Глава 2

1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не без­действенный;

2 Но, прежде пострадав и быв по­руганы в Филиппах, как вы знае­те, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.

3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуж­дений, ни лукавства;

4 Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не че­ловекам, но Богу, испытующему сердца наши.

5 Ибо никогда не было у нас (перед вами) ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!

6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:

7 Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но бы­ли тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.

8 Так мы, из усердия к вам, восхо­тели передать вам не только бла­говестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любез­ны.

9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно по­ступали мы перед вами, верую­щими;

11 Потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,

12 Мы просили и убеждали и умо­ляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.

13 Посему и мы непрестанно благо­дарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человече­ское, но как слово Божие, — како­во оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.

14 Ибо вы, братия, сделались подра­жателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единопле­менников, что и те от Иудеев,

15 Которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем чело­векам противятся,

16 Которые препятствуют нам гово­рить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют ме­ру грехов своих; но приближает­ся на них гнев до конца.

17 Мы же, братия, бывши разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем, тем с большим же­ланием старались увидеть лицо ваше.

18 И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам; но воспре­пятствовал нам сатана.

19 Ибо кто наша надежда, или ра­дость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Ии­сусом Христом в пришествие Его?

20 Ибо вы — слава наша и радость .

1. Вы сами: — Здесь Павел останавливается более глубоко на рассуждении, начатом в гл. 1:5. Другие добровольно засвидетельствовали о феноменальном успехе работы Павла и его сотрудников в Фессалонике (см. на гл. 1:9), но апо­стол теперь наконец обращается к тому, что вспомнили сами Фессалоникийцы. Каждый служитель Евангелия должен так вести себя, чтобы в случае клеветни­ческих нападений, он мог сделать подобный призыв к своему народу.

входе: — Т.е. евангелизационное посещение Павла и его спутников (ср. Деян. 17:1-4; 1Фес. 1:9). Обращенные из Фессалоники знали лучше, чем кто-либо другой о последствиях этого миссионерского посещения в их собственной жиз­ни.

бездейственный: — Буквально, «пустой» (см. на 1Кop. 15:10). Сами ве­рующие из Фессалоник были доказательством истины, проповеданной Павлом,

2. прежде пострадавши: — По всей вероятности, это было всего лишь не­сколько дней после того, как Павел и Сила были избиты в Филиппах, они нача­ли свою работу в Фессалониках (см. на Деян. 17:1).

бывши поруганы: — Несомненно, многие из верующих видели своими собственными глазами бичевание, совершённое Римским бичом .Апостол остро почувствовал несправедливость возмутительного поступка биче­вания Римских граждан без судебного следствия (см. на Деян. 16:37).

мы дерзнули:Греч, parresiazomai, «говорить прямо, откровенно», «иметь смелость», «рисковать». После такого жестокого наказания, перенесён­ного вестниками-евангелистами, самозванцы (см. на 3 ст.) не имели бы смело­сти сразу же продолжать свою работу в близлежащем месте.

Проповедать вам: — Павел осознавал, что их смелость не истекает от прису­щего им мужества. Источник их смелости заключался в Боге. Апостолы пропо­ведовали «благовестие Божие» и Сам Бог даровал необходимую смелость для её бесстрашного провозглашения.

благовестие Божие: — Т.е. благовестие, которое снизошло от Бога.

с_великим подвигом:: Буквально, «в большой борьбе» (см. на Флп. 1:30), то есть, среди чрезвычайного противодействия. Может быть, также ссыл­ка на внутреннюю борьбу.

3. учении:Греч, paraklesis, «успокаивать» в оригинале «утешении» (см. на Рим. 12:8; 15:4; Флп. 2:1). Здесь ссылка на проповедь вестников, Благая весть, представленная апостолом в наиболее привлекательном виде, принесла утешение язычникам, которые жили в безнадежном язычестве, и сказала к их сердцу не меньше, чем к уму.

