Глава 1

1.Павел и Силуан и Тимофей церк­ви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благо­дать вам и мир от Бога Отца на­шего и Господа Иисуса Христа.

2. Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,

3.Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Ии­суса Христа пред Богом и Отцем нашим,

4.Зная избрание ваше, возлюблен­ные Богом братия;

5. Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святого,

7 Так-что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.

8 Ибо от вас пронеслось слово Гос­подне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бо­га, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.

9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному

10 И ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мерт­вых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.

Павел: — Послание начинается в обычном порядке с официального привет­ствия (см. на Рим. 1:1), Апостолу нет необходимости в длинном предисловии, поскольку он хорошо известен своим читателям, и, возможно, прошло лишь краткое время с тех пор, как он был с ними (см. введение к 1Фессалоникийцам 224 стр.).

Хотя Павел в приветствии присоединяет Силуана и с ним Тимофея, очевид­но, что только лишь Павел является единственным автором послания гл. 2:18; 3:5; 4:13; 5:1, 23, 27. Но он постоянно имеет в мыслях Силуана и Тимофея при написании послания, и многократно употребляет множественное местоимение «мы» на протяжении всех пяти глав послания гл. 1:2; 2:2; 3:1; 4:1; 5:12. Его два спутника, несомненно, могли подтвердить всякое увещание апостола, напи­санное ниже их имен.

Силуан: В Деяниях Апостолов известно более краткое имя Сила (см. на Деян. 15:22, 34, 40). Он был с Павлом в Филиппах Деян. 15:40, 41; 16:12, 19, сопровождал его в Фессалонику Деян. 17:1, 4, удалился с ним в Верию Деян. 17:10, и оставался в этом городе после того, как Павел направился в Афины Деян. 17:14. Он позже присоединился к апостолу в Коринфе (см. на Деян. 18:5; ср. 2Кор. 1:19). Он упомянут прежде Тимофея, возможно по причине старшин­ства, и как связанный с Павлом на протяжении более долгого времени.

Тимофей: — Транслитерация Греческого имени Timotheos, часто перево­димого «Тимофей». См. на Деян. 16:1. Он был из местности Дервии и Листры и сопровождал Павла во время Второго Миссионерского Путешествия Деян. 6:1-3, и был соучастником в служении Павла в Филиппах, Фессалонике и Верии (см. на Деян, 17:14). Юный евангелист был послан в Фессалоникийскую цер­ковь, и его отчет о её состоянии составил непосредственную предпосылку, со­гласно которой Павел написал свое послание 1Фес. 3:1, 6.

церкви:Греч. ekklеsia (см. на Матф. 18:17). Павел адресует своё посла­ние всему телу верующих в Фессалонике, подобно тому, как в другом месте обращается к «святым» Рим. 1:7; и т.д. Он не упоминает главных служителей церкви, как это он делает в своём послании к Филиппийцам гл. 1:1.

Фессалоникской: — Более обычным для Павла является Рим. 1:7; 1Kop, 1:2; 2Кор. 1:1; Ефес, 1:1; Флп. 1:1; Кол. 1:2 называть город, в котором нахо­дилась особая церковь, но здесь, и в 2Фес. 1:1 он адресует «церкви Фессало­никской». Трудно увидеть значительное отличие в различных формах приветст­вия, хотя можно отметить, что посредством этого приветствия Павел имел в виду включить не только тех, которые проживали в городе, но также и тех, ко­торые приходили из прилегающих местностей. Нет возможности узнать чис­ленность Фессалоникской церкви, хотя Деян. 17:4 подчеркивает многочислен­ность первоначальной церкви.

в Боге: — Эта фраза должна быть тесно связана со словом «церкви». Цер­ковь существует только тогда, когда она основана «в Боге», только тогда, когда все её члены соединены с Ним (ср. на Рим. 1:7; Ефес. 1:1; Флп. 1:1).

Отце: — Сравните на Рим. 1:7 и приветствия в других посланиях Павла о значении отцовства Бога в этом положении.

