Вечное страдание в аду и бессмертие души: обзор текущих дискуссий

Ири Москала, доктор теологии, декан богословской семинарии

Университета Андрюса, США

Р. Ч. Спраул справедливо замечает, что «в христианском богословии нет более трудной темы для дискуссии, особенно на эмоциональном уровне, чем учение об аде»(1). В последнее время по этой и подобным темам было проведено множество исследований(2). Для большинства людей традиционные представления церкви относительно вечных мук в аду связаны с образом несправедливого, безнравственного, пристрастного Бога — скорее чудовища и садиста(3), нежели Бога любви, справедливости, истинности, святости и свободы. Русский мыслитель Николай Бердяев писал: «Не могу я представить более мощный и неотразимый аргумент в пользу атеизма, чем вечные муки ада»(4), а Чарльз Дарвин называл это учение «отвратительным»(5). Бертран Рассел задавался вопросом, будет ли «любой по-настоящему гуманный человек» верить в это?(6) Не так давно Дэниэл Деннет(7) и Ричард Докинз на основании данного учения поставили под сомнение само христианство(8). Многие библейские исследователи и богословы сознают, что учение о вечных муках в аду является довольно проблематичным. Так, известный христианский богослов Кларк Пиннок высказал следующее мнение: «Вечные муки недопустимы с моральной точки зрения, так как они представляют Бога в образе кровожадного монстра, поддерживающего вечный Освенцим для своих врагов и даже не позволяющего им умереть. Кто может полюбить такого Бога?»(9).

Действительно, образ Бога оказывает серьезное влияние на наше представление об аде, и, наоборот, тот ад, в который мы верим, безусловно, влияет на наше понимание Бога, Его Личности, образа, репутации и характера, связанных с Богом ценностей. Классен прав, утверждая: «Когда мы говорим что-либо о рае или об аде, мы тем самым говорим что-то и о Самом Боге»(10). В данной статье мы попытаемся представить основные современные взгляды на природу ада в связи с учением о смертности или бессмертности души, а также рассмотрим кратко библейские свидетельства касательно вечных мук(11).

Три основных взгляда на ад

В настоящее время в богословии существует три основных взгляда на природу ада: (1) традиционный взгляд о непрекращающемся адском огне; (2) кондиционалистский взгляд, согласно которому озеро огненное необратимо истребит всех осужденных, и (3) реставрационный взгляд, согласно которому адский огонь действует очищающе и в конечном счете позволит спастись всем. Рассмотрим каждый из представленных взглядов более детально.

Традиционный взгляд: адский огонь как непрекращающееся страдание

Традиционно ад представляется как реальное место, находящееся где-то в преисподней, в котором бессмертные души умерших нечестивцев испытывают наказание в виде вечных страданий в огне. Лучше всего данную интерпретацию представляет недавно изданная книга «Ад под огнем»(12), в которой авторы отстаивают идею сознательных мучений нечестивых в аду в сравнении с параллельной вечной жизнью праведников в раю. Многие современные библейские исследователи и богословы придерживаются именно этого взгляда (с некоторыми нюансами и незначительными отклонениями), утверждая, что их интерпретация основывается на свидетельствах Библии(13).

Норман Гейслер в своей книге «Если есть Бог, почему существует зло?», суммируя ключевые аргументы данной позиции, приходит к выводу, что «доказательства существования ада обоснованы библейски, рационально и морально»(14).

Данный взгляд основывается на убеждении, что в природе человека заложен по крайней мере один бессмертный элемент, обычно описываемый как «душа». Соответственно, полностью уничтожить человеческое существо невозможно. В некотором смысле человек создан, чтобы жить вечно, последует ли он праведным путем и получит вечную жизнь, или же последует нечестивым путем и получит вечное наказание (см. Мф. 25:46; Откр. 20:11–15). Одним из первых, кто стал утверждать, что человек обладает бессмертной душой, был апологет Тертуллиан (са. 155–222), которому, в частности, принадлежат слова: «Я разделяю мнение Платона, заявлявшего: „каждая душа бессмертна“»(15).

Кондиционалистский взгляд: озеро огненное истребляет полностью и необратимо

Понимание того, что вечными являются последствия ада, а не его продолжительность, составляет основу кондиционалистского взгляда. Здесь акцент делается на том, что бессмертие — это дар Божественной благодати, данный посредством веры в Иисуса Христа, и оно не является природным свойством человека. Когда данный взгляд описывается в негативном смысле касательно окончательной участи нечестивых, он называется аннигиляционизмом, так как его сторонники учат, что грешники, упрямо отказывающиеся принять Иисуса Христа как своего Спасителя, после последнего суда будут уничтожены — полностью и навечно. Божественный суд необратим. Как положительные, так и отрицательные аспекты являются ключевыми в понимании данного взгляда.

