13. Неверные ориентиры

Торжественная ответственность, лежащая на руководящих работниках

В 1884 году издательство «Ревью энд Геральд» начало выпускать ежемесячный журнал под названием “BibleReadingGazette”, в котором публиковались библейские исследовательские работы, написанные множеством различных служителей и рядовых евангелистов.

«Библейские чтения»

В конце того же года 12 выпусков содержали в общей сложности 162 урока, которые затем были собраны в книгу. Книгоноши продавали их по всей стране, и весьма успешно. В результате «Ревю» подготовило еще одну подобную серию исследований, написанных различными авторами, и продавало их под названием «Библейские чтения в кругу семьи».

«Библейские чтения в кругу семьи»

В первом издании, опубликованном в 1888 году, в разделе «Два завета» двадцать восемь вопросов и ответов красноречиво выражали взгляды, которых придерживались Урия Смит, Г. И. Батлер, и другие; вошло сюда и их определение ветхого завета, и идея о двух произволениях (или, лучше, Божьих промыслах – Ветхом и Новом Заветах).1

На сессии Генеральной конференции 1888 года Э. Дж. Ваггонера и некоторых других братьев попросили подготовить новые «Библейские чтения». Ваггонер подготовил новые «Чтения» на тему о заветах и представил их в издательский совет «Ревю энд Геральд». Интересно, что его новые «Чтения» были приняты и включены в новое издание 1889 года. Они «распространялись буквально повсюду — десятками тысяч».2 Новая редакция по-прежнему имела двадцать восемь вопросов и ответов, но они очень отличались от имевшихся в предыдущем издании. Ваггонер исключил идею о двух промыслах Божьих и ясно дал понять, что Ветхий Завет опирался на обещания народа «сделаться праведными».3 Он также выкинул заключительное заявление издания 1888 года: «Когда мы принимаем хлеб и вино, что мы обязуемся делать? — Быть верными нашим заветным отношениям с Богом».4 Ваггонер не выступал против вступления в завет с Богом, но говорил, что это должен быть новый завет, основанной на вере, а не на человеческих обещаниях.

Весной 1889 года Э. Дж. Ваггонера попросили дописать «Ежеквартальное пособие для субботней школы» по Посланию к Евреям, которое должно было изучаться в течение трех кварталов – с октября 1889 года по июнь 1890. Его отец, Дж. Х. Ваггонер, не успел сделать это, скончавшись в апреле 1889 года. Поскольку некоторые из первоначальных уроков были утрачены, и в силу того, что Э. Дж. Ваггонер не был согласен с отцом по некоторым идеям, касающимся заветов, он переписал пять или шесть уроков, получив разрешение выражать собственные взгляды вместо взглядов отца. Послание к Евреям, в котором много говорится о храме и заветах, предоставило Ваггонеру возможность изложить свои мнения по этому вопросу более полно.

Когда он закончил, уроки были спешно разосланы членам редакционной комиссии для критической оценки. К сожалению, имя Урии Смита было случайно выпущено из списка членов комиссии. Чтобы искупить эту ошибку, С. Х. Джонс, менеджер «Пасифик Пресс», направил Смиту комплект уроков со всеми изменениями и дополнениями. Но Смит, увидев в предисловии имя Дж. Х. Ваггонера, передал их для публикации, не обратив внимания на пояснения К. Х. Джонса по поводу изменений и дополнений, которые внес Э. Дж. Ваггонер в уроки для первого и второго квартала 1890 года. Эта оплошность, возможно, промыслительная, принесет Смиту массу проблем и подольет масла в огонь противостояния, которое последует в ближайшее время.5

К 11 января 1890 года уроки субботней школы подошли к 8-ой главе Послания к Евреям, где Павел пишет о новом завете и священническом служении Христа в небесном святилище. Когда члены церкви по всей стране открыли свои новые уроки субботней школы, они нашли там учение Ваггонера о заветах. Многим в Батл-Крике это не порадовало глаз. Для Дэна Джонса, учителя субботней школы в церкви Батл-Крика и члена школьного совета, осуществляющего попечительство над школами для служителей, это стало причиной для беспокойства. Увидев новые уроки, содержавшие «много такого по теме заветов, чего я не мог одобрить», Дэн Джонс «ушел из учителей субботней школы и пару недель держался подальше от школы для служителей».6

Другие последовали примеру Дэна Джонса; некоторые воздержались от посещения школы для служителей, где преподавал Ваггонер, а другие выступали с возражениями во время урока субботней школы. Но это было только начало проблем, поскольку в пятницу, 17 января, Ваггонер объявил, что «в следующий понедельник утром» на одном из занятий в школе для служителей он «обратится к теме заветов». Когда до Дэна Джонса дошел слух о планах Ваггонера, он немедленно начал принимать меры, чтобы постараться их разрушить.7