Божественность Христа

Прежде чем мы рассмотрим взгляды Джоунса и Ваггонера на божественность Христа, нам нужно понять позицию многих из главных основателей церкви вплоть до того времени. Двое из таких основателей адвентизма седьмого дня, Джозеф Бэйтс и Джеймс Уайт, первоначально были членами Христианского Объединения, которое отвергало доктрину о Троице. Джеймс Уайт был посвящен в духовный сан в этой церкви. Когда он и Бейтс присоединились к адвентистскому движению, они продолжали держаться анти-тринитарных взглядов, которым научились в Христианском Объединении. Но это касалось не только Джеймса Уайта и Джозефа Бейтса. «Другими видными адвентистами, выступавшими против Троицы, были Дж. Н. Лафборо, Р. Ф. Коттрелл, Дж. Х. Эндрюс и Урия Смит».3 Многие из этих людей держались арианских или полу-арианских взглядов на Христа. Классическое определение этих взглядов звучит так:

«Арианство: учение, возникшее в четвертом веке нашей эры в Александрии. Названо в честь его самого выдающегося представителя Ария, пресвитера из Александрии. Арианство отрицает, что Иисус Христос состоял из того же вещества (греч. Homoousios), что и Отец, и понижает Сына до ранга сотворенного существа, хотя и пред-существовавшего миру. Арианство было осуждено на Никейском соборе (325 год НЭ).

«Полу-арианство: полу-ариане пытались найти компромисс между ортодоксальной и арианской позициями относительно природы Христа. Они отвергали арианское учение в том, что Христос был сотворен и имел природу, отличную от природы Бога; но и не принимали Никейский символ веры, который утверждает, что Христос был из «одного вещества (homoousios) с Отцом». Полу-ариане учили, что Христос был подобен (homoios) Отцу, или состоял из подобного вещества (homoiousios), но все-таки был ниже».4

Урия Смит является, пожалуй, одним из самых известных сторонников арианского взгляда на Христа. В 1865 году, например, он писал, что Христос был «первым сотворенным существом, начавшим Свое существование еще задолго до любого другого сотворенного существа или вещи».5 Хотя в конце 1890-х годов идеи Смита и многих других основателей церкви сместились в направлении более ортодоксального понимания Божества, но в то время и в той среде это были хорошо известные взгляды, в которых был воспитан и Ваггонер.

Вскоре после своего видения креста Христова в 1882 году Ваггонер начал понимать важность осознания Христа как единого и равного с Богом. Он понял, что правильный взгляд на Христа играет решающую роль не только в понимании человеком Божества, но и в понимании плана спасения, и праведности Христовой, которую человек должен принять верой:

«Размышлять о Христе как Он есть, постоянно и здраво, означает для человека преобразовываться в совершенного христианина. Ибо, «созерцая, мы преображаемся» …. Это «возвеличивание» Иисуса, хотя и связано, прежде всего, с Его распятием, объемлет больше, чем просто этот исторический факт; оно означает, что Христос должен быть «превознесен» всеми, кто верит в Него, как распятого Искупителя, Чьей благодати и славы достаточно, чтобы восполнить величайшую нужду мира. Оно означает, что Он должен быть «превознесен» во всей Его несравненной привлекательности и силе, как «Бог с нами», и что эта Его Божественная привлекательность может привлечь всех к Нему. См. Иоанна 12:32.6

«Целью данного исследования является установление законного места Христа – Его равенства с Отцом, чтобы нам глубже оценить Его искупительную силу».7

Эллен Уайт тоже выражала подобные мысли в отношении правильного понимания божественности Христа. В «Духе Пророчества», т. 4 (1884 год), а затем и в расширенном издании«Великой борьбы» (издание 1888 года) она упоминает об опасности отрицать божественность Христа и влиянии, которое такое отрицание оказывает на понимание человеком плана спасения:

«Еще одной опасной ошибкой является доктрина, отрицающая божественность Христа, утверждая, что до Своего прихода в этот мир Он не существовал. … Ее нельзя принять без самого необоснованного извращения Писания. Она не только принижает представления человека о деле искупления, но и подрывает веру в Библию как откровение от Бога. … Никто, придерживающийся этого заблуждения, не может иметь истинного представления о характере и миссии Христа, ни о величии Божьего плана для спасения человека».8