Кондиционализм основывается на убеждении в том, что человек не наследует бессмертность и не обладает бессмертной душой. Человек смертен, так как является творением и грешником (бессмертность — Божий дар, который Он дарует тем, кто находится с Ним в близких отношениях). Будучи грешником, человек обречен на вечную смерть, до тех пор пока он не примет Иисуса Христа как своего личного Спасителя. Бессмертие обусловлено получением благодати Божьей и исповеданием веры в Иисуса. Согласно данному взгляду, смерть — это сон (см. Пс. 6:5; 12:3; Дан. 12:2; Ин. 11:11–15; Деян. 13:36), упокоение в могиле (см. Иов. 3:13; Ис. 57:1, 2; Откр. 14:13), ожидание воскресения — либо к вечной жизни, либо к окончательному истреблению (см. Мф. 10:28; Ин. 5:28, 29).

Ад не является тем местом, куда отправляются души нечестивцев сразу после смерти, но понимается как «озеро огненное», в котором нечестивые будут истреблены в конце земной истории (см. Мал. 4:1; Мф. 25:41; 2 Фес. 1:7–10; Откр. 20:9–10, 14, 15). Этот огонь, приготовленный для дьявола и падших ангелов, уничтожит их вместе с нечестивыми при последнем суде, и никто не сможет затушить его. Его результаты будут вечными, огонь осуществит свою главную цель — уничтожение зла, греха, смерти, нечестивых, мятежных ангелов и самого сатаны навеки. Это действие описывается как «смерть вторая», и никому из нечестивцев не удастся избежать ее.

Озеро огненное подразумевает не что иное, как окончательное уничтожение зла во вселенной. Поэтому те, кто отказываются от спасения посредством Божественной любви и Его жертвы, после окончательного Божьего суда навеки истребятся. Окончательное уничтожение нераскаявшихся людей не является своевольным решением Бога, но это Его приговор против их неверного выбора и безнравственных деяний, как уже однажды произошло на примере допотопных людей (см. Быт. 6:3, 5, 6, 11–13; Мф. 24:37, 38; Лк. 17:26, 27; Откр. 11:18).

Первым известным сторонником аннигиляционизма был Арнобий из Сикки (d. ca. 330 AD), у которого, как отражено в работе Ле Роя Фрума «Условная вера наших отцов»(16), на протяжении истории христианства было много последователей(17). В последние годы появилось множество авторов, придерживающихся данного взгляда. Среди них и все возрастающее число влиятельных протестантских богословов, не соглашающихся с традиционным взглядом относительно ада(18).

Реставрационный взгляд: огонь, который очищает и спасает каждого

Сторонники данного взгляда утверждают, что все люди в конце концов будут спасены, включая и нечестивых, так как огонь ада очистит их. Нечестивые, пройдя через огненные страдания, возрастут в своем понимании бескорыстной Божьей любви, примут ее и в конце концов будут очищены и получат вечную жизнь. В основу данного взгляда положено представление о том, что после смерти бессмертные души нечестивцев не могут сразу же попасть в рай, а должны пройти испытания в искупительном огне Божьего суда, который будет постепенно очищать их, что в конечном итоге, в соответствии с откликом нечестивца на этот очищающий процесс, принесет спасение каждому. Отстаивающие данную позицию говорят о последнем Божьем суде через призму восстановительной (а не карательной) Божественной справедливости, которая понимается как еще одна черта Божественной любви.

Стоит обратить внимание на то, что относительно реставрационного взгляда существует множество мнений, в зависимости от того или иного понимания Божественной природы, авторитетности Священного Писания, роли карательного суда, предопределения и свободной воли(19). Так, Грегори МакДональд говорит о трех различных группах реставрационистов (также называемых универсалистами)(20). Некоторые утверждают, что в конце времени все люди будут спасены(21), в то время как другие говорят об окончательном уничтожении в озере огненном тех, кто продолжает сопротивляться любви Божьей даже после страданий в аду(22). Многие считают, что среди тех, кто в конечном итоге обретет спасение, будут даже дьявол и падшие ангелы. Классические универсалисты рассматривают понятие «ад» в библейском смысле, как относящееся не к окончательному приговору и уничтожению, но к месту временного наказания, которое через определенный период времени перестанет существовать, так как все его обитатели обретут спасение.

Сторонники универсализма появляются уже в третьем столетии христианской эры. Климент Александрийский был первым, кто говорил об аде как о месте, где огонь обладает очищающими свойствами. В дальнейшем эту идею поддержали Ориген Александрийский и Григорий Нисский, подчеркивая, что Божья любовь — это процесс, продолжающийся и после смерти, и что те решения, которые принимает человек во время жизни, еще не являются окончательными. Подобную позицию поддерживают многие современные универсалисты. После прохождения огненного процесса очищения бестелесная душа в конечном счете избирает свою судьбу на небесах. Недавно имело место возрождение универсализма в связи с появлением книги Роба Белла «Любовь побеждает»(23). Книга спровоцировала обширную дискуссию по данной теме в публикациях, появившихся в ответ на представленную автором позицию(24). Представление о том, что после смерти Бог дает человеку еще один шанс к спасению, довольно привлекательно и в последнее время пользуется большой популярностью(25). Даже такие известные теологи, как Карл Барт, Эмиль Бруннер, Ханс Кюнг и Карл Ранер, симпатизируют данной позиции(26).

