11. Праведность Христа

«Взирая, преображаемся»

Хотя несогласие по поводу природы Христа в церкви адвентистов седьмого дня имеет место, главным образом, с 1950 года, корни этого разногласия возникли более 120 лет назад. В данной главе мы предварительно рассмотрим учение Джоунса и Ваггонера о природе Христа (и о Его божественной, и о Его человеческой природе), чтобы понять, являлась ли эта тема частью «вести 1888 года», которую они так давно представили церкви. Тот факт, что взгляды Джоунса и Ваггонера на человеческую природу Христа были те же, которых, в целом, церковь придерживалась с самого начала, объясняет, почему в то время в отношении этого вопроса серьезных споров не возникло. Однако нам не следует считать, что проблемы здесь не было никакой. Поскольку взгляд Джоунса и Ваггонера на природу Христа являлся неотъемлемой частью вести об оправдании верой и праведности через Христа, противники их вести нашли пункты, по которым сочли возможным критиковать их еще до конференции 1888 года, и в еще большей степени во время работы школы для служителей в 1890 году.

На одном из своих занятий в школе служителей Ваггонер представил слушателям исследование пророчеств Исаии, (стих за стихом), подчеркивающих природу и труды Христа.1 Для Ваггонера это была не новая тема, поскольку он излагал свои взгляды на природу Христа еще до конференции 1888 года. Так же как взгляды Ваггонера на закон в Послании к Галатам и на два завета, его мнения о природе Христа (как божественной, так и человеческой) были чем-то гораздо большим, чем вопросы второстепенной важности; это были догматы, которые обсуждались в кругах высших учебных заведений. Ваггонер считал, что природа Христа тесно связана с «праведностью Христа», и является тем самым основанием, на котором построена вся доктрина о праведности по вере. Фактически, как для Джоунса, так и для Ваггонера праведность по вере была, в действительности, лишь практическим применением оправдания верой, освящения верой, обоих заветов и закона в Послании к Галатам; все перечисленное основывалось на их понимании природы человека, природы греха и природы Христа. Это понимание в контексте истины об очищении святилища в конце времени и делало драгоценную весть «поистине вестью третьего ангела».2