Нет ни_заблуждения: — Или, «нет ни обмана». Здесь Павел делает всеоб­щее отрицание клеветнических обвинений, представленных его врагами, что это движение дело обманщиков, действующих согласно греховных побуждений и применяющих тайные, закулисные методы. Он и его спутники не были фанати­ками, вводящими в заблуждение. Их проповедь не исходила от обманчивых или ошибочных учений. Наоборот, она основывалась на безошибочном, непогре­шимом Слове Божием. При истолковании этого слова они руководствовались Духом истины.

нечистых:Греч, akatharsia, «нечистота», обычно употребляемое, ссыла­ясь на не целомудренность, невоздержанность (см. на Рим. 1:24). Однако мно­гие истолкователи придерживаются мнения, что слово «нечистых» употреблено здесь в символическом смысле нечистоты ума, непристойных побуждений т.е. зависти. Павел и его сотрудники не действовали побуждаемые жадностью или алчностью.

лукавства:Греч, dolos (см. на Рим. 1:29). Здесь принят во внимание образ действия. Весть не была дана обманчивым образом, но в полной искрен­ности. «Подлинный Израильтянин» не имеет лукавства в своих устах (см. Ин. 1:47; Откр. 14:5).

4. удостоил — Греч, dokimazo (см. на Рим. 2:18; Флп, 1:10), здесь упот­ребленное в смысле личности, считающейся достойной или одобряемой. В кон­це этого стиха это же слово (dokimazo) употреблено в другой форме и переведе­но «испытующему».

вверить: — Сердца апостолов должны были быть оценены или испытаны Богом, и состояние их сердец было одобрено или считалось пригодным, чтобы вверить ответственность передачи Евангельской вести. Павел рассматривал это поручение, как священную ответственность «носить … сокровище в глиняных сосудах» 2Кор. 4:7. Он проповедовал с сознанием, что имеет дело с Божией вестью к людям, с вестью, ради которой Бог особенным образом избрал Павла, чтобы нести её Деян. 9:15; 2Кор. 3:5, 6.

угождаем не_человекам: — Апостол настолько был поглощён це­лью, угодить Богу, что придавал очень мало внимания мнению людей о себе (см. 1Kop. 4:3, 4; Гал. 1:10). Это не означает, что он упускал случай рассмот­реть взгляды или предубеждения людей, ибо он не был заинтересован в том, чтобы кого-либо напрасно оскорбить (см. 1Kop. 9:19-23). Но его цель была не угождать людям, и таким образом привлечь их обманом, но скорее иметь одоб­рение Бога и привести людей к их Создателю.

испытующему сердца, наши: — См. комментарий выше на «удостоил», и (ср. на Рим. 8:27).

5. слов ласкательства: — Буквально, «льстивой речи». Удостоверяя, что их цель не была угодить людям, Павел напоминает своим обращенным, которые знали, что апостолы при проповеди никогда не прибегали к лести, чтобы сде­лать приемлемой евангельскую весть. В жизни Фессалоникийцев была нужда в коренной работе преобразования. Лесть могла бы поощрить их к самодовольст­ву и закрыла бы их глаза на их нужды. Эти апостолы Христа не проповедовали лестное, как это делали ложные пророки (см.

корысти:Греч, prophasis, «предлог», «отговорка» (см. на Ис. 30:10; Иез, 13:10).

Апостолы не использовали своё служение для обогащения. Наоборот, они были очень внимательны, чтобы не дать повода для подобного обвинения. Павел мог засвидетельствовать, что он «ни серебра, ни золота, ни одежды … ни от кого не пожелал» (Деян. 20:33; ср. 2Кор. 12:14).

Бог свидетель: — Торжественная, благоговейная клятва (ср. на Флп. 1:8). Павел мог взывать к личному воспоминанию Фессалоникийцев для подтвер­ждения факта, что он и его сотрудники не льстили им, но относительно своих побуждений он мог взывать только к Богу. Таким образом, он убедительно от­верг все обвинения, что он и его сотрудники трудились ради личной прибыли.

