Глава 12

1- Не полезно: Или, «не выгодно». Начиная с гл. 10:1, Павел начал защиту своего служения. И в данной главе он продолжает это не прерываясь. До сих пор, для приведения доказательств, он обращал внимание на свои личные опыты, как служителя — на свою жизнь своё поведение и свои страдания ради Христа. Теперь он обращается к величайшему из всех доказательств — своему прямому и личному общению со своим воскресшим Господом, Иисусом Христом и сверхъестественным опытам, превосходящим что-либо пережитое его противниками.

хвалиться: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению: «неизбежно хвалиться», означающее «Я вынужден хвалиться». Павел снова подчёркивает своё желание заниматься всем тем, что можно рассматривать, как хвастовство (см. на гл. 10:8). Но обстоятельства принудили его поступить так, чтобы реабилитировать его апостольство и его власть. Недостаточно выяснить этот вопрос — равносильно отрицанию его апостольства, равносильно бесчестию Евангелия Христа, чьим слугой он стремился быть. Для христианина неприлично и бесполезно хвалиться, поскольку всё, чем является человек и что имеет, приходит через благодать Божью. Хвастовство превозносит себя и вводит человека в искушение. Свидетельство христианина должно быть не о себе, но о Христе.

видениям: Греч, optasiai, «смотреть вперёд», «рассматривать», «взгляд». Поскольку Павел говорит о сверхъестественных переживаниях, он также открывает дух покорности и независимости от Бога и превозносит самого себя. [920]

откровениям: Греч, apokalupseis, «проявляющееся [действие]», подчёркивая метод откровения. В Библии это относится к фактам, которые не могут быть открыты естественными силами ума или другим путём, не могли бы быть познаны человеком и оставались бы неизвестными (см. Иов. 11:7; Ин. 1:18; Рим. 11:33; 1Тим. 6:16), поскольку грех отделил его от Бога. Но чрез Христа пропасть между Богом и человеком была соединена мостом и Творец снова получил возможность общения со Своим творением. Павел многократно получал прямые личные сообщения от Бога Деян. 9:4-6; 16:9; 18:9; 22:17,18; 23:11; 27:23; Гал. 2:2. Фраза «Господним» отмечает источник видений Павла. Такое видение происходило пред мысленным взором Павла, в то время, когда получатель находился в спящем или бодрствующем состоянии.

,2. Знаю человека: Что Павел говорит о себе можно заключить из следующего: 1) факт, что это почтение к видениям находится среди перечисленных событий связанных с его жизнью и служением; 2) факт, что в 7 ст. он определяет эти видения и откровения, как данные непосредственно ему; и 3) факт, что он употребил третье лицо, чтобы избежать проявления хвастовства. Иоанн, принимая во внимание его христианское смирение и скромность, — скрывал свою личность подобным образом Ин. 13:23, 24; 19:26; 21:20.

назад тому четырнадцать лет: Почти 20 лет или более тому назад Павел встретил Христа на пути в Дамаск Деян, 9:1-7. Дата написания этого послания приблизительно 57 г. по Р. Хр. Четырнадцать лет назад время, когда Варнава привёл Павла в Антиохию Деян. 11:25, 26. Относительно предполагаемой хронологии жизни Павла и его служения (см. 97-102 стр.).

в теле ли: При видении полностью отсутствует чувствительность к земной окружающей среде. Восприятие всего виденного и услышанного в видении и во время соучастия в представленных сценах, являются настолько вполне реальными для сознания, как и обычно ощущаемые переживания жизни.

до третьего неба: Или, «рая» (см. 4 ст.; см. на Лук. 23:43). Первое «небо», согласно Писания — атмосфера, второе — звёзды, третье — место пребывания Бога и небесных существ. Павел был восхищён в присутствие Бога.

3. И знаю о таком человеке:

4. рай: См. на Лук. 23:43.

Повторение вероятно дано для большей выразительности.

