Великая дилемма

Я — адвентист седьмого дня в пятом поколении. Мой прапрадедбыл участником Генеральной конференции 1888 года в Миннеаполисе, а впоследствии непродолжительное время был президентом Конференции штата Висконсин. Я не знаю, был ли он одним из тех «некоторых», кто открыто отвергли то, что Господь в Своей великой милости послал этой церкви через пресвитеров Ваггонера и Джоунса. Но одно я знаю точно: каждое из последующих пяти поколений, в том числе и мое поколение, с нетерпением ждали времени, когда изольется Дух Святой.

Изучая эту тему, мы столкнемся с серьезной дилеммой: необходимо будет принять решение, какой их этих двух взглядов на нашу историю — правильный. Если Господь действительно инициировалначало позднего дождя, но мы как церковь пренебрегли им и воспротивились ему, не должны ли мы взыскать покаяния для себя, а также и для церкви, не обращая внимания на возможные обвинения в работе на раскол? В противном случае, не отвергнем ли мы поздний дождь повторно? С другой стороны, если поздний дождь и не начинался, а значит, мы как церковь никогда не отвергали его, не должны ли мы сделать все возможное, чтобы не отвлекаться самим и не отвлекать других от более важной работы — проповеди Евангелия Реформации миру?

Рассматривая эти серьезнейшие вопросы, мы должны помнить, что Эллен Уайт была очевидцем многих из этих исторических событий.39 Поэтомунамследует задать себе несколько вопросов. Видела ли Эллен Уайт тесную связь между вестью 1888 года о праведности по вере и последними событиями, происходящими в то время? Видела ли она связь между принятием этой вести и вторым пришествием Христа? Видела ли она связь между поздним дождем и громким кличем? В своем описании того, что тогда происходило, отделяла ли она поздний дождь от громкого клича? Могло ли одно начаться без другого? Можно ли принять одно,не приняв другого? Смотрела ли Эллен Уайт на Генеральную конференцию 1893 года как на попытку Джоунса «возродить поздний дождь», или, как Урия Смит, видела в ней только «фанатизм» и «возбуждение?» Действительно ли поздний дождь начинал изливаться? Возможно ли, чтобы он был отвергнут?

Если рассмотреть все высказывания Эллен Уайт в отношении позднего дождя и громкого клича в хронологическом порядке, выражают ли они и дают ли нам дополнительное глубокое понимание этих вопросов? На все эти и не только эти вопросы мы попытаемся найти ответы.40

Книга «Возвращение позднего дождя» была задумана как простая, но уникальная компиляция высказываний Эллен Уайт по вопросу о позднем дожде и громком кличе, которые она опубликовала между 1840-м годом и годом, когда ее жизнь окончилась – 1915-м. Вы найдете эти высказывания повсей книге — в хронологическом порядке, хотя и за некоторым исключением. Здесь приводятся не все высказывания Эллен Уайт о позднем дожде и громком кличе, но очень многие из них. Все главы хронологически упорядочены; связанные с поздним дождем и громким кличем проблемы рассматриваются в них соответственно конкретным периодам времени. Следует отметить, что по мере составления рукописи добавлялось все больше и больше информации об историческом фоне происходящего. Это нужно, чтобы помочь найти ответы на вопросы, поднятые историческими событиями, а также ответы на вопросы, поднятые в адвентистской литературе, опубликованной со времени тех событий. При обсуждении истории адвентистского движения в связи с событиями 1888 года исторический контекст часто упускался из виду, по крайней мере, некоторыми из тех, кто участвовал в этой дискуссии. По этой причине в книгу вошли некоторые довольно длинные цитаты — в целях сохранения полноты контекста, который позволит читателям сделать для себя более обоснованные выводы.

«Возвращение позднего дождя» — результат личного исследования этой важной темы. Книга основана на оригинальных источниках, включая труды Эллен Уайт, A. T. Джоунса, Э. Ваггонера и других авторов, что позволяет истории говорить самой за себя. Автор попытался прочесть большую часть печатных материалов на эту тему, чтобы быть уверенным, что ничего не упустил из виду. Я благодарен за вознесенные молитвы, за советы тех многих, кто помогал мне в выполнении этой задачи. Хотя я никогда не намеревался написать книгу, это исследование стало для моей жизни настоящим благословением, и я делюсь результатом своего труда с надеждой, что он станет благословением и для других. Как это, однако, бывает с большинством книг, не все будут согласны с выводами данного исследования. Говоря все это, автор не претендует на непогрешимость. Данная книга все еще в работе. Существует еще очень много материала, который нужно добавить; и не только в будущие главы, но и в главы, которые вы держите в руках. Это потребует повторного редактирования и уточнений там, где необходима корректировка.

