Иоан.5:39 «Исследуйте Писания» — НЕПРАВИЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД!

Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Иоанн 5:39.

Этот текст, который приведён в самом начале нашей второй темы, используется у нас в церкви очень и очень часто. Наша церковь известна своими богословскими исследованиями. Мы даже можем гордиться тем, что у нас одна их лучших в мире богословских школ. Значительная часть собраний для членов церкви, великое множество обучающих семинаров – проводят с целью представить членам церкви результаты богословских исследований основателей-пионеров нашей церкви и современных богословов. Наши издательства тиражируют книги ведущих богословов и Интернет-ресурсы ежедневно наполняются богословским контентом.

Поэтому текст Иоанн 5:39 заслуженно является одним из самых используемых и памятных текстов Библии, наряду с Иоан.3:16.

Проблемный текст

Однако внимательный читатель и слушатель сразу обращает внимание, на то что в тексте есть явное противоречие между повелением «исследуйте» в первой части текста и второй частью текста к которой переход начинается с противопоставляющего союза «а» — «а они свидетельствуют о Мне». С любой точки зрения здесь нестыковка. Противоречия усугубляются при дальнейшем чтении текста Евангелия и переходе к следующему 40-му тексту – «НО вы не хотите прийти ко мне…». При внимательном чтении этих двух текстов мы видим явную несуразицу. Как бы получается так что вроде бы как Иисус обращается к каким то людям, с повелением, как получается, «исследовать» Писания. Но в то же самое время сначала высказывание «а они» тут же сбивает нас с толку, потому что это сразу противопоставление дальнейшему «свидетельствуют о Мне». А в следующем предложении «НО» ещё сильнее углубляет это противопоставление. В итоге, если читать текст так, как он переведён, получается странная вещь. Иисус как будто выдаёт повеление «исследовать», а потом сразу как бы переводит стрелки, «а они». А далее идёт явное ОБЛИЧЕНИЕ в адрес тех, кому Он, как нам представляется, выдаёт повеление. Мы можем исследовать текст ещё глубже, применить законы литературной логики и обнаружим ещё большее несоответствие в тексте, по крайней мере в том варианте, как перевёл Синодальный переводчик.

Ещё интереснее нам станет, если мы станем исследовать наш исследуемый текст («исследуйте писания») в контексте главы. Давайте вместе прочтём главу и обратим внимание на некоторые слова, особенно на глаголы:

И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда НЕ СЛЫШАЛИ, ни лица Его НЕ ВИДЕЛИ; и НЕ ИМЕЕТЕ слова Его пребывающего в вас, потому что вы НЕ ВЕРУЕТЕ Тому, Которого Он послал. ИССЛЕДУЙТЕ (?) Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы НЕ ХОТИТЕ придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы НЕ ИМЕЕТЕ в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и НЕ ПРИНИМАЕТЕ Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Иоанн 5:37-43.

Обращает на себя внимание тот факт, что все опорные глаголы этой главы, которые использует Христос, использованы в изъявительном наклонении, то есть в повествовательной форме. Христос произносит обличительную речь и констатирует факты – не имеете, не хотите, не принимаете… И только глагол «исследуйте», используется в повелительном наклонении. И в данной версии фактически выпадает из общей череды глаголов этой главы, создавая это противоречие и несуразицу.

Уточняем перевод

В подобных случаях обычно обращаются к первоисточнику на языке оригинала и проверяют точность перевода. К большому сожалению у нас нет оригинала текста на том языке на котором говорил сам Иисус. Текст Евангелия существует только уже в переводе на греческий язык, который использовался во времена Христа в качестве общеупотребительного международного языка. Однако и это исследование поможет нам разобраться.

