Глава 3

1.И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

2.И послали Тимофея, брата на­шего и служителя Божия и со­трудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвер­дить вас и утешить в вере вашей,

3.Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знае­те, что так нам суждено.

4.Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

5.Посему и я, не терпя более, по­слал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

6.Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам доб­рую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, —

7.То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;

8. Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

9. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю ра­дость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,

10. Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

11. Сам же Бог и Отец наш и Гос­подь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

12. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы ис­полнены к вам,

13. Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцом нашим в прише­ствие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

1- Потому: — Т.е., по причине сильной любви и бремени апостолов о своих обращённых и непрерывного крушения планов Павла в его попытке, возвра­титься в Фессалонику.

терпя:Греч, stego, «укрывать», «скрывать», «терпеть» (ср. 1Kop. 9:12; 13:7). Употребление подлежащего в этом стихе во множественном числе, по-видимому, подчёркивает желание апостола внести ясность, что его спутники разделяли озабоченность относительно этих новообращенных, и что они от все­го сердца принимали участие в его усилиях разрешить проблемы, вызванные разлукой (см. на 1Фес. 2:17,18).

восхотели: — Т.е., мы решили. Время Греческого глагола (eudokeS) пока­зывает, что было сделано определенное решение.

в Афинах одни: — Запись гласит, что когда Павел был принужден оста­вить Македонию, «Сила и Тимофей остались там» Деян. 17:14. Достигнув Афин, апостол ощутил огромный вызов, представленный культурным язычест­вом столицы и почувствовал свою собственную нужду в верных помощниках. Посему он послал им указание «чтобы они скорее пришли к нему» 15 ст. За­пись в книге Деяния Апостолов не констатирует, смог ли Сила или Тимофей придти в Афины, но настоящее место Писания подчеркивает, что Тимофей пришел и почти сразу же был послан обратно в Македонию, чтобы послужить Фессалоникийским верующим. Павел должен был оставаться в Афинах один. Сделать такое решение было наиболее трудным для него. Великая жертва, кото­рую был согласен принести апостол, лишаясь общения и помощи Тимофея, подчеркивает крайнюю нужду Фессалоникийцев. После своего посещения, Ти­мофей в сопровождении Силы прибыл к Павлу в Коринф гл. 18:5. Из сего ста­новится ясным, что три работника соединились в предначертанных планах, и что Павел был инициатором, как в их замысле, так и в их осуществлении.

2. послали Тимофея: См. на 1 ст. служителя: Греч, diakonos (см. на Марк 9:35).

сотрудника нашего: — Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) раздвоено, между включением и исключением этой фразы. Но независимо от этого, будет ли эта фраза включена или нет, Павел положительно отзывался о Тимофее. Мо­лодой человек был не только братом Павла, собратом верующим и соучастни­ком, но также соработником с Богом в провозглашении Евангелия Христова. Эта величественная мысль о личности, соединенной с Богом в Его великой мис­сии любви к падшему человечеству занимала выдающееся место в мышлении Павла и часто встречается в его трудах (ср. Рим. 1:9; 1Kop. 3:9; 2Кор. 6:1; Флп. 4:3).

утвердить:Греч, sterizo. Главная цель посещения Тимофея — укрепить и утвердить верующих, чтобы никто не мог возвратиться обратно.

утешить:Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4). Вторая цель миссии Тимофея — утешить верующих. Эта миссия включала обозрение всего, чему они были научены; расширение их доктринального кругозора и укрепле­ния их ежедневного христианского опыта. Все это заключается в фразе «вере вашей».

3. поколебался:Греч. sain, «разрушать», «колебать» употребленное в НЗ только здесь. В классических трудах оно обычно употребляется в отношении псов, со значением «вспять хвостом», следовательно, производное значение «льстить», «вводить в заблуждение». Некоторые верят, что эти последние зна­чения должны быть применены к настоящему стиху. Другие придерживаются значения «разрушать», которое подкрепляется доводами древних переводов. Павел знал опасности, которые местное преследование могло представить Фессалоникийцам. Следовательно, он горячо надеялся, что служение Тимофея со­хранит их от предстоящего ослабления в вере в любом смысле этого слова.

в скорбях сих: — Павел мысленно видел трудные обстоятельства, среди ко­торых вера его обращенных будет испытана.

