Глава 10

1. убеждаю: Греч, parakaleo, «умолять», «увещевать», «убеждать». Эта глава открывает третий большой раздел послания, состоящий из гл. 10-13. В гл. 1-7 Павел подробно остановился на силе и славе апостольского служения; в гл. 8, 9 на сборе для бедных в Иерусалиме; и в гл. 10:1 по 13:10 Павел описывает о себе, как апостоле. Здесь Павел отстаивает свой апостольский авторитет и противопоставляет его своим противникам, «ложным апостолам» гл. 11:13, которые причинили скорбь Коринфской церкви. См. на 22 ст.

В первых десяти главах Павел обращается в основном к объединённому большинству, и лишь только мимоходом ссылается на ложных руководителей и тех, которые могли быть под их влиянием гл,2:17; 3:1; 5:12. Здесь он предостерегает Коринфян от этих «ложных апостолов» в их среде. Он был уже вполне осведомлён о их гибельном влиянии в церкви, но Тит, без сомнения доставил ему дальнейший отчёт о их злых делах. Для большинства у них не было слов, кроме любви, увешания и примирения. Но вопреки его наставлениям Иудейские элементы (см. на гл. 11:22) не были расположены к нему.

Климент Римский, писавший послание к Коринфской церкви приблизительно в конце 1-го столетия, подчёркивал такие же враждебные элементы в работе. Однако, выговор Павла этой неповинующейся группе, кажется, на некоторое время, по крайней мере, освободил церковь от разногласий, беспокоивших её. Его твёрдые решительные действия в этой ситуации не оставили в сердце Коринфских верующих вопроса о его апостольском авторитете. Заключительные главы 2 Коринфянам богаты советами для тех, которые встретят подобные несогласные элементы в настоящее время.

Понимание происшедших изменений в том месте послания неотъемлемо от правильного объяснения всего предыдущего. Первое лицо множественного числа «мы» уступило место первому лицу единственного числа «Я». Первые слова этого стиха в Греческом языке, подчёркнуто личные выразительные «Я же Павел» (ср. Гал. 5:2; Ефес. 3:1; Флм. 19). Апостол теперь ставит всё влияние и силу своего авторитета и личности против ложных, ИудеЙствующих (см. на 2Кор. 11:22) руководителей. Они обвиняли его в трусости и робости гл. 10:1, 2, презирали его речь гл. 11:6, подвергали сомнению его мышление и суждение 16-19 ст. Но они, ложные руководители с ошибочными учениями «другого Евангелия» 2Кор, 11:4, Это наглые хвастуны 2Кор. 11:20, 21, дерзкие, навязчивые люди гл. 10:15, виновные в навязывании самих себя верующим гл. 11:20. Но наконец время для расчёта пришло. Они будут теперь иметь дело [900] лично с Павлом. В этих главах его общий тон дышит негодованием и укором. Временами он говорит почти апологетическим (защитническим) тоном, чтобы со всей строгостью выразить свои чувства. Нигде в Писаниях Павла нет ничего подобного для сравнения в духе и методах, как они представлены в гл. 10-13.

скромен: Греч, tapeinos, «скромный», здесь в нелестном смысле. Павел ссылается на насмешки своих противников (10 ст. ср. гл. 12:5, 7). Они высмеивали его, внушая намёками, что он был слабым и трусливым. Кроме того, не боялся ли он всё время, чтобы придти в Коринф? Не была ли его задержка по той причине, что он страшился встретиться с ними лицом к лицу? Не имел ли он в виду возместить свою робость написанием строгих писем?

отважен: Греч, tharreo, «быть храбрым в добром», «быть надеющимся», «быть смелым» (см. 10 ст.).

кротостью: Греч, praotes, «мягкость», «нежность», «кротость». Для изучения родственного словаpraUs (см. на Матф. 5:3).

снисхождением: Греч, epieikeia, «нежность», «мягкость», «чистота», «незапятнанность», «справедливость». Возможно «нежность» лучшим образом выражает оттенок значения, переданный словом epieikeia, но с прибавлением значения «справедливости», напоминает о искренней любви и преданности.

