Глава 13

В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово. Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу [925] прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас.

Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, хотя немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас.

Испытывайте самих себя, а вере ли вы? самих себя исследыаайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. О нас же, надеюсь узнаете, что мы то, чем быть должны. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы

нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть.

8 Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину.

9 Мы радуемся, когда мы немощны, а вы сильны; о сем-то и молимся, о вашем совершенстве.

10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

11 Впрочем, братия, радуйтесь, усо-вершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами.

12 Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые.

13 Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

1. В третий уже раз: См, на гл. 2:1; 12:14.

двух или трех свидетелей: Эта глава составляет известную последнюю весть Павла к Коринфянам. Серьёзное положение духовного отклонения, еще преобладало в одной определённой части церкви гл. 12:20, 21, части, — ради которой были посланы предыдущие послания (см. на гл. 2:3), возможно, второе посещение (см. на гл. 12:14), и труды Тита гл. 2:13; 7:6,13,14; 12:18 все эти усилия, кажется, достигли мало или совсем ничего. Павел теперь предостерегает членов относительно этой своенравной группы гл. 13:1-4. Оставался только один выбор: «поступить с ними твердо и беспощадно силой и авторитетом Христа. В предчувствии своей предназначенной процедуры в применении к ним дисциплинарных мер, Павел цитировал одобрение Иудейского закона Чиея.

35:30; Втяр. 17:6; 19:15, а также указания Христа Матф. 18:16.

Во время предыдущего посещения, Павел, очевидно, обходился с этой группой снисходительно избегая принятия решительных мер против них. Они истолковали это, как слабость и даже, как трусость со стороны Павла. Павел ссылался на это посещение, как унизительный опыт гл. 2:1, 4; 12:21. Это неповинующееся меньшинство было постоянной насмешкой доказательствам его апостольского авторитета. См. на гл. 2:1; 12:14.

2. Я предварял: Т.е., в своих предыдущих посланиях (см. на 2Кор, 2:3; ср. 1Кор. 4:13-19). Во время прежнего посещения он напомнил им о том же устно (см. на 2Кор. 12:14). Они имели достаточно предостережений, повторяемых на протяжении длительного времени.

предваряю: Павел теперь предостерегает их снова перед своим намеченным посещением.

прежде согрешившим: В другом месте, подобное Греческое слово переведено «согрешили прежде» в гл. 12:21.

и всем прочим: Павел обрисовал это предостережение ко всей церкви в целом, чтобы не выделять особо некоторых, которые симпатизировали виновным. Наказание, несомненно, включало в себя — исключение (ср. IKop, 5:5; 1Тим. 1:20). Смерть Анании и Сапфиры Деян. 5:1-11 и ослепление Елима Деля. 13:8-11 были примерами проявления апостольского авторитета, сопровождаемого особым Божественным актом наказания. Может быть, Павел мог предчувствовать возможность применения подобного чудесного доказательства в Коринфе.

не пощажу: Они имели возможность раскаяться. Если останутся непокорными, они будут подвергнуты наиболее жестокой дисциплине.

3. Вы ищите доказательства: Враги Павла вызывали апостола выполнить то, что они избрали принимая во внимание угрозы. Когда члены этой, по-мирски настроенной группы, рассматривали Павла, они не видели в нём ничего больше, чем только то, что он был слабым, презренным человеческим существом (см. на гл. 10:10,12). Они отказались принять его, [926] как посланника Христа, гл. 5:20. Павел охотно признавал, что исходя из человеческой точки зрения, он был «слаб» гл. 11:21, 29. Тем не менее, он утверждал, что его сила была «в явлении духа и силы» 1Кор. 2:3-5; 2Кор. 12:10.

во мне: Павел был сильным в истине, в учении, в освобождении людей от уз греха, в принесении им духовного возрождения, в совершении чудес гл. 12:12, в такой мере, чтобы среди самих Коринфян отобразить живые письма Христовы гл. 3:3. Доказательства его апостольства были очевидными для всех, которые исследовали его чистосердечно (см. на гл. 12:11, 12). Они имели множество доказательств, что Христос говорил чрез Павла. Однако на людей, настроенных по мирскому, подобное доказательство не произвело впечатления I Kop. 2:14-16. В действительности же враги Павла бросали вызов не ему, а Христу.

