Введение.

Первое послание христианам в Фессалонике было написано апосто­лом Павлом в городе Коринфе, как принято считать, в 50 или 51 г. по Р.Хр.

1. Заглавие. В наиболее ранних Греческих рукописях это послание было озаглавлено просто Pros Thessalonikeis А («к Фессалоникийцам 1»). Более ши­рокое заглавие в Английской Библии перевода KJV (как и в Синодальной Биб­лии). «Первое послание Павла к Фессалоникийцам» является результатом более поздней разработки.

2. Авторство. Послание согласно самого текста, послано от Павла, Силуана (Сила) и Тимофея гл. 1:1. Однако, это труд, прежде всего, Павла (см, гл. 3:1, 2, 6, 7; 5:27). Оно помещено среди посланий Павла в наиболее раннем списке НЗ книг, Мураторском каноне (170 г. по Р. Хр.}. Писатели ранней церкви, Ириней (около 130-202 г. по Р. Хр.), Климент Александрийский (умер 220 г. по Р. Хр.), и Тертуллиан (около 160-240 г. по Р. Хр.), рассматривали Павла, как автора по­слания. Личность и стиль Павла явно видны во всём послании. Его любовь к своим обращенным и бремя, которое он нёс об их духовном благополучии, про­явлены повсюду. Делать ударение на великих духовных свойствах веры, любви и надежды является отличительным для Павла (ср. 1Kop. 13:13). Богословы настоящего времени, в общем согласны, что автором послания был Павел. От­носительно даты написания послания (см. VI том, 102, 103 стр.).

3. Историческая обстановка. Фессалоника была значительным городом и столицей второй части Македонии (см. на Деян. 17:1). Она располагалась в изголовье залива Горячие Источники, ныне известного иод названием Салоникского Залива. Через Фессалоники проходила дорога, называемая Виа Игнатиа, которая связывала восток с Римом (военная дорога, проведенная в эпоху Рим­ского господства с 148 г. до Р. Хр. из Дураццо в Византию). Сочетание благо­приятного расположения и прекрасной гавани сделало Фессалонику местом очень оживленной торговли. Возможно, по этой причине там находилась боль­шая Иудейская колония и синагога Деян. 17:1. Город, теперь называемый Са­лоники, является одним из наиболее важных торговых центров северной Гре­ции. Вдобавок к этому, город интересен в археологическом значении, ибо три­умфальные арки, встречающиеся на древней Римской дороге ViaEgnatia ещё стоят как памятники славы и силы древнего Рима.

Павел впервые соприкоснулся с Фессалоникой во время Второго Миссио­нерского Путешествия, непосредственно после своего ухода из Филипп Деян. 16:40; 17:1. Поскольку его метод евангелизации заключался в том, чтобы пре­жде всего проповедовать в значительно больших городах, и таким образом де­лать их центрами для распространения Евангелия среди окружающих городов и селений, он и его спутники направили свой путь прямо в Фессалонику, не останавливаясь для проповеди в городах Амфиполе и Аполлонии (см. на Деян. 17:1). Зная, что он должен в Фессалониках достигнуть прежде всего Иу­деев, Павел пришел в синагогу и три последующие субботы говорил своим со­отечественникам о великих истинах Евангелия. Его не испугало жестокое обхо­ждение с ним в Филиппах, и в силе Святого Духа он представил пророчества о Мессии из ВЗ, и их исполнение в Иисусе. Некоторые из его Иудейских слуша­телей уверовали Деян. 17:4. Великое множество «Еллинов, чтущих Бога» (см. на Деян. 17:4), приняли его весть. Среди верующих в Фессалонике было также немало «знатных женщин» Деян. 17:4.

Вероятно, миссионеры продолжали свою работу более, чем три отмеченных недели, ибо Павел подчеркивает о своём труде день и ночь, чтобы содержать себя во время проповеди к ним (см. 1Фес. 2:9), и в своём послании к Филиппийцам он ссылается на дары, которые они получили во время пребывания в Фессалонике (см на Флп. 4:16). Успешное служение Павла вскоре превратило зависть Иудеев в страшную ненависть, которая привела к спору и заставила Павла оставить город Деян. 17:5, 6. После трех первоначально проведенных суббот в синагоге, кажется, что Павел продолжил свою проповедь в доме Иасона Деян. 17:7. Его труд был особенно успешным среди Греков, посему церковь в Фессалонике состояла преимущественно из язычников (см. на 1Фес. 1:9; 4:5).

Самосуд толпы возбужденный Иудеями, привлек внимание Римских властей к проповеди Павла, но обвинение, что апостол был виновен в государственной измене, представляя учение о наступлении царства Христова, не было принято городскими начальниками. Что Павел и его спутники не были официально из­гнаны из Фессалоники и лишены права возвратиться, становится очевидным из факта, что апостол почёл за необходимое объяснить церкви, почему он не воз­вратился гл. 2:17,18 и из факта, что Тимофей возвратился гл. 3:2. Однако хри­стиане почитали за лучшее для Павла и его сотрудников временно оставить город. Евангелисты направили свой путь к Верии, городу, расположенному на некотором расстоянии на юго-запад. Здесь Павел снова проповедовал в синагоге и среди этих Иудеев, любящих Священное Писание, Павел имел гораздо боль­ший успех. Известия о его новой деятельности вскоре достигли Иудеев из Фес­салоники и побудили их к немедленному действию. Они поспешили в Верию и снова возбудили чернь против миссионеров Деян. 17:10-13. Друзья отослали Павла в Афины, но его спутники остались в Македонии. Апостол очень нуждал­ся в их помощи в Афинах и ожидал их там Деян. 17:16. Кажется, что позже Тимофей присоединился к нему в Афинах и тогда Павел послал его в Фессалонику ободрить новообращенных и принести обратно весть об их положении (см. 1Фес, 3:1, 2, 6). Можно заключить, что Сила оставался в Македонии, ибо, когда Тимофей возвращался в Грецию, Сила сопровождал его и они оба встретились с Павлом в Коринфе, куда он прибыл после короткого пребывания в Афинах Деян. 8:1, 5.

