Что говорит Тора относительно природы шеола

Эрик Галениекс, доктор теологии, профессор кафедры ветхозаветных исследований, Адвентистский африканский университет, Найроби, Кения.

В основу статьи положены идеи автора из егодиссертации «The Nature, Function and Purpose of the Term Sheol in the Torah, Prophets, and Writings: An Exegetical-Intertextual Study», Adventist Theological Society Dissertation Series, vol. 6 (Berrien Spring, MI: Adventist Theological Society Publications, 2005).

Природа шеола

Для того чтобы понять шеол и то место, которое отведено ему в Торе, необходимо задаться вопросом: «Какова природа шеола?».

Шеол находится под землей и является эквивалентом могилы. В отличие от мертвых, те, кто живет на земле, оплакивают тех, кто находится в шеоле (см. Быт. 37:35); они скорбят (см. Быт. 42:38), испытывают страх и потрясение (см. Числ. 16:34).

Что касается природы шеола, то она напрямую связана либо с состоянием смерти, либо с могилой, которая является видимым и ощутимым доказательством смерти(1). Иаков, узнав, что его сын мертв, будучи в состоянии сильнейшей душераздирающей скорби, пожелал «сойти» к нему. Это значило, что подобные мучения готовы были свести его в могилу. Он действительно хотел скорее умереть и быть похороненным рядом с сыном, чем оставаться в живых. Шеол никогда не связывается с понятием «жизнь» и состоянием, в котором находятся живые. Иногда в Ветхом Завете шеол может олицетворяться и изображаться как действие или разговор умершего (так олицетворяются некоторые неодушевленные предметы, например, земля, деревья и т. д.)(2). Однако в Торе шеол связан исключительно со смертью(3).

Вот некоторые из наиболее важных характеристик шеола: шеол ассоциируется с ямой, землей и прахом, что подразумевает могилу, полное разложение тела и прекращение любого рода существования.

Шеол в Торе не представляет собой исключительно обитель нечестивых, как полагают многие исследователи(4). Как праведники (Иаков, Быт. 37:35), так и нечестивцы (Корей, Дафан и Авирон, Числ. 16:30–33) все неизбежно отправляются туда. Поэтому шеол следует понимать как то, что относится, в первую очередь, к могиле. В нескольких словах шеол, представленный в Торе, это место, где собраны все умершие, вне зависимости от того, были они праведниками или нечестивцами, молодыми или старыми (см. Еккл. 9:2–7, 10). Более того, когда умирал патриарх, о нем говорилось, что он «приложился к народу своему» (Быт. 35:29; 49:29); иными словами, он был похоронен там же, где были погребены и его отцы, без какого-либо намека на продолжение жизни их душ.

Шеол в Торе не имеет ничего общего с сомнительными теологическими измышлениями и с теориями о мистической «преисподней», «месте духов умерших» или «обители мертвых». Очень часто исследователи вначале предлагают какие-либо термины или выражения, а затем начинают подгонять их под определенный случай. Например, слово «обитель» является техническим термином, применяемым исключительно к живущим и не имеющим ничего общего с мертвыми(5). Так же и слово «преисподняя» представляется как место некоего существования, хотя это значение и противоречит его первоначальному смыслу. В Торе подобные выражения просто не встречаются(6). Следовательно, природа шеола в Торе, в его узком или широком смысле, не поддерживает теорию о том, что после смерти тело уходит в могилу, а душа — в шеол (ад) или на небеса.

Наконец, в Торе шеол представляется как что-то незащищенное и уязвимое. Например, во Втор. 32:22 Моисей описывает гнев Божий, который «жжет до ада преисподнего», что демонстрирует превосходство Господне над глубинами земли и в то же время подчеркивает слабую природу шеола. Подобно тому как у смертного человека имеется возможность прожить только одну жизнь с момента рождения до смерти, так и у шеола есть начало и конец. Однако в Торе нет прямых ссылок относительно разрушения шеола/могилы или относительно того, как долго он будет сохранять свою природу и господство над умершими. Назначение шеола

Назначение шеола исходит напрямую из его природы и характера. В частности, это прекращение человеческих мук и страданий. Для Иакова потеря его любимого сына была настоящей трагедией, и поэтому его печаль была невыносимой (см. Быт. 37:35). «Схождение» в шеол положило бы конец страданиям Иакова. Та же тоска по Иосифу и переживания за Вениамина выражены в Быт. 42:38, и тот же мотив повторяется в словах Иуды в Быт. 44:29–34.

