Примечания к Главе 10

1. Ф. Х. Вестфаль — к Л. Е. Фруму, письмо от 28 апреля 1930 года; в работе “MovementofDestiny “/ «Судьбоносное движение» (в русском варианте «Движение, предначертанное Богом»), стр. 262.

2. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Дневник», октябрь 1889 года; в сборнике “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 453, 454, 461.

3. Там же, стр. 461.

4. Там же, стр. 463.

5. Там же, стр. 465.

6. Эллен Г. Уайт, Рукопись 10, «Совершенство Христа», октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 447-448. Эллен Уайт также пишет об упомянутых здесь событиях в своем дневнике, запись от 29 октября 1889 года (“1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 465).

7. Эллен Г. Уайт – к Мэри Уайт, Письмо 76 от 29 октября 1889 года; “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 450. Кое-кто, пытаясь доказать, что возрождение 1889 года положило конец, по большей части, противлению драгоценной вести пасторов Ваггонера и Джоунса, цитирует Рукопись 10 (1889 год) Эллен Уайт и ее Письмо 76 к Мэри Уайт. А. В. Олсен заявляет: «Духа раздора, который охарактеризовал сессию в Миннеаполисе, на собраниях в 1889 году в Батл-Крике не было. На собраниях преобладал дух согласия. … Пауза между … 1888 и 1889 годами… принесла «мирный плод праведности» (“FromCrisistoVictory”/ «От кризиса — к победе», стр. 62-63). См. также: Джордж Р. Найт, “From 1888 toApostasy”/«От 1888 года — к отступлению», стр. 66; “AUser-FriendlyGuidetothe 1888 Message”/«Понятное руководство к вести 1888 года» (рус. Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 120. Но они не упоминают остальных высказываний Эллен Уайт относительно этой сессии, которые мы рассмотрим во второй части этой главы.

8. Эллен Г. Уайт, Рукопись 18, [1888 год]; «Обращение в связи с воскресным движением», декабрь 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 512. Первая страница этой рукописи не сохранилась. Дату определили, как декабрь 1889 года, хотя она была внесена в каталог как Рукопись 18 за 1888 год. Из заявлений Эллен Уайт в данной рукописи похоже, что это обращение к братьям на Генеральной конференции 1889 года, озвученное где-то в конце октября или начале ноября.

9. Урия Смит, «История и будущая работа адвентистов седьмого дня», «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 29 октября 1889 года, стр. 104. См. также сноску 26 к Главе 9.

10. См: Эрик Сайм, “AHistoryofSDAChurch-StateRelations”/«История церковно-государственных отношений церкви АСД», стр. 34-35; А. В. Сполдинг, “OriginandHistoryoftheSeventh-dayAdventists”/«Происхождение и история адвентистов седьмого дня», том 2 (Вашингтон, округ Колумбия: «Ревю энд Геральд», 1962 год), стр. 254. Утвержденными принципами Комитета Генеральной конференции были следующие: «Мы верим в поддержку гражданского правительства и послушание его власти. Мы отрицаем право какого-либо гражданского правительства издавать законы по религиозным вопросам. Мы считаем правильным, и это должно быть привилегией каждого человека, поклоняться согласно велению собственной совести. Мы также считаем своим долгом использовать все законные и честные средства для противодействия религиозному законодательству со стороны гражданского правительства, чтобы мы и наши соотечественники могли иметь неоценимые благословения как гражданской, так и религиозной свободы» (“SDABibleCommentary”/«Библейский комментарий АСД», том 10, стр. 1198).

11. См: В. А. Блейкли, “AmericanStatePapersBearingonSundayLegislation”/«Американские государственные документы по воскресному законодательству» (1911 год), стр. 366. Проповеди Джоунса о свободе вероисповедания, сказанные им на Генеральной конференции 1888 года, после некоторого редактирования были, наконец, опубликованы в 1889 году под заголовком “CivilGovernmentandReligion, orChristianityandtheAmericanConstitution”/«Гражданское правительство и религия, или христианство и американская конституция». Его свидетельства перед Комитетом Сената были изданы под названиями “TheNationalSundayLaw»/«Национальный воскресный закон» и “ReligionandthePublicSchools”/«Религия и государственные школы» (оба труда переизданы в “LMNPub. Int.”). Позже сенатор Блэр охарактеризовал Джоунса как «человека, которого я всегда буду вспоминать с уважением по причине его огромных способностей и очевидной искренности, с которой он изложил Комитету свои взгляды» (в работе “From 1888 toApostasy”/ «От 1888 года — к отступлению», стр. 76).

