Глава 11

1. О если бы: В гл, 11; 12 Павел продолжает отстаивать свои права на апостольское служение и авторитет и таким образом противодействует тактике своих противников через восхваление своей собственной немощи и силы Божьей. Хвастовство его противников выделило и увеличило слабость и несовершенства Павла, мнимые и действительные, подразумевая через контраст их собственную хвастливую способность как апостолов (см. на гл. 10:10). [908]

снисходительны: Павел предпочитает не потворствовать даже в скромной похвале относительно его немощи, на которую он желает обратить внимание и просит снисходительно выслушать его.

— Подобные выражения многократно встречаются в

го слова anecho

iMj)eMyjiepg3jWiKii!: Подоные выра

гл.. 11 и 12 1) «снисходительны», «терпите» (оба от Греческого слова anecho во 2Кор. 11:1, 4, 19, 20, и 2) «неразумию», «неразумным», и «неразумен» гл. 11:1, 16, 17, 19; 12:6, 11. Критики Павла, очевидно, представили апостола неразумным и теперь, как «неразумный», апостол хвалился своей «немощью» гл. 11:30 и защищаясь говорит о своём хвастовстве, как это делали критики Павла, для него было неразумием грубейшего вида, вид хвастовства, который он рассматривал несовместимым со своей само посвященной скромностью, спокойным благородством и апостольской ответственностью. Такое хвастовство было прямо противоположно духу Христа Фил. 2:5-8, и Павел чувствовал неразумным находиться в таком положении, где (см. на 2Кор. 10:8, 13-18; 12:10, 11), при защите своего апостольского авторитета оказалось необходимым применять хвастовство гл. 11:16. При своём хвастовстве Павел обращает внимание на:

1) Его апостольство — его звание, служение и авторитет, по существу, а не в смысле подчинённого, неполноценного «к высшим апостолам» 5 си.

2) Его проповедь Евангелия без материальной поддержки Коринфских верующих, в то время как его противники буквально грабили их гл. 11:7-10, 19, 20; 12:13-18.

3) Его наследство на равных условиях гл. 11:22.

4) Его многочисленные труды гл. 11:23.

5) Его невероятные страдания, испытания и преследования, ради Христа гл. 11:23-33.

6) Его видения и откровения гл. 12:1-5.

7) Его «жало в плоти» гл. 12:7-10.

Если хвалиться надлежащим образом, Павел, как личность имел чем хвалиться. Сравнительно, чем могли хвалиться его враги? Посредством хвастовства он объяснил пустоту их претензионных требований. Его причина для снисхождения, чтобы говорить о себе и своей работе, как он и сделал, помогла Коринфянам осознать и оценить, что он совершил среди них, так, что, они не могли быть увлечены ложными апостолами, чтобы и далее презирать его и его весть, и таким образом, разрушить плоды его трудов.

снисходите ко мне: Павел был уверен, что большинство членов будет понимать, и «снисходить» к нему. Он доверял им. Они будут объяснять его слова в любви, в духе, который не мыслит зла, в то время, как его враги будут делать всё наоборот. Какое преимущество для христианского работника наслаждаться полнотой доверия своих друзей и обращённых и быть в состоянии высказать им всё, что накопилось в сердце.

2. ревную: Греч, zeloo, «гореть с ревностью». Употреблённое в добром смысле, означает быть энтузиастом в преследовании добра, быть исполненным ревности. Здесь Павел глубоко заинтересован, чтобы Коринфяне не были обольщены и развращены ложными апостолами. В плохом смысле zeloo означает зависть и спорное соперничество. В добром смысле Бог является ревнителем о Своём народе. Бог не будет терпеть соперника.

ревностью Божиею: Бог ценит любовь Своего народа и Он глубоко чувствовал их всё уменьшающуюся любовь к Нему (см. Иез. 18:31; 33:11; ср. Исх. 20:5; 34:14; Втор, 4:24; Ис. Нав. 24:19; Зах. 8:2). В одно время Коринфяне переместили свои чувства от Павла к сопернику. Забота Павла о них не была человеческой ревностью, но ревностью Божией.

обручил вас: Т.е., выдал вас замуж или обручил вас. В древние времена посредник должен был договариваться за обручаемого сына или дочь (см. Матф. 25:1-13; 1Кор. 7:36-38; см. на Быт. 24 гл.), что касается практических целей, древнее обручение было такой же связью, как и само замужество. Здесь Павел был посредником между Христом и церковью.

Избранная невеста или оставалась дома с её родителями или была поручена заботе и покровительству доверенных друзей жениха до тех пор, пока избранный муж не придёт за ней. Часто значительное время проходило между обручением и «свадьбой», но на протяжении всего этого времени все связи между будущим «мужем и невестой совершались через доверенного «друга» (см. Ин. 3:29). Его ответственностью также было приучить к хорошим навыкам и приготовить невесту ко дню пришествия её мужа. Обязанность [909] «друга» считалась священной. Неверность со стороны избранной невесты иногда наказывалась смертью.

Здесь Христос представлен как Жених, Коринфская церковь — Его избранная невеста и Павел является «другом жениха». Это был Павел, который вёл дело обручения Коринфских верующих Христу (ср. Рим. 7:1-6), и он был озабочен, чтобы Коринфская церковь осталась чистой и неосквернённой.

Брак часто применяется в Писании как иллюстрация отношений между Христом и Его народом Ис. 54:5; 62:5; Мер. 3 гл.; Иез. 16:8-63; Ос. 2:18-20; Ефес. 5:25-32. Первосвященнику, который символизировал Христа, было разрешено жениться только на непорочной девице Лев. 21:10-14. Забота ожидающей церкви, встретить Христа лицом к лицу.

представить: Наивысший момент в древнем брачном ритуале наступал, когда жених появлялся, требовал свою невесту и сопровождал её к своему дому на свадебный пир. Как друг Жениха, Павел размышлял о своём торжестве, когда Христос возвратится, и он будет иметь радость представить Коринфян Христу. Это будет день особенной радости, когда невеста узрит лицо Жениха и сможет созерцать Его славную личность 1 Пет. 1:7, 8; 1 Ян. 3:2; 1Кор. 13:12. Жених тогда с довольством будет смотреть на свою невесту, одетую в чистую белую одежду праведности Ис. 53:11; Зах. 3:17, и возьмет её в дом Своего Отца Ин. 14:1-3.

