Поздний дождь уже изливался, и громкий клич уже начинался, но то и другое было отвергнуто

Рассматривая эту вторую точку зрения, мы должны понимать, что, хотя согласия в каждой детали между теми, кто придерживается этой точки зрения, может и не быть, есть главные точки соприкосновения, объединяющие их в одно целое. Эта точка зрения утверждает, что Господь послал великий свет через реформаторов XVI века, чтобы вывести людей из тьмы папского заблуждения; но свет этот должен был становиться все ярче и ярче до самого конца времен. Адвентистское движение, приведшее к организациицеркви-остатка последнего времени – церкви Адвентистов седьмого дня, — рассматривается как последний носитель этой кульминации света, который должен быть передан миру. Окончание периода в 2300 лет в 1844 году указывает на новый этап в священническом служении Христа в небесном святилище. Это не означает, что изменилось то, как спасается человек. Следственный суд, скорее, являет собой кульминацию плана спасения; это — весть о наступлении часа суда, которая призвана помочь живущим приготовиться к возвращению Христа. Такое понимание согласуется с темой великой борьбы и созрело в контексте трехангельской вести.

Согласно этой точке зрения, отказ и далее принимать нарастающий свет и возрастать в нем привел к Лаодикийскому состоянию за какой-то десяток лет после Великого разочарования. Не-следование призыву небес к покаянию, данному через весть к Лаодикийской церкви в 1850-х годах, привело к фарисейству в 1870-х и 1880-х. При таком состоянии церкви Господь послал особую весть, предназначенную для завершения Его работы благодати в сердцах человеческих, чтобы великая борьба была, наконец, окончена. Эта весть, зазвучавшая в 1888 году, и была началом позднего дождя и громкого клича. Поздний дождь и громкий клич, хотя это и не одно и то же, не могут происходить отдельно друг от друга. Поздний дождь здесь является причиной, а громкий клич – ее результатом. Поздний дождь – это не просто увеличение меры Святого Духа; он принес больший свет, который позволил бы громкому кличу осветить землю Божией славой и охватить ее евангельской вестью для последнего времени о преизобилующей благодати Божьей.

Эта точка зрения утверждает, что весть 1888 года отличалась от популярной евангелической вести того времени. Весть 1888 года о праведности по вере тесно связана с отличительными библейскими истинами, данными адвентистам седьмого дня, особенно с пониманием очищения святилища, которое готовит представителей последнего поколения предстать пред Богом очищенными от греха. Это будет окончательным проявлением Его благодати, итогом великой борьбы. Принять такой свет означало бы принять поздний дождь, который есть нечто большее, чем просто безликая сила. Скорее, это великая сила в сочетании с личным присутствием Иисуса через Святого Духа. Способность нести громкий клич предлагалась при условии того, что мы сами примем весть, которая затем осветила бы всю землю своей славой, если бы народ Божий в совершенном единстве делился благой вестью со всем миром. В результате урожай бы созрел, и Христос в скором времени пришел бы на землю, чтобы положить полный конец греху и страданиям.

Эта точка зрения утверждает, что свет, посланный Господом, был дан в виде вести, которую в Своей великой милости Он послал через двух посланников — A. Т. Джоунса и Э. Дж. Ваггонера. Хотя Бог начал касаться сердец Джоунса и Ваггонера еще в начале 1880-х годов, самая драгоценная весть начала звучать, когда была представлена руководству церкви в 1888 году. Тот факт, что мы не располагаем стенограммой «вести 1888 года», озвученной в Миннеаполисе, не считается проблемой, поскольку та же самая весть в последующие годы была подробно освещена на лагерных собраниях и в институтах для служителей; и — под бдительным руководством Елены Уайт, которую Бог призвал на служение.

Согласно этой второй точке зрения, весть 1888 года, которую Бог послал через Джоунса и Ваггонера, являлась всеобъемлющим учением о несравненной привлека-тельности Христа в контексте праведности по вере. Хотя весть 1888 года включает в себя множество компонентов, по меньшей мере, четыре аспекта этой вести отличаются от популярных протестантских взглядов и все это время наталкиваются на заметное противостояние.30