Господе Иисусе Христе: — Слово «в» необходимо поставить впереди это­го звания, как в Английской Библии KJV подчеркивая, что церковь существует не только лишь чрез её союз с Богом, но также и по причине её союза с Сыном (см. на Рим. 8:1; 1Kop. 1:2), Тройной титул отражает Христологию Павла, его понимание природы Христа. Он знал своего Учителя как Господа и человеческо-божественного Спасителя (см. на Флп. 2:5).

благодать:Греч, charts (см. на Рим. 1:7),

мир: — См. на Рим. 1:7.

от Бога: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) может цитироваться опу­щением остальной части этого стиха, начиная от слов: «От Бога», которые воз­можно были включены из 2Фес. 1:2 более поздней редакцией.

2. благодарим: — Независимо от того употребляет ли Павел редакторское «мы» говоря только о себе или он говорит, включая также Силу и Тимофея, его смысл ясен. Когда он и его спутники глубоко прониклись отчётом Тимофея о положении в Фессалониках, они преисполнились благодарностью и сделали её известной Богу (ср. на Рим. 1:8).

Бога: — Апостол выражает признательность Тому, Кому принадлежит вся­кая благодарность. Превосходства Фесссалоникийцев истекали от силы Божией, которая действовала чрез них.

Всегда … за всех вас: — Со страниц посланий Павла, ярко сияет его так­тичность. Он не желал, чтобы кто-либо почувствовал себя пренебрежённым; он старался включить в свои приветствия всех, и внимательно составил список имён, когда перечислял личности поимённо (см. на Флп. 1:4; ср. Рим. 16:1-15; Кол. 4:7-17).

в молитвах наших: — Или, «во время наших молитв». Фраза определяет слово «всегда». Павел и его спутники, несомненно, имели установленное время молитвы, когда они ходатайствовали за христиан из Фессалоник, лично упо­миная о них и рассуждая об их благополучии.

3. Непрестанно памятуя: — Павел вспоминал, что он лично видел в Фесса­лониках, а также переданное Тимофеем гл. 3:6. Постоянное воспоминание о характере членов христиан и его плодах служило причиной, почему упоминание о них в молитвах всегда принимало вид благодарности Богу.

ваше дело: веры: — Павел концентрирует внимание на трех выдающихся качествах, которыми обладали Фессалоникийцы — вере, любви и надежде. В Кол. 1:4, 5; 1Фес. 5:8, и особенно в его прославленном труде о любви 1Kop. 13 гл. он излагает эти три добродетели как основные элементы христианского ха­рактера. Здесь он соприкасается с внешними доказательствами этих добродете­лей, ибо он говорит о том, что он заметил и запомнил, будучи среди них. «Дело веры» ссылка на духовную или гражданскую деятельность, которая была вдох­новлена верой. Такая фраза открывает практическое свойство истинной веры, которая доказывает о своём существовании христианскими делами.

труд:Греч, kopos, «беспокойство», «заботы», «труд», подчеркивая интен­сивное усилие, соединенное с тяжелым трудом и заботами. Здесь «труд любви» означает труд внушённый любовью, труд предпринятый добровольно и с жела­нием переносить заботы и страдания ради спасения других. Павел радовался, когда члены церкви среди различных неприятностей спешили друг к другу, ока­зывая помощь с прилежным усилием и жертвой. Эта любящая забота о благопо­лучии других не меньше, чем их пылкая вера, была убедительным доказательст­вом истинности их обращения (ДА 262).

терпение:Греч, hupomone, «терпение», «стойкость» (см. на Рим. 2:7).

упования: Павел здесь говорит о терпеливой стойкости, поддерживаемой упованием, вытекающим из христианской веры. Это упование не смутный, не­определенный оптимизм, но «надежда в нашем Господе Иисусе Христе», то есть, надежда, сосредоточенная во Христе, надежда спасения в Нём гл. 5:8, 9; надежда на Его скорое пришествие ради их избавления (1Фес. 4:13-18; ср.Тит. 2:13). Их терпение и стойкость вытекают из упования, ибо в виду будущей славы, они могут более бодро переносить их страдания. Надежда, есть якорь их души Евр. 6:19.