3. хитростью: Или, «ловкостью», «искусностью». Обман является главной опорой сатаны в торговле Ин. 8:44; Откр. 20:8; без обмана он не имел бы успеха ни в чём.

прельстил: Или, «обманул». Павел боялся, что эти ложные апостолы -агенты сатаны — соблазнят Коринфян, как змей прельстил Еву. В обоих примерах сатана руководил злым заговором Быт. 3:1-11; Им. 8:44; 1Ин. 3:8. Поскольку змей стал инструментом сатаны, к падению Адама и Евы и открыл вход для греха в мир, Писания обычно говорят о нём, как о «древнем змие» Откр. 12:9; 20:2. Благословение Павла основано на предпосылке, что падение человека было историческим событием (см. на Рим. 5:12-19).

умы: Греч, noemata, «мысли» (см. на гл. 10:5). Особенным объектом атак сатаны является человеческий ум (Ин. 12:40; см на 2Кор. 10:4, 5). В Коринф повреждение умов пришло через действия ложных учителей. Сатана извращает умы через неправильное, отклоняющееся от нормы, суждение и притупление совести. Его работа противоположна работе Евангелия, которое очищает совесть.

Сатана выполняет свою низкую бесчестную работу, ослепляя человеческие умы к познанию истины, ожесточая и обманывая их сердца и, порабощая их рассудок страстями. Он заставляет мужей и жён сомневаться в Божьей любви и старается лишить их силы избирать справедливость. Он занимает их умы всем, чем только может, чтобы вытеснить время и желание для Христа, Его праведности и Его царства Лук. 21:34-36. Он старается ввести в каждый ум враждебность и восстание против Бога Иак. 4:4; Рим. 8:7.

повредились: Или, «развратились». В Откр. 19:2 «растлила» употребление символично в отношении целомудрия. В Библейские времена неверность после обручения считалась равносильной прелюбодейству после брака (см. на Матф. 1:18, 19). Духовно, как посредник между невестой и Небесным Женихом, хранитель и защитник избранной невесты, Павел должен дать отчёт о Коринфской церкви, и по сей причине, он старался не быть небрежным. Он бодрствовал над ней с «праведной ревностью» 2Кор. 11:2, и рассматривал этих ложных руководителей, как соперничавших претендентов на руку и сердце невесты.

простоты: Или, «искренности». Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к добавлению слов «и чистоты». Павел здесь говорит о прямодушной вере во Христа и преданности Христу (ср. Иак. 1:8), Он многократно подчёркивал достоинство верности Христу.

Заявление, выраженное во 2Кор. 11:3, относительно сущности «как и ваши умы повредились, уклонившись от простоты во Христе», подчёркнуто и отрицает учение, что человек не может отпасть от благодати, что, когда человек «однажды спасён» он «спасён навсегда» (см. на Ин. 3:18-21; Гал. 5:4). Даже Люцифер, сотворённый совершённым в красоте и характере, удалился от своей первоначальной чистоты и послушания. Павел ясно признавал возможность расторжения брака верующих со Христом посредством разрушающих сил сатаны. Когда это случается союз между Христом и Его «невестой» прерывается. [910]

Наставления Бога к Адаму и Еве в Едемском саду были простыми на самом деле. Он не оставил сомнения относительно того, что Он требовал от них и что произойдёт, если они будут непослушны. Бог дал им один ясный довод, чтобы не вкушать запрещённого плода; сатана предложил несколько правдоподобных причин в защиту, чтобы употребить запрещённый плод. Каким простым является Божье определение и объяснение греха Матф, 5:21, 22, 27, 28; 1 Ин. 3:4. Каким простым является приглашение придти ко Христу Не. 55:1; Откр. 22:17. Каким ясным является путь истины и праведности, и каким извилистым -путь тьмы и заблуждения Ин. 3:19-21. Как просты и определённы Божьи заверения, и как превосходно понятны Его обетования 2Кор. 7:1. Какой простой и истинной является действительная любовь, в то время как разделённое сердце является смущённым. Как узкий и тернистый путь является путём праведности и жизни в противоположность широкому и извилистому пути греха и смерти Матф. 7:13,14.

4. другого: Греч, alias, «другой», в подобном роде (см. на Матф. 6:24). Эти Иудействующие не проповедовали другого Иисуса и другое Евангелие. Это были обращённые Иудеи Деян. 15:1, 5 и те которые исповедывали веру в такого же Иисуса, Среди них, однако, была часть Иудействующих, чьё вероучение действительно составляло то, что Павел определил, как другое, иное Евангелие Гал. 1:8. Эти, вводящие в заблуждение Иудеи, верили, что Иисус был Мессия, но при этом понимали, что люди должны сохранять церемониальный закон, чтобы быть спасёнными. Благая весть Павла, однако, рассматривала простую и истинную веру в Иисуса, как совершенное, полное спасение человека от греха, что церемониальный закон не был более связывающим обязательным, и что послушание моральному закону автоматически следовало оправдание, и не было нужды для церемониального закона (см. на Рим. 3:24,31; 8:1-4).

Павел, кажется, писал это иронически, упрекая Коринфян за то, что они были обмануты назойливыми людьми. О, если бы они, в самом деле, нашли лучшего Иисуса и лучшее Евангелие примите их! С другой стороны, возможно, Павел находился в волнении по поводу того, что они сделали.

В наши дни имеется большое различие между Христом Павла и Евангелиями, и Христом, современных христиан. Это современное восхищение и прославление Иисуса лишь за Его благородную жизнь, лишило Христа Его Божественности и Его искупительной, заместительной силы 2Пет. 2:1; 1Ин. 4:1-3.

иного Духа: Здесь слово для «иного» heteros, «другого [отличного вида]» (см. на Матф. 6:24). Если верить в другого Иисуса, результатом было бы другое благовестие и другой дух. Истинный дух Христа сообщает людям чрез Духа Святого Рим. 8:14, 15; Гал. 5:22, 23. Ложный дух является одним из страшных духов, который исходит от неправильного понимания Бога, как будто ои является суровым надсмотрщиком. Дух Христа является духом истинной свободы 2Кор. 3:17, 18, в то время, как дух противников Павла и их «евангелия» является духом рабства (Гал. 3:1-5; 4:1-9; см. на 2Кор. 3:6). Их дух, дух самоправедности, прямо противоположный духу скромной благодарности за праведность, которая приходит через веру во Христа Рим. 3:25, 26.

иное благовестие: Здесь слово для «иное» heteros «другое, [отличного вида]» (см. на Матф. 6:24).

