Ответственность, лежащая на руководстве церкви

Эллен Уайт видела, как в школе для служителей растет напряженность вокруг вопроса о заветах, и боялась, что вот-вот повторится эпизод Миннеаполиса. Она стала посещать многие собрания, выступая каждый день «в течение трех недель», за «одним или двумя исключениями».24 Как и в случае с законом в Послании к Галатам, подлинной проблемой, находившейся в самом сердце вопроса о заветах, был вопрос о том, как сочетаются закон и Евангелие, как спасается человечество. Неспособность обрести четкое представление по этому вопросу окажет влияние на весь христианский опыт верующих и приведет к путанице в работе.

Ответственность за негодное состояние церквей лежала на служителях, которые должны были преломлять хлеб жизни для своих прихожан. Вся цель школы для служителей заключалась в том, чтобы лучше подготовить служителей к выполнению их Богом данных обязанностей. В ситуации, когда почти половина работников церкви собралась в Батл-Крике, Эллен Уайт осознавала наличие огромных возможностей, чтобы все они окончили обучение полностью обращенными и понесли народу весть о праведности Христа. Она также понимала, что сатана стремится этого не допустить: «Я убеждена, что сатана видел, как много здесь было поставлено на карту, и не хотел терять свою власть над нашим братьями-служителями. И что, если будет одержана полная победа, из этой школы выйдет множество служителей, имеющих поистине неоценимый опыт».25

Эллен Уайт также пришла к пониманию, какие опасные результаты последуют, если победа одержана не будет, и братья откажутся ходить во свете, озаряющем их тропу.

В своих утренних беседах Эллен Уайт решительно высказывалась против преобладающего там духа, и даже сравнивала свое «свидетельство» с призывом «Моисея в его прощальном обращении»: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое…» [Втор. 30:19]» Воистину, решения, принятые в самом эпицентре работы, повлияют на многочисленные грядущие поколения. В ее дневнике есть записи о том, что там происходило: «Я умоляла их исследовать Писание самостоятельно. … Во времена Христа книжники и фарисеи исследовали Писания Ветхого Завета. Но они интерпретировали то, что читали, так, чтобы это поддерживало их традиции. … Разделенные по большинству пунктов, они были едины в одном – в противлении Христу. И сегодня, похоже, люди объединились, чтобы сделать бессильной весть, которую послал Господь. … Они подменяют смысл Слова Божьего, чтобы оно подходило под их собственные мнения. … Бог противится тем, кто искажает Писания, подгоняя их под свои предвзятые идеи». Именно в таком контексте сестра Уайт предостерегала «братьев, занимавших ответственные позиции, — не изгоняйте Духа Божия из своих сердец. … Не отворачивайтесь от вести, посылаемой Богом, как вы это сделали в Миннеаполисе». С болью в сердце она спрашивала: «Почему они не восстают и не светятся, хотя взошел свет их, и слава Господня осияла их?»26

3 февраля Эллен Уайт вновь стояла перед братьями и умоляла их принять свет, который им ниспослан. Она знала, что «предпринимались попытки –учинить противоположное влияние — отбросить свет, свет, который здесь на нас изливает Сам Бог в отношении праведности Христа». Она, не смущаясь, заявила: «Если Бог когда-либо говорил через меня, это — истина, собратья. Это истина, которую каждая душа из вас либо примет, либо останется во тьме и будет так же бесплодна, как холмы Гильвуйские». Бог давал им ценнейшие возможности:

«Итак, я хочу сказать, братья, перед вами отворена дверь, и никто не может затворить ее; независимо от того, занимают ли эти люди высшее, или низшее положение, затворить ее они не могут. Но сами вы — можете. Вы можете затворить двери своего сердца, так что свет, который Бог ниспосылает вам в течение последних полутора лет, или около того, не возымеет влияния, не будет иметь никаких последствий в вашей жизни и не станет частью вашего религиозного опыта. А это именно то, ради чего Бог посылает Своих вестников».27

Она напомнила собратьям, что после того, как Иоанн Креститель пришел с вестью, встряхнувшей и взволновавшей сердца его слушателей, пришел и Христос «с целительным бальзамом, вестью, которая, когда сердце разбито, ложилась как семя в подготовленную почву». И все же «ученики Иоанна стали завидовать Христу». Точно так же, продолжала она, «у Бога есть работники. Они выполняют свою работу до определенных пределов, и не могут простереться дальше. … Сейчас Бог призывает других работников подключиться к работе и продвигать ее. Тот же, кто трудился прежде, оказывается ограниченным. Он не видит, что само направление работы, которую он выполняет, запланировано свыше не до самого конца времени. В нашу работу должно влиться больше света и силы, чем было до этого времени».28

Типичная палатка для лагерных собраний