12. Ложные Обещания

Разные взгляды на два завета

Находясь под глубоким впечатлением от событий предыдущего года, Эллен Уайт написала несколько статей, которые в начале 1890 года должны были выйти в «Ревю». Несколько раз она привлекала внимание к временам, в которые жила тогда церковь – ко дню искупления. Она признавала весть, ниспосланную через Джоунса и Ваггонера, как весть о единстве закона и Евангелия. Она понимала, что они представляют великие истины об оправдании верой в сочетании с очищением святилища. Бог стремился не только простить Свой народ за грехи, но и очистить их от грехов путем уничтожения грехов и приготовления их через это к тому, чтобы им устоять в день Его пришествия. Это приготовление требовало труда души, личного сотрудничества с Великим Первосвященником, которое будет осуществляться, если свет, изливаемый на них, будет полностью принят и интегрирован в их опыт. Но если свет будет отвергнут, потоки позднего дождя будут отняты:

«Мы живем в день искупления и должны находиться в согласии с работой Христа по очищению святилища от человеческих грехов. Пусть никто, желающий быть облеченным в брачную одежду, не противится Господу в Его служении нам. Каков Он, такими будут и Его последователи в этом мире. В настоящее время наш долг — представить перед людьми ту работу, которую, как мы видим верой, наш великий Первосвященник выполняет в небесном святилище. Те, кто не находится на стороне Иисуса в Его работе в небесных дворах, … вступают в союз с врагом Бога и человека и уводят умы от истины для настоящего времени и связанной с ней работы.1

«Христос находится в небесном святилище, и Он там — ради искупления народа. Он находится там, чтобы показать Отцу свой пронзенный бок и пробитые руки. Он там, чтобы молить за Свою церковь на земле. Он очищает святилище от людских грехов. В чем же заключается наша работа? Наша работа — быть в гармонии с работой Христа. Верой мы должны сотрудничать с Ним, находиться с Ним в союзе.2

«Посредническое служение Христа, великие и святые тайны искупления, не изучены и непостижимы для людей, которые утверждают, что имели свет раньше всех прочих людей, живущих по лицу земли. Если бы Иисус присутствовал на земле лично, Он обратился бы к большому числу тех, кто заявляет, что верит в истину для настоящего времени, со словами, с которыми Он обратился к фарисеям: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией». Самые ученые из иудейских книжников не распознали отношения Христа к закону; они не понимали предложенного спасения. … До тех пор, пока мы довольствуемся нашими ограниченными знаниями, мы не пригодны для обретения глубокого понимания истины. Мы не можем вместить фактов, связанных с искуплением, и высокого и святого характера Божьего закона. Церковь, которой Бог доверил сокровища истины, должна обратиться. Если мы благословлены, мы можем благословлять других; но, если мы не принимаем Святого Духа в сердце, мы не можем передавать свет окружающим».3

«Христос очищает храм на небесах от грехов народа, и мы должны действовать в согласии с Ним на земле, очищая храм души от своего нравственного разложения».4

«Народ не вошел во святое, куда вошел Иисус, чтобы искупить Своих детей. Нам нужен Дух Святой, чтобы понять истины для настоящего времени; но в церквях царит духовная засуха, …

«В каждой церкви следует проводить собрания для торжественной молитвы и искреннего исследования Слова, дабы познать, что есть истина. Примите обетования Божии и просите Его в живой вере об излитии Его Святого Духа. Когда Святой Дух изольется на нас, изобилие смысла будет извлечено из слова Божия. … Люди должны продвигаться вперед по пути долга — от света к большему свету, ибо свет, не использованный в жизни, становится тьмой и средством стяжания для себя гнева в день оный. …

«Когда церкви станут живыми, деятельными церквями, Дух Святой будет дан в ответ на их искреннее прошение. … Библия будет рассматриваться как небесный устав. … Тогда окна небесные откроются для излития потоков позднего дождя. Последователи Христа объединятся в любви. …

«Бог даровал Своему народу свет великих и торжественных истин. Он открыл их пониманию тайны спасения; и если эти истины не использовать практически, милость Божия будет отнята».5

Эллен Уайт чувствовала остроту времени. К сожалению, в то время как все небо стремилось подготовить церковь к провозглашению громкого клича миру, братья, находящиеся в самом центре работы, втянулись в полемику о том, что они считали опасным учением. В результате более глубокого понимания очищения святилища, Джоунс и Ваггонер пришли к пониманию двух заветов в свете, который отличался от общепринятого мнения.6 Это вызвало большое беспокойство среди многих братьев.

Начавшаяся в ноябре 1889 года школа для служителей, где в течение первого двухмесячного семестра А. Т. Джоунс преподавал Библию и историю, только что закончилась. Когда Ваггонер во время второго трехмесячного семестра начал вести библейские занятия и преподавать церковную историю и иврит, споры вспыхнули вновь.7 Ваггонер вел занятия по книге Исаии, но решил охватить в том числе и вопрос о заветах. Изменения в его планах могли быть результатом того, что у слушателей возникали вопросы по этой теме благодаря тематике квартального пособия по урокам субботней школы, автором которого он являлся. В любом случае, эти планы Ваггонера были быстро пресечены.