снисходительны к тому.:Или, «прислушались к нему».

5. нив чем нет — Т.е., нет даже в малейшей степени.

высших: Или, «выдающихся», «превосходных». Буквально, «чрезмерно». Возможно, что это ссылка не на двенадцать, но на ложных апостолов, которые причинили скорбь церкви в Коринфе, деятельность которых упоминается в 3, 4 ст. Это слово в Греческом языке выражает неодобрение и кажется, употреблено скорее в ироническом, чем в серьёзном смысле. Павел всегда с великим уважением отзывался о двенадцати 1Кор. 15:8-10; Гал. 2:8-10. Здесь он начинает мысль о хвастовстве, на которую он указывает в 1 ст. сравнивая себя с этими, обманывающими себя апостолами (см. на 1 ст.).

6. невежда: Греч, idiotes, «неучёный», «неграмотный», «неумелый» (ср. Деян. 4:13). В классическом Греческом языке, idiotes обозначает потерю мастерства в каком-либо искусстве или профессии. В 1Кор. 14:16, 23, 24. оно ссылается на лиц, потерявших дар языка. Хотя Павел здесь ссылается на себя, как ослабевшего оратора (ср. 1Кор. 1:17; 2:1, 4), он не был плохим оратором Деян. 14:12; 22:1-21; 24:10-21; 26:2-29. Коринф и Афины были главными центрами Греческого ораторского мастерства и учёности, и Коринфяне были привыкшими к ораторским выступлениям. Несомненно, этим объясняется, в частности, их уважение к Аполлосу Деян. 18:24-28. Павел, очевидно, не был обучен искусству говорить в стиле [911] Греческого классического языка и таким вбразом, не смог выделиться красноречием. Кроме того, полагаться главным образом на красноречие, имеет плохие последствия, говорящий тогда более превознесён, чем его весть.

не в познании: Павел претендовал на что-то важнее, чем ораторское искусство. Он знал мысли и волю Христа и имел познание духовных истин, необходимых для спасения JKop. 2:4-16; Гал. 1:12, 16; Ефес. 3:3, 4, 18, 19. Он знал Христа, познание Которого есть жизнь вечная. Эта истина превосходит всякое другое познание Ин. 17:3; 1 Ин. 2:29; 3:5,18, 24; 4:2; 5:18-20.

совершенно известны вам: Или, «сделали очевидным», «сделали понятным».

7. Согрешил ли я тем: В 7-11 си. Павел представляет размышление о проблеме, поставленной критиками относительно его безмездного служения для Коринфян. Он предварительно написал им на эту тему, излагая ясно принципы, которые она включает в себя 1Кор. 9:4-18. В согласии с принципами, уже изложенными Христом в Священных Писаниях, он провозгласил своё право на материальную поддержку, получаемую, подобно другим апостолам Матф. 10:7-10; Лук. 10:7, 8. Но он добровольно отказался от этого права, чтобы сделать очевидным, что он не руководствовался корыстолюбивыми побуждениями Деян. 20:33; 2Фес. 3:8, 9. Его враги, однако, воспользовались этим самопосвящением, чтобы опровергнуть его побуждения, и истолковать, его как доказательство, что он знал об этом, но не заслуживал поддержки и таким образом молчаливо признавал, что он не является истинным апостолом. Также они, вероятно, подмечали его непостоянство в принятии средств от верующих из Македонии 2Кор, 11:9; Фил. 4:10; возможно, он имел скрытые побуждения и это кажущееся, по их представлениям самопосвящение в отношении Коринфян, былр частью плана — обмануть их. Павел теперь желает знать, поступил ли он неправильно, что не брал в Коринфе, и ради близкого общения, которым он наслаждался в Филиппах, он был потерян в Коринфе. Обычно он трудился, делая палатки, чтобы уплатить свои издержки, как посланника Христова (Деян, 18:3; ср. Деян. 20:33-35; 1Фес. 2:9). Работник Христа поступает немудро, если ставит себя в зависимость от некоторых членов церкви, получая от них средства для своего собственного пользования. Евангельский служитель является обесчещенным, если использует средства для личной выгоды (ср. 1Тим. 3:3). Благая весть о спасении является безвозмездным Божиим даром для человека Ис. 55:1, 2.

8. издержки: Или, «грабить». Сравнивая с более бедными церквами Македонии, это именно очень легко было бы сделать Коринфской церкви (см. на гл. 8:1). Этот стих является резким укором, последним.

содержание: Греч, opsonion, «[солдатское] жалование» или «паёк», отпускаемый чаще натурой, или деньгами (см. на Лук. 3:14; ср, Рим. 6:23; 1Кор. 9:7). Павел не имеет в виду, что он брал что-либо от церкви в Филиппах бесчестным образом. Дары, которые он получал, были даны добровольно и представлены., как действительные пожертвования со стороны дающих. Эти дары дали ему возможность посвятить больше своего времени для Коринфа, чтобы учредить церковь в этом столичном городе. Таким образом, Коринфяне извлекли пользу, как это и было за счет Македонян, проповедь Евангелия не стоила Коринфянам ничего, поскольку Павел получал материальную поддержку от других (см. 2Кор, 11:9).

9. недостаток: Т.е., испытывал недостаток или был в нужде (см. на Лук. 15:14). На протяжении своего служения в Коринфе Павел исчерпал свои ресурсы и нуждался, чтобы удовлетворить свои крайне необходимые нужды, и всё это во время служения преуспевающей церкви. Их равнодушное отношение открыло в высшей степени бездушность, если не эгоизм и всё это не имело извинения., Но даже при таких обстоятельствах Павел не сообщил Коринфянам о своей нужде.

Положение было исправлено, но не через Коринфских верующих, как следовало ожидать, но чрез своевременное прибытие братьев из Македонии с содействующим даром (см. Фил. 4:10). Упоминаемые братья, возможно Сила и Тимофей Деян. 18:5.

тягость: Греч, katanarkao, «быть обременительным», «тягостным». Другая форма Греческого слова предусматривает имя для паразитической рыбы, которая прикрепляет себя к другим животным существам, чтобы получить от них пищу. И как результат, хозяин заканчивал свою жизнь в тяжких страданиях. Павел не был тунеядцем, живущим за счёт Коринфян. Он не обременял их в их средствах или в других отношениях. Его служение не приводило их к духовному [912] или материальному поражению. Наоборот, он вдохновлял их, сообщая им жизнь и подбадривал их.

