся известны новые взгляды, опровергающие прежние позиции, которых мы до сих пор держались; и они не уверены, что новые позиции правильны. … У них возникла мысль, что учение об оправдании верой практически упраздняет закон».8

Пока одни из братьев считали, что учение Джоунса и Ваггонера об оправдании верой упраздняет закон, другие полагали, что они предлагают «преувеличенные идеи» в отношении победы над грехом.

О. А. Олсен

Имея в виду те же самые собрания, Дэн Джонс сообщал О. А. Олсену, что некоторые служители находились «в плачевном состоянии и сползали в уныние. Оно возникло у них из-за преувеличенных идей, которые они поняли из того, чему учили наши братья на тему оправдания по вере. У них сложилось впечатление, что теперь принята следующая позиция: мы должны прийти в состояние, когда совершенно не грешим; всякий грех должен быть полностью удален, и что, если мы не находимся в таком состоянии, то мы не обращены, и т.д.».9 Тот факт, что как Джоунс, так и Ваггонер учили, что Христос пришел на землю, приняв на Свою безгрешную природу нашу греховную природу, и преодолел грех в нашей плоти, чтобы и мы могли его преодолеть, был для некоторых весьма огорчителен. Но что же Эллен Уайт думала об этих двух типах реакции на их весть? Высказывала ли она мнение, что Джоунс и Ваггонер вызывают у людей замешательство, упраздняя закон или уча перфекционизму?10