неизреченные: Греч, arrheta, «невысказанные», «непередаваемые словами».

нельзя пересказать: Буквально, или «это не разрешено», или «это не возможно». Или, Павел получил наставление не открывать того, что видел и слышал, или человеческий язык не в состоянии описать всё это. Сравните 1Кор. 3:2.

5. Таким.человеком могу хвалиться: Говоря по-человечески, Павел имел полное право хвалиться, будучи чрезвычайно почитаем Богом, имея особый и прямой доступ к Божественному присутствию. Он мог использовать всё это, как причину для предоставления особой чести и авторитета. Но он не сделал этого. Он решил находиться вне поля зрения.

собою же не: Хотя опыт, отметил Павла, как получателя особой чести от Бога, он осознал, что эта честь ёне была дана для него лично (см. Гиле. 1:15), и отказался принять какую-либо честь лично для себя.

немощами моими: См. на 9 ст.

6. Впрочем, если захочу: Павел, возможно, был расположен, больше сказать о сверхъестественных откровениях, которые он получил. Исходя из человеческой точки зрения, он имел много причин, чтобы хвалиться такой необычной «честью», благодаря скромности и мудрости, он воздержался от этого. Его исключительная причина для упоминания этого опыта — ответить на обвинение своих противников. Поэтому он обращал внимание, только на свою личную жизнь и характер, с которым они хорошо были знакомы. Это было достаточным доказательством его апостольства, если они склонны принять его во внимание.

7. И чтоб я не превозносился: Заявление .Павла для большей выразительности в конце стиха. Бог видел болезнь, которая предохранила бы Павла от его личного «я» и само возвышения.

жало: Греч, skolops, «остроконечное оружие из дерева», «кол», «остроконечный кол». В папирусах также употреблялось это слово, когда нужно было сказать о занозе или щепке, вошедшей в тело, которую трудно было вынуть. Обычное Греческое слово в НЗ для «жало» akantha Матф. 13:22; 27:29; и т.д.

в плоть: Немощь была не духовная или умственная, но телесная. По-видимому, это было что-то видное, причинявшее ему значительное затруднение, беспокойство и неудобство. Исходя из всего, это было поражение глаз [921] (Гал. 4:13-15; см. Дополнительный Комментарий ЕГУ на гл. 12:7-9).

ангел сатаны: Или, «посланник сатаны». Страдание было от сатаны, но допущено Богом. Так это было и с Иовом (Иов. 1:6-12; 2:7; ср. Лук. 13:16). Свойство и работа сатаны — причинять телесное страдание и болезнь.

удручать: Буквально, «ударять кулаком» и таким образом «применять насилие». Сравните подобное слово в Матф. 26:67; 1 Пет. 2:20; 1Кор. 4:11. Цель сатаны, досаждать Павлу и препятствовать его работе. Цель Христа в допущении страданий, — предохранить Павла от гордости.

чтоб я не: Важное текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно за упущение последней части этого стиха.

8. Трижды: В трёх особенных случаях Павел умолял Бога удалить это горестное страдание. Но когда ответ был ясен, он принял всё как волю Божию для него. Сравните, как Христос три раза молился за удаление чаши, которую Он должен был испить и затем принял её, как волю Божию Матф. 26:3944.

молил: Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4).

9. Но Господь сказал — Форма глагола в Греческом языке подчёркивает окончательность Божьего ответа.

«довольно: В Греческом языке это слово находится в выделенном положении. Молитва Павла не принесла апостолу освобождения от этого страдания, но она предусмотрела для него благодать, чтобы перенести это страдание. Павел, несомненно, взывал об освобождении от своей немощи на основании, что она препятствовала его служению. Христос более чем удовлетворил его нужду в изобильном обеспечении благодатью. Бог никогда не обещал изменить обстоятельства или освободить людей от скорби. Для Него телесные немощи и неблагоприятные обстоятельства являются делом второстепенной важности. Внутренняя сила терпения является далеко высшим проявлением Божественной благодати, чем власть над внешними трудностями жизни внешне человек может быть израненным, истощённым, утомленным и почти ослабевшим, и всё же внутреннее его преимущество — во Христе — наслаждаться совершенным миром (см. на Ис. 26:3, 4).