12. «Сбор подписей для подачи в Конгресс, и т. д.», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 18 октября 1889 года, стр. 7; А. Т. Джоунс, «Распространяйте петиции», «Ревю энд Геральд» за 19 марта 1889 года, стр. 184.

13. «Ассоциация за национальную религиозную свободу», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 5 ноября 1889 года, стр. 148.

14. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, «Сложные вопросы Генеральной конференции 1889 года», 4 ноября 1889 года; в “1888 Materials”/«Материалы по 1888 году», стр. 471.

15. Джордж Найт высмеивает Джоунса за то, что тот занял ту же решительную позицию на Генеральной конференции 1893 года, назвав ее «непреклонным упрямством Джоунса». Найт говорит о том, что Джоунс побуждал народ Божий продолжать нарушать воскресный закон, пока за это не будет введена смертная казнь. Найт перечисляет это как одно из семи противоречий — «учений, не согласующихся» со взглядами Эллен Уайт, утверждая, что она «решительно возражала против его несгибаемости» (“From 1888 toApostasy”/ «От1888 года – к отступлению», стр. 83; “AUser-FriendlyGuidetothe 1888 Message”/ «Понятное руководство к вести 1888 года» (рус. Весть 1888 года. Путеводитель), стр. 74-75). Полный текст заявления Джоунса на Конференции в 1893 году гласит: «Человек, который идет на компромисс с воскресным законом в той степени, что прекращает работать и соблюдает воскресенье, потому что так говорит закон, в то же время все еще полагая, что он соблюдает субботу, поставил сатану над Христом» («Весть третьего ангела», проповедь № 6, “GeneralConferenceDailyBulletin”/«Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 2-4 февраля 1893 года, стр. 125). Заявление Джонса о смертной казни (на которое ссылается Найт), было основано на тексте Откр. 13:15: «…чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя». И Джоунс только высказал мысль, что «наказание смертью — в каждом воскресном законе», хотя на «первых порах» это «не выражено в словах» (Там же, стр. 126). Наставление Эллен Уайт, данное А. Т. Джоунсу в 1895 году, (на которое ссылается Найт), также следует рассматривать в его надлежащем контексте. 20 ноября 1895 года имела место встреча Эллен Уайт и нескольких руководящих братьев вгороде Армадейл, Австралия. Они собрались, «чтобы рассмотреть некоторые вопросы, возникающие в ходе дискуссий между братьями в отношении работы, связанной с религиозной свободой. Позиция, недавно занятая некоторыми из братьев, указывала на то, что возникла необходимость в более точном понимании принципов, регулирующих нашу работу». Эллен Уайт сразу же выразила свою главную озабоченность: «Мой разум сильно смущали позиции, которые некоторые из наших братьев, вероятнее всего, займут относительно работы, совершаемой среди цветного населения в южных штатах. Есть один момент, к которому я хотела бы привлечь внимание тех, кто трудится на южном поле. Среди цветных им придется трудиться совсем в другом ключе, нежели это делается на Севере». Из-за предрассудков среди «белых» им не нужно «подстрекать цветных работать в воскресенье». Эллен Уайт сказала, что «в настоящее время соблюдение воскресенья не является ключевым испытанием», и в первую очередь «людям в качестве свидетельства должна быть более полно представлена истина». Ее мудрый совет заключался в том, чтобы, «трудясь ради распространения истины, мы как можно тщательнее приспосабливались к полю и обстоятельствам тех, для кого мы трудимся … Поэтому работать среди цветных, проповедуя им истину так же смело и открыто, как это можно делать в других местах, не получится». Однако, делясь с братьями в Армадейле своими вдохновенными наставлениями, она давала и пояснения, которые находятся в полном соответствии с ее наставлениями, данными на Генеральной конференции 1889 года: «Не следует понимать, что то, что я об этом сказала, распространяется на поступки старых хранителей Субботы, которые понимают истину. Они должны поступать так, как Господь будет их направлять» («Интервью относительно работы среди цветного населения», Рукопись 22а, 20 ноября 1895 года; в “SpaldingandMaganCollection”/«Сборник Сполдинга и Мэгана» (1985 год), стр. 19-21). На следующий день после встречи с братьями Эллен Уайт отправила письмо к А. Т. Джоунсу, где высказывалась на те же темы: «Дорогой брат! Вчера из писем, принадлежащих вашему перу, мы читали отрывки, относящиеся к нашим братьям в Южном поле. Вопрос этот очень деликатный, и мне нечего было бы сказать на эту тему, если бы я не считала, что не имею права удерживать свет, который был мне дан». Она наставляла Джоунса «никогда не поощрять дух неповиновения и противления, даже если речь идет о каторжниках … Наша политика — не выпячивать «неудобные» стороны нашей веры, которые самым решительным образом бьют по обычаям и практикам людей, пока Господь не даст им шанс узнать, что мы веруем во Христа и в Его пред-существование». Она напомнила Джоунсу, что «наша задача — научиться отсеивать из нашей речи все, что имеет привкус восстания и неповиновения, и не идти в наступление против церквей и отдельных людей, ибо это – не путь и не метод Христа. Он не произносил язвительных упреков в адрес тех, кто не знал истины; но укорял только тех, кого Бог назначил хранителями священных обязанностей, народом избранным, и наделил всяким временным и духовным преимуществом, но они все же не принесли при этом никаких плодов». Она увещевала Джоунса: «Пусть не делается ничего, что усилило бы предубеждение против нас, но — все возможное, чтобы ослабить это предубеждение,испуская свет, яркие лучи Солнца праведности, среди нравственной тьмы». В заключение Эллен Уайт назвала еще одну причину, почему она писала к нему: «Дорогой брат, я ваш друг, и хочу, чтобы между нами была совершенное согласие. Я не хочу, чтобы те, кто затворил двери сердца для света, имели хоть какой-то повод считать себя правыми, критикуя вас, брата [Э. Дж.] Ваггонера и брата [В. В.] Прескотта. Я очень хочу, чтобы вы проявляли христоподобную мудрость в каждом деле» (Письмо 35 от 21 ноября 1895 года, выделено автором; находится в публикации «Изучение принципов», статья 6, «Ревю энд Геральд» за 13 апреля 1911 года, стр 5-6; и «Опубликованные рукописи», том 11, стр 33). Похоже, сегодня некоторые, в отличие от Эллен Уайт, хватаются за любой возможный повод покритиковать как Джоунса, так и Ваггонера, переписывая с этой целью историю, где это необходимо.