пред: — Скорее, «перед», «в присутствии». Эти новообращенные, страдая от преследований, жили в близком присутствии Бога. Их вера, любовь и надеж­да были искренними не только пред людьми, но также пред Богом, испытателем сердец. Возможно, мысль Павла перенеслась от спасения во Христе ко дню су­да, когда Фессалоникийцы предстанут пред их Создателем, не имея причины для трусливого страха.

Богом и Отцом нашим: Или, «Богом, также нашим Отцом», или «на­шим Богом и Отцом».

4. Зная: — Ссылка на общепризнанный факт (ср. на Рим. 3:19).

избрание:Греч, ekloge, «процесс выбора» (см. на Рим. 9:11). Бог избрал верующих из Фессалоник ко спасению «чрез освящение Духа и веру истине» 2Фес. 2:13. Апостол здесь не говорит о каком-либо безусловном избрании Фессалоникийской церкви. Это подтверждается его последующим высказанным опасением, что некоторые из них могли пасть при искушениях и его труд ока­зался бы тщетным 1Фес. 3:5. Относительно более обширной дискуссии избра­ния и предопределения (см. на Рим. 8:29; 9:11; 11:5; Ефес. 1:4-14; 3:11). Нигде в Священном Писании нет оснований для учения, что Бог пре­допределил некоторых лиц к вечной жизни, а остальную часть человечества — на веч­ную погибель. Истинное библейское учение об избрании включает как волю Божию, так и волю человека.

братия: Это выражение, употреблённое 19 раз в единственном и множе­ственном числе в этом послании, отвечает на непосредственную любовь Павла к христианам вФессалонике.

Богом: — Согласно оригиналу Греческого языка, эта фраза определяется словом «возлюбленные», вместо присоединения к «избрание ваше», таким обра­зом, читая это выражение, «братия, возлюбленные Богом». Это описание со­держит мысль о любви апостола и любви Божией к верующим из Фессалоник (ср. Рим. 1:7; 2Фес.2:13).

5. благовествование:Греч, euaggelion (см. на Марк 1:1). Павел говорит о благовествовании, которое было вручено ему и его спутникам 1Фес. 2:4 и которое они верно провозглашали. В Фессалоникийской синагоге, Павел открыл Писания ВЗ и проповедовал о Мессии, Который пострадал и умер за грехи че­ловечества и снова воскрес от смерти, и что Иисус, поэтому, был Христос (Де­ян. 17:2, 3; ДА 225-227). Сила Евангелия проявилась в жизни многих, которые изменились благодаря принятию Евангелия Деян. 17:4.

не в слове только: — Для выражения благой вести, апостол применил сло­ва, но действие Евангелия не оканчивается речью. Слова сопровождались про­явлением духовной силы.

но и в: — Это выражение, взятое непосредственно с предшествующим «только», подчеркивает контраст между словами и внушёнными Духом делами.

силе:Греч, dunamis (см. на Лук. 1:35). См. на 1Kop. 2:4; 4:20, где «сло­во» и «сила» контрастны. Период служения Павла Фессалоникийцам Деян. 17:1-4 хотя краткий, всё же предоставил место для многих чудес и проявлений могущества Евангелия, несмотря на то, что лишь несколько фактов приведены в Священной записи.

во Святом Духе: См. на Матф. 1:18. Фраза «во Святом Духе» подра­зумевает, что благословение пришло к Фессалоникийцам чрез действие Духа, в атмосфере, обусловленной Духом, и посему, воистину можно сказать, что влия­ние Святого Духа охватило все действие. Таким образом, Павел отрицает лич­ное влияние на успех Евангельской вести.