благодати: Греч, charts (см. на Рам. 3:24).

хвалиться своими немощами: Или, «хвалиться в немощи». Признак победы, принять ограничения без обиды и негодования. Радоваться о том, что ненавидишь и желаешь быть избавленным от него, — является заключительным признаком полного подчинения. Христос также уклонялся от оскорбления, стыда и осмеяния, всё это Он был призван перенести в Своём испытании. Подобное подчинение воле Божьей означает полное отречение от себя 1Кор. 2:3-5.

обитала: Или, «оставалась», «жила». Павел здесь говорит о силе Христа нисходящей на него, действующей в нём и дающей ему силу и помощь.

10. Посему я благодушествую: Это доставляло удовольствие Господу, оно также нравилось Павлу. Бог знал, что лучше и Павел был доволен, чтобы быть именно в таком состоянии.

в нуждах: Или, «в горе», «бедствиях», «лишениях», «затруднительных обстоятельствах.

тогда силен: Христианский парадокс заключается в том, чтобы случаи были превращены в примеры силы. Поражение всегда возможно превратить в победу. Действительная сила характера всегда преисполнена немощью, которая не доверяет себе и подчиняется воле Божьей. Человек, сильный своей собственной силой, склонен к самонадеянности вместо того, чтобы полагаться на Бога и часто не осознаёт своей нужды в Божественной благодати. Великие герои Библии, такие, как Ной, Авраам, Моисей, Илия, Даниил испытали подобные уроки. Только немощные, и неуверенные в себе могут вполне предаться благословенной воле Бога, зная, что именно таким путём возможно обладать истинной силой.

П. до неразумия. — См. на гл. 11:16.

хвалясь: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно за опущение этой фразы,

меня … принудили: Коринфские христиане были склонны верить клеветническим заявлениям ложных апостолов, что и заставило Павла говорить определённо и ясно, что он и сделал с 10 по 12 гл.

Вам бы надлежало хвалить меня: Т.е., через вас. Вместо того чтобы так скоро верить ложным апостолам. Коринфяне должны были бы сплотиться в защите Павла.

высших Апостолов: См, на гл. 11:5. В некотором сравнении с хвастливыми, выдвинувшими самих себя апостолами, Павел был, по крайней мере, равен.

хотя я и ничто: В сравнении со своим Господом Павел был ничто, о чём так красноречиво свидетельствовали его немощи. Он знал, что многие доказательства его апостольства [922] были доказательством силы Божьей, открытой в его жизни. Если бы Павел остался один, без силы Божьей, то он давно бы пал ещё в начале своего пути.

12. Признаки Апостола: Эти признаки состояли из его самопосвященного служения гл. 11:7-12, настойчивости, пред лицом превосходяших препятствий 23-27 ся., его видений и откровений гл. 12:1-6 и его торжества над личными страданиями 7-10 ст. Сверх всего христианский опыт, обращённых Павлом, — свидетельствовал о подлинности его апостольства 1Кор. 9:2; 2Кор. 3:3.

вся ки м терпением: Чудеса Павла были совершены без хвастовства, чтобы люди могли осознать, что сила была от Бога.

знамениями: Греч, semeia, «чудесами» (см. V том, 208 стр.). В ранней церкви чудеса были признаваемы, как одно из главных доказательств подлинности апостольства Деяп. 5:12; 15:12; Рим. 15:18, 19; 1Кор. 2:4, 5; Гал. 2:8; Евр. 2:4.

чудесами: Греч, terata (см. V том, 208 стр.). силами: Греч, denatnies (см. V том, 208 стр.).