1) Поскольку понимание Джоунсом и Ваггонером природы греха и природы человека формировалось в контексте великой борьбы, они отвергли учение Августина о первородном грехе как папскую ложь. Они полагали, что жертва Христа была принесена за все человечество, освобождая всех от осуждения греха Адама, что предоставляет всем людям свободу выбирать свою судьбу, даже находясь в греховной природе. 2) Джоунс и Ваггонер полагали, что, чтобы спасти человека от греха, Христос на Свою безгрешную божественную природу принял нашу греховную человеческую природу. 3) Они учили, что праведность по вере – это нечто большее, чем просто правовая декларация, и включает в себя как оправдание, так и освящение. 4) Они считали частью великого плана спасения то, что Бог приготовит народ последних дней в условиях последних дней — через весть позднего дождя – к тому, чтобы они предстали перед Святым Богом облеченными в праведность Христа, то есть без греха. Это последнее проявление подтвердит притязания Божьи в Его великой борьбе против сатаны: будет явлена Его власть спасти от греха, но не в грехе, свершившаяся через служение нового завета в окончательном очищении святилища.31

Согласно этой точке зрения, однако, многими руководящими работниками церкви и простыми ее членами данная весть не была признана тем, чем она являлась; они утверждали, что уже верят в оправдание верой. В результате их гордости и упрямстваСвятой Дух был проигнорирован, презрен и отвергнут. Отвержение вести произошло не потому, что Джоунс и Ваггонер были неприятными личностями, но по причине бунта против самой вести. Хотя некоторые раскаялись и позже приняли весть, другие лишь заявляли, что раскаялись, но продолжали воевать против нее, тогда как третьи сделали вид, что покаялись, но на деле далее декларации дело не пошло. В результате отвержения позднего дождя в те решающие годы церковь как организация блуждала и продолжает блуждать по пустыне этого греховного мира вот уже более 100 лет. Более того, единственным условием, на котором поздний дождь снова будет в изобилии излит на слабеющую церковь, это признание ее членами — лидерами и рядовыми членами — грехов их отцов, покаяние индивидуальное и покаяние церковного тела в целом. Необходимо восстановиться и начать провозглашать весть, посланную Господом более 120 лет назад.

Эта точка зрения утверждает, что Эллен Уайт проводила параллели между Израильским народом и Церковью адвентистов седьмого дня. Как иудеи с нетерпением ждали пришествия Мессии, но не узнали Его, когда Он пришел, так и мы, как народ, ожидали позднего дождя, но не узнали его проявлений и с презрением оттолкнули Иисуса. И хотя толпы иудеев до сих пор изливают свои сердца в молитве у Стены Плача, прося Бога послать долгожданного Мессию, их молитвы никогда не будут, да и не могут быть отвечены. Не раньше, чем они осознают, что Мессия уже пришел, и с четким пониманием этого покаются в своем неверии. Только тогда Бог сможет ответить на их молитвы. Точно так же и мы, как народ, с 1888 года молились и молимся за излитие позднего дождя – уже на протяжении более 120 лет. Но Бог не может ответить на наши молитвы, пока мы не признаем и не исповедаем грехи наших предков, в том числе и годы нашего собственного отрицания той же вести. Признание правды о нашей истории спасет нас от увековечивания их ошибок и приведет нас к глубокому покаянию в нашем личном неверии.

Эта точка зрения также утверждает, что Эллен Уайт много раз высказывалась в поддержку Джоунса и Ваггонера и той драгоценной вести о праведности через веру, которая была дана через них. Когда Джоунс и Ваггонер совершали ошибки, ибо оба они были людьми и могли ошибаться, Эллен Уайт стремилась поправить их, давая конкретные наставления о том, где именно они ошибались. Пока они смиренно внимали этим наставлениям, они извлекали из них пользу. Эллен Уайт предупреждала, что Джоунс и Ваггонер могут быть побеждены искушением, но, если это и случится, это не будет доказательством, что ихвесть была ложной. Таким образом, пантеизм Ваггонера и горечь (разочарование) Джоунса, как и все те крайности, которые онпроявил в более поздние годы, не были вызваны посланной Господом вестью, но, скорее, отступлением от нее в конце 1890-х годов. Опять же, панентеизм, движение святой плоти или какие-либо другие крайности никак не являлись результатом какой-либо роковой ошибки в первоначальном богословии Джоунса и Ваггонера; скорее, их понимание изменилось в результате принятия элемента заблуждения, которое часто лежит близко к истине, и, таким образом, было опрокинуто искушением. К тому же, заблуждение Джоунса и Ваггонера сформировалось за долгие годы противления и неприятия по отношению к истинной вести, которую Бог послал через них.