В 1884 и 1885 годах в нескольких статьях издания “SignsoftheTimes”Ваггонер упоминает превознесенное положение Христа как Самого Бога. Он настаивает на том, что Христос заслуживает равного почитания и обладает свойствами Отца, включая жизнь в Самом Себе; и что Он справедливо назван «Господом». Поскольку вокруг взглядов Ваггонера на Христа поднято так много шума, рассмотрим целый ряд его утверждений:

«Если один лишь Бог благ, и если Христос — благ, то Христос должен быть Богом. И это согласуется с тем, что пророк говорит о Христе: «Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Ис. 9: 6. …

«Отец и Сын — одно. См. Ин. 10:30. Оба достойны поклонения. … Мы не призваны объяснять тайну Божества, и от нас не ожидается, чтобы мы ее понимали, но Христос объяснил нам, что Он и Отец — одно. … Это единство, в таком случае, есть единство двух отдельных Личностей, разделяющих общие мысли, общие цели и одинаковые свойства. Отец и Сын были едины при сотворении земли, и едины в разработке и осуществлении плана спасения».9

«Один лишь Бог имеет бессмертие. … Это исключительно божественный атрибут. «Но», скажет кто-то, «разве Христос не бессмертен? И разве мы не читаем об ангелах, что они не умирают?» Именно; и мы обратимся к Ин. 5:26 и прочтем слова Христа: «Ибо, как Отец имеет жизнь в самом себе; так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Христос, в таком случае, будучи Единородным Сыном Божиим, разделяет Его свойства и имеет жизнь в Самом Себе. А это значит, что Он способен передавать жизнь другим».10

«В нашем дальнейшем исследовании этого вопроса мы поймем, что слово «Господь» используется как по отношению к Отцу, так и к Сыну, и что, хотя мы и находим его в различных местах применительно конкретно к одному из Них, деяние, описанное как деяние одного из Них, также является деянием и другого. … Из текста Ин. 5:23 мы узнаем, что люди должны чтить «…Сына, как чтут Отца». Поэтому где бы ни шла речь о деянии, заповеданном Отцом, мы знаем, что исполнение этой заповеди есть и почитание Сына, и что пренебрежение к ней одинаково оскорбительно для Сына, как и для Отца. Неповиновение Отцу бесчестит Христа».11

«[Цитируется Ин. 3:16] Что мы узнаем из этого стиха? 1. То, что Божья любовь к миру настолько велика, что побудила Его послать Сына для его спасения. Мы можем судить о Божьей любви к Сыну, если вспомним, что Христос — сияние славы Отца, «и образ ипостаси Его», что Он — «Наследник всего», Тот, через Кого Отец «веки сотворил» (Евр. 1:2, 3); и что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно», Кол. 2:9. Бог бесконечен во всех Своих свойствах и, следовательно, Его любовь к Сыну бесконечна. И, коль скоро Он отдал Сына для спасения мира, мы узнаем, насколько велика Его любовь к миру. Она бесконечна».12

Не удивительно, что Ваггонер представил эти же самые концепции в своих презентациях о праведности по вере в Миннеаполисе. В статье в«Ревю», вышедшей в свет до конференции 1888 года, шла речь о «божественности Христа» как об одной из «тем, о которой предлагалось поразмышлять».13 Интерес Ваггонера к данному вопросу непрерывно рос и был одной из тем, на которую он часто писал и говорил. В. К. Уайт записал одну из презентаций Ваггонера, где тот открыто заявил: «Мы верим в божественность Христа. Им создано все, что на небесах и на земле».14

Ваггонер продолжал провозглашать божественность Христа и в годы после конференции в Миннеаполисе. В своей серии из шести статей в «Знамениях времени» он конкретно писал о божественности Христа в ответ на книгу, изданную методистами по вопросу о субботе. Прежде чем ответить на вопросы, поднятые о Субботе, он говорит о «ходе мыслей, отраженном одним предложением в предисловии. Говоря о тех, кто соблюдает седьмой день как день покоя, … доктор [М. С. Бриггс] утверждает: «Остается только сожалеть о том, … что они … отрицают божественность Христа». Во всех шести статьях, из которых мы приведем лишь часть, Ваггонер постарался показать, что эта идея в корне неверна:

«Но, когда доктор [М. С. Бриггс] заявляет, что адвентисты седьмого дня отрицают божественность Христа, мы понимаем, что он пишет опрометчиво. Мы полностью убеждены, что он знает лучше; но как бы там ни было, подобные заявления делаются так часто — людьми, которые претендуют на знание того, о чем говорят, — что многие в это поверили. Вот ради них-то, а также для пользы тех, кто на сегодня, возможно, уже сколько-нибудь задумывался над этой темой, мы предлагаем установить истину. У нас нет никакой теории, чтобы ее доказывать, и поэтому, вместо того, чтобы высказывать некие суждения, мы будем просто цитировать Слово Божие, и принимать то, что оно говорит. …

«Текст Иоанна 1:1 … Из него мы узнаем, что Христос есть Бог. Одного только этого текста, если бы у нас не было никакого другого, уже достаточно, чтобы установить божественность Христа, ибо слово «божественность» означает «природу или сущность Бога». Мы веруем в божественность Христа, потому что Библия говорит, что Христос есть Бог. …

«Автор послания к Евреям, говоря о превосходстве Христа над ангелами, утверждает, что оно явно потому, что Он «…славнейшее пред ними наследовал имя». Евр. 1:4. Какое же это имя, которое Он унаследовал? Это «Бог крепкий». Как единородный Сын Божий, Он носит это имя по праву».15

«Тогда что же он имел в виду, говоря: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог»? Он хотел навести молодого человека на мысль, что Тот, к Кому он обращался как к Учителю, не был простым человеком, не был одним из раввинов, но что Он — Бог. Он Сам говорил о Себе как об абсолютной благости, и, так как никто не благ, кроме Бога, тем самым Он отождествил Себя с Богом.

«И с этим мы можем связать высказывание апостола Павла, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Кол. 2:9. …

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном … И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Ис. 6:1-5. Мы бы не знали, к кому это относится, если бы наш Спаситель Сам не процитировал в Ин. 12:40, 41 слова Исаии из десятого стиха этой главы и не отнес их к Себе. Из этих текстов мы имеем доказательство не только того, что вдохновенные писатели называют Иисуса Сыном Божиим, но и что сам Иисус утверждал, что Он – Бог».16

«Как Сын Божий, Он должен иметь природу Бога. «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Ин. 5:26. Жизнью и бессмертием наделяются и верные последователи Бога, но только Христос разделяет с Отцом власть передать жизнь. Он имеет «жизнь в Себе», то есть, Он может увековечить Свое собственное существование. …

«О том, что Христос божественен, свидетельствует тот факт, что Он принимает поклонение. Ангелы всегда отказывались принимать поклонение и благоговение. Но об Отце мы читаем, что, «…когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии». Евр. 1:6. …

«Если бы Христос не был Богом, это было бы идолопоклонством. … Не имеет значения, какова позиция сотворенного существа, будь то зверь, человек или ангел: поклонение ему строго запрещено. Поклоняться можно только Богу, и, поскольку Христу можно поклоняться, Христос есть Бог. Так говорит истинное Писание. …

«В утверждении совершенного равенства Отца и Сына и лежит тот факт, что Христос по своей природе является Богом. … Он состоит из вещества Отца, так что по самой своей природе он есть Бог; а коль скоро это так, то «благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Кол. 1:19, 17

«Мы начинаем отмечать некоторые из деяний, которые Христос совершает как Бог, и в этом находим дополнительное доказательство Его божественности. …

«Первый титул, через который Бог открывается нам как требующий почитания, это титул Творца. … Далее, поскольку Христа должно всем чтить так же, как они чтут Отца, то отсюда следует, что Он должен быть признан Творцом. Итак, по словам Павла, адресованным Римлянам, видимое творение приводит доказательства «вечной силы … и Божества» Христа. …

