Введение

1. Заглавие. Согласно текстового свидетельства (ср. 10 стр.) послание озаглавлено Pros Korinthious В, буквально, «к Коринфянам 2». Это заглавие, которое встречается в древнейших сохранившихся рукописях, относится приблизительно к 3-му столетию по Р. Хр. Более пространное заглавие «Второе послание апостола Павла к Коринфянам», появилось гораздо позже, но определённых данных относительно этого нет. Относительно дискуссии об этом послании в смысле «второго» по отношению к «I Коринфянам», а также об употреблении слова «второе» в заглавии, см. ниже в пункте «3. Историческая обстановка». Очевидно, что заглавие не было частью первоначального документа.

2. Авторство. Внешние и внутренние признаки послания убедительно свидетельствуют об авторстве Павла. Внешние доказательства простираются к поколению, которое следовало непосредственно за временем апостола. Цитирования и ссылки на это послание многих ранних отцов церкви и писателей представляют обильное свидетельство относительно его подлинности и целости. В самом письме к Коринфянам (95 г. по Р. Хр.) приблизительно 35 лет спустя после написания этого послания. Климент Римский точно таким же образом описывал обстоятельства в Коринфе, как и Павел в своё время (Первое Послание Климента к Коринфянам 46). Коринфская церковь, очевидно, не изменилась в значительной степени, ибо многие старые проблемы всё ещё продолжали существовать. Епископом Смирны Поликарп (155 г. по Р. Хр.), цитировал 2Кор. 8:21 в своём послании к Филиппинцам (Послание 6). В своём трактате Против Ереси, н. 30.7 (около 180 г. по Р. Хр.), Ириней, епископ Лиона, цитировал и комментировал сообщения Павла о его чудесном восхищении до третьего неба, во 2Кор. 12:2-4. Климент из Александрии (200 г. по Р. Хр.) цитировал из 2 Коринфянам 20 раз (см. Stromata i. 1.11; ii. 19, 20; и т.д.). Тертуллиан из Карфагена (приблизительно 220 г. по Р. Хр.), прозванный отцем Латинского богословия, многократно цитировал из неё (Scorpiace 13; Против Маркиона 11, 12 ст.; О Воскресении Плоти 40, 43, 44).

Внутренние доказательства, несомненно, указывают на Павла, как автора послания. Само послание изобилует ссылками на Павла, его переживания в Коринфе, и на его первое послание к этой церкви. Многие толкователи Библий [822] полагают, что это послание дало наиболее ясную и наиболее полную картину характера, личности и склонностей Павла. Историческая непосредственность опытов, отмеченных в этом послании, не может быть чем-либо другим, нежели подлинным.

3. Историческая обстановка. Павел совершил, по крайней мере, три посещения и написал три, а возможно и четыре послания к Коринфянам. Первое посещение Коринфа он сделал приблизительно в 51 г. по Р. Хр. во время своего Второго Миссионерского Путешествия и пробыл там полтора года Деян. 18:11. За этот период Павел основал и организовал церковь. Он продолжал поддерживать сношение с ней от времени через своих представителей 2Кор. 12:17. Его первый письменный контакт с этой церковью упоминается в 1Кор. 5:9. Этот документ теперь вероятно не существует. К концу более чем 2-х летнего пребывания в Ефесе, во время третьего путешествия он написал послание, ныне известное как «1 к Коринфянам» (гл. 16:8; см. 103 стр.).

Общепринято считать, что между написанием двух посланий пролегает период в несколько лет, первого из Ефеса, и второго, из Македонии. Павел намеревался оставаться в Ефесе до Пятидесятницы и затем направиться в Коринф чрез Македонию Деян. 19:21. Но он оставил Ефес скорее, чем намеревался. Это могло случиться, по крайней мере, по причине народного мятежа, который почти стоил ему жизни Деян. 19:24-41. Сопротивление, которое он пережил в Ефесе, наложило на него глубокий, неизгладимый, отпечаток. Он упоминает о противниках истины, как о «зверях» 1Кор. 15:32, и отмечает, что они были «отягчены по силам и сверх сил, так что не надеялись остаться в живых» 2Кор. 1:8. Это были обстоятельства, при которых Павел оставил Ефес и отправился в Македонию.

Он пришел в Троаду, порт, где надо было пересаживаться на корабль, чтобы попасть в Македонию. Здесь он ожидал возвращения Тита с известием, как Коринфяне восприняли его предыдущее послание. Но Тит не возвратился в ожидаемое время и Павел не имел покоя своему духу из-за церкви в Коринфе гл. 2:13, и не смог воспользоваться открытой дверью для проповеди Евангелия в Троаде. Поспешив в Македонию, он встретил Тита в Филиппах. С облегчением и радостью Павел выслушал о добрых вестях, принесенных Титом из Коринфа.