На основании отчета Тимофея, апостол написал свое первое послание к Фессалоникийцам. Рукописи, простирающиеся вплоть до 5-го столетия, поме­щают в конце этого послания заметку, что оно было написано из Афин. Это предположение вероятно сделано на основании гл. 3:1, 2. Однако, из гл. 3:6 становится ясным, что 1 Фессалоникийцам не было написано до тех пор, пока Тимофей не возвратился из Македонии, а согласно Деян. 18:1, 5, Па­вел тогда находился в Коринфе. Следовательно, наиболее верным будет заключение, что I Фессалоникийцам было написано там. Это послание обычно рас­сматривается как первое среди сохранившихся посланий Павла (см. VI том, 102 стр.), и, с возможным исключением послания Иакова, оно, вероятно, было пер­вой написанной книгой Нового Завета. Относительно дискуссии о дате написа­ния 1 Фессалоникийцам (см. VI том, 103 стр.).

4. Тема. Излучающий жар пылкой любви наполняет всё послание (ср. гл. 1:2-4; 2:7,8; 3:6, 7). Апостол особенно благодарен за отчет Тимофея о верно­сти Фесссалоникийцев и их нежное уважение к нему. Он спешит похвалить их за их благородные качества веру, любовь и надежду. Он очень желает посетить их, ибо он не имел достаточно времени, пребывая с ними, чтобы наставить их вполне истинам Евангелия.

Тимофей, должно быть, представил также определенные проблемы. Некото­рые в Фессалониках были огорчены о любящих, которые умерли после того, как получили Евангельскую весть, ужасаясь, что их возлюбленные не будут иметь участия в славном воскресении при пришествии Господа. Другие допускали крайности в отношении Второго пришествия, полагая, что они не должны рабо­тать, но ожидать пришествия Господа в праздном состоянии. Еще другие уст­ремлялись обратно в мир и находились в опасности погибнуть в безнравствен­ности. Другие уклонились в независимость, не желая признать должным обра­зом определенных руководителей церкви. «Бесчинные», «малодушные» и «сла­бые», все нуждались в помощи гл. 5:14. Насколько это было возможным, апо­стол должен был поспешить дать личное наставление этим возлюбленным ве­рующим. Неоднократно он пытался придти, но сатана воспрепятствовал ему гл. 2:18, и по этой причине он довольствовался лишь написанием к церкви посла­ния.

Тема, согласно посланию — практическое благочестие в виду возвращения Христа. Славное пришествие Господа — наиболее выдающееся представленное здесь учение гл. 1:10; 2:19; 3:13; 4:13-18; 5:23. Другие упомянутые учения, суть смерть и воскресение Христа гл. 4:14, воскресение умерших праведников 13-16 ст., будущая награда и наказание гл. 4:17; 5:3, личное существование и активная деятельность сатаны гл. 2:18; учение об искуплении, включая избра­ние и освящение гл. 1:4; 4:3-7.

5. План.

I. Приветствие — 1:1.

II. Обозрение служения и взаимоотношений с Фессалоникийцами 1:2 по 3:13.

A. Благодарность за верное свидетельство членов -1:2-10.

1. Благодарность за их отчет — 1:2-4.

2. Обозрение их плодотворного принятия Евангелия -1:5-10.

Б, Обозрение Павла о своём служении в Фессалониках — 2:1-16.

B. Старание Павла снова посетить своих обращенных — 2:17-20.

Г. Вместо себя Павел посылает Тимофея — 3:1-13.

1. Цель посещения Тимофея — 3:1-5.

2. Отчет Тимофея и его воздействие на Павла — 3:6-13.

а. Отчет- 3:6.

б. Павел радуется отчету — 3:7-9.

в. Непрерывное желание Павла посетить церковь — 3:10, 11.

г. Молитва Павла о своих обращенных — 3:12, 13.

III. Наставления и увещания — 4:1 по 5:23.

A. Введение — 4:1, 2.

Б. Истинное освящение тела — 4:3-8.

B. Братская любовь Фессалоникийцев — 4:9,10а.

Г. Увещания к спокойному трудолюбию — 4:10б — 12.

Д. Смерть христианина и воскресение -4:13-18.

1. Славная надежда воскресения — 4:13, 14.

2. Обстоятельства, при которых произойдет воскресение -4:15, 16.

3. Праведники, живые и воскресшие восхищены -4:17.

4. Итак, утешайте друг друга сими словами -4:18.

Е. Неопределенность времени пришествия Христа — 5:1-11.

1. Внезапное пришествие дня Господня — 5:1-3.

2. Верующие должны быть всегда готовы — 5:4-11.

Ж. Заключительные увещания — 5:12-22.

1. Уважение служителей Господних — 5:12, 13.

2. Сохранение мира в церкви — 5:14. 15.

3. Поощрение радоваться, молиться и благодарить — 5:16-18.

4. Просьба относительно духовных даров — 5:19-22.

3. Заключительная молитва и просьба — 5:23-28.

1. Молитва о полном освящении — 5:23, 24.

2. Просьбы и приветы — 5:25-27.

3. Благословение — 5:28.