Павел старался подражать кроткому снисходительному Духу Христа в соприкосновении с людьми и не имел удовольствия в строгости. Но даже свою строгость он облёк в смирение. В 1-6 ст. Павел умоляет не вынуждать его употреблять строгие меры и слова против них. Подобные «оружия воинствова-ния» редко приводят к наибольшей эффективности, и их употребление может быть справедливым, только когда «кротость и снисхождение» окажутся бессильными. Павел уже находился на пути к Коринфу и вскоре он предстанет пред своими противниками лицом к лицу. Если они желают суровой дисциплины, он со справедливостью приготовился применить её. Его нынешний призыв -строгий в тоне, и он надеялся избежать более строгих выражений, когда явится лично.

Противники Павла были высокомерны, своенравны и заносчивы, они истолковали его кротость, — как слабость, его снисходительность, — как трусость. Таким образом, они были вне пределов досягаемости примирительных призывов и всякого рода увещаний, переданных в гл. 1-7. Единственное средство, которое могло бы пронзить их бездушное самоудовольствие — выговор, публичное обвинение и представление смысла заключенного с гл. 10-13. Тем, которые страдали от напыщенной идеи их собственной важности, кроткие добродетели не произведут никакого впечатления. Они даже презирают тех, которые обладают более нежным качеством — смирением и кротостью. Для таковых положение и руководство, утверждённые через господство над другими, является признаком успеха. Павел поэтому объяснил, что хотя он предпочёл бы обратиться к ним в духе кротости, их собственное отношение заставляет его применить более строгие меры.

2. Прошу: Греч, deomai, «просить», «умолять». Deomai выражает более крайнюю необходимость, чем parakaleo (2Кор. 10:1; см. Матф. 9:38; Лук. 8:28; 9:40; Деян. 21:39; 2Кор. 5:20; и т.д.; см. на 2Кор. 10:1). Павел серьезно желал обойтись без применения своего авторитета, который неизбежно привёл бы в замешательство и унизил их. Он умолял их, чтобы они не дошли до такого состояния. Это характерно для духа любви — уклоняться от нанесения боли или унижения в чём-либо. Терпеливое, искреннее и скромное усилие поступать правильно в духе христианского братства, всегда предпочтительнее публичному проявлению авторитета и применению дисциплинарных мер.

смелости: Т.е., при разрешении вопросов в Коринфе. Этим Павел не хвалился впустую. Смелость, пред лицом постоянной, долгой опасности стала привычкой (см. на гл. 4:8-10; 11:23-27). Если станет необходимым, упрямое меньшинство в Коринфе будет иметь удобный случай, увидеть эту сторону характера Павла, противоположную скромности, терпению и кротости. Там не будет страха пред некоторыми людьми или нерешительностью в действии. На этот раз он желает поступить с нами смело гл. 11:21, если в них не изменится отношение и поведение, которое сделает невозможным для него поступить таким образом. Разрешение этого вопроса всецело зависело от них. Он вполне приготовился противостоять своим критикам и поступить с ними эффектно.

что мы поступаем: Или, «что мы действуем».

по плоти: Здесь представлена невозрождённая личность, плотская, естественная мирская сторона человека без влияния Святого Духа (см. на Рим. 7:24; ср. на 1Кор. 9:27). Побуждения естественного человека названы «похоти плоти» 1Ин. 2:16. Люди, находящиеся под предводительством и контролем Духа не будут исполнять «похоти плоти» (Гал. 5:16; [901] ср. 2Пет. 2:18; Ефес. 2:3). Библия говорит о «плотской мудрости» 2Кор-. 1:12. Плотской человек о плотском помышляет (Рим. 8:5; ср. Кол. 2:18). «В плоти не живёт доброе» Рим, 7:18, ибо там есть «вражда против» Бога Рим. 8:7.

Сравнивая его с самим собою, враги Павла в Коринфе обвиняли его в эгоизме и мирских намерениях (ср. 2Кор. 1:17). В характере подобных личностей всегда есть желание — осуждать поведение и побуждение других, согласно уровню их собственного поведения. Но, когда они встретятся лицом к лицу с Павлом, человеком с освящённой смелостью и храбростью они будут искать убежища или в бегстве, или в неискреннем раболепстве. Они предстанут в своём истинном, ничтожном росте.

3, ходя во плоти: Т.е., живём в этом мире, как человеческие существа.