10. По истине Христовой: Павел серьёзно защищал верность своего заявления (см, на Рим. 9:1; 2Кор. 1:18). Присутствие Христа в его жизни устранило возможность, которая могла бы представить факты в ложном свете (см. Рим. 8:9-11; I Kop. 2:16; 2Кор. 13:3; Гал. 2:20).

отнимется: Или, «быть заглушённым», «заставить молчать». Павел был уверен, наверняка, относительно мудрого плана материальной самоподдержки, о котором он ещё раньше объявил, что скорее умрет, чем навлечёт на себя плохую репутацию, будто он извлекает выгоду, от тех, которым служил I Kop. 9:15. Всё это показывает, как глубоко он рассматривал этот вопрос.

в странах Ахаии: Особое упоминание об этой области, принадлежавшей Греции, подразумевает, что его настойчивость придерживаться принципа само поддержки в своем служении было особенно необходимым здесь. Его враги в Коринфе не упустили бы случая представить его тунеядцем, если бы он поступил иначе. Очевидно, что такой опасности и такого обвинения не могло быть в Македонии, наоборот, там чувствовался глубокий дух общения между Павлом и его обращёнными. Но в Коринфе положение было совершенно другим.

11. потому: В , 12 ст. Павел объясняет, почему он не пожелал принять материальную поддержку от Коринфской церкви. Смысл 11 ст. подразу мевает, что некоторые из Коринфян были ревнивы по причине предпочтения, отданного Македонянам через получение их даров, и сделали вывод, что он заботился о Филиппинцах, чем о них. Но Павел отрицает то, что он когда-либо чувствовал холод или отчуждённость по отношению к ним. Наоборот, он часто выражал свою любовь к ним и призывал их ко взаимной любви 1Кор. 4:21; 13 гл.; 2Кор. 2:4; 6:11-13; 8:7,8; 12:15. В своих посланиях и в своём служении Коринфянам он всегда проявлял глубокую любовь.

12. повода: Греч, aphorme, военный термин, означающий «основу для действий». В переносном смысле оно обозначает основу, согласно, которой совершаются действия или побуждения (см. Рим. 7:8, 11; Гал. 5:13; 1Тим, 5:14). Если бы Павел принял от Коринфян средства, его враги могли бы указать на это, как на новый «повод» для осуждения. А поскольку Павел не принял поддержки от Коринфян, они в этом усмотрели предлог, чтобы поставить под сомнение его апостольство (см. на 2Кор. 11:7). Соответственно Павел был поставлен перед альтернативой принять одно из двух 1) отказ от своего права на материальную поддержку, как апостола Лук. 10:7, было связано с риском с одной стороны — отрицать своё апостольство (см. на Матф. 17:24-27) и с другой стороны, показать недостаток любви к Коринфянам (см. на 2Кор. 11:11), и 2) принять материальную поддержку и этим показать, что он проповедует Евангелие ради прибытка. Он решился скорее принять первое, которое считал мень шим из двух зол, чтобы избежать последнего.

такими же:как и мы: Кажется, что эти ложные апостолы принимали материальную поддержку от Коринфян 1Кор. 9:7-13; 2Кор. 11:20, и довольствовались на основе своих мнимых апостольских привилегий. Это преимущество по отношению к Павлу они отрицали. Хотя их претензии представить свою работу неэгоистичной была ложной, они гордились, совершая её. Но если они «действительно желали хвалиться, — сказал Павел, — они должны последовать его образцу действий, — поддерживать самих себя в материальном отношении.

13. лжеапостолы: Кажется, они были христианами из Иудеев 22 ст. и претендовали быть апостолами Христа. Очевидно, затем они присоединились к христианской церкви (ср. Деян. 15:1, 2, 5; Гал. 2:4, 5; Фил. 3:2, 3). Но они были самозванцами, просто претендентами, которые незаконно посягали на авторитет, права, служение, и преимущества истинных апостолов Христа. Не имея подлинных рекомендательных писем (см. на 2Кор. 3:3), они прибегали к маскировке и отговоркам.

принимают вид: Греч, metaschematizo, «изменять вид», «наружность». Часто подчёркивается, как и здесь, наружное изменение в противоположность подлинному преображению (см. на Матф. 17:2).

14. сатана: См. на Матф. 4:1; см. Дополнительное Примечание к Марк 1 гл.

принимает вид: См. на 13 ст. Свет является одним из наивысших и характерных свойств Бога и Его святых ангелов Матф. 28:2, 3; 1Ин. 1:5; 1Тим. 6:16; Откр. 21:23, 24. Всякий раз, когда Бог или святые ангелы являются, они излучают свет и рассеивают тьму Деян. 26:18; Кол. 1:13. Темнота, наоборот изображает зло и его автора — сатану Лук. 22:53; 2Кор. 6:14; Ефес. 6:12. См. на йн. [913] 1:4-9. От начала сатана старательно маскировал себя, чтобы лучше соблазнить людей и удалить их от Христа.

Ангела света: Сатана однажды был ангелом света. Его имя было Люцифер, что означает «светоносный» Ис. 14:12-14; Иез. 28:13-19. Восстание против Бога действительно превратило его в ангела тьмы и ангелы, которые восстали вместе с ним, заняли их место пребывания в области тьмы 2Пет. 2:4; Иуд. 6.

15. если и служители его: Доказательство от большего к меньшему. Если сатана обманывает, то так поступают и его представители. Пред лицом неба ничто не может быть более отвратительным, чем, когда мнимые служители Христа служат как сообщники сатаны. Часто их можно различить только посредством плодов Матф. 7:16-20; 12:33-37.

но конец их: Время разоблачения всех лицемеров, самозванцев и обманщиков невозможно до полного раскрытия Божественного характера и справедливости перед всей Вселенной. Именно в тот день, все люди праведные и нечестивые, спасенные и погибающие, провозгласят, что Бог праведен Откр. 15:4.

16. не почпосто-нибудь меня неразумным: С сильным заявлением к Коринфянам, к своим врагам и к самому себе, что его хвастовство является недостатком и слабостью (см. на ст.). Исходя из того, что делать ему это было противно, отвратительно, — доказывает, что в нём нет неразумия. Христос также ссылался на Свои добрые дела в подтверждение Своих прав Ин. 10:32, 37, 38; 15:24, Павел, очевидно, чувствовал и лично питал отвращение к «хвастовству» -но поскольку защита его служения требовала этого, — он должен был сделать так, чтобы встретить ложные обвинения ложных апостолов в Коринфе.