13. недостает: Коринфяне наслаждались всеми преимуществами и выгодой, которые истинный апостол Христа мог принести им — учением, чудесами, посланиями, и помощью в организации — и всё это безвозмездно. Во всём этом его критики имели недостаток. Они превосходили Павла только в изымании средств от Коринфян и в хвастовстве своей собственной смелостью. Павел, который имел наибольше права хвалиться и получать материальное вознаграждение, отказался хвалиться или претендовать на финансовое вознаграждение.

14. третий раз: Первое посещение Павлом города Коринфа отмечено в Деян. 18:1. Но нет записи о втором посещении имевшем место между первым посещением и тем, которое апостол надеялся совершить в ближайшем будущем. Грамматически это выражение «третий раз» можно понять, как относящееся или к его готовности придти, или к действительному личному пришествию. Те, которые склонны к первому определению, подчёркивают, что второе посещение никогда не осуществилось, и что хотя здесь отмечено, что он третий раз положил план посетить Коринф, но в действительности это было его второе посещение. В общем, его первое посещение, когда он основал церковь, было радостным и успешным. Те, которые склонны ко второму определению, находят, что второе посещение было прежде написания 2 Коринфянам, многократно подразумеваемое в этом послании, краткое, мучительное, унизительное переживание, которое Павел надеялся не повторить, когда он придёт снова (см. на 2Кор. 2:1; ср. 2Кор. 12:21). Только время для такого посещения могло быть на протяжении трёх лет, которые он недавно посвятил для воспитания церкви в Ефесе. Если подобное посещение всё-таки имело место, по всей вероятности оно было вызвано отказом церкви в Коринфе следовать его наставлениям в предыдущих посланиях (см. введение к 2 Коринфянам 822 стр.; см. на гл. 13:1).

не буду отягощать: Т.е,х материально. Павел желает поступать, таким образом, обеспечивая себя материально.

не ващегоа вас: Это была забота о самих Коринфянах — вот, что побуждало Павла, а не их собственность. Ложные апостолы, напротив, проявляли большой интерес к их имуществу. Интерес Павла заключается лишь в помощи Коринфянам обеспечить обладание сокровищами неба и отвратить их глаза от земных пустяков (см. на Матф, 6:19-34; Ин. 6:27). Он не желал и не мог взять что-либо от них, касающееся материальной поддержки до тех пор, пока не был уверен в их сердцах. Точно так поступает Бог, Который всегда проявляет инициативу первым Пс. 26:8; Ин. 4:23; Рим. 5:8.

родители для детей: Павел защищает своё положение на основании аналогии сходства. Его родственное отношение к Коринфянам можно представить, как духовного отца к детям по вере Лор. 4:14,15. Они ещё не были зрелыми христианами, но «младенцами во Христе» 1Кор. 3:1, 2. Павел не учит, что дети не должны заботиться о своих родителях, пятая заповедь ясно определяет, что они должны делать это. Но во время детства и юношества главная ответственность обо всём необходимом ложиться на родителей.

15. издерживать свое и истощать себя: Буквально, «расходовать и истощать себя», т.е. исчерпывать свои ресурсы. В Греческом языке второй глагол является более сильным, чем первый. Павел отдал всё, что имел, включая себя.

за души вашит: Основной заботой Павла не было их физическое благосостояние. Апостол заботился о пище «пребывающей в жизнь вечную» Ин. 6:27, о пище для ума и души. Цена такой пищи во время, затраченная энергия, планирование и жертва, являются далеко большими, [923] чем для физической пищи. В воспитании духовной жизни великая жертва часто необходима. Она требует безраздельного посвящения всего, что человек имеет на служение Богу и ближним Фил. 2:17.

16. буду_чи_хитр: В 16-19 cm, Павел выразительно отрицаег, что он получил от них некоторую прибыль, будь-то, открыто или хитрым, закулисным путём. Он, очевидно, мог своим врагам сказать, «Допустим, что Павел не взял от вас деньги открыто, но сделал ли он это косвенным путём, когда послал Тита собрать средства для великого сбора [гл. 8; 9]1 Как поступили вы, зная, что он тайно не вознаграждал себя и своих спутников из этих средств?»