не по плоти воинствуем: Павел, хотя жил среди людей, которые обращались к мирским методам, не ронял своего достоинства, чтобы поступать так. Сравните слова Христа о Его последователях, находящихся в «мире», но «не от мира» Ин. 17:11,14. Обращённый человек обладает совершенно новой и отличительной природой и побуждаем любовью Христа и Духом Божиим, чтобы быть в согласии с Божественными идеалами Ин. 3:3, 5; Рим. 8:5I4; I Kop. 2:12-16; 2Кор. 5:14. Он достиг победы над миром, плотью и диаволом (см. 1Ин. 2:15, 16). После возрождения сразу же начинается вражда, и затем война между плотью и духом Рим. 8:3-Г4; Гал. 5:16-23. Этих два последних элемента не могут быть соединены. Плоть никогда не может стать духовной. В ней «не живёт доброе» Рим. 7:18. Христианин ещё находится в мире, но его духовная природа должна господствовать над низшей плотской природой (см. Рим, 1:18 по 2:4). Павел сражался добрым подвигом веры духовным оружием, но не плотским оружием мира Ефес. 6:12-20. Он понимал истинное положение вещей в Коринфе и не колебался, чтобы употребить это оружие, если обстоятельства потребует этого.

4. Оружия воинствования нашего: См. на Ефес. 6:10-20; ср. 1Тим. 1:18; 2Тим. 2:3-5; 4:7. Оружие мира сего суть богатство, таланты, учёность, престиж, положение, влияние, разум, извращение истины, силы, и человеческие планы. Враги Павла в Коринфе противостояли ему этим оружием (см. на 2Кор. 3:1). Но Павел не стал сражаться в их доспехах и таким оружием, ибо принципы небес не разрешают использовать такие методы (ср. Ин. 18:36). Если бы спасение душ и расширение царства Христа зависело бы от человеческих талантов, разума и силы, христианство было бы просто человеческой религией. Но духовные качества не могут быть возложены на посторонних людей.

но сильные Богом: Оружие христианина выковано в арсеналах небес и стало доступным для него благодаря служению ангелов (2Кор. 1:12; Ефес. 6:10-20; ср. ЖВ 827). Это оружие — истина, представленная в Слове Божьем Евр. 4:12, и переданная силою Христа и Святым Духом I Kop. 2:4. Бог зовёт людей к этой борьбе, снаряжая их для битвы и заверяя их в победе. Он снабжает человека всей необходимой силой 2Кор. 2:14,

разрушение: Или, «уничтожение». Нет такой человеческой крепости, которая могла бы противостоять оружию небес.

твердынь: Или, «замков», «крепостей». Павел представляет царство сатаны, как плоть, защищённую многочисленными укреплениями. Задача христианина и церкви осадить врага, разрушить его укрепления, и вытеснить его совсем. Вне всякого сомнения, Павел размышлял при этом о внутренней цитадели человеческого сердца, злых укреплениях ума, укоренившихся греховных привычек и личного «я». Одна и та же битва происходит везде: истина ведёт борьбу против греха, познание Бога — против невежества и суеверия, истинное поклонение — против всех форм идолопоклонства, свобода во Христе — против уз греха, святость — против беззакония, праведность — против неправедности, власть Христа — против власти сатаны.

Символический язык 4, 5 cm. возможно намекает на мысль Павла о пиратах, которые наводняли побережье в окрестностях Тарса, до тех пор, пока их не разбили Римские галеры при поколении, предшествовавшем его рождению. Эти грабители, — мародёры моря, делали вылазки из многих скрытых бухт на побережье, нападали на корабли, торговавшие в ближайших портах, а затем удалялись с награбленной добычей. Наконец Римский полководец Помпеи повёл компанию против них, разрушил 1902] более 100 их «сильных крепостей» и захватил более 10 000 пленных.

замыслы: Греч, logismous, «размышления», «мысли» (см. на Рим. 2:3, 15). Павел ссылается на человеческие теории в противоположность открытой истине. Нет большего самообмана, чем умозрительные рассуждения самомнительных людей, безгранично уверенных в своей собственной мудрости, они ставят ни во что и презирают Бога и Его Слово. Павел предлагает взять приступом каждую крепость зла.