«Кол. 1:15-17. … Из слов «рожденный прежде всякой твари» некоторые сделали вывод, что Сам Христос является сотворенным существом. Но это не только поспешное заключение, но оно прямо противоположно самому тексту. … В Нем все созданное имело свое начало, как это сказано в Откр. 3:14. Все сотворенное существовало в Нем в зародыше: «Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Кол. 1:19. Никакой язык не может более полно обрисовать предсуществование и творческую силу Христа, чем это делает язык Кол.1: 15-17. …

«Поэтому пусть никто не говорит, что, превознося Христа, мы находимся в опасности принижения нашего представления о Боге. Это невозможно, ибо, чем более возвышены наши представления о Христе, тем выше должны стать наши представления об Отце».18

«Поскольку все должны чтить Сына, как чтут Отца, то Его должно чтить не только как Творца, но и как Законодателя. … Только власть, которая творит законы, может обеспечить их соблюдение. Перейдем теперь к доказательствам того, что закон был дан Христом, именно потому, что он выражает Его праведность.

«Христос был проводником сынов Израилевых из Египта в Ханаан. … В 1Кор.10:9 Павел ясно говорит, против Кого они роптали. Он призывает: «Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей». Так что именно Христос под именем Бога водил Израиль, и именно против Него они роптали.

«Текст Евр. 3:5-11 тоже совершенно явно учит тому же. Стоит только прочитать его со стремлением увидеть, что именно Христос есть Тот, чей голос Дух Святой просит нас не отвергать, как это делали отцы, искушая Его сорок лет в пустыне. …

«Поскольку Христос был проводником древнего Израиля из Египта в Ханаан, то отсюда следует, что Христос и был Ангелом Господним, Который явился Моисею в горящем кусте, и сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое. …» Исх. 3:6.

«Если кто-то возразит против этого самого естественного заключения на том основании, что Тот, Кто говорит здесь, называет Себя «Я ЕСМЬ ТО, ЧТО Я ЕСМЬ», само-существующий – Иегова, нам достаточно просто напомнить ему, что Отец дал Сыну иметь жизнь в Самом Себе (Ин. 5:26); и что Христос Сам утверждал то же самое о Себе, когда сказал: «Прежде, чем был Авраам, Я есмь» (Ин 8:5, 6). За это-то предполагаемое богохульство иудеи и пытались побить его камнями. И что пророком Он в высшей степени явно назван Иеговой в следующем отрывке: «Вот, наступают дни, говорит Господь (Иегова — прим. перев.), и восставлю Давиду Отрасль праведную… …и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь (Иегова) оправдание наше!», буквально, — Иегова — наша праведность» (Иер. 23:5, 6). …

«Исх. 20:1-3. Этот текст положительно отождествляет Проводника сынов Израилевых из Египта как Подателя закона от Синая. Поскольку сказано, что в делах мы не можем отделять Отца от Сына, мы ответим, что мы именно так и делаем. Отец и Сын не могут рассматриваться отдельно ни в одном деле, потому что они суть одно. Но подобно тому, как Сын был Тем, через Кого все было создано, так же Он был и Тем, Кто объявил народу закон Иеговы. Таким образом, Он является Божественным Словом. Сын провозглашает волю Отца, которая также является Его собственной волей».19

«Таким образом, мы доказали, в целом и в частности, что Христос является Законодателем для всего человечества. Поэтому мы должны чтить Его и как Творца, и как Законодателя, и, наконец, как Искупителя. И здесь мы подходим к утешительной, ободряющей части всего, что было сказано раньше. …

«Именно наш Бог является нашим Искупителем. Какой незыблемый залог верности «великих и драгоценных обетований» Евангелия это дает! Великий закон Вселенной был нарушен жителями этого маленького мира, и Законодатель отдал Себя, чтобы искупить этих мятежников.