Р. Ч. Спраул довольно резко критикует универсализм: «В настоящее время распространилось представление о том, что все, что мы должны сделать, чтобы войти в Царство Божие, это умереть. Бог представляется настолько „любящим“, что Ему нет никакого дела до того, соблюдаем мы Его Закон или нет. Закон дан для того, чтобы указывать верный путь, но если мы спотыкаемся и падаем, наш небесный дедушка просто подмигнет и скажет: „Мальчишки есть мальчишки!“»(27). Реставрационный взгляд является абсолютной противоположностью как традиционному взгляду о вечных страданиях в аду, так и кондиционалистскому взгляду, подчеркивающему, что бессмертие — это дар, данный при условии веры в Иисуса Христа.

Вечное наказание в свете ключевых библейских отрывков

Представленные выше три взгляда невозможно уравнять или примирить; они являются взаимоисключающими. С одной стороны, приверженцы традиционного и кондиционалистского взглядов справедливо критикуют реставрационистов за то, что те исключают справедливый Божий суд и говорят о втором шансе к преобразованию и изменению после смерти(28). С другой стороны, реставрационисты, объединившись с приверженцами кондиционалистского взгляда, выступают против традиционалистов, отвергая ужасные вечные мучения в аду. Однако, поскольку традиционалисты и кондиционалисты особенно яростно критикуют друг друга по различным вопросам, будет полезно кратко рассмотреть некоторые библейские отрывки, которые чаще всего используются в поддержку именно этих двух доминирующих позиций.

Вечное наказание в Ветхом Завете

В ветхозаветных текстах присутствует несколько ссылок на неугасимый огонь. Один из отрывков, оказавший влияние на новозаветное описание ада, записан в конце книги Исаии: «Ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет» (Ис. 66:24). В контексте Ис. 65, 66, нечестивыми названы те, кто не служат Господу и восстают против Него (Ис. 66:3б) и кто в конце концов будут «поражены Господом» (Ис. 66:16). Исаия завершает свою книгу описанием контрастов двух судеб — праведников (см. Ис. 66:22, 23) и нечестивцев (см. Ис. 66:24)(29). Последний стих книги содержит в себе два параллельных поэтических образа, имеющих схожее значение. Действия червя и огня одинаково разрушительны. Червь не умрет и огонь не угаснет до тех пор, пока их разрушительная работа не окончится. То, что в тексте не идет речь о бесконечном наказании, ясно видно из нескольких замечаний. Во-первых, здесь описывается физическое присутствие: нечестивые имеют тела; черви (или личинки) терзают тело, а не души или духов умерших. Во-вторых, нет никакого указания на то, что черви наделены бессмертием; скорее, здесь изображены личинки, поедающие трупы нечестивых, подобно тому как действует и неугасающий огонь. Значение этого поэтического образа очевидно. Умершие нечестивые более не имеют шанса обрести жизнь. Их осуждение окончательно, и для них уже не может быть никакого спасения. Их уничтожение не будет прервано; огонь (подобно червю) будет истреблять их до тех пор, пока его работа не будет полностью завершена. Таким образом, окончательная участь нечестивых неизменна и необратима.

Эдвард Фадж говорит о том, что «на протяжении всей Библии, начиная с первого употребления этой фразы до последнего, „неугасимый огонь“ всегда обозначает огонь, который невозможно погасить, другими словами, ему невозможно противостоять»(30) (ср. Иез. 20:47, 48; Ис. 34:10; Иер. 7:20). Большую часть своих образов касательно ада Новый Завет черпает из ветхозаветных текстов, но всегда использует их в контексте окончательного истребления. Пророк Исаия в описании абсолютного уничтожения Едома поясняет, что разрушительный огонь будет гореть «день и ночь» и «не будет гаснуть», «вечно будет восходить дым его», превращая город в «горящую серу» (Ис. 34:9, 10). Позднее данный образ появится в Откр. 14:10, 11 и 20:10 в описании полного и необратимого истребления нечестивых. В других отрывках могут использоваться различные образы, однако их значения ясны — полное непрерывное опустошение (см. Быт. 19:24–28; Втор. 29:23; Ис. 13:19; Иер. 50:40; Плач 4:6; Ам. 4:11; Соф. 2:9; Лк. 17:28–32; 2 Петр. 2:6; Иуд. 7).

В Библии термины постоянный или вечный (евр. ʻolam; гр. aion[ios]) довольно относительны. Они могут означать (1) вечность, имеющую начало и конец (например, «вечный» труд раба означал «всю жизнь» [Исх. 21:6; ср. Исх. 40:15; Числ. 25:13]); вечность, имеющую начало, но не имеющую конца (например, вечная жизнь искупленных [Мк. 10:30; Ин. 3:16, 36, 5:24]); и вечность без начала и конца (относится только к Самому Богу [1 Тим. 6:16; ср. Втор. 33:27]). Иногда эти термины относятся к чему-либо древнему (например, Быт. 49:26; Пс. 23:7), к тому, что произошло в древности, или к тем, кто давно умер (Пс. 142:3). Точное значение этих терминов всегда определяет непосредственный контекст.