примите меня: Т.е., прислушайтесь ко мне.

17. не.в_Господе: Как и в других местах Гор. 7:6, 12, 25; 2Кор. 8:8. Павел отрицает, что всё, что он сказал, является Божественным повелением. Он сказал просто в свою защиту. Павел не сделал этого преимущества явным лишь потому, что не желал дать повода для оправдания своим врагам в их привычном хвастовстве. Павел ясно понимал причины, ради которых был вынужден хвалиться. Возможно, рассматривая этот вопрос с внешней стороны, самозащита Павла могла показаться неразумием. Это он понимал (см. на гл. 11:1, 16). Но обращая внимание на его внутреннее побуждение, он вполне справедлив, поступая так.

J8- многие хвалятся: Многие с Коринфской церкви, очевидно, производили впечатление, «хвалясь плотью», то есть, через подчёркивание своего происхождения, положения, репутации и других внешних преимуществ. Они поступали так, исходя из эгоистических побуждений, но побуждения Павла были достойны внимания.

по плоти: Т.е., согласно понятий по мирскому настроенных людей. и я буду хвалиться: См. на гл. 10:8.

19. разумные: Павел говорит наполовину иронически, наполовину серьёзно.

терпите неразумных: Павел в данном случае говорит иронически. Коринфяне имели высокое мнение о своей мудрости и умственной проницательности. Всё же они не только сносили, но приняли авторитет неразумных, согласно их мнимых достоинств и их собственного гордого хвастовства. Это было так, и для них, конечно, не будет трудным принять хвастовство Павла. Согласно их мерилу он имел чем хвалиться.

20. терпите: В современном Английском языке, «настойчиво переносить».

когда кто вас порабощает: Павел здесь разоблачает и осуждает своевольные, властные методы ложных апостолов в Коринфе. Тит очевидно представил Павлу о грубой тиранической власти, которую проявляли эти ложные руководители. Такое поведение было резкой противоположностью в обращении Павла с Коринфянами, которое было отмечено любовью и добротой, чтобы описать свойства и работу этих ложных апостолов, употреблено пять выражений.

Ложные апостолы фактически сделали рабами тех, которые приняли их (ср. Штф, 23:4; 1Пет. 5:2, 3; Гал. 2:4; 4:9; 5:1, 13). Вместо дарования свободы ложные учителя и ложные учения сделали людей умственными и духовными рабами. Истина делает людей свободными Ин. 8:32, 36. Труд ложных учителей и религиозных руководителей был направлен на то, чтобы сделать самих себя господами церкви, контролируя умы и сердца людей. Труд истинных руководителей заключается в том, чтобы вести людей ко Христу, а не к самим себе.

объедает: См. на Матф. 23:14. Ложные апостолы трудились ради денег и мирской корысти. Они стригли овец вместо того, чтобы кормить их. Они были вдохновляемы и побуждаемы эгоистической жадностью настолько, что поедали содержание Коринфян. Они были наёмниками. [914]

когда кто обирает: Т.е., улавливает вас или воспользуется вами. Очевидно, эти ложные руководители были отъявленными обманщиками, и поймали в ловушку Коринфян, и разумные 19 tm, попали в число обманутых.

когда кто превозносится: Это характеристика ложных апостолов присвоивших себе авторитет. Через хвастовство и напыщенные выражения, они без основания приписывали себе Господство над церковью.

когда кто бьет вас в лице: Это картина глубокого позора, которому Коринфяне были подвержены. В Библии подобное действие рассматривается, как знак крайнего презрения (ЗЦар. 22:24; Неем. 13:25; ср. Не. 58:4; Матф. 5:39; Тит. 1:7). Как Павел, так и Христос пережили на опыте этот вид обхождения (Лук. 22:64; Деян. 23:2; ср. 1Тим. 3:3). Нет большего оскорбления, которое может быть нанесено человеку. В совершении подобного — образно, по крайней мере — эти люди доказали, что они ложные руководители и ложные апостолы. Они не чувствовали ценности душ или даже уважения к правам других.

21. К стыду говорю: Буквально, «согласно позора», «путём позора». Или Павел говорит о своём собственном позоре или относящемся к его противникам, не вполне ясно. В других переводах вместо «к стыду», сказано «к укору», «упреку». Упрёк, очевидно, относился к его немощи.

Некоторые Библейские толкователи верят, что этим Павел сказал, что если бы он заблуждался, будучи слишком скромным и слишком терпеливым с ними, он старался бы устранить это ложное впечатление, что он был «слабым» через утверждение своего собственного превосходства в происхождении, положении и страданиях в сравнении со своими, противниками. Те, которые придерживаются этой точки зрения, указывают на использование Греческого прошедшего времени во многих манускриптах вместо совершенного времени. Это могло бы указывать на некоторое обособленное событие в прошлом, какое-либо проявление слабости во время предыдущего визита в Коринфскую церковь, Павел сам ссылается на подобный случай (2Кор. 2:1; 10:10; 12:7-10, 21; ср. Гал. 4:13-15). Он не является человеком, который избегает признания своих недостатков. Он не принимает ложного вида, чтобы скрыть свою слабость. Хвалиться, — неестественно для него. Но если его терпение истолковано, как слабость, он сможет показать, что может быть «также сильным».

Другие библейские комментаторы объясняют заявление Павла в 2Кор. 11:21 как ироническое. В сравнении с жестокими, тираническими методами его противников 20 си., Павел и его соработники проявляли «слабость». Конечно «я слаб», он мог представлять себя, как сказано, «ибо я не буду хвалиться моим авторитетом».

22. Евреи?: Этот стих определённо отождествляет противников Павла в Коринфской церкви, как Иудеев. На основании пережитой истории, Иудеи пришли к убеждению о своём превосходстве как расы и как избранного народа Божия Втор. 7:6; Ам. 3:2; Ин. 8:33-39. Эти определения, употреблённые здесь, являются синонимами. В данном случае Павел опровергает претензии, которые его противники выдвигали против него в этом деле (см. Деян. 22:3; Фил. 3:3-5).