6. Не ищем славы: — Павел не отрицает, что он всегда получал славу или честь от людей, но что он никогда сознательно не искал её. Его жизнь постоян­но свидетельствовала о верности его заявлению (ср. Деян. 20:19; 2Кор. 4:5), и что ни язычники, ни христиане не могли законно обвинить его в своекорыстии.

7. важностью: — Т.е., в положении полного авторитета и власти. Как вест­ники и посланники небесного Царя, миссионеры были достойны уважения и поддержки и могли представить важные требования к своим обращенным.

Апостолы: — Употребление этого титула показывает, что Павел рассмат­ривал также Силу и Тимофея, как членов христианского апостольства (ср. на Рим. 16:7; 1Кор. 4:9).

кормилица: — Апостол сравнивает себя в своём любящем бескорыстии с кормящей матерью, которая была или нет действительной матерью, но вполне проявила любовь к своему дитяти. Вместо представления требований Фессалоникийцам «господства над наследием Божиим» 1Пет. 5:3, вестники особенным образом были озабочены о благополучии своих обращенных.

нежно:Греч. Spioi, «нежно», «любезно», «с любовью». Текстовое свиде­тельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между чтением Spioi и nepioi «по-детски», «как с новичками» (см. на Матф, 12:25). «Нежно» хорошо соответствует контексту.

8. усердия:Греч, .homeiromai, «тосковать о ком-либо», «страстно же­лать», «желать». Образ кормящей матери продолжается. Ранее была подчеркну­та нежность 7 ст.; теперь выделена любовь, как кормилица-мать настойчиво стремится передать любовь вплоть до отдачи жизни ради своего дитяти, так миссионеры были готовы отдать им всё. Здесь апостол открыл своё сердце и обнаружил свою сильную преданность первым, обращенным в Македонии.

восхотели: — Скорее, «мы хотели».

передать:Греч, metadidomi, «передать» в смысле соучастия одного к дру­гому.

благовестие Божие: См. на 2 ст.

души:Греч, pmchai (см. на Матф. 10:28), здесь употребленное в смыс­ле «жизни». Обращенные Павла не могли оспаривать его заявление: они были свидетелями смелости миссионеров и знали, что они готовы были подвергнуть опасности и саму жизнь.

стали … любезны:: Скорее, «стали возлюблены». Как Павел так и его спутники трудились ради этих новообращенных и наблюдали их решительную позицию стоять за Христа перед лицом сильной оппозиции; поскольку они серьезно боролись за них в молитвах, прежде, нежели они приняли весть и за­тем, когда они стали стойкими, молодые в вере христиане стали ещё более лю­бимыми для них.

9. вы помните: — Призыв к личному познанию Фессалоникийцев

о его трудах среди них (ср. 1, 2 ст.).

труд:Греч, kopos (см. на гл. 1:3).

изнурение:Греч, mochthos, «трудный и тяжелый труд», «лишения», «утомление». Два слова kopos и mochthos также употреблены вместе в 2Кор. 11:27; 2Фес. 3:8. В 2Кор. 11:27 (RSV) это сочетание представлено «тяжелый труд и мука»

ночью и днем: — Павел намеревался зарабатывать себе на жизнь, решив, что Евангелие должно быть проповедано свободно. Таким образом, никому не было дано повода для обвинения, что апостол проповедовал ради корысти. Он трудился, чтобы не обременять своих собратьев (см. на 1Кор. 4:12; 2Кор. 11:9; 1Фес. 2:6).

работая:Греч, ergazomai, «трудиться» обычно ради вознаграждения. Павел ссылается на свой труд согласно своей профессии делателя палаток (см. на Деян. 18:3).