4. распят в немощи: Павел находит утешение в мысли, что никто не может находиться в большей слабости и беспомощности, чем Христос во время агонии и посрамления на кресте. Всё же Христос ожил и высоко превознесён Фил. 2:6-9. Все, которые пребывают во Христе, могут надеяться на соучастие, не только в Его унижении, но также и в Его силе, которая «совершается в человеческой немощи (2Кор. 12:9 ср. Рим. 6:3-6).

жив: Бунтовщики в Коринфе имели дело не со слабым Павлом, но со Христом, живущим «силою Божьей».

мы … немощны: Павел чистосердечно признавал свою немощь, но он хвалился силою Христа, которая действовала в Нём и чрез него (см. гл. 21:30; 12:9,10) вопреки его немощи.

силою Божиею: Коринфяне испытали и свидетельствовали об этой силе и не могли отрицать её действительность.

5. Испытывайте: Начиная с 5 ст., Павел отводит внимание от себя, и сосредотачивает взор Коринфян на критическом испытании их собственного состояния. Являются ли они подлинными христианами? Каждому последователю Христа, полезно испытать свою собственную жизнь ежедневно. Если бы мы более критиковали самих себя, тогда меньше критиковали бы других.

самих себя: В Греческом языке это слово стоит в выделенном положении, как это и желал выразить Павел, «Самих себя вы исследуйте». Вторую часть предложения можно прочитать таким образом: «Вы самих себя испытайте». Многие из Коринфян были более готовы судить других, чем самих себя (см. I Kop. 11:31, 32; ср. Гал. 6:4). Прежде, чем иметь право судить других, люди должны представить самих себя для испытания. Испытание, применяемое нами для других, мы охотно должны бы применить к самим себе (см. на Матф. 7:1-5). Бревно должно быть вынуто из наших собственных глаз. Люди склонны рассматривать в слишком пристрастном виде себя, свой собственный характер и важность своего положения. Они обычно избегают самоисследования, чтобы не обнаружилось, что они вполне не являются тем, за кого выдают себя. Лишь немногие люди склонны видеть себя такими, какими они есть на самом деле. Рассматриванию слишком часто мешает их личное «я». Посему без Божественных средств любви и прошения, такие личные открытия могут привести людей к замешательству и даже самоубийству. Скорее, чем видеть самих себя в действительном свете, они сосредотачиваются на недостатках других. Поступая так, они теряют из вида их собственные недостатки, и приходят к убеждению, в исследовании самих себя, что они намного лучше, чем другие люди. Сравните на 2Кор. 10:12. Относительно комментария о пути, согласно которому возможно исследовать себя (см. на гл. 7:9-11).

в вере: Не в доктринальном, а в практическом смысле. Павел ссылается на глубокое убеждение, что касается личного отношения к Богу, на доверие и святое усердие, имеющее основой веру во Христа, как Господа и Спасителя. Многие христиане по имени думают, что для них достаточно испытать себя по второстепенным вопросам, таким как: церковное членство, посещение богослужений, десятина, пожертвование, и соблюдение субботы. Без сомнения всё это не должно быть в пренебрежении. Но есть ещё более веские вопросы, которые должны быть приняты во внимание (см. на Мих. 6:8; Матф, 19:16-22; 23:23). Вопросы, которые более важны, включают личное переживание о спасении, преобразование благодатью Христа, абсолютная верность во всей открытой воле Божьей, искренность побуждений и неэгоистичный интерес в служении ближним.

исследывайте: Греч, dokimazo, «тестировать», «анализировать», «делать тщательную проверку». Это выражение намного сильнее слова «испытайте». Dokimazo употребляется для испытания золота и серебра (ср. Иов. 23:10). [927]

Христос в вас?: Т.е., воплотить принципы Его совершенной жизни в вашей жизни (см. на Рим. 8:3, 4; Гал. 2:20).

hcj;oi чем должны быть: Греч, adokimoi, буквально, «испытывать недостаток». Не выдержать испытания, было очевидным доказательством, что Христос не был в них и что они не были истинными христианами.

6. мы то. чем быть должны: Павел искренно надеялся, что в глазах Коринфян он выдержит испытание своего апостольства.