Относительно первоначального термина «Евреи» (см. на Быт. 10:21). Его использование здесь подчёркивает древность их происхождения, как народа, отличающегося от других наций. Первоначально оно отличало поколение Евера Быт. 11:16, как племени. После пленения оно стало относиться ко всем говорящим на Арамейском языке, общем языке Палестины, времён Павла (см. I том, 25, 29, 30 стр.). Хотя рождённый за границей, Павел все-таки изучал арамейский язык и этим объясняется его уважение и приверженность к Еврейским традициям. Еллинисткие Евреи из рассеяния обычно говорили на Греческом языке и употребляли Греческий перевод ВЗ, так называемый перевод LXX (Септуагнн-та). Поскольку Павел был рождён вдали от Палестины, в Тарсе, столице Кили-кии и поскольку он говорил на Греческом языке, его противники, Палестинские Евреи, несомненно, представляли его, как Еллиниста и таким образом, менее верного Иудаизму, чем они мнили о себе.

Различие между христианскими и ортодоксальными Иудеями НЗ времени, также необходимо отметить (Греч. Ортодоксия «правильное мнение»), понятие противоположное ереси, полнейшее согласование с учением церкви. В данном случае имеются в виду Иудеи, вполне согласующие свои понятия с учением Иудаизма (примечание переводчика). Противники Павла принадлежали к первой группе. Они присоединились к христианской церкви и добивались служения, как христианские руководители. Они рассматривали себя выше по отношению к обращённым из язычников и настаивали на сохранении этого отличия. Павел, однако, не признавал различия между Иудеями и язычниками по отношению к спасению и положению перед Богом Рим. 1:14; 2:25-29; 3:29, 30; 10:12; Гал. 3:28, 29; 5:6; Ефес. 2:14; Кол. 3:11.

Конфликт между Павлом и этими [915] ложными Иудейско-христианскими апостолами в Коринфе был только частью большого конфликта, который происходил в ранней христианской церкви в различное время в разных местах (см. Деян. 10:28; 75:, 2, 5; Гол, 2:1-9, 11-14). Это было наиболее трудным даже для обращённого Иудея согласиться удалить «стену разделения» Ефес. 2:14, и избежать враждебных чувств к язычникам лишь потому, что они не были рождены Иудеями. Эта позиция, занятая Иудеями, особенно усугубилась спустя многие столетия после пленения, и совершенно извратила намерение Божие о Его избранном народе (см. Ин. 10:16; Ефес. 2:14,15; IV том, 32, 33 стр.). В свою очередь это было очень трудным даже для учеников, освободить их сознание от твёрдых, как сталь уз фанатичного духа Деян. 10:9-17, 28; 11:1-18; Гал. 2:12.

Когда Павел писал послание, теперь известное, как к Коринфянам, церковь в Коринфе терпела скорбь через наличие различных группировок (см. на IKop, 1:12). Несмотря на то, что через время было написано второе послание, несколько недель или месяцев спустя (см. введение к 2 Коринфянам 822 стр.), большинство членов вполне примирилось с апостолом (2Кор. 7:5-15; см. на 13, 15 ст.), всё же ложные апостолы упорно противодействовали ему (см. гл. 10:2). Это именно то меньшинство, которому апостол направил строгий выговор в своём втором послании, но наиболее это подчёркнуто в гл. 10 по 13.

Хотя Павел ясно—подчеркнул, что это меньшинство составляли Иудеи гл. 11:12, он не отождествил их, как принадлежавших к группе Иудействующих среди христианской церкви и не осудил их еретические учения. В виду этого молчания некоторые заключили, что они не были Иудействующими. Однако общее единодушное мнение склоняется к тому, что эта оппозиция была типа Иудействующих. Их руководители были христианами из Иудеев, которые очевидно претендовали на поведение лучших Иудеев и более верных Иудаизму, чем Павел гл. 10:7; 11:22. Они также претендовали на роль «апостолов Христовых» 13 ст. и «служителей Христовых» 23 ст., и отрицали, что Павел был истинным апостолом (ср. гл. 11:15; 12:11, 12), или истинным представителем Христа, гл. 11:23. Но они были в самом деле «ложными апостолами» 13 ст. и «служителями» неправды 5 ст. Эти характерные, типичные черты Иудействующей группы говорят не о какой-либо другойгруппе в дни Павла, но именно группе Иудействующих.

Относительно дальнейшего комментария о группе Иудействующих в ранней христианской церкви (см. 33 стр.). О попытке ниспровержения в церквах Гала-тийских этой группой Иудействующих в это же самое время (см. введение к Галатам 933 стр.).

Отрицать превосходство Иудеев пред лицом Божиим, это означает отрицать приоритет в отношении Божественного откровения, представленного в своё время Иудеям Рим. 3:1, 2; 9:1-5. В противоположность, обращённым из язычников, Иудеи с раннего детства были наставлены в поклонении Единому, Истинному Богу и в познании Священного Писания. Вообще говоря, ядро верующих христиан в каждой общине пришло из Иудейских синагог, ибо и Павел начал свою проповедь Евангелия в местной синагоге. Иудеи естественно чувствовали, что они имеют право на особое уважение и преимущество в христианской церкви, и рассматривали себя, как более подходящих к руководству. Их сравнительная, религиозная зрелость, очевидно, давала им преимущество над религиозной незрелостью язычников. Но их отношение, а также злоупотребление авторитетом в различных случаях, привело их к религиозной самоправедности, которая вызывает отвращение, как со стороны Бога, так и людей Лук. 18:10-14.

Израильтяне?: Относительно рассуждения о выражении «Израиль» (см. на Быт. 32:28). «Израиль» определяет Евреев, как избранников Божиих и выдающихся, среди всех находящихся в избранной линии, происшедших от Авраама и его множества других потомков Быт. 21:12; Рим. 9:10-13; Гал. 4:22-31. В своей роли, как избранного народа Божьего Израильтяне наслаждались специальными благословениями и преимуществами (Рим. 9:4, 5; IV том, 27-29 стр.). Это имя встречается только три раза в других местах НЗ Ин. 1:47; Рим. 9:4; 11:1.

Семя Авваамово?: Это звание рассматривалось, как наиболее почитаемо из всех троих. Быть истинным сынов Авраама означало быть в завете родства с Богом Быт. 17:7; Гал. 4:22-26, получить праведность верою Рим. 4 гл.; Гал. 3:6-9,14-16, принадлежать к народу, из среды которого должен придти Мессия Гал. 3:16, и наследовать возвышенные обетования, данные ему, как отцу Еврейской нации Гал. 3:14-18. [916]

Но Иудеи, как нация, не сумели сделать различия между имеющими кровь Авраама в своих жилах и имеющими веру Авраама в своих сердцах и мыслях Быт. 21:10; Матф. 3:9; Ин. 8:33-53; Рим. 2:28, 29; Гал. 3:28, 29. Противники Павла обладали только физическими достоинствами, но этот факт не оправдывал их претензии на превосходство в христианской церкви Гал. 5:2-6.

