Два завета

Хотя много написано о спорах по поводу закона в Послании к Галатам, имевших место на Генеральной конференции в Миннеаполисе, но полемика по поводу заветов была, возможно, еще значительнее. Для обеих участвовавших сторон закон в Послании к Галатам и два завета были тесно связаны, и, таким образом, принятие определенного взгляда по одному вопросу требовало принятия соответствующего взгляда по второму.

Ваггонер упоминал заветы в «Знамениях», в своей серии статей, которая летом 1886 года публиковалась в течение целых девяти недель. Батлер отреагировал на это работой “TheLawintheBookofGalatians”/«Закон в Послании к Галатам», что привело к усугублению споров на Генеральной конференции в 1886 году. Ответ на это — работа Ваггонера, “TheGospelintheBookofGalatians”/«Евангелие в Послании к Галатам» — был распространен среди делегатов Конференции в Миннеаполисе. Основным спорным вопросом на тот момент была идентификация закона, о котором говорится в Послании к Галатам, главе 3. Но лежавшие в основе рассуждения аргументы показывают, что оба брата также вели речь и о теме двух заветов.

Представляя свои презентации в Миннеаполисе, Ваггонер посвятил некоторое время теме заветов. В пятницу, 19 октября 1888 года, он сравнивал отрывки из Деяний, Послания к Римлянам и из второй и третьей глав Послания к Галатам. Как гласит Ежедневный Бюллетень, «его цель состояла в том, чтобы показать, что настоящей причиной противоречий являлось оправдание верой во Христа, верой, вменяемой нам, как и Аврааму, в праведность. Завет с Авраамом и обетования, данные ему, являются и нашим заветом, и нашими обетованиями».8 В. К. Уайт отмечал, что Ваггонер приравнивал «завет с Авраамом ко второму [или] Новому Завету. Это один и тот же завет».9В следующее воскресенье утром Ваггонер проводил восьмую лекцию, озаглавленную: «Два завета и их отношение к закону».10 Судя по реакции Дж. Х. Моррисона, вполне возможно, что Ваггонер обратился к Посланию к Галатам, главе 4, и говорил о символизме Сары и Агарь, утверждая, что ветхий завет, символом которого является Агарь, — это состояние, когда спасаются делами, которое не ограничивается Ветхим Заветом. По той же причине Новый завет, символом которого является Сара, представляет собой состояние, когда человек спасается только верой во Христа, и был столь же доступен в ветхозаветные времена, как и сегодня. Ваггонер всегда ясно давал понять, что нет никаких двух путей спасения (делами — в Ветхом Завете, и верой — в Новом), но что спасение всегда было по вере во Христа. Проблема не в периоде времени, но – в состоянии сердца.

Дж. Х. Моррисон отреагировал на лекции Ваггонера заявлением: «…мы всегда верили в «оправдание верой» и являемся детьми свободной». Это был явный намек на аллегорию о заветах в Послании к Галатам.11

Хотя мы не располагаем стенограммами презентаций Ваггонера в Миннеаполисе, нам все же известна его позиция по поводу заветов. Его книга “GladTidings”/«Радостные вести»была основана на записях его проповедей, сделанных его женой на Конференции 1888 года.12 В начале 1889 года он опубликовал свои взгляды в «Библейских чтениях» и в пособии для субботней школы для взрослых. Он также широко освещает тему заветов на школе для служителей 1890 года. По словам Дэна Джонса, его учение было «подобно тому, что он представлял в Миннеаполисе».13

Эллен Уайт писала, что весной 1889 года она приняла участие в собрании, «где пастор А. Т. Джоунс говорил на тему о двух заветах». Ясно, что там присутствовали братья, которые были не согласны с видением Джоунса, поскольку она добавляет: «Мне не понравился дух, проявленный пастором Андервудом. Он, похоже, задавал вопросы не затем, чтобы приблизиться к свету, но, чтобы вопросами, в которые сам не верил, вызвать замешательство и недоумение».14

Также не остается никаких сомнений относительно того, какую позицию занимали Г. И. Батлер, Урия Смит, Р. С. Портер и Дэн Джонс в отношении заветов. Все эти братья по определенным пунктам не согласились с Джоунсом и Ваггонером и дали это понять публично.15 В 1887 году Смит опубликовал две серии статей о заветах; одну из них — в «Ревю», а другую — в “BibleEcho”.16В тот же период времени он выпустил и книгу “TheTwoCovenants”/ «Два завета».17 И Портер, и Смит в школе для служителей (1890 года) провели публичные беседы, которые были записаны и сохранилось до сего дня. Дэн Джонс в начале 1890 года также много внимания уделял теме заветов в своей переписке.18

Р. С. Портер

Но почему так много споров? Чем отличался тот взгляд на этот вопрос, которого тогда придерживались? Как упоминалось выше, Джоунс и Ваггонер видели, что закон в Послании к Галатам связан с заветами, которые, в свою очередь, являлись неотъемлемой частью доктрины оправдания по вере. Те, кто противостали Джоунсу и Ваггонеру, почти не видели связи между заветами и оправданием по вере. Все они утверждали, что верят в оправдание по вере, но считали, что Джоунс и Ваггонер переоценивают значение этого вопроса, используя «восхваляемую доктрину» как фасад, чтобы протолкнуть свои идеи о законе в Послании к Галатам и вопросе о заветах.19