Некоторые полагают, что Павел возвратился в Коринф во время второго путешествия. Он говорил, о предстоящем визите, как о визите огорчения и разочарования (см. на гл. 2:1; 12:14; 13:1, 2). Возможно, что это посещение Коринфа состоялось, и также были получены дальнейшие, тревожные новости из Коринфа 1Кор. 1:11, и он спешно послал письмо, содержащее выговор и совет (1 Коринфянам), и послал Тита приготовить путь для следующего посещения, которое он намечал сделать (2Кор. 8:6; 13:1, 2; ср. ДА 301).

В гл. 2:4 Павел ссылается на прежнее письмо, которое он написал в Коринф «от великой скорби и стеснённого сердца», принесшее им «печаль» гл. 7:8. Многие толкователи Библии полагают, что в этих и других местах Павел едва ли мог ссылаться на 1 Коринфянам, поскольку, как они утверждают, эти заявления не отражают духа и свойств этого послания. Таким образом, они доказывают, что он написал послание между двумя, которые имеются налицо в НЗ. Те, которые придерживаются этого взгляда, считают, что это письмо было утеряно, но некоторые полагают, что оно сохранилось в виде гл. 10-13 2 Коринфянам. Правдоподобность рассуждения могут быть представлены как за, так и против этой теории, но объективного доказательства недостаёт, ни в одной из этих теорий. Этот комментарий, поэтому полагает, что 1 Коринфянам является письмом, на которое Павел ссылается во 2 Коринфянам (ср. ДА 324). Из текстов гл. 2:13; 7:5; 8:1; 9:2, 4, становится ясным, что Павел написал второе послание, находясь в Македонии. Примерная дата написания 57 г. по Р. Хр. (см. 102-104 стр.).

Временно, по крайней мере, письма и посещения Павла, казалось, достигли [823] своей цели. Это вытекает из Рим. 16:23, где Павел получил гостеприимство и поддержку одного из главных членов этой церкви. Относительно изменения в Коринфской церкви говорит дальнейший факт, что в посланиях к Галатам и Римлянам, которые были написаны во время нахождения в Коринфе, он даёт доказательство, что Коринфская церковь уже не приносила ему огорчения, которое он в своё время испытал в Троаде (2Кор. 2:13; ср. гл. 7:6, 13, 14). Также и денежный сбор в Коринфе ради святых в Иерусалиме приводит к хорошему заключению Рим. 15:26.

После написания этого второго послания и его последующего посещения, мы получили только отрывочные упоминания о Коринфской церкви. Однако, послание к Коринфской церкви, написанное Климентом Римским около 95 г. по Р. Хр. открывает, что, по крайней мере, некоторые из старых грехов снова проявлялись. Климент приветствовал церковь за её примерное поведение во многих отношениях, но он также обличил её за наличие в её среде споров и духа партийности. Это является последней информацией, которую мы имеем относительно Коринфской церкви на протяжении апостольского века.

4. Тема. Прямым поводом для написания послания был ободряющий отчет Тита, вернувшегося из Коринфа. Первая часть послания знакомит с тем, как Коринфяне приняли первое послание Павла, и обозревает некоторые проблемы, связанные с этим. Следующие наставления Павла касаются безнравственных поступков, недостойных звания члена церкви, описанные в 1 Коринфянам (I Kop. 5:1-5; ср. 2Кор. 2:6). Павел теперь советует, как расположить к себе раскаявшегося нарушителя закона Божия.

Средства, собранные среди церквей Македонии и Греции для бедных, являются данными, на которых необходимо остановиться более подробно. Этот план, в своё время выношенный в сердце Павла, мог бы при его исполнении соединить сердца Иудеев и христиан из язычников в узы братства и единства. Со своей стороны верующие из язычников могли бы более оценить жертвы христиан Иудеев в принесении им познания Евангелия. И с другой стороны Иудеи стремились бы оценить дух братства, в котором принесённые дары были бы молчаливым, но всё, же красноречивым свидетельством. Но церковь в Коринфе отставала в собирании своих средств от церквей в Македонии, вероятно, по причине споров и различных пороков, которые отвлекали их внимание. В этом послании Павел сделал заключительный призыв к пробуждению и прилежанию.