5. И всякое превозношение: Т.е., всякая, бросающая вызов стена и башня. Павел здесь сравнивает гордые умозаключения людей укреплённой крепости наверху высокой горы. Открытое неповиновение Богу небес всегда было признаком влияния сил зла и восстания Яс. 14:13-15; Дан. 7:25; 8:11; 11:36; 2Фес. 2:4; Откр. 13:5-8. Лично люди создают сами себе особенные крепости, из которых их в состоянии освободить только сила Божия. Величайшие крепости зла представляют жизнь тех исповедников христианства, которые поступают вопреки христианским принципам.

познания Бокия: Т.е., познание которое исходит от Бога. Возвеличение человеческой мудрости является противоположностью тому лучшему духовному познанию, которое сообщает Бог Ин. 17:8; Деян, 17:23; 1Кор. 1:24; 2:10; Кол. 1:9. Бог философии создан благодаря своим умственным умозаключениям. Бог христиан, — Бог пророческого откровения. Первый субъективный -предметный, сосредоточенный в себе, второй объективный — всесторонний, беспристрастный, справедливый.

Если принять простые истины Евангелия, такие, как греховность человека и искупительная праведность Христа, нужно отбросить тщеславную самоуверенность, умственное самомнение, гордую мирскую мудрость и все человеческие претензии.

пленяем: Или, «покорять», «привести под контроль».

помышление: Греч, поёта, переведено «умы» во 2Кор. 3:14; 4:4; 11:3; Фил. 4:7, и «умыслы» во 2Кор. 2:11. Павел здесь, возможно, ссылается на фанатическое богословие «ложных апостолов» гл. 11:13, которое прежде всего зародилось в уме сатаны.

в послушание Христу: Без послушания, рождённого любовью, не может быть подлинного христианского опыта (см. на Матф. 7:21-27). Христос не оставил человека в неведении, относительно свойств истинного послушания (см. Ин. 14:15, 21,23, 24; 15:10; 17:6,17). Все истинные христиане будут рады подчиниться истинному авторитету Христа. Поклониться авторитету Христа и Его Слову — отвратительно для гордого сердца и ума. Основная причина, почему Евангелие так мало распространилось в мире и в жизни людей, является нежелание иметь Христа истинным Господином жизни и принять авторитет совершенного Слова Божьего.

6. готовы: Т.е., будучи готовы.

наказать: Павел готов проявить свой апостольский авторитет для дисциплинарных мер и наказания восставшей группы в Коринфской церкви. До этого времени он ещё воздерживался поступить так, потому, что исход не был ещё вполне ясен и многие могли бы принять неправильное решение. Теперь исход был ясен, и большинство заняло позицию вместе с Павлом, и будет поддерживать его в его решении, против непокорного меньшинства. Немного раньше, некоторые из них могли симпатизировать, возможно, даже поддержали бы их против Павла, что эти. несколько восставших, объяснили как трусость и слабость с его стороны, было просто долготерпением, которое он проявлял в надежде, чтобы расположить к себе других. Он избегал строгости к некоторым, которые сбились с пути, через правдоподобные учения и методы, и всё ещё не были в состоянии видеть ясно исход, и могли быть склонены на правильную сторону. Павел уже написал им два, а возможно и три письма, терпеливо объясняя исход дела (см. введение к 2 Коринфянам 822 стр.).

ваше послушание исполнится: Павел теперь приготовился сделать решительное действие. Это его последнее предостережение. Какую форму наказания он намеревался предпринять для нескольких, которые проявили такое сильное и гибельное влияние, — он не сказал. Вероятно, он применит к ним публичный выговор, и если все другие средства будут недостаточны, — удалит их из церкви (ср. I Kop. 5:5; 1Тим. 5:20). Если некоторые всё ещё не решили, пусть поспешат решить теперь.

7. На личность ли смотрите!: Эта часть предложения, согласно Греческому подлиннику может быть переведена как вопрос, повелительное наклонение или простое заявление. Как вопрос — он выражал бы неодобрение — Коринфяне, вы судите на основе внешнего [903] проявления? Как повелительное наклонение, — оно призывало бы их открыть глаза на ясные факты. Как простое заявление — оно обвинило бы некоторых Коринфян, которые всё ещё обращали внимание на внешние проявления. Какой бы ни была из этих трёх, версия Павла, — заявление подразумевает, что они не критически рассматривали обвинения, приводимые против него. Их заключение было построено скорее на эмоциях, чем на логических выводах или на основе внешнего проявления (см. на гл, 5:12). Поверхностное суждение является популярным, ибо лишь немногие желают воздержаться от осуждения до тех пор, пока они будут иметь возможность рассмотреть все очевидные доказательства.