16. Эллен Г. Уайт, Рукопись 6, 4 ноября 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 485-486, 480, 493.

17. Эллен Г. Уайт, Рукопись 18, [1888 год], «Обращение в связи с воскресным движением», декабрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 502-512.

18. «Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 22 октября 1889 года, стр. 35, 37.

19. «Обращение президента Олсена», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 28 октября 1889 года, стр. 95-96.

20. «Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 5 ноября, 1889 года, стр. 148.

21. «Общие материалы Генеральной конференции: собрание 18», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 6 ноября 1889 года, стр. 149.

22. «Заседания Комитета по объединению имущества и доходов издательств», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 22 ноября 1889 года, стр. 158-159. С. Н. Хаскелл, В. В. Прескотт и Дж. Х. Келлог в оригинальном протоколе были внесены в списки как избранные члены Комитета. Их имена были впоследствии удалены без каких-либо объяснений. Из окончательно избранных членов в количестве двадцати одного человека многие были весьма откровенны в своем неприятии Джоунса и Ваггонера: Урия Смит, А. Р. Генри, С. Элдридж, Р. А. Андервуд, Е. В. Фарнсворт, Д. Т. Джонс, Р. М. Килгор, Дж. Х. Моррисон и Ф. Э. Белден. Остальные члены комитета были потенциально также настроены против Джоунса и Ваггонера, несмотря на то, что могли и не выражать этого столь открыто.

23. Р. В. Шварц, “LightBearerstotheRemnant”/ «Носители света и остаток» (Бойсе, Айдахо: «Пасифик Пресс», 1979 год) стр. 271. Членами комитета Генеральной конференции, избранными от шести районов, были: A. T. Робинсон, Р. М. Килгор, О. А. Олсен, Э. В. Фарнсворт, Э. Х. Гейтс и Р. А. Андервуд («Протоколы Генеральной конференции», “GeneralConferenceDailyBulletin”/ «Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 6 ноября 1889 года, стр. 155).

24. Эллен Г. Уайт, Рукопись 22, «Дневник», октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 468.

25. Эллен Г. Уайт — к Генеральной конференции, Письмо 24, октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 439-442.