удостоверением: — Т.е., доверием или убеждением. Евангелие было про­поведано уверенно и убежденно, ибо Павел и его спутники знали, что они были уполномочены Святым Духом.

вы … знаете: — Павел взывает к личному познанию Фесссалоникийцев относительно поведения миссионеров среди них. Прежде чем сделать такое воззвание относительно своего поведения, человек должен иметь чистую со­весть, но Павел никогда не боялся сослаться на своё личное поведение среди своих обращенных. Несколько ссылок Павла на свою жизнь в Фессалониках гл. 2:1, 2, 5, 9-11 возможно подразумевает, что некоторые представляли в ложном свете его поведение и пытались ослабить его влияние. Он встретил такие лож­ные представления, провозглашая, что не только проповеди, но жизнь евангели­стов проповедовала Евангелие, и что всё это было сделано ради самих Фесса­лоникийцев.

6. подражателями:Греч, mimetai, буквально, «имитаторами» (ср. на 1Kop. 4:16; Ефес. 5:1). Павел представляет этот факт, как дальнейшую причину для познания, что Бог избрал их ко спасению. Как Павел проповедовал в силе Святого Духа, так Фессалоникийцы приняли Слово с радостью Святого Духа, как результат они стремились исполнять волю Божию.

Господу: — Павел не оставил Фессалоникийцам лишь человеческий при­мер. Он помог им также стать подражателями их Господа. Таким был постоян­ный образ действий апостола (ср. 1Kop. 11:1), следовательно, когда он лично не мог присутствовать среди них, они могли сосредоточить свой взор на Христе, совершенном образце.

принявши:Греч, dechomai, которое подразумевает охотное принятие, принятие с радостью.

скорбях:Греч, thlipsis (см. на Рим. 5:3). Члены в Фессалониках стали христианами среди сильного противодействия Деян. 17:5-9; 1Фес. 2:14. В пер­вобытной церкви обращение обычно призывало к личному мужеству и дейст­венному самоотречению, ибо новообращенные члены часто жестоко преследовались (см. на Матф, 24:21). Такое преследование, в сущности, было благо­словением, ибо направляло церковь к очищению, и приводило её членов в более близкое общение со Христом (см. ДА 261). Хотя скорби были тяжелыми, они не лишили мужества обращенных. Наоборот, их страдания сопровождались радо­стью, которая снизошла от Духа Святого (ср. Гал. 5:22).

7. образцом:Греч, tupoi, единственное число tupos «тип», «образец» (см. на Рим. 5:14). Верующие копировали свою жизнь по образцу апосто­лов и Господа, а теперь они, в свою очередь, стали образцом или примером для подражания другим христианам. Они были примером относительно твердости, с которой они оставались верными христианству, и ревности, с которой они рас­пространяли её учение. Что Фессалоникийцы стали образцом для других очень скоро после своего собственного обращения, говорит о чрезвычайном качестве их христианского свидетельства.

Македонии и Ахаии: — Две провинции, на которые была разделена Гре­ция, когда была приведена под Римское владычество в 146 г. до Р. Хр. (см. VI том, карту на 33 стр.). Свидетельство Павла показывает, каким широко распро­страненным было влияние верных Фессалоникийцев среди их собратьев хри­стиан.

8. пронеслось:Греч, exeched, «прозвучать», «оглашать», «отражать».

слово Господне: — Т.е., Евангелие, которое Фессалоникийцы так охотно приняли и в свою очередь передали дальше другим (ДА 256).

во всяком месте: -, Фессалоника была крупным торговым городом, из ко­торого сведения об этих искренних христианах достигали не только других час­тей Греции, но также самых отдалённых мест. Поскольку Павел жил тогда в Коринфе, он мог легко получить сведения о деятельности своих обращенных.