23. служители?: Будучи мнимо обращёнными Иудеями, они требовали прав, чтобы быть представителями Христа. Павел отверг их претензии 13-15 ст. Как Иудей, Павел был равный им. Но с точки зрения отношения ко Христу, что являлось фундаментальным испытанием именно в то время 1Ин. 4:2, 5, Павел имел превосходство. Таким образом, измеряя своих противников их собственной оценкой, он далеко превосходил их. Как доказательство, он указывал на свои труды, которые чрезвычайно превосходили их в самопосвящении, масштабах и результатах. Они пытались присвоить плоды трудов Павла 2Кор. 10:15,16.

безумии: Буквально, «лишённый понимания», «лишившийся своего ума». Греческое слово, употреблённое здесь, является наиболее сильным, чем употреблённое в 16, 19 ст. Павел здесь говорит иронически — он использует неразумные методы, своих противников. Это также подчёркивает его собственное отвращение, когда он обращался к подобным методам. Он не мог продолжать хвалиться без подчёркивания своего собственного неодобрения поступать так.

гораздо более … в трудах: Павел тяжело и много потрудился, чтобы принести Евангелие, язычникам. В сравнении с ним, что сделали Иудействую-щие?

безмерно в ранах: Это постоянный опыт Павла (см. Деян. 16:22,23). в темницах: Библия не отмечает, сколько раз Павел был в заключении (ср. Деян. 16:23). Климент Римский заметил, что Павел был в заключении семь раз (Первое Послание Климента к Коринфянам 5).

при смерти: Т.е., многие случаи, при которых он находился лицом к лицу со смертью, и казалось, что он уже не сможет остаться в живых (Деян. 14:19; Рим. 8:36; 1Кор. 15:31,- 2Кор. 4:11; см. на 1Кор. 15:29).

24. по сорока ударов — См. на Матф. 10:17. Здесь упоминается форма наказания, предусмотренная согласно Иудейскому закону (Иосиф Флавий Иудейские Древности iv. 8.21 [238]; см. на Втор. 25:1-3). Нигде нет данных об этих побоях нанесённых Павлу. Подобные избиение обычно применялись в Иудейских синагогах (см. V том, 56 стр.; см. на Матф. 10:17). Павел был ответственен за многие случаи побоев среди христиан Деян. 22:19. Христа избивали дважды (см. на Матф. 26:27).

25. били палками: Римская форма наказания, править «жезлом железным» отмечала чрезвычайную строгость Откр, 2:27. Павел представлял собою гибкий посох или жезл, служебный знак отличия Римских ликторов и магистратов. Только что отмеченный пример избиения, встретился в Филиппах Деян. 16:22, 23. В Иерусалиме Павел требовал освобождения на основании прав Римского гражданина Деян. 22:24, 25.

Страдания и преследования, перечисленные во 2Кор. 11:23-27 произошли между случаем, отмеченным в Деян. 9 гл. и теми, которые встретились в Деян. 19 гл. Более страшное было ещё впереди. Это повествование навело некоторых на мысль о том, что Павел подразумевал под выражением: с Христом — «участие в страданиях Его» Фил. 3:10. А как много из жизни Павла, наполненной опасностями ради Христа, скрыто от нас!

камнями побивали: Побивание камнями в Листре упоминается в Деян. 24:19,20.

кораблекрушение: Пять морских путешествий отмечены в книге Деяние Апостолов, но ничего не сказано относительно кораблекрушения, предшествовавшего описанному в Деян. 27 гл. Кораблекрушение, происшедшее на пути к Риму было значительно позже написания этого послания Деян. 27:42-44.

во глубине: Т.е., в море.

26. Много раз был в путешествиях: Павел, кажется, постоянно был в движении, сея семя Евангелия. Он оказался истинным, посвящённым служителем Христа, постоянно подвергая свою жизнь опасности. Какое отличие в этом от Иудействующих противников!

на реках: Вдоль наиболее больших дорог было несколько мостов, но Павел путешествовал мало — проезжими дорогами — «кратчайшим путём». Поэтому он мог переправляться через реки вброд. Наибольшие реки из тех, которые мы знаем в Малой Азии, Греции и Македонии являются горные реки, многие из которых соединены мостами и представляют опасное препятствие.

от разбойников: Каждая дорога, исключая, возможно, большой Римский путь, была наводнена грабителями. Пример этому, находим в притче о добром Самарянине Лук. 10:30. Его собственная страна Киликия и целая местность вокруг [917] кишела пиратами и грабителями. Незадолго перед первым пришествием Христа, Рим был вынужден послать экспедицию под предводительством Помпея.

от единоплеменников: Величайшие враги Павла, — его единоплеменники. В основном во всех главных городах, где трудился Павел, самое жестокое сопротивление исходило от Иудеев. Таким был случай в Дамаске Деян. 9:23; 2Кор. 11:32, в Антиохии Писидийской Деян. 13:50, 51, в Иконии Деян. 14:2-5, в Листре Деян. 14:19, 20, в Фессалонике Деян. 17:5-9, в Верии Деян. 17:13,14, в Коринфе Деян. 18:12-17, и в Иерусалиме Деян. 21:27-31.

язычников: Т.е., язычники, как в Филиппах Деян. 16:19-24, и в Ефесе Деян. 19:23-30.

в городе: Для примера в Филиппах Деян. 16:19-40, в Коринфе Деян. 28:12-27 и совсем недавно в Ефесе Деян. 19:23-41.

в пустыне: К этому относятся мало населённые области Галатии и пустынно-суровые пространства Киликии, Македонии, и Иллирика.

на море: См. на 25 ст.

между лжебратиями: Иудействующие — христиане из Иудеев — были наиболее безжалостными врагами Павла. Они представляли наиболее мучительную и сокрушающую опасность среди всех, которые он встречал лицом к лицу Фил. 3:18.

