Мы в океане! А дальше что?

Кратко повторим пройденное

Прежде чем продолжить изучение истории церкви АСД, давайте, друзья очень кратко вспомним то, что уже прошли. Вспомним что наши руководящие братья, оставивши Бога, пошли по пути их предшественников Иудеев и Католиков. Интенсивно занимаясь богословием, они втянулись в богословские споры и совсем оставили из виду Бога. Утвердив авторитет Библии, оставляя Бога в стороне, они сосредоточились на исследованиях относящихся к тайне Божией — а именно на доктрине о Троице. Эти богословские соревнования были нашим руководителям жизненно необходимы. Им, отступившим от Бога, просто как воздух нужно было самоутвердится и укрепить своё влияние на умы членов церкви.

Попутно ещё вспомните и примите во внимание такой прискорбный факт, что в 1882 году эти люди фактически послали лесом «сестру Уайт», а в 1915 году её, старушку с удовлетворением похоронили. И вот с этих позиций мы продолжим изучение истории церкви АСД по книге Фрума.

Братва в замешательстве

Итак, в прошлый раз мы остановились на том, что увидели наших братьев-заговорщиков ликующими по поводу достижения единства по наиважнейшему, жизненно важному для них вопросу, относительно Троицы. Единства, к которому они стремились восемьдесят семь лет!

Однако ликование быстро закончилось. Братья остались в некотором замешательстве. Они так долго боролись за это единство что даже и не верили, что оно когда нибудь наступит. И не думали наперёд — а что они будут делать с этим единством, когда оно будет достигнуто. И когда всё то о чём они так долго мечтали, нечаянно сбылось, они остановились в недоумении. Как тут не вспомнить известную реплику героев известнейшего диснеевского мультфильма: «Мы в океане! А дальше что?» А что они будут делать дальше с этим единством, они ещё не придумали. Не верите?

Ну вот же Ле Рой Фрум прямо пишет об этом в 27 главе:

Целая группа ответственных работников, живущих в Вашингтоне и испытывающая глубокий интерес к главным истинам вечного Евангелия — Вере Иисуса, вечным истинам — просто решила время от времени в назначенную субботу собираться вместе для исследования Слова Божьего. Эти исследования проводились не с целью, чтобы сделать о них доклад перед Комитетом или же внести изменения в некоторые доктринальные учения — и, конечно, совершенно не для печати. Эта группа не формировала своей работой школы нового направления мысли. Они желали только одного: ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ НАМЕРЕНИЕ БОЖЬЕ О НАС, как Церкви и о каждом в отдельности.

Движение предначертанное Богом 27. 1930-е годы отмечены групповыми исследованиями Библии

В океане без карты, без компаса, без плана

Книга, которую мы уже начали изучать и продолжим дальше, называется «Движение предначертанное Богом». Да, может быть Бог и предначертал план для этого движения дрейфующих по воле ветра и течения, но, похоже, они сами ничего не знали об этом плане. Отвергнувши пророка и отказавшись от Бога — как они могли теперь знать Божий план конкретно об этом движении отщепенцев? Связи с Богом нет. В Библии конкретно о них тоже ничего. Есть пророчества, но они в аллегорической форме. Толковать аллегорические пророчества опасно — они уже многократно обжигались с пророчествами. Во всей их деятельности чётко видно замешательство и растерянность. Никакого плана, никакой глобальной стратегии. Нужно было что то срочно придумывать. Стихийно собирается группа по свободному изучению Библии чтобы «лучше понять намерение Божье о нас, как Церкви». Вот оно! Это именно тот вопрос — «Единство достигнуто — а дальше что?»

Да… что тут скажешь? Организация, которая сначала раскатала свою деятельность на весь мир, привлекла миллионы людей, а теперь ищет смысл своего существования… Как бы это так выразиться то, политкорректно?

А дальше всё… группа распалась. Так ничего и не поняли, разъехались, ушли на пенсию. Всё… Привыкли только спорить, а беседовать мирно и непринуждённо было уже и неинтересно. А тем временем поиски цели продолжались ещё долгие годы.

Конечно, руководство церкви заботилось не только об этом.

