Единородный Сын

Пока Ваггонер продвигался дальше общецерковного понимания божественной природы Христа с ее арианскими и полу-арианскими взглядами, было так, что несколько раз он выразил свои мысли в менее продвинутых терминах, чем в последующие годы, когда уточняющие замечания Эллен Уайт будут играть более определяющую роль.

Одно такое высказывание содержится в его серии статей за 1889 год в издании «Знамения времени», а второе — в расширенной версии его книги на ту же тему “ChristandHisRighteousness”/ «Христос и Его праведность», опубликованной в начале 1890 года. Ваггонер ни разу не повторил ни одного из этих высказываний в своих более поздних публикациях:

«Некоторым трудно примирить заявление Христа в Евангелии от Иоанна 14:28: «Отец Мой более Меня» с мыслью, что Он — Бог и имеет право на поклонение. Некоторые, действительно, основываются только на этом тексте, считая его достаточным, чтобы отвергнуть идею божественности Христа; но если это допустить, то это только доказывало бы наличие в Библии противоречия, даже в собственных словах Христа, поскольку в ней положительно утверждается, как мы уже видели, что Он божественен. Существуют два факта, которых вполне достаточно, чтобы объяснить заявление Христа, записанного в Евангелии от Иоанна 14:28. Один из них заключается в том, что Христос есть Сын Божий. Хотя оба имеют ту же природу, Отец предваряет Иисуса во времени. Он также больше в том смысле, что не имеет начала, в то время как личность Иисуса Христа имела начало. Далее: это утверждение также подчеркнуто справедливо в силу того положения, которое принял Христос. Он «уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам…» Фил. 2:7. Он «…не много был унижен пред Ангелами … дабы Ему … вкусить смерть…». Евр. 2:9. Для того чтобы искупить людей, Он должен был прийти туда, где были они. Он не оставил Своей божественности, но оставил славу и сокрыл Свою божественность за человеческой плотью. Так что Его заявление: «Отец Мой более Меня» прекрасно согласуется с утверждением, сделанным Им же Самим, а также всеми, писавшими о Нем, что Он был и остается Богом».37

«Писания провозглашают, что Христос является единородным сыном Божиим». Он рождён, а не сотворен.Что же касается того, когда Он был рождён, не наше дело спрашивать; наш разум не смог бы этого понять, даже если бы мы получили ответ. Пророк Михей открывает нам об этом все, что мы можем понять, в следующих словах: «Но ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Кто должен быть Владыкою в Израиле; Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Михей 5:2).Было время, когда Христос исшел от Бога, из лона Отчего (Ин. 8:42; 1:18), но это время было так далеко в прошлом, от дней вечных, что для конечного разума это практически означает не иметь начала».38

Ни одно из этих высказываний не вызвало замечаний со стороны Эллен Уайт. Да и как такое могло бы произойти? По классическому определению, Ваггонер не был ни арианцем, ни полу-арианцем.39 Он уже опережал те представления о Божестве, которые имели многие из основателей церкви, и делал это без помощи появившихся позже разъясняющих замечаний Эллен Уайт. Обратите внимание на признание этого факта современными авторами:

«Таким образом, попытка Ваггонера была первой компетентной попыткой обратиться к большей, всеобъемлющей картине представлений о Христе, ибо вся полнота Божества была достаточным основанием и условием получения нами праведности по вере.

«К сожалению, для доктора Ваггонера, Эллен Уайт на тот момент еще не опубликовала большей части своих самых сильных заявлений о вечном пред-существовании и абсолютной божественности Христа. В 1888 году Ваггонер был первопроходцем, не имея возможности обратиться за помощью ко множеству ее более поздних высказываний».40

«Вопрос о божественности Иисуса стоял в повестке дня Конференции 1888 года. По такому случаю… Эллет Дж. Ваггонер опроверг последние полу-арианские аргументы, оставшиеся на тот момент в церкви, и, в конечном счете, заложил библейскую основу, необходимую для установления полной и абсолютной божественности Иисуса Христа. …

«Вместе они [Джоунс и Ваггонер] своими презентациями о праведности по вере оставили след в истории адвентистской церкви. По мнению Ваггонера, данный вопрос можно понять, только глядя на него через призму христологии. …

«В то время несколько руководителей церкви все еще отдавали предпочтение полу-арианским, или адопционистским представлениям о природе Христа; отсюда и значимость вопроса, поднятого Ваггонером, принявшим вызов: «Является ли Христос Богом?»

«Ваггонер настаивал на том, что Христос по своей природе – из того же вещества, что и Бог, и имеет жизнь в Себе Самом. Это, без сомнения, было чем-то новым в глазах некоторых делегатов сессии в Миннеаполисе. Его позиция относительно божественной природы Христа, вероятно, являлась одной из причин противления его вести об оправдании верой со стороны многих делегатов.

«Вклад Ваггонера в изучение этого вопроса, как и вопроса в отношении человеческой природы Христа, оказался решающим. Фрум с готовностью это признает: «В 1888 году Ваггонер был первопроходцем, не имея возможности обратиться за помощью ко множеству ее более поздних высказываний не только в отношении вечного пред-существовании Христа, но и в отношении Его личного само-существования и Его бесконечности, неизменности и всемогущества».

«Сама Эллен Уайт, услышав Ваггонера, выразилась так: «Полнота Божества в Иисусе Христе была изложена нам красиво и привлекательно». Для нее это означало, что Бог работает в их среде. Толкование Ваггонера было, по большей части, богословской демонстрацией того, во что она всегда верила и что провозглашала в своих работах вплоть до того самого времени».41

К весне 1890 года Ваггонер, похоже, продвинулся еще дальше за пределы своих прежних представлений, заявляя: «…благодаря посредничеству и искуплению через Иисуса Христа, Который, будучи от вечности Богом, воплотился и через смерть на кресте стал жертвой за грех, совершил искупление от греха; и, восстав из могилы, вознесся на небо, и там сидит одесную Отца, чтобы ходатайствовать за Свой народ. Характер и ценность такой религии состоит полностью в том, что она, как она же и утверждает, является сверхъестественным планом спасения от греха».42 Пройдет еще восемь лет, прежде чем Эллен Уайт сделает свое хорошо известное заявление: «Во Христе — жизнь, подлинная, не взятая откуда-то извне, не вторичная. «Имеющий Сына имеет жизнь». 1-е Иоанна 5:12. Божественность Христа является для верующего гарантией вечной жизни».43 Как печально, что сегодня некоторые полностью исказили взгляды Ваггонера по этому вопросу.44