«И если Законодатель отдал Себя за нас, чтобы избавить нас от нарушения Своего собственного закона, какого еще мы могли бы просить заверения, что Он спасет совершеннейшим образом всех приходящих к Нему?»20

В 1890 году Ваггонер расширил эти статьи и опубликовал книгу “ChristandHisRighteousness”/«Христос и Его праведность». На протяжении нескольких глав, так же как и в статьях (1889 год), он рассматривал конкретно вопрос божественности Христа. Его заявленная цель была ясна: «Нашей целью в данном исследовании является прояснение законного равенства Христа с Отцом, чтобы выше оценить Его искупительную власть».21 Приведем здесь лишь несколько пунктов:

«Христу отдана высшая прерогатива — судить. Он должен получать ту же честь, которая воздается Богу по той причине, что Он есть Бог. Возлюбленный ученик свидетельствует: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Ин. 1:1. То, что это божественное Слово есть никто иной как Иисус Христос, показывает 14-й стих: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.».22

«Во многих местах Библии Христос назван Богом. Псалмопевец говорит: «Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада. … И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог». Пс. 49: 1-6. Этот отрывок имеет отношение ко Христу, и это можно понять: 1) из того факта, уже известного нам, что весь суд отдан Сыну, и 2) из того факта, что именно во время второго пришествия Христа Он посылает Своих ангелов, чтобы собрать вместе Своих избранных от четырех ветров. Мф. 24:31».23

«Когда Он придет, Его явление будет как … явление Бога крепкого». … Это не просто слова Исаии – «Бог крепкий»; это слова Духа Божьего. … Это имя было дано Христу не в результате каких-то больших достижений; оно принадлежит Ему по праву наследования. Говоря о силе и величии Христа, автор послания к Евреям утверждает, что Он превосходнее ангелов, потому что «славнейшее пред ними наследовал имя». Евр. 1:4. … Христос есть «образ ипостаси» личности Отца. Евр. 1:3. Как Сын самосуществующего Бога, Он имеет по своей природе все атрибуты Божества.24

«И, наконец, мы имеем вдохновенные слова апостола Павла об Иисусе Христе, что «…благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота». Кол. 1:19. Что это за полнота, которая обитает во Христе, мы узнаем из следующей главы, где говорится, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Кол. 2:9. Это наиболее полное и недвусмысленное свидетельство того, что по своей природе Христос обладает всеми атрибутами божественности. Факт божественности Христа проявится очень отчетливо, по мере того как мы продолжим рассматривать этот вопрос.25

«Евр. 1:8-10. Здесь мы находим, что Отец обращается к Сыну как к Богу, и сказал Ему: В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук… Если Сам Отец воздает эту честь Сыну, то что есть человек, что он должен воздерживаться от этого? Этим мы вполне можем предоставить прямое свидетельствобожественности Христа и того факта, что Он является Создателем всего».26

«Является ли Христос сотворенным существом? Прежде чем перейти к практическим урокам, которые можно извлечь из этих истин, мы должны ненадолго остановиться на мнении, которого искренне придерживаются многие, у кого нет намерений произвольно бесчестить Христа; но этими взглядами они, на самом деле, отрицают Его божественность. Это идея о том, что Христос является сотворенным существом, которое по благоволению Божию было возведено в Его нынешнее превознесенное положение. Никто из сторонников этой точки зрения не может иметь верного представления о том возвышенном положении, которое Христос действительно занимает.

«Взгляды, о которых идет речь, построены на неправильной интерпретации одного текста — Откр. 3:14: … Итак, утверждение, что Он является началом или главой создания Божия, означает, что в Нем творение имеет свое начало; что, как Он сам говорит, Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний.27

«Христос – «Сущий в недре Отчем», — по природе состоит из той же самой божественной субстанции и имеет жизнь в Самом Себе. Он справедливо именуется Иеговой, Самосуществующим. Он так и описывается в Иер. 23:5, 6, где сказано, что Отрасль праведная, которая будет производить суд и правду на земле, должно быть известно под именем Иегова-tsidekenu — ГОСПОДЬ ОПРАВДАНИЕ наше».28

Хотя некоторые читатели могут счесть, что в своей кропотливости мы зашли слишком далеко, представляя взгляды Ваггонера на божественность Христа, но в свете того, что Ваггонера обвинили в приверженности арианству и убежденности, что «Христос — сотворенный бог», мы хотим полностью прояснить этот вопрос.29 Никаких дальнейших комментариев не требуется: статьи Ваггонера говорят сами за себя.