27. в изнурении: Первые два слова особенным образом указывают на тяжёлый изнурительный труд, который Павел считал необходимым совершать 1Фес. 2:9; 2Фес. 3:8. Трудиться в Евангельском деле, как это совершал Павел, само по себе является всепоглощающим занятием, а время и силы, занятие, чтобы поддерживать себя материально, — было свыше того, что можно считать нормальным для некоторых людей. Следовательно, он должен был часто жертвовать сном, чтобы иметь время для благовестия Деян. 20:31 и для личного посвящения 1Фес. 3:10. В описанное время Павел лишь немного перешёл границу, сверх средне отмеченных 20 лет публичного служения и 10 наиболее трудных лет страдания и преследования лежали ещё для него впереди. Всё, что отмечено здесь, является лишь маленькой частичкой того, что он перенёс ради Христа.

часто jt бдении: Или, «бессонница» вследствие крайнего изнурения в заботе о благосостоянии церквей или физическом труде, делании палаток.

голоде … посте: Контекст подразумевает, что Павел имел в мыслях некоторые виды страдания, которые пришли к нему через обстоятельства вне его контроля. Это едва ли может быть истинным в отношении церемониальных постов Иудеев или добровольного поста. Возможно под словом «голод» Павел ссылается на недостаточное питание, а на «посты» на случаи, когда он не мог достать никакой пищи, чтобы покушать.

на стуже и в наготе: Возможно, временами Павел не имел достаточной одежды в гористых областях центральной Малой Азии или ограблен разбойниками.

28. Кроме посторонних: Буквально, «в прибавление», в прибавление к трудным обязанностям, связанным с его служением или возможно другие испытания и прибавления к вышеупомянутым в 23-27 си. Все эти испытания присущи делу всей его жизни ради церкви.

забота: Греч, merimna, «беспокойство», «забота» (ср. на Матф, 6:25). Павел здесь ссылается на проблемы, которые возникают постоянно, и которые занимают так много его времени, как, например: «написание посланий, личные советы душам, обременённых грехом, ответы на доктринальные вопросы, требующие выяснения встречи с руководителями церквей и его постоянные усилия, чтобы укрепить церковь и её членов.

29, кто изнемогает: Павел стремился быть «всем для всех людей» 1Кор. 9:22. Истинный христианин не будет хвалиться превосходной силой для поражения других. Люди, сознающие свою собственную немощь, ищут совета у тех, которые не только обладают силой, но которые знают, как использовать её с нежностью и пониманием. Зная, как много было ему прощено, осознавая свою собственную немощь, Павел знал, как прощать и быть терпеливым к другим, и их недостаткам. Он был в состоянии разделить страхи и неудачи, испытания и

изнеможения других людей с истинным пониманием. Его превосходящая духовная сила нашла отражение в превосходной кротости. Ничто так не ведёт к смущению других, как холодное, грубое, догматическое обхождение с их трудными переживаниями.

Кто соблазняется: Буквально, «быть пойманными в ловушку», то есть, в ловушку греха или смущения (см. на Матф. 5:29).

я не воспламенялся?: Или, «я не сердился», или «я не гневался». [918]

30. должно (мне) хвалиться: Как отличается Павел от своих самоутверждающихся, создающих себе авторитет противников, которые превозносили себя за счёт других.

немощью: Или, «слабостью» не характера, но результатами постоянных трудов, страданий 23-28 ст. (ср. гл. 12:9).

31. Бог и Отец — Не две личности, но одна: Бог Отец. Павел торжественно поставил себя под клятву в верности сказанного.

благословенный во веки: См. на Рим. 9:5.

я не лгу: Это наиболее серьёзная клятва является единственной в своём роде среди всех посланий, написанных Павлом. В других случаях он давал сильные подтверждения Рим. 1:9; Гал. 1:20; 1Фес. 2:5, но ни одно из них не имеет сравнения с этим, исключительным по силе торжественности, выразительности и обращению. Или Павел ссылается на всё предшествующее — к своему твёрдому намерению ограничить своё хвастовство, на своей «немощи», или к последующему, то ли на случае в Дамаске, или относящееся к первой части гл. 12. Божественному откровению, — не ясно. Возможно, что он ссылается как на предшествующее, так и на последующее. Очевидно, он осознал, что некоторые, по крайней мере, сомневались в искренности его заявления

32. правитель: Греч, ethnarches, буквально, «правящий народом».

царя Ареты: Исторические данные открывают, что Сирия, включая Дамаск, была Римской провинцией приблизительно около 64 г. до. Р. Хр. Раньше этого времени она была подвластна Набатейскому государству. Каким образом Арета IV, независимый царь НабатеЙского государства, который царствовал с 9 г. до Р. Хр. — до 39 г. по Р. Хр. (см. карту на вкладке 33 стр.; V том, 38, 64), мог контролировать Дамаск во время, на которое Павел ссылается — неизвестно. Возможно, что император мог передать город Арете на время, чтобы обеспечить его дружбу или по причине других политических соображений, теперь неизвестно. Арета едва ли мог взять его из рук Римской империи силой. См. на Деян. 9:24. Относительно сведений 32 ст., касающихся хронологических данных жизни Павла (см. 97 стр.).

чтобы схватить меня: Т.е., по подстрекательству Иудеев (Деян. 9:23-

25; см. на 2Кор. 11:26).

в корзине: Греч, sargane, «плетённая верёвка» корзина сделанная из плетенной верёвки. См. на Деян. 9:24, 25.

из окна: Сравните Не. Пав. 2:15; 1Цар. 19:11,12. Очевидно, дом стоял наверху стены, имел маленькое окно или открывался на внешнюю сторону.

Комментарий Е. Г. Уайт к 11 главе 2 Коринфянам.

2 ВБ 381.

3 МС113; 5СЦ297. 5 ДА 388.

7-10 ДА 350.

9 4СЦ 409.

9,Ю ЗСЦ319.

12-15 ДА 350.

13-15 5СЦ297.

14 РУУ 134; СА 152; Ев. 359, 360, 364, 365, 604, 607, 609; РП

88,261,263; ОХВ 176, 258, 471; ВБ 524, 588, 624; СИ 440; МЖС 321,323; МС 95, 101; ВМ 51, 57, 236, 454; Воз. 285; СП 236, 333, 366; 1СЦ 290, 341; 2СЦ 172, 287, 458; ЗСЦ 374,437,456,483; 4СЦ207,623; 5СЦ 80,137, 140, 198, 573, 624; 7СЦ165; 8СЦ294,306; 9СЦ68; СБ292.

23-27 ДА 296.

25 ДА 575.

26,27 Вое. 67; ИС313; 2СЦ628.

28 ДА 323.