Если мы проштудируем учебник греческого языка Нового Завета, который у нас есть, мы сможем установить, что отдельные глаголы 2 лица, множественного числа, в повелительной форме, имеют такое же окончание, как и в повествовательной. И поэтому словосочетание ἐραυνα̃τε τὰς γραφάς, можно перевести двояко – исследуете Писания и исследуйте Писания. Оба варианта с точки зрения греческой грамматики вполне допустимы. Поэтому в некоторых английских переводах так и написано: исследуете, хотя в переводе короля Иакова, как и в нашем Синодальном переводе, стоит, исследуйте. Как же нам толковать это место? Очевидно, что Иисус в первую очередь всё-таки констатировал факт бездумного увлечения фарисеев исследованием Торы, поскольку такой вариант перевода словосочетания ἐραυνα̃τε τὰς γραφάς – «исследуете Писания», больше гармонирует с остальной частью предложения: ὅτι ὑμει̃ς δοκει̃τε ἐν αὐται̃ς ζωὴν αἰώνιον ἔχειν καὶ ἐκει̃ναί εἰσιν αἱ μαρτυρου̃σαι περὶ ἐμου̃ – «потому что вы думаете в них иметь жизнь вечную». Слова же «исследуйте Писания», по смыслу не гармонируют со всей остальной фразой.

В результате нашего исследования текста на языке оригинала, мы выяснили, что правила греческой грамматики допускают оба варианта перевода как правильные. И вот поэтому наши уважаемые руководящие заговорщики, пользуясь нашей неосведомлённостью и невнимательностью, переводят этот текст как им удобно. Или лучше сказать, как хотят. Однако нам с вами, желающим разобраться в вопросах истины и спасения, достойно было бы основательно исследовать вопрос ещё и в историческом и духовном контексте. Нам обязательно нужно выяснить, что имел в виду Сам Иисус, произнося эту обличительную речь.

Вифезда и Синедрион

Эта история, о которой мы сейчас будем говорить, это одна из важных вех в земном служении Христа. Эта история началась в купальне Вифезда. Иисус совершает исцеление больного парализованного в этой купальне. Несчастный паралитик не мог самостоятельно опуститься в воду для принятия исцеления чудодейственной силой купальни. Христос совершает чудо исцеления и освобождает человека от его недуга. Обычное чудесное исцеление, которые Христос совершал во множестве. Примечательно в этой истории другое.

Два факта выглядят дерзко и вызывающе:

1. Христос совершает это исцеление в субботу, демонстративно нарушая тем самым правила иудеев.

2. Христос повелевает исцелённому человеку взять свою постель и носить её с собой, что также было не по правилам.

Тем не менее, Иисус это сделал. Сделал намеренно, осознавая, что будет потом, и какая будет реакция. То есть налицо была явная провокация с определённой целью, которую мы увидим в дальнейшем. Вот как об этом написано в Евангелии:

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
Иоанн 5:9-11.

И далее:

Человек сей пошел, и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие [дела] в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. Иоанн 5:15-18.

Теперь давайте прочтём внимательно и поразмышляем. Это совершенно возмутительная вещь – «искали убить Христа», Сына Божия за то, что Он якобы нарушал субботу! То есть фактически Христос нарушал только правила Иудеев. Теперь смотрите – кто искал убить Христа? Это РУКОВОДИТЕЛИ НАРОДА! Это СВЯЩЕННИКИ! Это ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ!

И вот дальше с 37 текста мы читаем эту обличительную речь Христа.

А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Иоанн 5:37-44.

Итак, вот перед нами полный драматургический контекст истории. Вот Христос совершая Своё земное служение решительно борется со злом, со злодеем и его приспешниками. Христос запланировал произнести важную обличительную речь для этих прихлебателей злостного противника. И для того чтобы организовать это торжественное собрание в торжественной обстановке, по протоколу и в предназначенном месте, Христос производит особое действие. Он буквально устраивает провокацию. Он совершает два правонарушения, тем самым вынуждая власти и руководство спешным порядком провести по этому поводу расследование, заседание и слушания в Синедрионе. И вот именно там в торжественной обстановке Христос произносит Свою яркую обличительную речь.