вере … в Бога: — Большинство верующих очевидно были из язычников 9 ст. Теперь они наглядно показали, что имеют истинную веру в Бога и в Его евангельскую весть, выраженную как в их стойкой христианской жизни, так и в их миссионерской ревности. Их свидетельство было настолько определенным и ясным, что для Павла и его сотрудников не было необходимости что-либо при­бавить к нему. Едва ли можно было выразить большую похвалу Фессалоникийцам.

9. сами они: — Т.е., те, которые рассказывали апостолу. Эти люди непри­нужденно рассказали Павлу о великом изменении, происшедшем в Фессалониках, благодаря его служению. Такое свидетельство было даже более ценным, чем данное самими Фессалоникийцами.

обратились к Богу: — Сравните фразу «вере … в Бога» 8 ст., Фессалони­кийцы повернулись спиной к своим идолам и стали лицом к лицу с Богом.

идолов: — Апостол лишь недавно прибыл из Афин, где его дух был очень возмущен при виде города «полного идолов» (см. на Деян. 17:16). Посему Павел был очень поражен образом действия Фесссалоникийцев, оставивших своих идолов, отдавая предпочтение истинному Богу.

служить:Греч, douleud, «быть рабом», «быть послушным» (ср. на Рим. 1:1). Форма Греческого глагола выражает постоянный смысл «продолжать слу­жение».

истинному:Греч, alethinos, «подлинному», «действительному», «истин­ному». Живой и истинный Бог противопоставлен ложным, безжизненным идо­лам. Как Павел, так и его обращенные осознали неоценимое превосходство жизненности христианской религии над всеми другими религиями.

10. ожидать: — Или, «продолжать ожидать».

с_небес: — Сравните на Флп. 3:20. Жизненная цель обращенных Павлом была двоякой — служить Богу и ожидать возвращения Христа. В этом послании апостол постоянно подчеркивает величие учения о Втором пришествии нашего Господа 1Фес. 1:10; 2:19; 3:13; 4:13-18; 5:23. И каким было практическое влияние этого «блаженного упования» Тит. 2:13 на жизнь Фессалоникийских верующих! Они жили, предвкушая пришествие их Господа. Это не было лени­вое, праздное ожидание, однако, они сочетали служение с ожиданием. Они бы­ли настолько пылкими в их надежде скорого избавления от своих гонителей через славное вмешательство их Господа, что страшились, чтобы смерть не ли­шила кого-либо их них великой радости личной встречи с Ним (ср. ДА 258).

Сына Его: — Единственное упоминание в этом послании Христа как Сына Божия в противоположность многократному упоминанию в посланиях к Римля­нам и Галатам Рим. 1:3, 4; Гал. 1:16; и т.д.

Которого Он воскресил: — В своем послании к Римлянам, апостол пред­ставил воскресение Иисуса как доказательство, что Христос есть Сын Божий (см. на Рим. 1:4). В этом вероятно, первом среди всех своих посланий, Павел не решался следовать такому рассуждению, признавая Христа, как воскресшего Сына Божия.

избавляющего: — Скорее, «является избавлением». В то время как основ­ной акт избавления совершился на Голгофе, процесс избавления является не­прерывным и будет завершен лишь при Втором пришествии Христа, когда те, которые приняли помощь Спасителя будут навсегда спасены от когтей греха (ср. на Матф. 1:21; Рим. 11:26).

грядущего гнева: — Употребление определенного артикля перед словом «гнев» указывает на особенное проявление Божественного недовольства (см. на Матф. 3:7; Рим. 1:18).

Относительно дискуссии значения слова «гнев» [orge] (см. на Рим. 2:8; ср. на Рим. 1:18). Благовествование приносит избавление от грядущего гнева Рим.5:9. Те, которые верят этой вести и принимают её условия имеют гарантию вечной жизни и гнев Божий более не распространяется на них (см. на Ин. 3:36; 5:24; 1Ин. 3:14).

Комментарий Е.Г. Уайт к 1 главе 1Фессалоникийцам.

2, 3 ДА 256.

5 МС 307.

6-10 ДА 256.

7, 8 МЖС 122; МС 307.

9 Ев. 219.