лукавством: Или, «хитростью», «обманом». Буквально, «искушением» (ср. гл. 4:2; 11:3).

брал с вас: Как охотник берёт свою дичь. Комментаторы, в общем, согласны, что Павел цитирует слова своих врагов.

17. пользовался ли я чем:Павел призывает своих противников представить доказательство, что он воспользовался чем-либо от Коринфян прямо или через своих соработников. Несколько из них позже трудились с ним в Коринфе, или тогда, когда они трудился в других местах, они были посылаемы для передачи посланий или как его личные представители Деян. 18:1-5; 1Кор. 16:15-18; 2Кор. 1:19; 7:6; 12:18.

18. упросил — Греч, parakaleo (см, на Матф. 5:4).

Тита: Павел был теперь в Македонии, путешествуя теперь к Коринфу, он только недавно встретил Тита, возвратившегося из Коринфа (см. на гл. 7:5-7). Тит был послан в Коринф, чтобы расположить к себе доверие бездеятельных Коринфян и возвратиться с добрым отчётом. Но не было ни малейшего доказательства, что он или безымянный брат, ходивший с ним, воспользовались чем-либо от Коринфян. Очевидно, Тит следовал примеру Павла, поддерживая сам себя материально на протяжении всего своего пребывания в Коринфе. Его достойный пример, когда он впервые трудился там с Павлом, вызывал с их стороны уважение, любовь и полное доверие гл. 7:7,13-15; 8:6. Отчёт его посещения был одним из самых успешных. Очевидно, никто из Коринфян не мог обвинить Тита, что он воспользовался выгодой за их счёт.

19. еще: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «прежде», «исстари», «всё время», то есть, на протяжении времени, в которое Павел защищал своё служение.

оправдываемся: Или, «защищаемся». Это образно употребляемый в НЗ, как юридический термин для защиты, в ответ на судебное обвинение (см. Лук, 21:14; Деян. 19:33; 24:10; 26:1; см. на Деян, 24:10). Павел делал это теперь через «хвастовство» 2Кор, 10:1 по 12:13. Попытка защищать себя часто истолковывалась, как доказательство виновности и слабости. Павел предчувствовал, что некоторые из Коринфян могли иметь это ошибочное впечатление. Могли ли некоторые из Коринфян подумать, что цель Павла возвратить их уважение и любовь по личной причине?

Мы говорим прел Богом: Защита Павла заключалась не только в том, чтобы выяснить различия, которые были между ними, но оправдать его обязанность перед Богом, как посланника Христа. Он сделал всё возможное со своей стороны, чтобы отвратить Коринфян от неправильного курса (ср. 1Кор. 2:15; 4:3). Коринфяне должны были занять правильную позицию по отношению к Павлу, если они желали быть свободными от ложных апостолов, которые сбили их с пути.

и все это.: Защищая себя, Павел не думал о каком-либо преимуществе, которое могло бы быть для него, но лишь о духовном благополучии Коринфян. Всё это было ради них,

20. Ибо я опасаюсь: Павел не применял своего апостольского авторитета, как если бы он был господином над церковью, но говорил в отцовском духе, перечисляя грехи, которые привели к замешательству и разделили Коринфскую церковь.

раздоров: Или, «споров», «борьбы» (ср. 1Кор.1:11; 3:3; 1Тим. 6:4).

зависти: Или, «ребности», «соперничества» (ср. Деян, 17:5; 1Кор. 3:3; Иак. 3:14,16).

гнева»: Или, «[вспышка] раздражения» (ср. Лук. 4:28; Деян. 19:28).

ссор: Такие факты, как выставление себя искание приверженцев, проявление духа классовости и раздоров и, особенно интриганства при служении, неизбежно ведут к ссорам (ср. Фил. 2:3; Иак. 3:14,16).

