14. Убедительное доказательство

Не тратьте время на придумывание взглядов, отличных от взглядов Ваггонера

«Проблема, возникшая у нас в последние три недели по вопросу заветов, казалось, вымотала меня больше, чем моя обычная работа». Так сказал Дэн Джонс в своем письме к Э. В. Фарнсворту от 17 февраля 1890 года. Хотя в конце января Ваггонеру не было позволено учить этому вопросу в школе для служителей, тема отнюдь не была похоронена. Когда в начале февраля О. А. Олсен и У. У. Прескотт вернулись в Батл-Крик, они обнаружили, что в самом сердце работы церкви далеко не все в порядке. Меньше чем за неделю были приняты меры, чтобы «исследовать вопрос о заветах в присутствии участников школы для служителей и с участием других подобных организаций, которые, возможно, этого пожелают». Прескотт решил председательствовать на собраниях, которые должны были начаться уже на следующей неделе. Ваггонеру будет, наконец, «позволено изложить свою точку зрения». У него, однако, не будет возможности высказать свои взгляды, не выслушав возражений. Другие также смогут «… задавать вопросы или приводить контраргументы, если … решат это сделать». Нет сомнений в том, что возражений было много, ибо по словам Дэна Джонса, было «очевидно, что данный вопрос взбудоражил людей по всей стране и встретил сильное противодействие». Значительная часть этого противодействия исходила от самого Дэна Джонса; им он охотно делился в переписке с другими собратьями по всей стране.1

В воскресенье утром, 16 февраля, Ваггонер начал первую из 10 двухчасовых сессий на тему заветов, которые будут проводиться в течение следующих двух недель. Из десяти сессий Ваггонер представил шесть, в то время как Урия Смит, Р. С. Портер и брат Бурдье, евангелист и работник Генеральной конференции, представили по полторы презентации каждый. По словам Дэна Джонса, были озвучены «два четко отличных друг от друга мнения о заветах»: одно в пользу позиции, которой народ придерживался впрошлом, и которое представляли пастор Смит и брат Портер; и другое мнение — в пользу передовых взглядов д-ра Ваггонера, поддержанное пастором Бурдье». Нет никаких сомнений в том, что Ваггонер представил тему заветов, как она была раскрыта в Библейских чтениях и уроках Субботней школы для взрослых2, о которых Дэн Джонс сказал, что очень они похожи на то, что Ваггонер представлял в Миннеаполисе». Презентации Смита и Портера это подтверждают, ибо их выступления были предназначены для опровержения учения Ваггонера.3

Д.Т. Бурдье

Во время своего второго выступления Ваггонер сравнивал ветхий и новые заветы, «показывая, что каждый из них имел три конечных цели: во-первых, праведность; во-вторых, наследование земли; и в-третьих, царство священников». Бог обещал человеку праведность, которая сделает его пригодным для вечной жизни на обновленной земле, и через этот живой опыт человек станет свидетелем проявления Божьего характера. Именно в этом месте своей презентации Ваггонер поделился концепциями, с которыми братья решительно не согласились: «Почти до самого заключения не было сказано ничего такого, на что пастор Смит или кто-либо другой … могли бы возразить,… до момента, пока доктор Ваггонер не провел параллель между ветхим и новым заветами». Что же это было, с чем братья категорически не согласились? По словам Дэна Джонса, это произошло потому, что Ваггонер заявил: в первом, или ветхом, завете «все было поставлено в зависимость от послушания народа; во втором, или новом, завете Бог Сам осуществляет его за людей».4

Из-за возражений, выдвинутых многими из братьев, и дабы «показать полную справедливость по отношению ко всем заинтересованным в расследовании сторонам», У. У. Прескотт решил позволить Урии Смиту взять время, отведенное на третью презентацию, и представить традиционный взгляд церкви.5