Доктринальная безопасность и делопроизводство

Был ещё один очень важный вопрос — вопрос о доктринальной безопасности. Возможно читатели никогда не слышали такого. Попробую пояснить. Итак, напомню снова — руководство церкви провело почти сто лет в спорах по доктринам между сотрудниками управления, так сказать. И с таким огромнейшим трудом было достигнуто единство в собственных рядах. Теперь, любой нормальный здравомыслящий руководитель постарается как-то так устроить, чтобы такого безобразия в его организации больше никогда не повторилось. Правильно я думаю?

Ну вот представьте — какие то мошенники пользуясь вашей неопытностью сумели, по-простому говоря, отжать у вас какую то недвижимость. Может такое быть? И представьте, что путём долгих переговоров, судебных разбирательств вам всё-таки удалось вернуть вашу недвижимость. И теперь вы, конечно же, изо всех ваших сил постараетесь, и сделаете все, что от вас зависит, чтобы такие неприятности больше не повторялись, правильно? По крайней мере, это будет разумно.

Точно так же и наши руководящие братья, по достижении долгожданного единомыслия в своих рядах, которое досталось им так дорого, имели достаточно благоразумия, чтобы позаботиться о долгосрочном сохранении этого единомыслия.

И начали они с того, что все доктринальные положения постарались конкретно сформулировать словесно и свой литературный труд зафиксировали и опубликовали, доведя его до сознания самой широкой церковной и вообще христианской общественности посредством своего церковного ежегодника. Вот как об этом пишет наш Ле Рой Фрум:

Таким образом, без никаких других особенных церковных формальностей это изложение «Вероучения» впервые появилось в Ежегоднике и с общего согласия было принято без отвода. И на этом основании это и считается первым опубликованным представлением объединенного или согласованного вероучения. Первая публикация в 1931 г. появилась сорок лет спустя. То есть — 87 лет после кризиса 1844 г.: 68 лет после нашей генеральной организации в 1863 г. и 43 года спустя после исторической Конференции в Миннеаполисе в 1888 г напряженное состояние которой длилось десятилетиями, постоянно препятствуя совместному заявлению о вероучении. Но теперь такое заявление было сделано.

Движение предначертанное Богом 25. 1931 — открывает новую эпоху единства и прогресса — 1

Но дальше для закрепления достигнутого результата и получения гарантированного эффекта нужно было сделать следующий шаг.

Если 1931 год был поворотным пунктом, то вернее сказать это было целое десятилетие с 1931 по 1941 годы и этот период определил решительный поворот событий к единству истории веры в наши после — 1888 годы. Как мы уже видели, этот десятилетний период начался с публикации приемлемого заявления о «Вероучении», теперь общепринятого.

Это десятилетие логически завершилось принятием в 1941 году единого «Завета при Крещении» и «Обета» в форме Свидетельства. Эти положения были определенным образом обоснованы, разработаны и одобрены на основе «Вероучения» за 1931 год.

Движение предначертанное Богом 25. 1931 — открывает новую эпоху единства и прогресса — 1

Вот это уже серьёзно. Завет при крещении — некий письменный договор, где крещаемый член церкви в письменной форме заявляет о принятии основ вероучения АСД, включая конечно и соблюдение 10 заповедей, включая и четвёртую, и приятии Троицы, и возврат десятины…

Сильно, конечно. Пожалуй, это единственный шаг нашего руководства, достойный человеческого уважения. На человеческом уровне, конечно. Разумеется, что это решение предполагало, что в случае чего к нарушителю будут применяться дисциплинарные меры. Ну, разумеется, строго демократическим путём. С человеческой точки зрения всё правильно.

Будучи много лет пастором я восторгался, как легко было работать, имея в руках такой замечательный, мощный инструмент. У меня был только один вопиющий случай, когда членское собрание, при почти стопроцентном кворуме, физически не могло принять никакого решения о дисциплинарном взыскании. Но это была совершенно особенная, исключительная ситуация, и после моих воплей, Бог трудился два года, чтобы это недоразумение было устранено. И дисциплинарное решение, причём самое строгое, по поводу того самого члена, через два года было принято без вопросов. Но только после двух лет активных и целенаправленных действий Божьих! Во всех остальных случаях всё прокатывало легко и без проблем!