клевет: Или, «злой наговор», «открыто злословить» (ср. Иак. 4:11; 1 Пет. 2:1). [924]

ябед: Или, «тайное злословие», «сплетни». В классическом языке и в переводе LXX слово, переведённое таким образом, обозначает магическое бормотание заклинателя змей Еккл. 10:11.

гордости: Или, «самомнения», «надменности». Это был один из наиболее выдающихся грехов некоторых из Коринфян (1Кор. 4:6,18,19; 5:2; ср. гл. 8:1; 13:4).

беспорядков: Или, «непостоянства», «расстройства», «беспорядков», «смущения» Иак. 3:16; 1Кор. 14:33; 2Кор. 6:5.

21, чтобьмшять. когда приду: Павел опасался затруднения и унижения, которые он испытал в предыдущем посещении (см. на 14 ст.), даже если бесспорное большинство членов раскаялись в своём образе действий (см. на гл. 2:1).

уничижил: Греч, tapeinoo, «сделать низким», «унижать». Подобное слова в других местах переведено в смысле «смирённых» в гл. 7:6 и «унижал» в гл. 11:7. Даже затруднительные переживания в жизни Павел воспринял, как ниспосланные Богом, в том смысле, что он разрешил им произойти. Нет более унизительного переживания для христианского служителя, чем найти своих обращенных, совершающих грехи, подобные перечисленным во гл. 12:20. Павел рассматривал своих обращённых, как свой «венец радости» (1Фес. 2:19; ср. 2Кор. 1:14).

оплакивать: Или, «горевать». Павел оплакивал тех, которые были духовно мёртвы. Увидеть грех торжествующим в жизни мнимых верующих всегда причиняет Евангельскому служителю сильное страдание и боль (ср. Матф. 23:37-39).

многих: Это место сообщает о широко распространённом характере плохого поведения в Коринфской церкви.

которые согрешили прежде: Это ссылка не на их образ жизни, прежде их обращения, но после. Греческая фраза подразумевает, что греховные привычки 21 ст. совершались беспрерывно на протяжении некоторого значительного времени без наличия истинного раскаяния. Они были закоренелыми нарушителями закона. Хотя они были членами Коринфской церкви, но упорствовали в развращённых обычаях, имеющих много общего с языческим миром в Коринфе (см. введение к 1 Коринфянам 656 стр.).

нечистоте: Или, «примесь», это слово употреблено в общем смысле, чтобы представить безнравственность, распутную жизнь, которая была обычной в Коринфе Рим. 1:24; Гал. 5:19; Ефес. 4:19.

блуд одеянии: Или, «безнравственности», «пороке», особенно ярко отмеченном среди язычников 1Кор. 5:1; 6:13,18; 7:2.

непотребстве: Или, «разнузданных похотях», «невоздержанности», «распутной жизни», веб это выражает бесстыдство и различного рода страсти 2Тет. 2:7,18; Рим. 13:13; Гал. 5:19.

Комментарий Е. Г. Уайт к 12 главе 2 Коринфянам.

1,2 ДА 469. 2 ОЖ95; 5СЦ224.

2-4 ДА 562; ВБ471. 4 ДА 469.

9 ДА 467; ХД 274, 345; ЛЕ 50;.РУУ 167, 194, 360; Ев. 98; РП 16,20,46,77; ОХВ 263, 292, 436; ВБ 489, 641; ОЖУ 66, 91, 128,265; НПХ 30, 101; СИ 72, 85, 250; МЖС 94, 99; ВМ92, 108; ОЖ81; 1СЦ 60, 62, 158, 308, 380, 385; 2СЦ72; 4СЦ 16, 38; 5СЦ200; 8СЦ 128.

9,10 СИ 482; ПЦ 165, 387; 8СЦ11.

10 ССШ91; ЖВ493; СЕ 509; МЖС 65.

11 ДА 469. 12-15 ДА 350.

15 ДА 595; 7СЦ27; 9СЦ56.

16 Ев. 125,141,227.