Вечное наказание в Новом Завете

Х. Жиллебод, говоря относительно новозаветного учения о вечном наказании, комментирует: «Кроме четырех или пяти отрывков в Библии больше нигде нет даже упоминания учения о вечных муках»(31). Учение о вечных муках основывается на четырех основных отрывках (см. Мф. 25:41, 46; Мк. 9:43–48; Откр. 14:9–11; 20:10)(32), но для каждого из них возможна альтернативная экзегетическая интерпретация.

Давайте рассмотрим отрывок из Евангелия от Матфея: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». «И пойдут сии в мукº у вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:41, 46). Несмотря на неоднократные заявления традиционалистов, эти стихи не говорят о вечных муках. Здесь не присутствует описание природы вечного наказания, а всего лишь показывается противоположная вечной жизни участь. В другом месте Евангелия от Матфея мы видим уже не мучительный, а неугасимый, или вечный, огонь: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3:12). Подобно Едому, уничтоженному огнем неугасимым, это огонь, который будет иметь вечные последствия.

Учение Иисуса, записанное в Евангелии от Марка 9:43–48, основано на образах Ис. 66, которые мы рассмотрели выше. Огонь «ада» (гр. геенна) связан с образом червя, который не погибает, и огня, который не потухает. Оба образа описывают завершенность окончательного истребления нечестивых, а не продолжительность этого процесса.

Отрывки из книги Откровение, относящиеся к огню и мучениям, следует рассматривать в свете «вечного наказания» (Мф. 25) и неугасимого огня (см. Мк. 9). Ральф Боулз завершает свою интерпретацию Откр. 14:11 следующими словами: «Традиционное прочтение элементов этого стиха упускает из виду зеркально-параллельную структуру отрывка… Если увидеть здесь хиазм, то истинное значение текста не дает абсолютно никакого подтверждения идее „вечных мук“. Скорее, этот текст соответствует условной интерпретации бессмертия. Данный взгляд основывается на том, что Бог в конце концов предаст Своих врагов осуждению, в результате которого произойдет их полное истребление»(33).

Божий суд, рассматриваемый как окончательное истребление нечестивых огнем, как и описано в Откр. 14:9–11 и 20:10, вечен в своем действии. Зло никогда не возникнет вновь. Его уничтожение будет окончательным. Бог не позволит огню гореть вечно для наказания нечестивых, падших ангелов и сатаны. Когда зло во всех его формах будет уничтожено, небеса вновь достигнут полного согласия, царившего до возникновения зла и греха.

Заключение

Традиционный, кондиционалистский и реставрационный взгляды на участь человека основываются на различном понимании природы человеческой души. Если душа бессмертна, возможны только традиционный и реставрационный взгляды. Однако, если человек не обладает бессмертной душой, существует альтернатива: условное бессмертие. Согласно данному взгляду, для верующих в Бога бессмертие является даром, полученным посредством Иисуса Христа (см. Ин. 11:26; Кол. 3:3, 4). Целостный человек «спит» и ожидает воскресения и суда. Спасения бессмертной души или преобразования нематериального духа не существует.

Человек смертен по двум причинам: во-первых, он был создан зависимым от своего Творца и в силу своей тварности не обладал природным бессмертием; а во-вторых, человек восстал против Бога и решил жить независимо от Него. Грешники приговорены к смерти (см. Рим. 6:23). Однако Бог желает дать человеку жизнь с избытком (см. Ин. 10:10) и даже вечную жизнь (см. Ин. 3:36; 5:24; Деян. 4:12; 1 Ин. 5:11, 12). Те, кто раскаялись и пришли к Нему (см. Иоил. 2:12, 13; Ин. 3:3–5; Деян. 2:38; 16:30, 31), спасены (см. Гал. 3:26–29; Еф. 2:4–10). Основанием для спасения сегодня являются первоначальные условия, данные Богом человеку при творении: культивирование личных доверительных отношений с Богом, наслаждение Его присутствием и жизнь в послушании и полной зависимости от Него (см. Быт. 1–3; Ин. 1:12; 3:16; Рим. 1:16; 3:21–26).

Три взгляда относительно ада основываются на трех различных пониманиях Бога. Реставрационисты верят, что Бог есть любовь, поэтому наказание нечестивых не будет длиться вечно, и Бог в конце концов спасет всех посредством очищения огнем, дав им второй шанс после смерти. Традиционалисты верят в Бога справедливости, Который проявляет Свою справедливость и святость посредством вечного наказания тех, кто отверг Его. Сторонники кондиционалистского взгляда верят в Бога, проявляющего Свою любовь, истину и справедливость, открывая Свою святость и славу при последнем суде, Который окончательно уничтожит нераскаявшихся (см. Откр. 20) и создаст все новое (см. Откр. 21, 22).