Кто: Павел здесь, кажется, ссылается или на одного руководителя оппозиции, или на тех, которые были искренны в сердце, но ещё путались в своём рассуждении. Контекст склонен к первому предложению. Сравните «некоторые» в 2 cm. (ср. гл. 11:4, 20).

он Христов: Т.е., претендует, чтобы его должным образом назначили представителем Христа.

так и мы: Павел здесь указывает на своё собственное официальное поручение, как апостола. В этой и двух последующих главах он многократно ссылается на своё достоинство, как посланника Христова. Его авторитет равен Двенадцати гл. 11:5; 12:11,12. Он был призван и принял поручение прямо от Господа (Деян. 9:3-9; 22:17-21; ср. 1Кор. 15:8; 2Кор. 10:14-18). Он испытал общение со Христом в Его страданиях гл. 11:23-33. Он получил видения и откровения непосредственно от Христа гл. 12:1-6.

8. хвалиться: Греч, kauchaomai, «хвалиться», «гордиться». Павел употребил это слово 21 раз в этом послании. Очевидно, ложные руководители в Коринфе занимались в значительной степени эгоистичным самовосхвалением (см. на гл. 5:12). Теперь Павел снова возвращается к похвале, но он делает это так неохотно, так сдержанно и с единственной целью, — утвердить свой авторитет, как апостола Христа, для пользы тех, кто ещё честно не разобрались в чём дело.

В этом вопросе была одна величайшая разница между Павлом и ложными апостолами. Они хвалились авторитетом, который, в сущности, был человеческого происхождения и использовался в эгоистичных целях. Павел хвалился авторитетом, который был Божественного происхождения, и употреблялся для созидания церкви. С тех пор, как он получил авторитет от Бога, Коринфяне должны были признать и уважать его. Тогда был бы результат — созидание церкви в Коринфе, поражение раскольнических элементов и реабилитация Павла, как апостола Иисуса Христа.

созиданию: Буквально, «устройству». Павел употребил это слово символически, подразумевая под каждым христианином храм, в котором пребывает Бог 1 Пет.2:4,5; 1 Кор. 3:9-17; 2Кор. 6:16; Ефес. 2:20-22. Евангельский авторитет необходимо применять для созидания, а не для разрушения. Ложные руководители в Коринфе стремились превозносить или прославлять себя и результат был налицо, — разделение и неустройство в церкви. Павел основал церковь в Коринфе и применение его авторитета и даже строгой дисциплины, служило для её созидания.

не остался бы в стыде: Ложные апостолы в Коринфе намеривались посрамить Павла, высмеивая его апостольство и легкомысленность его вести. Павел объявил, что его цель в похвале представить его «авторитет», как апостола, защитить его апостольство, и его благую весть. Он не имел скрытых намерений.

9. устрашаю вас: Или, «пугать вас». Враги в Коринфе без сомнения, приписывали подобные мотивы Павлу, но он отрицает, что его цель — держать верующих в страхе.

посланиями: Павел уже писал, по крайней мере, два послания в Коринф, возможно больше (см. на гл. 2:3, 4; ср. введение к 2 Коринфянам 822 стр.). Употребление множественного числа «посланиями», Павел, несомненно, включает утерянное послание, упомянутое в 1Кор. 5:9.

10. строг и силен: Здесь Павел, очевидно, цитирует слова своих критиков. Даже его враги признавали, что он был сильным в написании посланий, и время подтвердило их суждения. Враги Павла мало знали, что его послания были богодуховненными и, и что в будущем они составят значительную неотъемлемую часть НЗ, как основы христианской религии. Его же послания изобилуют неотразимыми доказательствами, для утверждения веры. Они исполнены силой Святого Духа, проявленной в строгом увещании, в христианской любви и кротости, в возвеличении Христа, как Избавителе, в призыве к погибающему человечеству принять путь спасения, во вдохновенном приглашении к общению со Христом и в [904] личном свидетельстве своего собственного чудесного обращения и христианского опыта.

