Уильямспорт, Пенсильвания

С некоторыми трудностями из-за недавнего наводнения Эллен Уайт и А. Т. Джоунс отправились из Канзаса в Пенсильванию на лагерное собрание, проходившее с 5 по 11 июня 1889 года. В Калифорнии к ним присоединился Э. Дж. Ваггонер, чтобы помочь с собраниями, что собравшиеся «радостно приветствовали».15 Проявившийся в Миннеаполисе дух неверия проник на собрания в Канзасе, однако в Уильямспорте «народ, казалось, не был пропитан духом неверия и противления вести, посланной им Господом». Несколько месяцев спустя в своей статье в «Ревю» Эллен Уайт так описала положительные результаты этих собраний:

«На собраниях присутствовало много народу; в начале утреннего собрания было так много желающих свидетельствовать, что было трудно закончить его в назначенное время. … Господь совершил работу для Своего народа, и люди приняли свет с радостью, как пищу во время благоприятное. Их души жаждали духовной пищи, и пища была им подана. …

«По мере того как драгоценная весть истины для настоящего времени доносилась братьями Джоунсом и Ваггонером до слушателей, люди начинали видеть новую красоту в вести третьего ангела и заметно ободрились. Они свидетельствовали о том, что никогда прежде не бывали на собраниях, где получили бы так много наставлений и такой драгоценный свет. … Они были убеждены, что теперь лучше понимают, как завоевывать души для Христа. …

«На всех собраниях, которые мы посещаем, мы находим много таких, кому не понятна простота веры. … Им необходимо, чтобы кто-то открыл им Христа. Они нуждаются в том, чтобы кто-то наглядно показал им мужество, надежду и веру. Неужели они, прося хлеба, получат камень? Неужели молодежь в наших рядах скажет: «Ни один не печется о моей душе»? Не должны ли мы дать свет душам, бредущим ощупью в темноте?»16

В той же статье в «Ревю» Эллен Уайт особо остановилась на вести истины для настоящего времени, которой делились Джоунс и Ваггонер. Это была весть третьего ангела, великая весть об оправдании верой, провозглашенной наряду с законом Божьим. Это была весть о том, что Господь есть наша праведность:

«Есть великие истины, которые в течение долгого времени скрываются под мусором ошибок и которые должны быть открыты людям. Учение об оправдании верой было потеряно из виду многими, кто исповедовал веру вести третьего ангела. Святость… Люди впали в большие крайности по этому вопросу. С огромным рвением они учили: «Только веруйте, и будете спасены; и никакого закона Божьего!» Слово Божие так не учит. Для такой веры нет никаких оснований. Это не есть те драгоценные камни истины, которые Бог дал своему народу на это время. Такое учение вводит в заблуждение честные души. …

«Бог воздвиг людей, которые готовы восполнить нужду настоящего времени; которые будут плакать в голос и не удерживаться; которые «возвысят голос, подобно трубному звуку, и укажут народу Моему на прегрешения его, и дому Иакова на грехи их». Их труд не только в том, чтобы проповедовать закон, но и в том, чтобы проповедовать истину для настоящего времени — Господь наша праведность».17

Весть, которую несли Джоунс и Ваггонер, помещала заповеди Божьи и веру Иисуса в систему с правильной структурой, и результаты были просто удивительные. Эллен Уайт ясно дала понять, что учение об оправдании верой в адвентистской церкви было потеряно из виду, так как руководство и члены церкви полагались на чисто законническую форму религии. Весть третьего ангела, которую адвентизм должен был возвещать миру, не является вестью о спасении делами. Не является она и либеральным извращением реформаторского учения об оправдании верой, которому учили проповедники святости. Адвентистская весть — это весть третьего ангела в ее истинном свете — закон и Евангелие вместе – и она выходит за рамки вести, которой учили реформаторы. Это — весть о праведности по вере, построенная на фундаменте Реформации, но преподаваемая в контексте заключительного суда и очищения небесного святилища.18

В издании «Великой борьбы» 1888 года Эллен Уайт писала о реформации и «великом учении об оправдании верой, которому так ясно учил Лютер».19 Но в той же самой книге она также заявила, что «Реформация не окончилась со смертью Лютера, как многие полагают. Она будет продолжаться до конца истории этого мира. Лютер проделал большую работу, отразив на окружающих тот свет, которому Бог позволил осветить его самого; но все же он получил не весь свет, который должен быть передан миру. С того времени до сего дня на Писание постоянно проливался все новый и новый свет, и постоянно обнаруживались новые истины».20 Во дни Лютера была своя «истина для настоящего времени» — истина, которая в то время имела особое значение». Но, восклицает Эллен Уайт, «сегодня для церкви также существует истина для настоящего времени».21

В своей статье о лагерном собрании в Уильямспорте Эллен Уайт описывает великие благословения, полученные теми, кто принял весть истины для настоящего времени — учение о праведности по вере, а затем обращает свое внимание на тех, кто еще колебался, раздумывая, принимать ли ее. Она предостерегла тех в Батл-Крике, кто грешил против великого света, что для них настало время сделать выбор между Ваалом и Господом:

«Сейчас Дух Божий отходит от жителей земли. …

«Потерянные жизни и страшное разрушение имения жителей Джонстауна и Уильямспорта … требуют самого серьезного размышления. … Но мы не должны думать … что [они] были более достойны наказания, чем жители других городов. … Есть такие, кто, живя под сенью наших учреждений, грешат против света намного большего, чем свет, который имели обитатели Джонстауна … и они более определенно подпадают под гнев карающих судов Божьих. …

«Проклятие Мероза будет на тех, кто в настоящее время не прибегает к помощи Господа, борясь против сильного. Что ж, можно задать вопрос в духе Илии: «Долго ли вам хромать на распутье между двумя мнениями? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте».

Все небо заинтересовано в работе, происходящей на земле. Но есть те, кто не видит никакой необходимости в особой работе в данное время. В то время как Бог трудится, стараясь пробудить людей, они стремятся уклониться от вести предостережения, обличения и мольбы. Их влияние имеет тенденцию успокаивать страхи людей, чтобы предотвратить их пробуждение к осознанию торжественности настоящего времени. … Если они не изменят своего курса … то разделят то же воздаяние, которое предназначено враждующим с Богом и находящимся в открытом восстании против Него».22

Непосредственно перед лагерным собранием в Уильямспорте Эллен Уайт написала письмо к Х. В. Миллеру, служителю конференции Мичигана, заявив в нем, что «некоторые из наших руководящих братьев» встали «преградой между светом и народом». Она сказала Миллеру, что «неоднократно предупреждала его и остальных, что придет время просеивания». Ввиду продолжающегося отвержения излития Духа Божьего, она без колебаний заявила: «…мы вступаем в это время сейчас».23