Все три взгляда имеют различное понимание Божественной справедливости. Для традиционалистов справедливость имеет карательные свойства, то есть наказание нечестивых будет заключаться в вечных муках. Реставрационалисты рассматривают справедливость как очищение; Божественный огонь повлияет на людей в принятии Божественной любви, и в конце концов все грешники будут спасены. Для сторонников кондиционалистского взгляда справедливость проявляется в наказании. Однако исполнительный суд, основанный на выборе людей (см. Еккл. 12:13, 14; Рим. 2:6; 2 Тим. 4:18; Откр. 20:12), ограничен по своей продолжительности. Окончательный суд уничтожит все разрушительные силы, противостоящие Богу, Его народу и Его Закону. Священное проявление Божественной справедливости, являющейся выражением Его любви, будет иметь восстановительные цели — жизнь без греха, зла, смерти, злодеяний и боли, вечная жизнь в любви, мире, радости, гармонии и безопасности. Подчеркивая данную мысль, Н. Т. Райт пишет: «Вопрос, что случится со мной после смерти, не является главным, как то на протяжении многих веков предполагала богословская традиция. Новый Завет, верный своим ветхозаветным корням, постоянно свидетельствует о том, что главным, основным вопросом является Божественная цель восстановления и пересотворения всего мира, всей Вселенной»(34).

В конечном счете в центре всего — Христос во всей Своей полноте. Божественная справедливость и праведность в конце концов восторжествуют (см. Пс. 88:14, 15). Нравственность побеждает, но никогда не принуждает. Бог любви, истины, справедливости, свободы и порядка правит Вселенной, основываясь на этих принципах, и так будет всегда.

Ссылки

(1) R. C. Sproul, Unseen Realities: Heaven, Hell, Angels and Demons (LakeMary: Fla.: Ligonier Ministries, 2011), p. 51.

(2) См., например, следующую соответствующую литературу: Sharon L. Baker, Razing Hell: Rethinking Everything You’ve Been Taught about God’s Wrath and Judgment (Louisville, Ky.: Westminster John Knox, 2010); Joel Buenting, The Problem of Hell (Burlington, Vt.: Ashgate, 2010); Nigel M. de S. Cameron, ed., Universalism and the Doctrine of Hell: Papers Presented at the Fourth Edinburgh Conference on Christian Dogmatics, 1991 (Grand Rapids, Mich.: Baker, 1992); David Clotfelter, Sinners in the Hands of a Good God: Reconciling Divine Judgment and Mercy (Chicago: Moody, 2004); Edward W. Fudge, The Fire that Consumes: A Biblical and Historical Study of the Doctrine of Final Punishment, 3rd ed., fully updated, rev., and exp. (Eugene, Ore.: Cascade Books, 2011); Edward W. Fudge and Robert A. Peterson, Two Views of Hell: A Biblical and Theological Dialogue (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 2000); Norman L. Geisler, If God, Why Evil?: A New Way to Think About the Question (Minneapolis, Minn.: Bethany House, 2011); David Hilborn, et al., The Nature of Hell: A Report by the Evangelical Alliance Commission on Unity and Truth Among Evangelicals (London: Evangelical Alliance, 2000); Randy Klassen, What Does the Bible Really Say About Hell: Wrestling with the Traditional View (Telford, Pa.: Pandora, 2001); Daniel Knauft, Search for the Immortal Soul (Nampa, Id.: Torchlight Intel, 2006); David George Moore, The Battle for Hell: A Survey and Evaluation of Evangelicals’ Growing Attraction to the Doctrine of Annihilationism (Lanham, Md.: University Press of America, 1995); Chris Morgan, Jonathan Edwards and Hell (Fearn, Scotland: Mentor, 2004); Christopher W. Morgan and Robert A. Peterson, eds., Is Hell for Real or Does Everyone Go to Heaven? (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 2004); Robert A. Peterson, Hell on Trial: The Case for Eternal Punishment (Phillipsburg, N.J.: P&R Publishing, 1995); Richard D. Phillips, What Happens After Death? (Phillipsburg, N.J.: P&R Publishing, 2013); Clark H. Pinnock, „The Destruction of the Finally Impenitent,” Criswell Theological Review 4 (Spring 1990): 243–260; idem, A Wideness in God’s Mercy: The Finality of Jesus Christ in a World of Religions (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1992); David J. Powys, „Hell”: A Hard Look at a Hard Question: The Fate of the Unrighteous in New Testament Thought (Eugene, Ore.: Wipf and Stock, 2006); Sproul, Unseen Realities; Stephen H. Travis, The Jesus Hope (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1976); idem, Christian Hope and the Future, vol. 3 of Issues in Contemporary Theology, ed. I. Howard Marshall (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1980); John Walvoord, et al., Four Views on Hell (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1996); John W. Wenham, The Goodness of God (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1974); Michael E. Wittmer, Christ Alone: An Evangelical Response to Rob Bell’s Love Wins (Grand Rapids, Mich.: Edenridge, 2011).