присутствии: Греч, parousia (см. на Матф. 24:3). Это исключительная НЗ ссылка на личное проявление одного из апостолов (ср. 1Кор. 2:3, 4; 2Кор. 12:7-10; Гал. 4:13, 14). Писатели, жившие прежде 4-го столетия заявляли, что Павел был — маленького роста, сутулый, вероятно от многих побоев 2Кор. 11:24, 25 — лысый, опирающийся на согнутый костыль, но он был полон благодати и глаза его светились любовью, благородством, ревностью за Христа (см. Павел и Текла 1:7). Другие ранние писатели подтверждают это описание, но, конечно, всё это лишь предания. В гл. 10:1 Павел видимо подтверждает мысль, что в личном появлении он не производил особого впечатления. Но то, что его противники в Коринфе унижали и осмеивали его физические недостатки, и, возможно пренебрегали уродством, — открыло их презренный характер.

незначительна»: Или, «презренна». Это обвинение казалось, по крайней мере, грубым преувеличением, если не сплошной клеветой. Павел был превосходным оратором (Деян. 14:12; ср. Деян. 24:1-21). Это несомненная истина, что после, переживания в Афинах, Павел избегал красноречия, которое восхищало Греков (см. I Kop. 2:2). Он отказался применять эти средства для привлечения людей ко Христу. Ничто не могло быть допущено из того, что могло умалить чистоту и силу Евангелия I Kop. 2:4, 5.

11. Такой: См. на 2, 7 ст. Павел обращается к лицу или личностям, на которых главным образом легла вина за скорбь в Коринфе. Это заявление сделано не в смысле сильной угрозы, которую намерен он привести в исполнение по прибытии в Коринф, но для того, чтобы опровергнуть обвинение, что он является одним лицом, когда отсутствует и совершенно другим, когда присутствует. Кажется, что острые логические высказывания Павла в гл. 10-12 должны убедить его противников, что положение, в которое злобная ложь поставила их, — была несостоятельна. Было бы крайне нелогичным думать, что такой человек, как они описали Павла, мог воспитывать церковь, подобную Коринфской. Куда бы Павел ни направлялся, он оставлял после себя множество Иудеев и язычников, обращённых в христианскую веру, как доказательство силы Евангелия, проповеданного им.

12. мы не смеем: В 12-18 ст. Павел превозносит свой труд, как Евангельского служителя. В этом послании он многократно защищает свою честность, как апостола гл. 3:1; 4:2; 5:12; 12:11. Теперь он тонко сравнивает тщеславное хвастовство своих противников со своей собственной осмотрительной работой во время пребывания в Коринфе. Он бил своих противников их же оружием, что выражается в данном случае игрой слов egkrino и sugkrino (см. ниже).

Павел, очевидно, ссылается на обвинение в трусости. Если его противники и имели ввиду, что он потерял мужество отстаивать свои права и быть действительно руководителем в популярном смысле, он охотно признаёт обвинение. Кроме того, он не заботился и не смел искать аплодисментов и одобрения людей. Хвастливую смелость его противники могли показать, не обращаясь к нему, Но есть один вид смелости, которую он не потерял гл. 11:21-30, смело проповедовать Евангелие в новых землях и смело страдать за Христа гл. 10:15,16. Он измерял себя к свою работу согласно воле и стандарту Бога Рим. 12:3; Ефес. 4:7. Галатам Павел подчеркнул, что не смел, ничем другим хвалиться, «только крестом Господа нашего Иисуса Христа» Гал. 6:14.

сопоставлять: Греч, egkrino, «посчитывать среди», «судить достоинство

человека согласно с», по-видимому, с избранным кругом. или сравнивать: Греч, sugkrino, «сравнивать», «измерять». Павел не рисковал состязаться с мастерами самохвальства, ибо в этом отношении они далеко превосходили все его способности.

себя выставляют: Эти Коринфские хвастуны были членами, которых, кажется, можно было назвать взаимно восхищающимся обществом. Каждый человек представлял себя, как свой собственный образец превосходства и хвалил других членов общества, чтобы продвинуть свои собственные личные интересы, так и группы, к которой принадлежал. Выставляя свои собственные, мнимые добродетели как мерило сравнения, они становились их собственными идеалами.