10. Свидетели вы: — Теперь, чтобы эффективно встретить и опровергнуть три главные обвинения своих противников: 1) Что он и его спутники были об­манутыми фанатиками, 2) что они руководствовались эгоистичными, нечисты­ми побуждениями, и 3) что их нежность, их кажущаяся забота была лишь тонко прикрытым обманом 1-9 ст., апостол снова обратился к пережитому познанию Фессалоникийцев, напоминая им, что они были свидетелями поведения служи­телей. Они знали о миссионерах гораздо больше, чем их обвинители. Посему, они не должны быть поколеблены клеветническими доносами.

и Бог:: Павел снова взывает к Богу (см. на 5 ст.) относительно своих по­буждений, которых люди не могли видеть. Это подчеркивает, что при встрече подобных претензий, мы можем взывать к Богу для засвидетельствования о верности сказанного, и что мы должны постоянно жить так, чтобы достойным образом произнести такой призыв.

свято:Греч, hosios, «благочестиво», «в образе действий угодить Богу». Святая жизнь истинного христианина, его благочестие, благоговейное отноше­ние к своему Создателю, имеет глубокое влияние на его отношение к своим собратьям, детям Божиим.

праведно:Греч, dikaios, «праведно», «справедливо», родственное прила­гательному dikaios (см. на Матф. 1:19).

безукоризненно:Греч, amemptos, «безупречно», родственное прилага­тельному amemptos (см. на гл. 3:13).

поступали: — Буквально, «стали» употребленное здесь в смысле «действо­вали» или «поступали».

11. вы знаете. — Сравните «вы помните» (см. на 9 ст.).

увещевали: — Эти слова описывают три главных аспекта работы каждого христианского служителя.

как отец: — В 7 ст. Павел употребил образ кормилицы-матери, чтобы изо­бразить нежность, любящее отношение вестников к своим обращенным. Теперь он применяет роль благочестивого отца, представляя в воспитании дитяти ил­люстрацию их неутомимой работы в постепенном становлении христианского опыта новообращенных. Они увещали всех быть верными, ободряли малодуш­ных и серьезно напутствовали и предостерегали любого, кто проявлял признаки своенравности. И всё это они совершали с нежностью и любовью.

12. поступать: Греч, peripateo (см. на Ефес. 2:2; ср. 1Ин. 1:6; Кол. 1:10). Цель усердной, кропотливой работы апостолов заключалась в том, чтобы эти молодые в вере христиане могли жить жизнью соответствующей детям Не­бесного Отца. Жить иначе — означало приносить бесчестие Богу, даже служить причиной, что Его имя поносится неверующими (ср. на Рим. 2:24).

призвавшего: — Скорее, «который призвал» или «который сохраняет при­звание». О значении призыва Божия (см. на Рим. 8:28, 30; 1Кор. 1:9; Гал. 1:6),

Свое Царство: — Относительно комментария о природе этого царства (см. на Матф. 4:17; 5:5; 6:10,13; Марк 3:14; ср. на 1Kop. 6:9). Здесь Павел ссы­лается на нынешнее царство благодати. Христиане призваны в царство благода­ти Божией посредством обращения (см. на Кол. 1:13).

славу: — См. на Ин. 1:14; Рим. 3:23. Нынешнее царство благодати дос­тигнет высшей, кульминационной точки в Божьем вечном царстве славы, в ко­торое верующие войдут, как действительные граждане, когда Иисус возвратится чтобы взять их в него (ср. Матф. 24:31). Павел увещает Фессалоникийцев жить согласно законов этого славного царства (ср. на Флп. 3:20).

13. Посему: — Или, «по причине этого.

благодарим Бога: — Сравните на гл. 1:2, 3. Павел был уверен в реально­сти первоначальной веры своих обращенных, и он желал внушить им смысл этой действительности, чтобы они не пытались сомневаться в ней и не отпасть от их веры.

принявши: — Это слово повторяется дважды в этом стихе и переведено от двух различных греческих слов. Первое, paralambano означает внешнее восприятие слышания вести, второе dechomai ссылка на внутреннее восприятие, принятие вести.