(3) Известные образы ада часто цитируются из Dante Alighieri, The Divine Comedy: The Inferno, The Purgatorio, and The Paradiso (New York: New American Library, 2003).

(4) Цит. по: Robert L. Short, Short Meditations on the Bible and Peanuts (Louisville, Ky.: Westminster John Knox, 1990), p. 127.

(5) Nora Barlow, ed., The Autobiography of Charles Darwin 1809–1882, 2d ed. (London: Collins, 1958), p. 87.

(6) Bertrand Russell, Why I Am Not a Christian, and Other Essays on Religion and Related Subjects, ed. Paul Edward (London: Allen & Unwin, 1957), p. 12.

(7) Daniel C. Dennett, Breaking the Spell: Religion as Natural Phenomenon (New York: Penguin Group, 2006), p. 279–283.

(8) Richard Dawkins, The God Delusion (New York: A Mariner Book, 2006), p. 359.

(9) Clark H. Pinnock, «The Conditional View», Four Views on Hell, ed. William Crockett (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1992), p. 149.

(10) Klassen, What Does the Bible Really Say about Hell?, p. 28.

(11) Из греческой и еврейской литературы относительно данной темы см. Clinton Wahlen, «Greek Philosophy, Judaism, and Biblical Anthropology». Об основных словах иотрывках, связанных сданной темой, смотри двеглавы в томе Félix H. Cortez, «Death and Future Hope in the Hebrew Bible» and «Death and Hell in the New Testament».

(12) Christopher W. Morgan and Robert A. Peterson, eds., Hell Under Fire: Modern Scholarship Reinvents Eternal Punishment (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 2004). See also Peterson, Hell on Trial.

(13) К этим авторам относятся Gregory K. Beale, „The Revelation on Hell,” in Hell Under Fire, p. 111–134; John Blanchard, Whatever Happened to Hell? (Durham, U.K.: Evangelical, 1993); Daniel I. Block, „The Old Testament on Hell,” in Hell Under Fire, p. 43–65; D. A. Carson, The Gagging of God: Christianity Confronts Pluralism (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1996), p. 515–536; Eryl Davies, An Angry God? The Biblical Doctrine of Wrath, Final Judgment and Hell (Bridgend, Wales: Evangelical, 1991); Larry Dixon, The Other Side of the Good News: Confronting the Contemporary Challenges to Jesus’s Teaching on Hell (Wheaton, Ill.: BridgePoint, 1992); Sinclair B. Ferguson, „Pastoral Theology: The Preacher and Hell,” in Hell Under Fire, p. 219–237; John Gerstner, Repent or Perish (Ligonier, Pa.: Soli Deo Gloria, 1990); Kendall S. Harmon, „The Case Against Conditionalism: A Respond to Edward William Fudge,” in Universalism and the Doctrine of Hell, p. 193– 224; Paul Helm, The Last Things: Death, Judgment, Heaven and Hell (Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1989); Bruce Milne, The Message of Heaven and Hell: Grace and Destiny (Downers Grove, Ill: InterVarsity, 2002); R. Albert Mohler, Jr., „Modern Theology: The Disappearance of Hell,” in Hell Under

Fire, p. 15–41; Douglas J. Moo, „Paul on Hell,” in Hell Under Fire, p. 91– 109; Christopher W. Morgan, „Biblical Theology: Three Pictures of Hell,” in Hell Under Fire, p. 135–151; idem, „Annihilationism: Will the Unsaved Be Punished Forever?” in Hell Under Fire, p. 195–218; James I. Packer, „Universalism: Will Everyone Ultimately Be Saved?” in Hell Under Fire, p. 169–194; idem, „Evangelical Annihilationism in Review,” Reformation Review 6 (1996): p. 37–51; Peterson, Hell on Trial; idem, „Systematic Theology: Three Vantage Points of Hell,” in Hell Under Fire, p. 153–168; John F. Walvoord, „The Literal View,” in Four Views on Hell, ed. William Crockett (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1992), p. 11–42; and Robert W. Yarbrough, „Jesus on Hell,” in Hell Under Fire, p. 67–90.

(14) Norman L. Geisler, If God, Why Evil?, 96. See esp. pp. 95–114.

(15) Tertullian, On the Resurrection of the Flesh, in chap. 3. Quoted in Fudge, The Fire That Consumes, 3d ed., 30. See also Athenagoras of Athens (ca. 133–190 AD), esp. chaps. 12–15 of On the Resurrection of the Dead; and Clement of Alexandria (ca. 150–215 AD), Miscellanies 5:14.

(16) LeRoy Edwin Froom, The Conditionalist Faith of Our Fathers, 2 vols. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1965); cf. Robert A. Morey, Death and the Afterlife (Minneapolis, Minn.: Bethany, 1984), p. 58–60, 273–279, who questions Froom’s treatment of the church fathers.