Самохвальство является самой худшей формой самообмана. Самодовольная слепота людей к объективному стандарту превосходства, через который они могли иметь беспристрастную самооценку, и, как результат, всегда преследовали бы себя в своём порочном кругу. Они стали слепы к Божьему стандарту измерения, слепы к своей собственной гордости, слепы [905] к превосходным качествам некоторых, которые противостояли им, слепы даже к своей собственной нужде в спасении. Этот метод самооценки, имеющий начало и конец в себе, — недостаток проницательности или даже осведомленного самоинтереса. Жить в соответствии этому стандарту, вполне противоположно мыслям и духу Христа Фил. 2:5-11.

неразумно: Это высота гордости для греховного человека рассматривать себя, как совершенство, или что-либо близкое к этому 1 Ин. 1:10; Рим. 7:18. Чувство собственного недостоинства, есть первое условие неба для тех, которые желают быть принятыми, как сыновья и дочери Бога (см. на Матф. 5:3).

13. А мы не без меры: Или, «свыше ограничения», то есть, ограничения справедливости и пристойности, отмеченных Богом — правила, которые Бог дал нам. Противники Павла не имели стандарта, согласно которому могли бы измерять себя, исключая свой собственный образец. Они не имели также другого пути, чтобы подняться, как только через свои собственные усилия. Слово «мы» в Греческом языке выделено и этим подчёркнута великая разница между Павлом и его соработниками с одной стороны и восхваляющими себя Иудействующими — с другой стороны. Павел осознавал определённое ограничение для своего авторитета, сферы деятельности, и законности поведения (ср. Гал. 2:7-9). Сверх этих божественно-определенных ограничений он не смел идти.

Особая сфера работы Павла среди язычников Деян. 26:17, 18; Гал. 2:7-9. Он начал её в Антиохии и достиг до самых отдалённых границ языческого мира. В то время, когда он писал это послание, Коринф был отмечен, как самое отдалённое место его работы. Ложные апостолы в Коринфе не признавали ограничения своей деятельности. Их везде сущность и присвоение авторитета, было достаточным, чтобы обвинить их. Они преследовали Павла из Иерусалима в Антиохию, Галатию, а теперь и в Коринфе, стараясь уничтожить сделанную им работу, претендуя на то, что он сделал и хвалясь его достижениями, как если бы они были их собственными.

Павел имел всестороннее право на верность Коринфян, эти ложные апостолы не имели его. Бог назначил его трудиться в Коринфе Деян. 18:8-10. Бог не посылал их в Коринф, это был совершенно другой источник, откуда они могли получить своё поручение 2Кор. 11:3, и всё же они были здесь. Апостол не требовал чести для себе, чтобы получить признание.

14. мы не напрягаем себя: Т.е., мы не переходим границ нашей определённой сферы труда.

не достигшие до вас:— Т. е., как если бы Коринфяне были вне указанной Павлу территории. Македония и Греция были в пределах его назначенной сферы действия Деян. 16:9, 10. Таким образом, было Божественное указание, чтобы он был первым проповедником Евангелия в Коринфе. В противоположность сему ложные руководители в Коринфе доказывали, что они узурпаторы, посягающие на незаконный авторитет без поручения, без авторитета, без действительных рекомендательных писем. Их единственное снаряжение состояло из их собственных тщеславных требований.

15. не… хвалимся:. — См. навет.

без меры: См. на 13 ст. Руководящим принципом Павла всегда было насаждать Евангелие в нетронутых землях, совершать работу пионера Рим. 15:20, и по сей причине он не выставлял свою кандидатуру, чтобы хвалиться трудами других людей.