Шеол также представляется как орудие наказания(7). В Числ. 16:25–35 можно найти пример этого: (1) обвинение, (2) провозглашение приговора, (3) исполнение приговора и последующая за ним реакция народа. Данный отрывок не только описывает восстание Корея и его последователей, но и представляет прототип внезапности и окончательности их уничтожения. В стихах 30–33 взаимозаменяемо и персонифицированно используются различные элементы, такие как земля/могила, которая «разверзает уста свои», «поглощает их» и «покрывает их». Эти выразительные фразы указывают на конкретные аспекты шеола во время Божественного вмешательства и осуждения, то есть погребение этих людей в могилу заживо.

Функционально шеол ограничен. Очень выразительным языком Моисей описывает универсальность всепоглощающего гнева Божьего по отношению к Своему неверному народу, так что даже глубины шеола бессильны против Божественного могущества и не могут защитить своих мертвецов (см. Втор. 32:22).

Термин шеол используется для того, чтобы подчеркнуть контраст, существующий между состоянием «мертвых и живых»(8). Ни разу шеол не ассоциируется с живыми, разве только что в противопоставлении. Более того, когда Моисей призывает «небо и землю» для свидетельства от имени Господа, он ни разу не упоминает шеол или «царство мертвых»(9).

Еще одно назначение шеола связано с его антитетической функцией, характеризующей шеол как космологическую противоположность небес(10). Шаблонное выражение «ад преисподней» (Втор. 32:22) формирует сильнейший контраст с небесами. Однако из этого невозможно сделать какое-то определенное заключение относительно некоего существующего подземного мира или преисподней, где покойные души продолжают свое жалкое существование.

И, наконец, теологические и исторические аспекты шеола иллюстрируют, что его назначение временно. Достаточно сказать, что начало шеола связано с непослушанием двух человек, благодаря которому грех подчинил себе весь человеческий род. С этого момента смерть и шеол проявляют свою власть над живущими (см. Быт. 3). В обетованиях Писания о будущем восстановлении содержится ключ к полному уничтожению шеола(11).

Цель шеола

Цель шеола связана с его природой и назначением. Для того чтобы обнаружить ее в Торе, мы сфокусируемся на вопросе: «Почему автор Торы использует термин

„шеол“?»

Одна из главных причин, почему используется этот термин, сводится к тому, чтобы напомнить о смертной природе человека и подчеркнуть неизбежность смерти для всех человеческих существ. Очевидно, что намерение автора заключается не в том, чтобы представить детальное описание природы, назначения и цели шеола в Торе. Однако использование очень выразительного языка и образов в случае смерти Корея и его последователей (см. Числ. 16) четко указывает на то, что после смерти, в шеоле, у человека не будет второго шанса изменить свою судьбу. Смерть как праведника, так и нечестивого, заканчивается могилой — шеолом. Однако автор идет немного дальше и делает логический вывод из своих наблюдений. Если смерть — это конец, тогда могила позволяет остановить самые тяжкие преступления, совершаемые людьми против Бога (см. Числ. 16). Яркий и отрезвляющий эффект данного аспекта в достаточно эмоциональном описании смерти Корея и всех тех, кто посмел противостоять Богу, находит свое авторитетное подтверждение в многочисленных параллельных ссылках.

Шеол является великим уравнителем. Не имеет значения, кто умирает — Иаков, Иосиф, Корей и его последователи, все те, кто жил благочестиво или провел жизнь в восстаниях против Моисея и Бога, и те, кто стремился к главенству, — все уходят в шеол.

Цель шеола — указать, что место умерших, шеол (могила, яма), противоположно земле живых — там, где можно ощутить Божественное присутствие и найти искупительный и животворящий потенциал. Это означает, что, если загробной жизни нет, необходимо выяснить истинный и вечный смысл значимости человеческой жизни как таковой.

Еще одним важным аспектом, отражающим цель шеола, является указание на то, что именно Бог предъявляет обвинение и судит. Он способен стереть с лица земли людей, считающих себя слишком мудрыми в собственных глазах. Это великая Божья расплата со всеми, кто «на земле живых» провозглашает себя «богами» и презирает «Скалу спасения»(12). На этом фоне Бог показывает последствия неповиновения израильского народа, посмевшего бросить вызов Божественному суверенитету (см. Втор. 32). Обвинение и суды Бога отзываются эхом ужасных и неизбежных разрушений, которые проявляются в проклятиях завета (см. Втор. 32:22–24).

Суд, провозглашенный над живущими, всегда оставляет шанс к тому, чтобы распознать зло и отвернуться от него. Поэтому описание автором смерти Корея и его людей содержит в себе грозное предупреждение: «Это те Дафан и Авирон, призываемые в собрание, которые произвели возмущение против Моисея и Аарона вместе с сообщниками Корея, когда сии произвели возмущение против Господа; и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение»(13).

«Знамение» — это то, что бросается в глаза. Автор использует это слово, чтобы привлечь внимание и предупредить. В то же время Бог в суде Своем одаряет спасительным страхом тех, кто стал свидетелями трагедии, в надежде на то, что они убоятся и вернутся к Нему.