И вот теперь, изучив всё сначала и по порядку, мы находим, что в устах Христа в этой обличительной речи нет места призыву к исследованиям Писания. Иисус как раз фактически укоряет руководителей, священников в том, что они НЕ ХОТЯТ ПРИЙТИ КО ХРИСТУ, и прячут своё нежелание за ширмой «исследования писаний». Эти люди не желали иметь никаких дел с Богом. Эти люди намеревались ПРАВИТЬ НАРОДОМ САМОСТОЯТЕЛЬНО, БЕЗ БОГА! А свою бездуховность скрывали за маской «исследования», постоянно жонглируя цитатами из Священных Писаний, которое они выучивали наизусть. И так тому и учили народ – типа что вот если вы так же вот «исследуете» значит вы в вере, значит Бог вас принимает и ведёт ко спасению. Это вот так они учили.

И вот так и получается, что Христос фактически ОСУЖДАЕТ этих горе-исследователей, обманщиков. И осуждает такие лживые «исследования», в результате которых активно работают подтасовки, искажения, извращения. В итоге народ Божий не приближается ко Христу а наоборот отвращается от Него! И поэтому данный текст использовать как повеление и призыв к исследованиям Библии нельзя!

Кто нибудь скажет, — О! А у нас ведь тогда нет больше ни одного текста, который содержал бы призыв к исследованиям Писания!

Ну что же, значит есть о чём подумать…

Итак

вот продолжение конфликта.

С одной стороны руководители Израиля, духовные учителя и священники которые занимались ИССЛЕДОВАНИЯМИ Писания.

С другой стороны Христос, Который обращается к народу со спасительной ВЕСТЬЮ и готов ИДТИ НА КРЕСТ, ради спасения грешников.

У нас ещё будут несколько статей относительно исследования Библии. Но сегодня хотелось бы ещё раз обратить внимание на одну очень важную вещь. Смотрите – Христос СОЗНАТЕЛЬНО СПРОВОЦИРОВАЛ эту ситуацию, чтобы раскрылась истинная сущность руководителей Израиля. Помните, что Христос исцелил парализованного больного в купальне Вифезда. Он сделал это в субботу. Он мог сделать это в любой другой день, но он сделал это в субботу, это во-первых. И, во-вторых, он повелел исцелённому взять свою постель и носить её с собой. Вот такая провокация в двух частях. И в итоге Христос был вызван в Синедрион для ответа. Но ведь именно этого Он и добивался! И Он уже приготовил эту обличительную речь, которую мы сегодня читали.

Таким образом, мы видим здесь самое главное – БОГ КОНТРОЛИРУЕТ СИТУАЦИЮ! Бог активно действует в нашей реальной жизни и таким образом управляет делами каждого человека в отдельности и всего человечества в целом.

Вот как пишет об этом Дух пророчества:

Разве не то же происходит и в наши дни? Разве мало религиозных вождей, настолько ожесточивших свои сердца против Святого Духа, что они совершенно утратили способность узнавать голос Божий? Разве они не отвергают Слова Божьего ради собственных преданий?

Елена Уайт Желание веков Глава 21. Вифезда и синедрион

В последней торжественной работе примут участие только немногие великие мужи, потому что те, кто стали самодовольными, независимыми от Бога, не смогут уже быть употреблены Им.

Елена Уайт Свидетельства для церкви-Том 5 Глава 5 Отверженные свидетельства

И поэтому, как бы не старались наши уважаемые руководящие заговорщики спрятать истинную сущность слов Христа в своих богословских нагромождениях, скрыть в бесконечных подтасовках, подмене понятий, подгоняя ложный контекст. Как бы не старались враги Христа извратить истину, несмотря на все их старания, истина восторжествует! Весть о спасении во Христе будет громко возвещена всему миру, во всех народах. Живой Христос будет представлен миру во всей Его славе и величии!

Для дополнительного чтения

Елена Уайт. Желание веков. Глава 21. Вифезда и синедрион

Елена Уайт. Свидетельства для церкви-Том 5. Глава 5. Отверженные свидетельства