Эта вторая из двух основных точка зрения на громкий клич и поздний дождь была выражена еще в 1890-х годах. Первыми ее сформулировали некоторые из участников великих событий того десятилетия. Однако с 1920-х годов она начинает звучатьгромче. Начало этому положил президент Генеральной Конференция А. Г. Дэниелс в своей книге «Христос — наша праведность». Подводя итоги событий 1888 года и почти сорока последующих лет, Дэниелс заявил: «Весть тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года церковью принята не была, не провозглашалась, и ей не был дан свободный ход, как это следовало бы сделать, чтобы до церкви дошли те безмерные благословения, которые в ней заключались. На всю серьезность сопротивления такому влиянию указывали посылаемые в дальнейшем обличения. Этим словам обличения и увещевания сегодня следует посвятить самое пристальное внимание. … О, если бы все мы вняли как должно предупреждениям и призывам, когда они прозвучали к нам в этой, казалось бы, странной, но впечатляющей форме на конференции 1888 года! От какой неопределенности мы бы избавились! Какие скитания, поражения и потери были бы предотвращены! Какой свет, какие благословения, какой триумф и прогресс сошли бы на нас!»32

Всего через несколько лет после выхода книги Дэниелса Тейлор Банч, (пастор, библейский учитель и писатель). издал памфлет под названием «Сорок лет в пустыне: образы и прообразы». В нем выдвинуты схожие взгляды на поздний дождь и громкий клич.33В своемпамфлете Банч указывает на параллели между церковью адвентистов седьмого дня и сынами Израилевыми в их путешествии из Египта в Ханаан. В 1930-1931 учебном году Тейлор Банч с женой организовали осеннюю и весеннюю молитвенные недели в колледже Тихоокеанского униона, где Банч выступил с презентацией по теме своего памфлета.34 Несколько лет спустя,в 1937 году, Банч провел аналогичную серию из 36 проповедей в молитвенном доме в Батл-Крик. Он говорил во второй части вечернего субботнего молитвенного собрания. «…специально для тех, кто уже слышал их, а также по просьбам служителей и других евангельских работников, которые желали их иметь», эти проповеди были опубликованы в виде книги под названием «Исход и адвентистское движение: образ и прообраз».35

В своих исследованиях Банч углубился в детали более, нежели Дэниелс. Когда он подошел к тому, что древний Израиль пережил в Кадес-Варни, то соотнес это с Конференцией 1888 года в Миннеаполисе и ее последствиями, показав, что церковь повернула назад в пустыню скитаний. Банч утверждал, что поздний дождь был отвергнут, и что проблемы 1888 года не разрешатся, пока не будут озвучены перед всем народом, чтобы все могли понять, что на самом деле произошло:

«Весть о праведности по вере с силой проповедовалась в течение более чем десяти лет. Все это время кризис в Миннеаполисе продолжал оставаться в поле зрения руководства церкви. Эта весть положила начало позднему дождю. «Время нашего испытания – прямо сейчас, громкий клич третьего ангела уже начался с откровения праведности Христа — прощающего грех Искупителя. Это — начало света от ангела, чья слава наполнит всю землю». («Ревю & Геральд» за 22 ноября 1892 года) Почему же поздний дождь не продолжил изливаться?

Потому что весть, которая его принесла, перестала проповедоваться. Она была отвергнута слишком многими и вскоре затухла, исчезнув из реальности адвентистского народа. А вместе с нейумолк и громкий клич. И возобновиться он может, только когда весть, положившая ему начало, возродится и будет принята. …

Перед самым концом адвентистский народ пересмотрит свое прошлое и увидит его в новом свете. Мы должны изучать и понимать прообразность двух событий в Кадес-Варни из опыта древнего Израиля и извлечь уроки из ошибок наших отцов, особенно во время кризиса 1888 года. Мы должны признать и исповедовать ошибки наших отцов и позаботиться о том, чтобы не повторять их и тем самым не отодвигать еще дальше окончательное торжество адвентистского движения. Историю прошлого необходимо пересмотреть и изучить в свете этих ошибок и их последствий, нашедших выражение в длительной задержке пришествия Христова.36

Дональд К. Шот и Роберт Дж. Виланд, многие годы служившие миссионерами в Африке, стали, пожалуй, самыми известными и видными сторонниками многих из этих взглядов, после того как в 1950 представили Генеральной конференции свою рукопись «Переоценка 1888 года» (на русском языке известна как «Новый взгляд на 1888 год»). В 1970-е годы они начали широко публиковать свои взгляды в книгах. Одни из таких книг вышли в издательствах церкви, другие — в частном порядке, а позднее некоторые из их книг увидели свет при содействии Комитета по исследованию вести 1888 года.37 Другие адвентисты в различных статьях и книгах поддержали многие из их убеждений.38