(17) Ранние последователи кондиционализма/аннигиляционизма — John Wycliffe, William Tyndale, John Biddle, William Whiston, Richard Whately, Edward White, Henry Dobney, Henry Constable, Harold Guillebaud, Basil F. C. Atkinson, and LeRoy Edwin Froom. См. Morgan, «Annihilationism», p. 197, 198; Fudge, The Fire that Consumes, 3rd ed., p. 85–115, 253–359; Hilborn, et al., The Nature of Hell, p. 60–67; Kim Papaioannou, The Geography of Hell in the Teaching of Jesus: Gehena, Hades, the Abyss, the Outer Darkness Where There Is Weeping and Gnashing of Teeth (Eugene, Ore.: Pickwick, 2013), xiii-xv.

(18) Особенно заслуживают внимания следующие авторы: Basil F. C. Atkinson, Life and Immortality: An Examination of the Nature and Meaning of Life and Death as They Are Revealed in the Scriptures (Taunton, U.K.: Phoenix Press, [1962]); Richard Bauckham, The Fate of the Dead: Studies on the Jewish and Christian Apocalypses (Leiden: Brill, 1998); idem, „Judgment in the Book of Revelation,” Ex Auditu 20 (2004): p. 1–24; idem, „Hell,” n.d. <http://richardbauckham.co.uk/uploads/Accessible/Hell.pdf> (September 5, 2014); F. F. Bruce, „Paul on Immortality,” Scottish Journal of Theology 24

(1971): 457–472; David L. Edwards and John R. W. Stott, Evangelical

Essentials: A Liberal-Evangelical Dialogue (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1988), p. 312–320; E. Earle Ellis, „New Testament Teaching on Hell,” in Eschatology in Bible and Theology: Evangelical Essays at the Dawn of a New

Millennium, ed. Kent E. Brower and Mark W. Elliott (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1997), 199–205; Edward W. Fudge, „Putting Hell in Its Place,” Christianity Today (August 6, 1976): p. 14–17; idem, The Fire that Consumes, 3rd ed.; idem, „The Final End of the Wicked,” Journal of the Evangelical Theological Society 27 (September 1984): p. 325–334; idem, „‘The Plain Meaning’: A Review Essay,” Henceforth 14 (1985): p. 18–31; Joel B. Green, Evangelism through the Local Church: A Comprehensive Guide to All Aspects of Evangelism (London: Hodder & Stoughton, 1990; repr., Nashville, Tenn.: Thomas Nelson, 1992); idem, Body, Soul, and Human

Life: The Nature of Humanity in the Bible (Grand Rapids, Mich.: Baker Academics, 2008), 177–180; idem, ed., In Search of the Soul: Perspectives on the Mind-Body Problem-Four Views of the Mind-Body Problem, 2d ed. (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 2005); idem, ed., What about the Soul? Neuroscience and Christian Anthropology (Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 2004); Michael Green, The Day Death Died: Did Jesus Christ Really Rise from the Dead? (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1982); Harold Guillebaud, The Righteous Judge: A Study of the Biblical Doctrine of Everlasting Punishment

(Taunton, U.K.: Phoenix Press, [1941]); Hilborn, et al., The Nature of Hell; Phillip E. Hughes, The True Image: The Destiny of Man in Christ (Grand

Rapids, Mich.: Eerdmans, 1989); I. Howard Marshall, „The New Testament Does Not Teach Universal Salvation,” in Universal Salvation?: The Current Debate, ed. Robin A. Parry and Christopher H. Partridge (Carlisle, U.K.: Paternoster, 2003), p. 55–76; Clark H. Pinnock, „Fire, Then Nothing,” Christianity Today, March 20, 1987, p. 40, 41; idem, „The Destruction of the Finally Impenitent,” 243–260; idem, A Wideness in God’s Mercy; idem, „The Conditional View,” p. 135–178; idem, „Annihilationism,” in The Oxford

Handbook of Eschatology, ed. Jerry L. Walls (New York: Oxford University Press, 2008), p. 462–475; Clark H. Pinnock and Robert C. Brow, Unbounded Love: A Good News Theology for the Twenty-First Century (Downers Grove, Ill.: InterVarsity, 1994); Powys, „Hell”; F. LaGard Smith, „The Tormenting Conundrum of Hell,” in AfterLife: A Glimpse of Eternity Beyond Death’s Door (Nashville, Tenn.: Cotswold, 2003), p. 165–197; John R. S. Stott, „The Logic of Hell: A Brief Rejoinder,” Evangelical Review of Theology 18 (January 1994): p. 33, 34; Stephen H. Travis, Christ and the Judgment of God: The Limits of Divine Retribution in the New Testament, 2d ed. (Peabody, Mass.: Hendrickson, 2009); idem, The Jesus Hope; idem, Christian Hope and the Future; idem, I Believe in the Second Coming of Jesus (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1982), 196–199; idem, „The Problem of Judgment,” Themelios 11 (January 1986): p. 52–61; Wenham, The Goodness of God, p. 27–41, reprinted as The Enigma of Evil (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1985); idem, „The Case for Conditional Immortality,” in Universalism and the Doctrine of Hell, p. 161–191; Ben Witherington III, „And Now-The Case for Permanent Residence in Hell,” <http://www.patheos.com/ blogs/bibleandculture/2011/03/19/and-now-the-case-for-permanentresidence-in-hell/> (September 5, 2014); Nigel Wright, The Radical Evangelical: Seeking a Place to Stand (London: SPCK, 1996); and John Zens, Christ Minimized? A Response to Rob Bell’s LOVE WINS (Omaha, Nebr.: Ekklesia, 2011). See also Greg Boyd, „The Case for Annihilationism,” <http://reknew.org/2008/01/the-case-for-annihilationism> (September 5, 2014), who admits: „While I am not completely convinced of this position, I think it is worthy of serious consideration“ (par. 1).