слово Божие: — Павел не имел сомнения относительно происхождения вести, которую он проповедовал: он знал, что она снизошла от Бога. Он также учил Фессалоникийцев из Священных Писаний Деян. 17:2, 3. Он возрадовался, что они также признали Божественный авторитет его вести, и цитировал их признание как главную причину для своей личной радости.

действует:Греч, energeo (см. на Флп. 2:13). Принятое в жизни слово, совершает свою Божественно определенную задачу.

в вас верующих: — Эффективное действие Слова проявляется в христиа­нине через веру. Слово Божие приносит пользу лишь в том случае, когда оно «растворяется верою слышавших» Евр. 4:2. Евангелие — «сила Божия ко спасе­нию всякому верующему» Рим. 1:16. В одном из великих благословений, про­изнесенных Павлом, он рассказал, что Бог в состоянии сделать нам даже более всего, о чём мы просим или помышляем «действующею в нас силою» Ефес, 3:20. И затем он снова рассказывает о своем собственном опыте, говоря, как он подвизался в проповеди со всей «силою Его действующею во мне могуществен­но» Кол. 1:29, RSV. В данном случае могущественная сила Слова Божия дейст­вовала в Фессалоникийских верующих, даруя им терпение при испытаниях и преследованиях.

14. подражателями:Греч, mimetai (см. на гл. 1:6).

церквам Божиим: — Множественное число этого выражения обнаружено только здесь и в 1Kop. 11:16, но в форме единственного числа повсюду в НЗ Деян. 20:28; и т.д.

во Христе Иисусе: — Эти слова ясно показывают, что Павел ссылается на христиан Иудейских церквей, а не на Иудеев из синагог, которые рассматривали себя как церковь Божию. Иудейские христиане прошли сквозь огненное пресле­дование, претерпев от национальных руководителей, которые отвергли Еван­гельскую весть Деян. 8:1; 9:1, 2. Фессалоникийцы были преследуемы язычни­ками при подстрекательстве Иудеев Деян. 17:5-8. Два христианских общества одно в Палестине, а другое в Македонии, поэтому могли сочувствовать одно другому в подобных страданиях.

Иудее: — Причина, почему Павел сравнивает Фессалоникийцев с Иудей­скими христианами, не ясна. Он, возможно, представил Иудейские церкви как главный образец мужества, или возможно Иудейские преследователи в Фессалонике напомнили ему подобные обстоятельства в Палестине. Какой бы ни бы­ла его причина, он раскрывает высокое мнение об Иудейских верующих, рас­сматривая их как образец для подражания другим церквам.

15. убили и Господа Иисуса: — Церковь в Фессалониках была преимуще­ственно церковью из язычников, но все же многие из её членов были обращен­ными из Иудеев (см. на Деян. 17:4). Эти члены могли принять это выражение как религиозное наставление, относящееся к Иудейским руководителям в их городе. Они могли домыслить, что в учении Павла было нечто несправедливое, поскольку оно навлекло ярость религиозных руководителей, излитую на него и его последователей. Но Павел показал, что их злоба очень прекрасно выражена, ибо они «убили и Господа Иисуса и Его пророков» (1Фес. 2:15, RSV; ср. Матф. 23:31; Дели. 7:52). Апостол считал Иудеев ответственными за смерть Христа (ср. на Деян. 2:23).

нас изгнали: — Эта фраза может иметь как общее, так и местное примене­ние. Иудеи преследовали Павла со времени его обращения (см. на Деян. 9:23), и постоянно продолжали свои злые замыслы против него и его спутников (см. на Деян. 13:45). В особенности те Иудеи, которые причинили скорбь в Фессалонике, преследовали Павла, Силу и Тимофея до Верии (см. на Деян. 17:13).

Богу не угождают: — Форма глагола в Греческом языке показывает, что Иудеи привычно раздражали Бога. Они имели ревность по Боге и полагали, что их жестокий бессердечный фанатизм угоден Ему Ин. 16:2, но их враждебность против христиан вдохновлялась завистью. Это была зависть, которая быстро привела к преследованию в Фессалонике, как и в других местах Деян. 17:5; 13:45. Такое поведение не могло привести к чему-либо другому, чем навлечь на себя сильное недовольство Бога.