В общем, по человеческим меркам всё правильно братья наши решили и сделали. Если только не думать о том, что вообще то наша руководящая братва о Божьих принципах управления, о милости и любви Божией имела весьма туманное представление. И имели большую и даже очень большую склонность к тому чтобы править как написано у Иезекииля 34:4… Об этом у нас будет обстоятельный и серьёзный разговор в самой последней теме нашего исследования.

«Доктринальный заборчик»

Знаете, я всё-таки восторгаюсь работой наших руководящих братьев в ту эпоху! Если бы речь шла о деятельности обычной, светской организации, например о работе какой нибудь кондитерской фабрики, или там… дома культуры или детской школы искусств — ну так это было бы прямо вообще здорово! Я работал в домах культуры и немного в школе искусств — о, если бы там всё так здорово было продумано и организовано, как у нас в церкви, это была бы просто сказка!

Итак, наши братья выработали чёткие принципы вероучения. Они сделали такой изящный лёгкий «доктринальный заборчик» для того, чтобы оградить своё вероучение от посягательств различных еретиков. «Заборчик» этот получился просто прелесть! Надёжный, прочный и, в то же время, приятный на вид. Чтобы не создавал неприятного впечатления и не портил вид самого «здания». Образно говоря, конечно.

Но, наши братья решили пойти ещё дальше. Они, опять же образно говоря, вышли за стан и решили посмотреть, как этот «духовный заборчик» смотрится снаружи — глазами потенциальных посетителей «здания» церкви. И нашли, что этот наш «доктринальный заборчик» как-то всё-таки несколько мрачноват!

Возник такого рода вопрос: Адвентисты, согласно общественной точке зрения, всегда считали своей главной характерной особенностью как народ «соблюдение заповедей Божьих. Это, так сказать,- наше общественное лицо.

И так рассматривали нас и другие вероисповедания. Но возник вопрос: почему мы не определяем себя как народ, который «сохраняет и веру Иисуса?»… И особенным образом, было подчеркнуто, что мы никогда не должны забывать о том, что нет такой доктрины жизненного значения, которая могла бы быть вне Иисуса, и которая бы не включала в себя «Веры Иисуса». Это — основное для здравого Адвентизма, хотя быть может, и не всегда это подчеркивается.

Вопрос был поставлен в таком виде: наше одностороннее понимание «Заповедей Божьих» создавало предпосылку для неправильного представления о нас. Нам не оставалось ничего другого, как только исправить это положение, т. е. отвести законное положение заповедям Божьим и вере Иисуса. Мы сами создали для себя такое положение. Но у нас есть возможности и сила во Христе изменить наше лицо перед миром. И эта задача самой наивысшей важности и неизбежной ответственности.

Вот еще одна, очень часто повторяемая мысль: ни одна доктрина сама по себе не обладает преобразующей ценностью, если она не имеет в своем центре Христа и не приводит душу в живое общение с Христом. Это не суббота и не Закон — взятые просто в их чистом виде — в чем мы нуждаемся — но Христос в субботе и Христос в Законе. Только такая взаимосвязь может иметь ценность и преобразующую силу. Было признано, что наши отцы-пионеры слишком туго воспринимали это, как об этом свидетельствуют опубликованные материалы и книги тех времен. Они были заметно обособлены и часто безжизненны.

Движение предначертанное Богом 27. 1930-е годы отмечены групповыми исследованиями Библии.

И вот наши руководящие братья проделали огромнейшую работу по редактированию своих вероучительных положений (того самого «заборчика») таким образом, чтобы сохранить суть этих положений, суть доктрин, но чтобы в центре каждой доктрины был Христос. У нас это называется — христоцентричность. То есть каждая доктрина отныне должна была стать христоцентричной. И вот так аккуратненько христоцентрировали всё что можно. Ну а почему бы и нет? Всё хоть какое-то движение к Богу.

Благословенное и плодотворное общение с представителями протестантских церквей

И вот когда наши братья руководящие заговорщики закончили с усовершенствованием нашего «доктринального заборчика», воздвигнутого вокруг их детища-церкви, они всё таки решили, что всё время любоваться собой или пытаться критиковать самим себя это как то не очень. И вот реально набравшись смелости, братья отправились к соседям — в другие протестантские церкви, типа познакомиться и проконсультироваться насчёт того, как соседям нравится наше «здание», которое выросло по соседству с ними и особенно наш «доктринальный заборчик». Случилось это с ними в конце 50-х годов прошлого столетия.