веры вашей: Улучшенное духовное состояние Коринфских верующих дало Павлу основание верить, что церковь в этом городе сможет скоро стать бастионом веры и достичь уровня, согласно которому могли бы быть достигнуты дальнейшие, триумфальные победы Евангелия. Зрелось их веры, дала ему возможность расширить свою работу во внешних полях. До сих пор он задерживался из-за неурядиц в Коринфе, от неотложной, спешной работы в новых территориях. Но было много причин верить, что его пережитая надежда открыла первую эру, чтобы благая весть была проповедана дальше (ср. Рим. 15:22-28). И так же по мере возрастания их веры, увеличивалась и собственная репутация Павла, как апостола. Их духовная зрелость, как христиан, была бы для него венцом славы, подобно тому, как для учителя честь достижения его студентов (см. на 2Кор. 3:1-3). Исключительное доказательство членов церкви, что они не нуждаются в работе кормилиц и нянь, чего особенно требуют духовное, неопытные новички 1Кор. 3:1-3. К несчастью, сегодня, как и в апостольское время, некоторые церкви сдерживают работу своих служителей через постоянное требование разрешать такие вопросы, в которых духовно зрелые люди не имеют нужды. Недуховная церковь не будет долго поддерживать здоровую миссионерскую работу.

увеличить в вас: Павел старался воодушевить миссионерской ревностью церкви, которые он основал. Он сконцентрировал свою собственную работу [906] в великих городах, продвигаясь от одного города к другому и оставляя для каждой, стратегически расположенной церкви, — ответственность за евангелизацию района в котором она была расположена. Этот метод евангелизации доказывал наибольшую эффективность, ибо многие большие, центральные церкви основали и взяли на воспитание другие церкви в пределах их соответствующих районов. Лаодикийская церковь, к примеру, основала 16 других церквей в своих окрестностях. Преимущество каждой церкви — посылать своих членов трудиться дальше для Христа.

16. далее вас: Область, которую Павел имел в виду, отмечена в Рим. 15:19-24 — Иллирик, Италия и Испания. Из этого явствует, что в Риме уже были христиане, и там существовала церковь Рим, 1:7-13, но очевидно без помощи апостольских трудов.

не хвалиться готовым в чужом уделе: Т.е., областью труда, принадлежащей кому-либо другому. Ни при каких обстоятельствах Павел не вторгался в чужие владения и не требовал доверия для своих трудов, как это сделали ложные апостолы в Коринфе.

17. хвались о Господе: Или, «хвались Господом», вместо хвастовства самим собою. Стих 17 процитирован из Игр. 9:24 (см. соответствующий комментарий). Доверие к успеху в личном христианском опыте или в служении для других, принадлежит Богу. Присваивать себе честь за успех, значит, бесчестить Бога, обратить глаза людей от Бога на человеческие орудия и возвысить человека вместо Бога. См. 7с. 113:9; 1Кор. 1:31; 10:12; 15:10; 2Кор. 12:5; Гал. 2:20; 6:14; см. на I Kop. 1:31. Те, которые довольны самими собою, недостаёт христианского идеала Фил. 3:12-14. Но те, которые сохраняют постоянное общение со Христом, — никогда не будут иметь высокого мнения о себе (см. ПХ 64).

18. кого хвалит Господь: Руководящее положение представляет искушение, — принимать аплодисменты от людей и гордиться своими достижениями. Следующий шаг, — желание проявить произвольный авторитет над другими. Для христианина, однако, естественным желанием одобрения является одобрение Бога (см. Рим. 2:29; I Kop. 3:13,14; 4:1-6). Только те, которые выдержат это испытание и одержат победу над тщеславием, гордостью и самовозвышением, получат одобрение Божие. Самовосхваление ложных апостолов в Коринфе, которые не имели собственного успеха, чтобы похвалиться, убедительно доказало, что они совершенно не имеют одобрения Божьего. Относительно комментария, касающегося Божественного вознаграждения за служение (см. на Матф. 20:1-16).

Комментарий Е. Г. Уайт к 10 главе 2 Коринфянам.

4 ДА463; Ев. 574; ЗСЦ210; 7СЦ 141.

5 ДА 251, 482; ХД 128, 306; СЗ 505; НУХ 312; РУУ 25, 68, 238; ЖВ 135, 181; Ев. 274; ОХВ 174, 266; СЕ 127; НПХ 142; СИ

— 460; МЖС263, 318; ВМ 73; ПЦ 233; СП 223, 388; 2СЦ251;

ЗСЦ31,83, 106; 5СЦ 310, 514,648; 6СЦ317; 8СЦ63, 314, 320,

334.

10 РП206.

12 ВД294; Вое. 226; 1СЦ 126, 154,406; 2СЦ394,396. 16 СИ 106; 6СЦ286; 8СЦ48, 50.