26. Через год после того как Эллен Уайт получила видение в Саламанке, она написала, что поклонение Ваалу станет религией «прискорбно большого числа наших людей». Она добавила, что «фанатизм и безбожие» являются результатом «подозрений и зависти», поднявшихся против вести: «Истинная религия, единственная религия Библии, которая учит, что прощение приходит через заслуги распятого и воскресшего Спасителя, которая учит праведности по вере в Сына Божьего, находится в пренебрежении; против нее выступают, ее отвергают». (“1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 948, 955, выделено автором).

27. Эллен Г. Уайт — к Генеральной конференции, Письмо 24, октябрь 1889 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 444-445. «Ваал» означает просто «господь». Таким образом, поклонение Ваалу является поклонением ложному представлению о Христе. В Книге Пророка Иеремии, главах 2 и 3, об Израиле говорятся как о «пошедшем вослед Ваалу», но говорящем: «Я не согрешил» (2:23, 35). В результате Бог говорит: «Поэтому были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы; ты отбросила стыд» (3:3). Это такая же оценка, данная Верным Свидетелем, как и та, где Он сказал, что его народ не признает срамоты наготы своей (Откр. 3:17). Подобно тому, как Илия встал на горе Кармил против пророков Ваала всего через 100 лет после царствования Соломона, ставя народ перед выбором, так и мы стоим сегодня, более чем через 120 лет после того, как Господь посетил церковь Своей драгоценной вестью. Малахия сообщает нам, что перед вторым пришествием придет «пророк Илия» и обратит сердца детей к отцам их (что также может означать, что дети оглянутся назад на историю своих отцов). Эллен Уайт дает понять, что «весть Илии» — это весть, которая начала звучать в 1888 году («Ревю энд Геральд» за 18 февраля 1890 года). Когда невеста Христова, наконец, оценит Его за то, Кто Он есть и что для нее сделал, тогда она победит Его верой, как Он побеждал Своей верой. Она больше не будет называть его «господин» или «Ваале», служа Ему из страха или чисто формально, но назовет Его «муж мой», служа Ему от сердца, полного любви, и сбудутся слова, что «жена Его приготовила себя» (Откр. 19:7).

28. Эллен Г. Уайт, «Дух и сила Илии», «Ревю энд Геральд» за 6 ноября 1913 года; из книги «Пророки и цари», стр. 177.

29. Эллен Г. Уайт, «Живые каналы Света», «Ревю энд Геральд» за 27 мая 1890 года; “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 673.

30. Эллен Г. Уайт, Рукопись 40, 1890 год; «Видение в Саламанке», март 1891 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 944.

31. Эллен Г. Уайт, Рукопись 13, «Верность ориентирам», без даты, 1889 год; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 519.

32. Эллен Г. Уайт, Рукопись 2, «Проповедь», 16 марта 1890 года; в “1888 Materials”/ «Материалы по 1888 году», стр. 640. Для получения дополнительной информации по теме объединения см.: «Объединение и консолидация: история адвентистов седьмого дня и наставления Духа Пророчества» (Центр наследия Эллен Г. Уайт, архивный документ, 1968 год). Эта брошюра была перепечатана издательством «Пасифик Пресс» в 1983 году, незадолго до решения, принятого в отношении его будущего. Некоторым очень хотелось, чтобы его типографская деятельность объединилась с издательской ассоциацией «Ревю энд Геральд». К счастью, было принято решение о том, что оба издательства останутся самостоятельными.

33. В. В. Прескотт, «Объявление о библейской школе для служителей (1889-90 гг.), стр. 8; у Гилберта М. Валентина в диссертации «Уильям Уоррен Прескотт: адвентистский просветитель», 1982 год (Анн-Арбор, Мичиган: издательство UMI, 1997 год), стр. 125.

34. «Библейская школа для служителей», “GeneralConferenceDailyBulletin”/«Ежедневный бюллетень Генеральной конференции», 18 октября 1889 года, стр. 6; Гилберт М. Валентин, “TheShapingofAdventism: TheCaseofW. W. Prescott”/«Формирование адвентизма: история В. В. Прескотта» (Берриен-Спрингс, Мичиган: издательство университета Эндрюса, 1992 год) стр. 50; Д. Т. Джонс, «Работа в Батл-Крике», «Ревю энд Геральд» за 1 апреля 1890 года, стр. 205; А. В. Олсон, “FromCrisistoVictory”/«От кризиса к победе», стр. 66-70.