Движущим мотивом настоящего исследования является стремление правильно понять нашу историю. Известное высказывание Эллен Уайт, произнесенное ей в 1892 году, гласит: «Нам нечего бояться за будущее, если только мы не забудем то, как Господь вел нас, и уроки, преподанные Им в нашей уже минувшей истории».41 Она напоминает нам и то, что причиной падения Израиля было то, что они забыли свою историю:

«Причина, почему дети Израиля оставили Господа, заключалась в том, что восстало поколение, которому не было поведано о великом избавлении из Египта рукою Иисуса Христа. Их отцы не рассказывали им историю божественной заботы, которая была распростерта над детьми Израиля во всех их путешествиях по пустыне. … Родители пренебрегали той самой работой, которую Господь заповедал им выполнять, и не наставляли детей относительно Божьей цели для избранного Им народа. Они не поставили их перед фактом, что идолопоклонство — грех, и что поклоняться другим богам означало оставить Иегову. Если бы родители выполняли свой долг, не было бы никаких исторических записей о поколении, которое не знало Бога, и потому было предано в руки завоевателей.42

«Мне было указано на дело, которое Моисей совершил незадолго до своей смерти. Созвав детей Израилевых, он пересказал им их же пережитой опыт, их испытания, их неудачи и предостережения, которые были им даны».43

Но, пересматривая нашу историю, мы должны помнить, что делаем это не для того, чтобы найти вину в других – живших в прошлом или живущих в настоящем; — и не ради того, чтобы разобрать их по косточкам, но, скорее, ради того, чтобы нам научиться на их ошибках и не повторять их. Мы должны как следует усвоить слова Кеннета Вуда: «Замечая ошибки наших духовных предков, мы можем исполниться боли и горечи. Но мы не можем изменить прошлое. Мы не можем переписать историю. Но мы можем, однако, извлечь из истории уроки, и мы можем привести в порядок собственные сердца и семьи, давая Духу Святому полную возможность работать с нами. Только имея правильное отношение к вести о праведности по вере уже сегодня, мы можем ожидать излития позднего дождя и способности выполнить «работу».44

Это приводит меня к следующему. Как это всегда бывает, сатана стремится разрушить всякое реформаторское движение с помощью какой-нибудь подделки или той или иной формы фанатизма.45 Даже беглый взгляд на историю адвентистов показывает, что это на самом деле так. Сатана подсовывал подделки и до, и после 1888 года. Он подсунул нам подделку в начале 1920-х, указывая на 1888 год, но при этом называя церковь Вавилоном. Так было и в 1930-е годы, и 1940-е — тоже. Еще одной формой фанатизма после 1950 года было кивание на 1888 год и призывы уходить из церкви. Все это сатана делал и делает, чтобы отвлечь наше внимание от настоящего Божьего призыва — пересмотреть нашу историю, дабы нам исцелиться.

Давайте внесем ясность: церковь не Вавилон! Она, в конце концов, примет призыв «Верного Свидетеля» и с помощью Божественных средств приготовится к великой брачной вечере. Христос, наконец, получит Свою невесту — без пятна и порока. Почему это будет возможно? Потому что она будет облачена в безупречную одежду Христовой праведности.

Пожалуйста, запомните: эта книга не должна использоваться как основание для разделения в Церкви адвентистов седьмого дня. Она не должна использоваться в евангелизации для вовлечения людей в какие-либо отпавшие группы. Ее следует читать руководителям церкви, наставникам и просто заинтересованным членам и молитвенно размышлять над ней, чтобы лучше понимать нашу собственную историю.

И последнее: мы очень старались, работая над страницами этой книги, следовать прекрасному совету Джорджа Р. Найта: «Пусть Эллен Уайт сама говорит за себя».46