Противятся-:Иудеи противопоставили себя всем расам людей. Если их ревность основывалась на любви к Богу, они также должны были любить своих ближних, как созданных живых существ. Вместо этого они проявляли ограни­ченную исключительность. Эта позиция дала повод многим языческим писате­лям изобразить Иудеев как чувствующих к другим народам «лишь ненависть и враждебность» (Тацит История, 5 т.). Павел видел, что эта ненависть, приняв­шая ужасную форму, пытается удержать Евангелие от желающих принять его (см. 16 ст.).

16. препятствуют:Греч, koluo, «препятствовать», «мешать», «запре­щать». Иудеи «обходили море и сушу, дабы обратить хотя одного» Матф. 23:15, и были рады иметь людей, принявших Иудаизм. Но они сделали всё, что было в их силах, чтобы воспрепятствовать христианам распространять благую весть спасения через Христа.

чтобы спаслись: — Павел убедился, что апостольская проповедь вырази­лась в спасении тех, которые приняли её весть. Он знал, что спасения нет нигде, только лишь в Иисусе Христе Деян. 4:12. Из личного опыта он также знал, что любое усилие распространить Евангелие вызовет гнев Иудеев (ср. Деян. 22:22).

всегда: — Убивая пророков ВЗ, отвергая и распиная Своего Господа, и те­перь полные решимости преследовать Его последователей, грехи Иудеев под­нимались всё выше и выше, пока мера их несправедливости не преисполнилась.

наполняют:Греч, anapleroo, «наполнить вполне», «наполнить до краев». Иудеи, отвергая спасение через Христа и препятствуя другим извлечь благосло­вения от жертвы Спасителя, наполняли «до края» меру их грехов (ср. на Матф. 23:32).

приближается: — Заключительный гнев Божий против избранного народа был ещё впереди (70 год по Р. Хр.), но Павел видел образ действий Иудеев, ве­дущий к определенному концу, к которому они поспешали. В свете пророчеств ВЗ (см. на Дан. 9:24), и изречений Самого Господа Матф. 23:37-39; 24:15-20, и в такой же мере освещенные Святым Духом апостолы могли видеть гнев Бо­жий, падающий на нераскаянную нацию. Иерусалим ещё не был разрушен, но охрана Божия уже была отнята. Вскоре город должен был быть «разорён», Иу­деи рассеяны и пророчество Господа исполнено (см. на Лук. 19:43, 44; 21:24).

гнев: — Т.е., гнев Божий (см. на гл. 1:10).

до: конца.: — Или, «в конце».

17. бывши разлучены:Греч, aporphanizo, «лишать родителей». После сказанного в 15, 16 ст. об Иудеях, апостол возобновляет своё доказательство, что его любовь к ним не ослабела. Греческое слово подчеркивает близкие род­ственные отношения, существующие между Павлом и его обращенными. Когда обстоятельства разлучили их, каждый член имел такое чувство, как расставшие­ся члены одной семьи.

на короткое время: — Буквально, «на некоторое время». Период времени от оставления их Деян. 17:10 до написания этого послания неизвестен, всё же, между этими событиями простирается промежуток в несколько месяцев.

тем с большим: — Т.е., чрезмерным, в такой мере, как только возможно. Павел не был нерешительным в своих усилиях снова посетить Фессалоникийцев.

желанием: — Павел заверял Фессалоникийцев, что он испробует все воз­можные средства, в своём усилии возвратиться к ним. Такое заверение должно было нейтрализовать любой намек, который Иудейские противники могли бы сделать относительно умышленного отшествия из Фессалоник со стороны Пав­ла. Факты свидетельствовали, что насильное изгнание апостолов из среды ново­обращённых верующих очень усилило их желание возвратиться в Фессалонику.

старались:Греч, spoudazo, «торопиться», «стараться», «быть прилеж­ным».