7. Молим: Даже в Библии есть некоторые примеры Христоподобного бескорыстия и любви к другим, как они открываются здесь, в служении Павла (ср. Hex, 32:31, 32; Лук. 23:34; Деян. 7:59, 60; Рим, 9:3). Он представил доказательство своего апостольства и уверен, что Коринфяне также будут верить, что он выдержит испытание (см. на 2Кор. 12:11,12). В любви, познании, терпении, в исполнении своих обязанностей и в плодах Духа, Павел имел оправдание. Авторитет и сила Христа были проявлены чрез него.

нам показаться: Побуждение Павла в воззвании к Коринфянам — не поступать несправедливо, не было сделано с целью, чтобы доказать подлинность апостольства (ср. 1Кор. 9:2), но чтобы они испытали самих себя и оказались истинными христианами.

и не тем, чем должны быть: Даже если бы они не смогли увидеть в Павле доказательство подлинности апостольства, они должны дать доказательство характера, что они истинные христиане. Он был согласен, чтобы его рассматривали, как терпящего неудачу, если бы это помогло им достигнуть цели.

8. истины: Т.е., истины, как она заключается в Иисусе Христе, истины спасения, как она представлена в Слове Божьем Ин. 1:14, 17; 8:32; Гал. 2:5, 14. Вечная истина пребывает неизменной, независимо оттого, что люди могут сделать сами. Враги истины всегда терпели неудачу. Если Коринфяне предались истине, они не должны страшиться, ибо истина делает людей непоколебимыми. Когда люди становятся на сторону истины. Бог принимает ответственность за их безопасность, и вечное торжество.

9. Мы радуемся: В 7-10 ст. Павел ободряет Коринфскую церковь продолжать стремление к полному восстановлению. Это является целью его надежды для них и основной мыслью его послания.

когда мы немощны: Он будет счастливым проявить немощь в использовании дисциплинарной власти, если только они пожелают быть сильными в использовании Духа (см. на 6 ся.) и будут отображать характер Христа.

совершенстве: Или, «невредимости», «исправности», «полноте», «законченности». Павел страстно желал увидеть своих обращённых, достигнувшими христианской зрелости во всяком даре, таланте, способности, склонности в аппетите в его надлежащем месте. Он желал, чтобы церковь была соединена в любви, каждый член тела, чтобы постоянно действовал под контролем Святого Духа 1Кор. 12:12-31.

10, чтобьк..ле: См. на гл. 10:2; 13:2.

данной мне …к созиданию: Цель евангельского авторитета — созидание церкви, совершенствование святых Ин. 3:17; 20:21-23. Однако вынужденное применение такой силы ради дисциплины является неизбежным второстепенным назначением Евангельского авторитета. Павлу не доставляло удовольствия исключать членов из церкви, и он стремился применять строгие меры только, как последнее средство.

От самого зарождения греха сатаны, падшее человечество было в восстании против высшего авторитета Божьего. Целью Павла было привести людей в послушание Христу (см. 2Кор. 10:5). Этого нельзя было достигнуть силой, но через насаждение мыслей Христа.

11. Впрочем, братия: Заключительные слова Павла носят дух нежного расставания, заключительного увещания 11 ст., прощального приветствия 12 ст., и благословения. Его заключительное увещание предписывает придерживаться четырёх христианских доброделей, которые будут охранять Коринфян от зла, окружающего их.

радуйтесь: Буквально, «радоваться», «быть довольным» (ср. Фил. 3:1; 4:4).

усовершайтесь: Буквально, «быть исправленным», «быть приведённым в порядок». Вей, что было разрушено, должно быть восстановлено. См. на Матф. 5:48.

утешайтесь: Греч, parakateo, «быть увещаемым», «быть убеждаемым» (см. на Матф. 5:4), то есть, принять совет, который Павел даёт им. Существительная и глагольная форма этого слова встречается 28 раз в этой книге. Коринфяне должны были подбадривать и укреплять один другого в делании добра. Так поступая, у них не оставалось бы времени, чтобы съедать друг друга

будьте единомысленны: Буквально, «быть такого же ума [мыслей]», фраза является особенно характерной для Павла Рим. 12:16; 15:6; Фил. 2:2; 3:16; 4:2. Христианское единство было [928] основной мыслью последней отмеченной молитвы Христа за Своих учеников Ин. 17:11, 21-23. Наивысшей нуждой христианской церкви было «единство духа в союзе мира» Ефес. 4:2-7.