Разумеется, наши соседи — протестанты, которые сформировали свои вероубеждения гораздо раньше нас — баптисты, пятидесятники, мормоны… они, конечно, обращали внимание на то, что рядом с ними строится новое здание. Но свои оценочные формулировки и выводы делали ещё тогда, когда наше духовное здание только строилось, и никакого даже «заборчика» у нас ещё совсем не было. А на то, что он потом был воздвигнут, и специально для них раскрашен, они просто как-то не обращали внимания. Ну некогда было, понимаеште! Они всё-таки занимались евангельским служением, душепопечительством, воспитательной работой в своих общинах. И вот теперь наши соседи — протестанты были просто счастливы, когда смогли как следует рассмотреть наше церковное «здание» и наш «доктринальный заборчик» (образно говоря, конечно).

Мы начали получать от разных вероисповеданий вопросы и приглашения для выступлений. Наравне с другими, я также имел личное преимущество отвечать на вопросы многим студенческим группам, в частности на тему: «Почему я Адвентист седьмого дня?» Такие приглашения поступали от неадвентистских церквей, колледжей, университетов, семинарий и даже светских организаций.

В Америке, с известным доктором Уилбуром М. Смитом, популярным баптистским преподавателем из Библейского института им. Муди. Затем с пресвитерианцем доктором Карлом Генри. С раввином доктором Луисом Гисбургом, известным талмудистом из известной теологической семинарии в Америке. Также с отцом Петром Нобером из Папского библейского института в Риме и редактором Вербумом Дамини. Совсем недавно с еще целым рядом священников, таких, как отец Луис Ривера [467] из Рима и Аргентины, который переводил и издавал мои статьи в своем журнале «Ревиста Библике».

Мы получили целый ряд вопросов относительно нашей веры от ученых-богословов по обе стороны Атлантики, Юж. Америки, Дальнего Востока, Австралии, Африки и др. мест. А также от студентов — выпускников католической и протестантской семинарии. Рука Божья была видна во всем этом. Некоторые из полученных отзывов были очень важными — они говорили о перемене взглядов. Их отношение в корне изменилось.

Движение предначертанное Богом 30. Положение Адвентизма меняется

Конечно, как и ожидалось, нашим соседям-протестантам всё у нас очень понравилось. Особенно то, что наш «доктринальный заборчик» выкрашен в цвета христианского флага. И они даже предложили, для большей художественности, украсить наше здание башенками. На что наши братья с удовольствием согласились. Ну, то есть образно говоря…

Предоставленные нами материалы о настоящем положении Адвентистов удовлетворяли наших собеседников. Но они настойчиво хотели выяснить еще один вопрос: опровергли ли мы публично, в печати неправильные взгляды отдельных лиц, мнение которых, как им было известно, были напечатаны.

Едва ли можно было не согласиться с такой точкой зрения, т. е. что давние неправильные понятия со стороны меньшинства должны быть опровергнуты. Таким образом, определенные формы ответов на их вопросы уже были подготовительным материалом для опровержения индивидуальной позиции меньшинства для включения в будущую книгу «Ответы АСД на доктринальные вопросы».

Многие были искренне рады выяснить факты и открыть истину относительно нашей веры и сделать — или же попросить помощи у нас сделать соответствующие исправления в своих трудах.

Движение предначертанное Богом 30. Положение Адвентизма меняется

Разошлись все довольные друг другом и далее продолжили параллельное служение, каждая церковь за своим «заборчиком»…

Вот собственно и всё о каких то «внешних» контактах нашей руководящей братвы.

Все оставшиеся главы книги Фрума описывают только внутрицерковную работу, то, что происходило исключительно в офисе нашей Генеральной Конференции.

Для дополнительного чтения

Ле Рой Фрум. Движение предначертанное Богом 25. 1931 — открывает новую эпоху единства и прогресса — 1

Ле Рой Фрум. Движение предначертанное Богом 27. 1930-е годы отмечены групповыми исследованиями Библии

Ле Рой Фрум. Движение предначертанное Богом 30. Положение Адвентизма меняется