нам: — Местоимение ссылается не только на апостолов, но в такой же мере и на их обращенных. Сознание, что Бог знает о преследовании, которое они переносят, и что оно выполняет определённую часть в его плане относительно их жизни, укрепляло христиан переносить страдания. Испытания, которые до­пустил наш любящий Отец, являются необходимым средством спасения, они направлены и регулируются, имея в виду эту же цель 1Kop. 10:13. Посредством испытаний совершенствуется характер и христиане не должны возмущаться при очистительном процессе (см. на Мал. 3:3; Деян. 14:22; 1Пет. 2:21; 4:12,13; 2Тим. 3:12).

4. мы …предсказывали вам: — За краткое время пребывания Павла и его спутников с Фессалоникийцами, они старались приготовить их к неизбежной, предстоящей скорби (см. Деян. 18:23). Во-первых, эти верующие знали о страшных побоях, которые Павел и Сила получили в Филиппах (см. на 1Фес. 2:2). В своей проповеди миссионеры предостерегали их о грядущих преследо­ваниях. Теперь Павел напомнил им о своём предсказании и его мучительном, связанным со страданием, исполнением. Истинность апостольского слова долж­на была утвердить доверие Фессалоникийцев к нему и пре­доставить эффективную побудительную причину для твердости.

будем страдать: — Или, «мы вскоре будем переносить страдание».

5. Посему:— Хотя Павел знал, что Фессалоникийцы должны быть гонимы, он не принял бессердечно этот несомненный факт. Он любил своих духовных детей и нежно заботился об их благополучии. По этой причине он направил личного вестника, чтобы получить известия об их положении непосредственно из первых рук. Здесь он не называет имени посланного, поскольку сообщение об этом уже было дано в 2 cm. Он просто констатировал причину для посылки Тимофея. Он уже сделал подобное заявление в 1, 2 ст., но здесь оно выражено в более определенной, личной форме, говоря в первом лице единственного чис­ла, применяя «я», а не «мы».

терпя: См. на 1 ст.

узнать о вере вашей: — Состояние духовного здоровья обращенных, было главной заботой Павла.

искусил вас искуситель: — Павел знал слабости человеческой плоти и бо­ялся, что некоторые из верующих могут отпасть от чистоты веры. Его озабочен­ность могла быть рассеяна лишь ясными известиями из Фессалоник. Апостол раскрывает своё понимание действия искушения. Бог допустил, чтобы испыта­ния посетили христиан из Фессалоник, но искушение не исходило от Него. Па­вел осознавал, что побуждение ко злу исходило от искусителя, от самого сатаны (ср. на Матф. 4:1; Иак. 1:13,14). Он осознавал, что сам диавол действуя чрез беззаконных людей, нападает на народ Божий с целью лишить их мужества и побуждая отказаться от их веры. Если дьявол будет иметь успех, тогда все труды ради верующих должны быть напрасными, ибо Павел рассматривал свои усилия бесполезными, если в итоге они не приносили спасения тем, ради кото­рых он трудился.

6. Теперь же: — Наречие «теперь» ясно подчеркивает, что Тимофей только что возвратился из Фессалоник. В таком случае, это первое послание было на­писано вскоре после возвращения Тимофея и логически отражает нежное, лю­бящее отношение, вызванное ободрительным отчетом Тимофея. Также ясно, что послание написано из Коринфа, а не из Афин (см. введение к 1 Фессалоникийцам 224, 225 стр.), ибо запись гласит, что Тимофей и Сила присоединились к Павлу в Коринфе Деян. 18:5.

любви:Греч, agape, «любовь» (см. на Матф. 5:43; Ин. 11:3; 1Kop.13:1). Для сердца Павла была бальзамом весть, что вера верующих не поколеба­лась и их любовь не охладела.

добрую память о нас: — Павел боялся, что Иудейские ложные представ­ления могли настроить Фессалоникийцев против него, когда он отсутствовал среди них. Известия, что они все ещё преданно любят его и постоянно очень желают увидеть его, были очень убедительными для апостола. Он объявил, что это сильное желание является взаимным — он желал увидеть их (ср. гл. 2:17, 18).