мирны: Или, «жить в согласии». Мир является одним из величайших наследий Христа, завещанных Своей церкви (Ин, 14:27; 16:33; ср. Ин. 20:21, 26; Деян. 10:36). Мир всегда был неотъемлемой частью христианской благой вести и проверкой Христианского опыта Рим. 5:1; 10:15; 14:17, 19; 1Кор. 14:33; Ефес. 2:14. Соответственно своих возможностей христиане должны «жить в мире со всеми людьми» Рим, 12:18. Если внешний мир не возможен по причине факторов, не зависящих от контроля христианина, он может всё же наслаждаться миром в свобм собственном сердце. «Блаженны миротворцы» (см. на Матф. 5:9).

Бог любви: См. на 1Ин. 4:8. мира: См. на Рим. 15:33.

12. лобзанием святым: В древние времена, и в различных местах земного шара сегодня это выражение является сердечной формой приветствия. При таком приветствии целовали в щёки, лоб, руки или ноги, но никогда не целовали в уста; мужчины, таким образом, приветствовали мужчин и женщины — женщин. Обычай ведёт своё происхождение от древних ВЗ времён Быт. 29:13. Он выражал любовь Быт. 27:26, 27; 1 Цар. 20:41, примирение Быт. 45:15, прощение Руфь 1:9,14; ЗЦар. 19:20, и почитание 1 Цар. 10:1. Согласно Иустина Мартура целование обычно употреблялось в связи с совершением вечери Господней (Первая Апология 65). Целование у христиан, является знаком мира, доброго желания и примирения Рим. 16:16; 1Кор. 16:20; 1Фес. 5:26.

святые: Буквально, «священный», «святый» (см. на Деян. 9:13; Рим. 1:7). Христиане обычно, таким образом, назывались в НЗ лишь потому, что они были призваны жить святой жизнью. Павел этим словом особенным образом ссылается на христиан из Македонии, откуда он в то время писал послание.

13. Благодать: См. на Рим. 3:24; 2Кор. 1:2. Этот стих единственный в своём роде, встречается в НЗ, только здесь, позже он стал известен, как апостольское благословение, появившееся в своём полном виде. С самых ранних времён оно стало частью церковного богослужения. Оно было также произносимо при крещении новых верующих, а также при закрытии христианских собраний.

Вместе с Матф. 25:19 этот стих предусматривает наиболее полное и наиболее определённое, кратко изложенное учение о трёх лицах Божества (см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.). Однако последовательность имён трёх личностей Божества, в данном случае отличается от переданного в Евангелии от Матфея. Обычно в посланиях Павла имени Отца предшествует имя Сына Рим. 1:7; 1Кор. 1:3; 2Кор. 1:2. Здесь, порядок обратный. ВЗ формулировка заключительного благословения, произносимого Аароном, была также трёхкратной по своему содержанию Числ. 6:24-26. Испытание всякого истинного христианского опыта является общение и связь с Богом через Святого Духа.

Вскоре, после отправки этого послания, Павел совершил второе посещение Коринфа и провёл там три месяца Деян. 20:1-3, и в течении этого времени он написал послание к Римлянам и Галатам. Всё, что Павел был в состоянии сделать, он так сделал, что верующие в Коринфе приняли его второе послание и поступили в согласии с советом, данным там. В своём послании к Римлянам Павел подчёркивает, что он получил доброжелательное приветствие из Коринфа Рим. 16:23. Кроме того, сбор в Коринфе для бедных в Иерусалиме оказался удачным Рим. 15:26-28. Мы не располагаем дальнейшими раннехристианскими источниками информации относительно церкви в Коринфе, кроме послания Климента Римского к Коринфянам в конце первого столетия.

Постскриптум после 13 ст. не присутствует ни в одном из ранних рукописей, чем до 8-го столетия. Это было последнее редакционное дополнение, и не является частью вдохновенного оригинала.

Комментарий Е. Г. Уайт к 13 главе 2 Коринфянам.

5 ССШ96; РУУ 194; ЖВ314; Ев. 91; РП 27; ОХВ 214, 266; ВМ 83, 122; 1СЦ 188, 263; 2СЦ 71, 81, 251, 316, 511, 552; 5СЦ 103, 163,610; 7СЦ 252,257, 285; 8СЦ103,299.

8 ВБ101.

11 4СЦ20; 5СЦ248.