18. мы,… хотели придти: — Буквально, «мы желали придти».

я Павел: — Здесь Павел выделяет себя от своих соработников, с которыми постоянно соединялся на протяжении всего послания. Точность высказывания требовала этого, ибо Сила и Тимофей оставались в Верии, когда Павел прибыл в Афины Деян. 17:14, а Тимофей направился, чтобы посетить Фессалонику, со­гласно указания Павла 1Фес, 3:1, 2. Они все трое желали возвратиться, но гово­ря о самом себе, Павел мог утверждать, что он определенно планировал посту­пить так «однажды и снова» (буквально, «однажды и дважды»), то есть, снова и снова. Он очень желал увидеть их.

воспрепятствовал:Греч, egkopto, «вмешиваться», «препятствовать курсу, прерывая его путь». Как при состязаниях в скорости бега на колесницах, кучер «вклинивался» и таким образом препятствовал противнику, или подобно тому, как на современных больших трассах эгоистичный автомобилист желает иногда «вклиниться» и задерживает движение автомобиля, которого он нагоня­ет. Так и сатана поставил препятствия на пути Павла и таким образом воспре­пятствовал ему возвратиться в Фессалонику. Апостол не дал намека, каким об­разом сатана препятствовал ему. Однако сатана мог лишь препятствовать, но он не в силах предотвратить заключительный триумф Евангелия. Господь прави­тель, и Он и Его церковь восторжествуют.

сатана: В своих миссионерских путешествиях Павел был руководим Духом Святым. Прежде своего курса путешествия в Европу, которое привело его в Фессалонику, апостол намеревался трудиться в Асии или в Вифинии, но был удержан от этих мест Духом Святым Деян, 16:6, 7. Однако это не был Свя­той Дух, который изгнал Павла и его спутников из Фессалоники и противодей­ствовал их возвращению. В действительности это дело было работой великого противника, — сатаны.

19. кто наша надежда: — Здесь апостол подходит к наивысшему доводу относительно сильного желания возвратиться к Фессалоникийским верующим. Он жил надеждой представления своих обращенных Господу Иисусу, как тро­феев верного служения. Его надежда не была безосновательной, ибо он осозна­вал превосходство христианской жизни Фессалоникийцев (ср. на гл. 1:3, 4).

радость, или венец: См. на Флп. 4:1; ср. на 2Кор. 1:14.

похвалы?: — Скорее, «славы». В день торжества Павел должен быть в со­стоянии указать на своих обращенных с допустимой гордостью, радуясь, что Господь употребил его ради их спасения. Такое проявление чувств, выраженное апостолом при таком положении дел, должно иметь двойной эффект на его чи­тателей: 1} Убедить их в искренности его любви к ним и его желании снова по­сетить их; 2) поощрить их оставаться стойкими, невзирая на преследования.

Пред: — Или, «прежде» как в гл. 3:13.

пришествие:Греч, parousia (см. на Матф.).

20. вы — слава наша: — В 19 ст., Павел изобразил своих обращенных, как свою «надежду», «радость» или «венец». Здесь он включает мысль, представ­ляя их как свою «славу». Это высокий отзыв о Фессалоникийцах. Эти верующие не являются лишь его радостью и венцом славы в пришествие Христа, но уже теперь они были его гордостью и восхищением. Он прославился в очевидных проявлениях Духа Божия среди них. Их вера, любовь и надежда гл. 1:3 совме­стно с их решительным миссионерским духом 8 ст. являлись с его стороны 2 ст. основанием радости и постоянной благодарности. Выше всех эффективных опровержений его сердце находилось в Фессалонике.

Комментарий Е.Г. Уайт ко 2 главе 1Фессалоникийцам.

3-8 ДА 256. 6,9 ДА 347. 10 Ев. 632.

10-13 ДА 257.

12 1СЦП7.

13 НУХ59.

19 ХД279; РУУ284; ВМ23-

19,20 ДА 257; Вос. 70; РП61; НПХ90; 6СЦ310.