(19) Trevor Hart, „Universalism: Two Distinct Types,” in Universalism and the Doctrine of Hell, p. 1–34; Fudge, The Fire That Consumes, 3d ed., p. 279–286.

(20) Gregory MacDonald, The Evangelical Universalist, 2d ed. (Eugene, Ore.: Wipf & Stock, 2012), p. 134, 135.

(21) Richard Bauckham, «Universalism: A Historical Survey», Themelios 4, no. 2 (January 1979): 49: «Только представление о том, что все люди в конечном счете будут спасены, является общим для всех универсалистов».

(22) See Baker, Razing Hell, p. 106–124. Ее взгляд уникален, так как она говорит о вероятности того, что не все люди будут спасены. Автор соединяет здесь аннигиляционизм и универсализм.

(23) Rob Bell, Love Wins: A Book About Heaven, Hell, and the Fate of Every Person Who Ever Lived (New York: HarperOne; 2011). Note esp. 107: «В центре подобного понимания — убеждение в том, что, если дать каждому человеку достаточно времени, все обратятся к Богу, ощутят мир и возрадуются в Его присутствии». См. также Rob Bell, The Love Wins Companion: A Study Guide for Those Who Want to Go Deeper, ed. David Vanderveen (New York: HarperOne, 2011).

(24) См., например, Francis Chan and Preston Sprinkle, Erasing Hell: What God Said About Eternity, and the Things We Made Up (Colorado Springs, Colo.: David C. Cook, 2011); Kevin DeYoung’s blog, „God is Still Holy and What you Learned in Sunday School is Still True: A Review of ‘Love Wins,’” <http://thegospelcoalition.org/blogs/kevindeyoung/2011/03/14/ rob-bell-love-wins-review/> (September 5, 2014); Mark Galli, God Wins: Heaven, Hell, and Why the Good News Is Better than Love Wins (Carol Stream, Ill.: Tyndale House, 2011); Larry Dixon, „Farewell, Rob Bell”: A Biblical Response to Love Wins (Columbia, S.C.: Theomedian Resources, 2011); James K. Wellman, Jr., Rob Bell and a New American Christianity (Nashville, Tenn.: Abingdon, 2012); Zens, Christ Minimized?

The Evangelical Universalist; idem, ed. All Shall Be Well: Explorations in Universalism and Christian Theology, from Origen to Moltmann (Eugene, Ore.: Cascade, 2011); Thomas Talbott, The Inescapable Love of God (Boca Raton, Fla.: Universal, 1999).

(26) Более детально см. MacDonald, ed., All Shall Be Well, p. 23, 24; Packer, „Universalism,” p. 172, 173. John MacQuarrie, Principles of Christian Theology, 2d ed. (New York: Scribner’s, 1977), p. 361, он утверждает: «Доктрина условного бессмертия, по крайней мере, предпочтительнее варварского учения о вечном аде… Но, пожалуй, надежда христианина может вести дальше, чем просто к вере в условное бессмертие… Поэтому доктрина „универсализма“ предпочтительнее учения об „условном бессмертии“».

(27) R. C. Sproul, Reason to Believe: A Response to Common Objections to Christianity (Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1982), p. 99, 100.

(28) См., например, Packer, „Universalism,” p. 169–194; G. C. Berkouwer, The Return of Christ (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1972), p. 387–423.

(29) Gary V. Smith, Isaiah 40–66, NAC 15b (Nashville, Tenn.: B & H, 2009), p. 752.

(30) Fudge, The Fire that Consumes, p. 131 (emphasis original).

(31) Guillebaud, The Righteous Judge, p. 12.

(32) Примером может служить Beale, «The Revelation on Hell», p. 134, который пишет: «Не секрет, что Откр. 14:11 и 20:10–15 являются ахиллесовой пятой аннигиляционизма. Хотя некоторые и утверждают, что страдания неверующих временны, вероятнее всего, Иоанн верил в вечное осуждение нечестивых».

(33) Ralph G. Bowles, „Does Revelation 14:11 Teach Eternal Torment? Examining a Proof-text on Hell,” Evangelical Quarterly 73/1 (2001), p. 36.

(34) N. T. Wright, Surprised by Hope: Rethinking Heaven, the Resurrection, and the Mission of the Church (HarperOne, 2008), p. 184.