Кажется, что большинство членов Коринфской церкви сердечно приняли совет, данный Павлом и его сотрудниками. Они приняли Тита с распростёртыми объятиями. Почти с самого начала в Коринфской церкви были партии; некоторые превозносили одного руководителя, другие — другого. Через это разделение было принесено много горя, пока оно было улажено, но открытое, враждебное сопротивление, подобное Иудейским группировкам, в Галатии, вероятно оставалось. Цель этой группировки была подорвать работу Павла, его авторитет и апостольство. Противники обвинили Павла в непостоянстве по причине невыполненного обещания придти в Коринф. Они доказывали, что он имеет недостаток апостольского авторитета. Они называли его трусом за попытку контролировать церковь, находясь на расстоянии, — письменно. Это доказывало, по их словам, что он боялся показаться лично.

Первые девять глав 2 Коринфянам отмечены благодарностью и приятным отзывом; последние четыре характерны строгостью и самозащитой. Согласно содержанию отмечено, что первые главы адресованы большинству, которое приняло совет и предостережение Павла, и последние — меньшинству, которое противостояло его усилиям восстановить церковь в духе согласия. Поэтому различными способами Павел пытался доказать свой авторитет и оправдать своё поведение среди них. Для удостоверения своего апостольства он указал на свои видения и откровения [824] от Господа, на свои беспримерные страдания за Господа Иисуса и на печать Божественного одобрения в плодотворности своей работы. Строгость слов Павла, адресованных Коринфской церкви относительно некоторых ложных апостолов, и, возможно, меньшинству из членов, ещё находившихся под их влиянием, является вне сравнения в его посланиях к другим церквам.

Это послание отличается от 1 Коринфянам. Первое послание целеустремленно и практическое; второе в большей степени условное и личное. Первое — более спокойное и выдержанное в тоне; второе — отражает беспокойство Павла из-за известия из Коринфа; его утешением и радостью было, когда Тит, наконец, прибыл, и его твёрдое намерение — эффективно поступить с теми, которые всё ещё приносят скорбь церкви. Первое послание отражает обстоятельства, в которых находилась Коринфская церковь; второе, — сильные душевные волнения апостола ради церкви. Хотя главное назначение этого второго послания не доктринальное, как послание Галатам или Римлянам, — всё же оно излагает важные доктринальные истины.

5. План.

I. Введение — 1:1-11.

А. Приветствие — 1:1, 2.

Б. Благодарность среди бедствий — 1:3-11.

II. Новые отношения с церковью в Коринфе — 1:12 по 7:16.

A. Объяснение об изменениях в планах путешествия — 1:12 по 2:4.

Б. Совет относительно возвращения ко Христу раскаявшегося нарушителя закона Божия — 2:5-11.

B. Беспокойство и радость после получения известий из Коринфа -2:12-17.

Г. Апостольские удостоверения — 3:1-18.

1. Удостоверение Павла как подлинного апостола- 3:1-6.

2. Слава апостольского полномочия — 3:7-18.

Д. Апостолы, поддерживаемые Божественной силой в их служении — 4:1 по 5:10.

1. Сила терпения, доказательство Божественной благодати — 4:1-18.

2. Смерть и жизнь ввиду вечности — 5:1-10. Е. Служение примирения — 5:11 по 6:10.

1. Апостол, как посланник от имени Христа — 5:11-21.

2. Скорби, неотъемлемые для апостольства- 6:1-10.

Ж. Призыв к Коринфянам, чтобы отделиться от нечестивых — 6:11 по

7:1. 3. Радость Павла по поводу сердечного отзыва Коринфян — 7:2-16.

III. Сбор для нуждающихся христиан в Иудее — 8:1 по 9:15.

A. Образец щедрости Македонских церквей — 8:1-6. Б. Пример Иисуса Христа — 8:7-15.

B. Поручение и доверие Титу получать пожертвование в Коринфе -8:16-24.

Г. Призыв Коринфянам, чтобы они внесли свою часть-9:1-15.

1. Воззвание завершить сбор средств — 9:1-5.

2. Призыв к щедрости — 9:6-15.

IV. Павел защищает своё Апостольство; призыв к нераскаявшимся -10:1 по 13:10.

A. Ответ тем, кто умаляли Павла как апостола -10:1-12.

Б. Коринф в пределах своей определённой сферы труда — 10:13-18.

B. Знаки различия между истинными и ложными апостолами -11:1 по 12:18.

[825] 1. Коварство ложных апостолов — 11:1-6.

2. Павел не зависел от материальной поддержки Коринфян -11:7-15.

3. Встреча с опасностями и лишениями — 11:16-33.

4. Павел как получатель Божественного откровения — 12:1-5.

5. Павел смирился чрез «жало в плоть» — 12:6-10.

6. Павел не обогатился за счёт кого-либо — 12:11-18.

Г. Заключительный призыв к нераскаявшимся — 12:19 по 13:10.

V. Заключение — 13:11-14.