Ссылка на шеол часто служит подтверждением Божественного суверенитета, и это хорошо видно из истории Корея и его последователей, оказавшихся в шеоле. Описание того, как Господь творит необычайное (см. Числ. 16:30–33), подчеркивает степень Его суверенитета, как и «схождение живых в преисподнюю». Фактически это часть того фона, на котором Бог выстраивает наше доверие и надежду относительно Своих будущих действий.

Так как Бог — Создатель всего сущего, Он является Господином человеческой жизни и истории (см. Втор. 10:17; 32:6). Ни один человек или нация не создавали сами себя. Божий народ, религиозные вожди и целые нации черпают силу и энергию из источников, даруемых Господом, и обретают свой высокий статус по Божественному назначению. Бог не только держит в Своих руках ключи человеческой истории, Он имеет контроль и над умершими, находящимися в шеоле. Подобно современникам Моисея, церковь сегодня должна осознать тщетность надежды на свои собственные силы. Ее уверенность должна укореняться только лишь в Боге.Шеол не следует путать с такими концепциями, как «обитель» или «преисподняя», которые исследователи пытаются ассоциировать с продолжающимся существованием духов умерших. Вполне очевидно, что в Торе шеол является эквивалентом места для умерших, и в ней не содержится даже малейшего намека на возможность посмертного существования в какой бы то ни было форме.

Давая оценку рассмотренным ссылкам на шеол, следует помнить, что основная цель данного термина не доктринальная, а эмпирическая (см. Быт. 32, 42, 44), учебная (см. Числ. 16) и доксологическая (см. Втор. 32). Автор хочет, чтобы читатель пережил тоску и любовь Иакова по отношению к его сыну Иосифу; чувства его настолько сильны, что он готов умереть. В то же время посредством трагического опыта Корея автор желает предупредить об опасности бунта против Бога. Следует упомянуть и еще об одном важном измерении проанализированных текстов. В них чувствуется намерение автора внушить верность Богу в сердца своего народа и последующих поколений. Очень важно понимать человеческую ответственность перед Богом и необратимые последствия возможного прекращения жизни как для праведника, так и для нечестивого.

И последнее. Хотя ссылки на шеол в Торе не дают прямого описания окончательного эсхатологического суда и не содержат информации об окончательном наказании нечестивых огнем или о награде для праведников посредством воскрешения, некоторые из них, безусловно, содержат аллюзии на будущее и являются прототипом последних событий, как, к примеру, в Числ. 16. Пророческая динамика всех этих событий представлена в других местах Ветхого Завета, и они находят свое исполнение в последние дни.

Ссылки

(1) Ethelbert W. Bullinger, „Hell“, Figures of Speech Used in the Bible, Explained and Illustrated (Grand Rapids: Baker, 1997), p. 367–370; also p. 861–869.

(2) Ср. Числ. 16:30–33; 26:10; Втор. 11:6; Пс. 105:17; Ис. 5:14; 14:1–11; Иез.

31:1–18; 32:21, 27 с Суд. 9:7–21.

(3) Быт. 37:35; 42:38; 44:29, 31; Числ. 16:30, 33.

(4) Robert B. Girdlestone, Synonyms of the Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1948), p. 283.

(5) Bullinger, „Hell“, 368; Robert K. Barnhart, ed., The World Book Dictionary, 2 vols. (Chicago, IL: World Books, 1995), s.v. „Abode“.

(6) Barnhart, The World Book Dictionary, s.v. „Nether world“ and „Underworld“.

(7) Например, 3 Цар. 2:6, 9; Иов. 24:19; Пс. 8:17.

(8) Числ. 16:46; Втор. 30:15, 19; 1 Цар. 2:6; Деян. 10:42; 2 Тим. 4:1; 1 Петр. 4:5.

(9) См. Втор. 4:26; 30:19; 31:28; 32:1.

(10) Ср. Втор. 32:22; Иов. 11:8; Пс. 138:8; Ис. 57:9; Ам. 9:2.

(11) Втор. 32:29; 1 Цар. 2:6; 3 Цар. 17:22; Иов. 14:12; 19:25–27; Пс. 1:6; 15:10; 16:15; 48:15; 70:20; 72:24; 88:10; Ис. 25:8; 26:14, 19; 53:11; Иез. 37:10; Дан. 12:2; Ос. 6:2.

(12) Втор. 32:15–29; Пс. 51:5.

(13) Числ. 26:9, 10. Ср. Пс. 59:6: «Даруй боящимся Тебя знамя». «Убояв-шимся» Бог найдет защиту от атак зла, символом которого является «лук». Все свое упование праведник возлагает на Бога, небесного Воителя. См. также Ис. 11:10.