7. скорби и нужде: — Очевидность текста свидетельствует (ср. 10 стр.) об обратном порядке слов «скорби» (thilipsis) и «нужде» (anagke). Относительно значения этих двух Греческих слов (см. на Рим. 2:9 и 1Kop. 7:26) в указанном порядке. Некоторые комментаторы полагают, что фраза «скорби и нужде» ссы­лается на внутреннюю и внешнюю скорбь. Более вероятная ссылка на суровые испытания, возбуждённые Иудеями на апостолов в Коринфе Деян. 18:1-17. Иудейские руководители настолько страстно и богохульно обрушились на про­поведь Евангелия Павлом, что он отделился от них и направился всецело к язычникам 6 ст. Их беспокойные попытки заставить его замолчать не прекра­тились, но скорее увеличились, и наконец вылились в открытое восстание про­тив него 12 ст. В это скорбное время Господь в видении с любовью, сострада­тельно ободрил Павла быть смелым в представлении его вести, заверяя в защите и успехе его дела 9,10 ст. Вероятно, это было как раз в то время, когда он по­лучил весть утешения чрез Тимофея.

утешились: — Павел, который так заботился о том, чтобы ободрять дру­гих, сам был утешен теми, которым старался помочь. Точно таким же образом, могут современные служители Бога, ободриться теми, ради которых они тру­дятся. Обращённый наилучшим образом может ободрить того, кто привел его ко Спасителю быть стойким в христианском пути.

8. Ибо теперь мы живы: — По сравнению со скорбным состоянием, обу­словленным скорбью и нуждой, которые приходилось переносить апостолам.

когда вы стоите: — О значении «стоите» (см. на Флп. 1:27). Павел заявил, что до того времени, пока Фессалоникийцы останутся стойкими, он и его спутники будут наслаждаться жизнью в самом полном значении этого слова. Такое искреннее выражение любви и его пылкого интереса об их вечном благополу­чии, должно было поощрить Фессалоникийцев быть верными.

9. Какую благодарность можем мы воздать: Сердце Павла преиспол­нилось ликующим, допустимо приподнятым настроением при мысли о превос­ходстве своих обращенных. Естественно, Павел желал воздать благодарность за их примерное свидетельство, и воздать такую благодарность не человеку, но Богу, который дал им возможность жить победоносной жизнью. Его радость духовная. Она исходила от созерцания духовного достоинства верующих. Такая радость не содержит эгоизма. Она родственна счастью, которое ощущают анге­лы при обращении грешника Лук. 15:10. Это уже третий раз Павел выражает благодарность Богу за Его сохраняющую силу ради его обращенных (см. 1Фес. 1:2; 2:13). Может ли быть ещё большая причина для благодарности? Радость, которую пережил истинный служитель Христа, научившись верности от приве­денных им к Господу, является величайшим вознаграждением за служение (см. 3Ин. 4).

10. Ночь и день … молясь: — См. на гл. 2:9. Здесь мы имеем проблеск скрытой жизни молитвы апостолов. Павел трудился «ночью и днем» гл. 2:9; и всё же, подобно первосвященнику, он постоянно носил своих обращенных в своём сердце (см. на Исх. 28:29).

чтобы видеть лицо ваше: — Сравните гл. 2:17,18; 3:6. Павел верил, что он мог совершить в заключении то, что иным образом не могло быть исполнено. Даже факт, что причина, воспрепятствовавшая ему исполнить своё желание, привела к написанию этого послания, выполнила много для его отдаленных друзей. Но насколько больше он совершил для церкви всех веков! Это послание, вероятно, самое первое из всех его известных трудов (см. введение к 1 Фессалоникийцам 224, 225 стр.) было написано, как прямой результат его безуспешных попыток возвратиться в Фессалонику (см. на задержка апостола, под влиянием благодати Божией, превратилась в гл. 2:18). Возможно, что он все же посетил впоследствии эту церковь, и дал её членам дальнейшие наставления (см. Деян. 20:2). Но во время написания его путь был преграждён. Вынужден­ная случай для написания послания. Таким образом гнев человека превратился в славу Богу.

дополнить:Греч, katartizo (см. на Лук. 6:40; Гал. 6:1). Павел был оза­бочен, чтобы обеспечить всем необходимым, чего недоставало их духовному снаряжению. Он уже прежде возвеличил их веру, любовь и надежду 1Фес. 1:3, но осознавал, что им недоставало весьма важных добродетелей (см. на гл. 4:11; 5:14), и они нуждались, чтобы «более преуспевать» гл. 4:10 в христианских качествах характера.

11. Сам же:Бог: Этими словами Павел начинает новый раздел и отмечает его особенной молитвой. Факт, что Бог и Христос упомянуты вместе, подчерки­вает единство этих двух членов Божества. Относительно комментария о титулах Отца и Сына (см. на Рим. 1:7; Гал. 1:4; Флп. 2:5).

управит: — Буквально, «сделает прямым» (ср. Лук. 1:79; 2Фес. 3:5}. Путь Павла был преграждён сатаной 1Фес. 2:18, посему апостол обращается к Отцу и Христу, умоляя их удалить все препятствия и представить возможность ему и его спутникам снова посетить Фессалоникийцев.

12. А … Господь: — Или, «но Господь» помещая 11 и 12 ст. в сравнение друг с другом. Павел фактически сказал: «Что бы не случилось со мной, а же­лаю вам возрастать в духовном росте».

исполнит:Греч, pleonazo, «исполнять вполне». Дополняющее «преис­полнит» служит для подчеркивания интенсивности желания Павла об его обра­щенных. Он молится, чтобы Христос пожелал дать им всесильную, глубокую любовь, прежде всего ради их собратьев и затем, ради всех находящихся вне церкви. Он желал, чтобы пылкая любовь, которую он питал к ним, была вос­произведена в их собственных сердцах на благо других. Горячая любовь друг ко другу является знамением для мира о истинности христианской религии. Это определенное, ясно высказанное до конца, учение Христа Ин. 13:34, 35.

13. Чтобы: — Или, «так, чтобы», указывая на результат пребывания в сердце преизобильной любви.

утвердить:Греч, sterizo. В 1Фес. 3:2 sterizo также переведено «утвер­дить». Павел верил, что Христос утвердит сердца верующих, и понимал, что Фессалоникийцы сами собой не смогут совершить это дело.

непорочными:Греч, amemptoi, «безупречными», «не заслуживающими порицания», «свободные от пороков» (ср. на Ефес.1:4; Флп. 2:15; 3:6). Жела­ние апостола относительно своих обращенных, чтобы они в духовных вопросах были свободными от каждого пятна или порока.

святыне: — Это слово подчеркивает сферу, в которой Христос в состоянии сделать верующих непорочными. Он дает им возможность жить такой святой жизнью, что они будут в состоянии устоять свободными от порицания перед Судьей Вселенной. «Непорочными во святыне» представляет самый высочай­ший, возможный нравственный и духовный образец. Апостол верил, что такого образца можно достигнуть чрез благодать, которую Христос дарует тем, из Своих последователей, которые возрастают в любви. Верить во что-либо мень­шее значило отрицать Евангелие.

пред Богом: — Павел беспокоился, что его обращенные будут испытаны не людьми, подверженными ошибкам, но Богом, исследующим сердца и знающим мысли.

Отцем нашим: Сравните 11 ст.

пришествие:Греч, parousia (см. на Матф. 24:3). Пришествие нашего Господа является основной мыслью этого послания (см. 1Фес. 1:10; 2:19; 4:16; 5:23). В настоящем положении Павел представляет день пришествия Христа, как время, когда характер верующих должен быть уже утвержден. По­тому что тогда не представится возможности для изменения.

святыми:Греч, hagioi (см. на Рим. 1:7). В НЗ hagioi обычно ссылается на искупленных детей Божиих Матф. 27:52; Деян. 9:13; 1Кор. 2:2; и т.д. Не­которые полагают, что hagioi здесь ссылается на ангелов, которые будут сопро­вождать Христа при Его parousia (пришествии) Матф. 25:31. Другие верят, что Павел рассуждает об умерших и живых святых, которые соединятся во вре­мя явления Христа 1Фес. 4:13-17, и с которыми Иисус соединится в это время.

Комментарий Е.Г. Уайт к 3 главе 1Фессалоникийцам.

1 ДА 234.

6-10 ДА 255.

8 РП28; СИ 167.

11.12 МЖС221.

12.13        ДА 263; 5СЦ693.

12.14        НПХ149.