Глава 1

1. волею Божиею: Ложные апостолы именно в этот момент беспокоившие Коринфскую церковь, пришли по своей собственной инициативе. Павел стал апостолом согласно воле Божьей (ср. Рим. 1:1; 1Кор. 1:1). Это было крайне необходимым, чтобы Коринфяне осознали это различие и приняли апостола Павла, как личного представителя Бога, каким он и был в действительности.

На протяжении нескольких десятилетий в Коринфе была влиятельная партия Иудейских христиан, которые требовали, чтобы язычники, обращённые в христианство, приняли Иудаизм и выполняли требования обрядового закона. Эти Иудеи, наверное, отрицали законность решений съезда в Иерусалиме, чтобы принять его к действию, согласно которому, обращённые из язычников не принуждались к этому Деян. 15:19, 20, 28, 29. В своё время эти Иудействующие настроили церкви в Галатии против Павла Гал. 3:1; 5:1-7, а также и другие церкви из Асийских провинций 2Тим. 1:15. Эти Иудействующие христиане унижали Павла и поскольку он лично не сообщался со Христом, подобно двенадцати, они представляли его, в лучшем случае, — второстепенным апостолом. Разделять апостолов на две группы, на тех, — которые общались со Христом, и -не имели общения, такая тенденция существовала в ранней церкви. Те, которые видели Иисуса во плоти, были в гораздо большем уважении, чем те, которые не видели Иисуса. Эта последняя группа была призвана к апостольству чрез церковь и рассматривалась в смысле подчинения по отношению к первой группе. Эта классификация была чисто человеческой и не имела одобрения ни от Бога, ни от первоначальных апостолов. По сей причине, Павел часто подчёркивал, что он был призван лично Христом. Он встретил Иисуса лицом к лицу по пути в Дамаск. Он лично был наставлен Господом Иисусом Христом Гал. 1:11, 12. Также он был лично Господом уполномочен на служение в храме, во время своего первого посещения Иерусалима, после своего первого обращения Деян. 22:21. Поскольку оппозиционная партия в Коринфе оспаривала его права, как апостола, Павел в своём втором послании к этой церкви смело утверждает факт своего Божественного призвания к апостольству (см. 2Кор. 3:1-6; 10:1-12; 11:1 по 12:18). Если это была воля Божия, чтобы Павел был апостолом, какое право имели Иудействующие христиане оспаривать его авторитет? См. на 2Кор. 3:1; 11:5; Гал. 1:1; 2:6.

Апостол: Греч, apostolos (см. на Марк 3:14; Деян. 1:2). Павел получил своё поручение непосредственно от Иисуса Христа (Деян. 26:16, 17; ср. Гал. 1:11, 12). Таким образом, он был посланником, представляющим Христа 2Кор. 5:20. В наибольшем из своих посланий Павел представляет себя, как апостола, свой авторитет равный двенадцати, а также всем тем, которые видели Господа и лично Им были наставлены (см. на 1Кор. 9:1)

Иисуса Христа: Т.е., посланный Иисусом Христом, и поэтому говорящий от Его имени.

Тимофей брат: Тимофей не является призванным апостолом. Он был всё ещё молодым человеком, хотя уже почти 15 лет сотрудничал с Павлом (см. на Деян. 16:1-3; ср. ДА 184). Павел также ссылается на Тимофея, как на своего «сотрудника» Рим. 16:21. Возможно, что он ещё считался учеником, но он уже хорошо был известен Коринфской церкви 1Кор. 16:10; 2Кор. 1:19. Имена Павла и Тимофея соединены в приветствиях в пяти других посланиях Фил. 1:1; Кол. 1:1; 1Фес. 1:1; 2Фёс. 1:1; Флм. 1. Павел называл его своим собственным «сыном в вере» (Ним. 1:2; ср. 2Тим. 1:2). См. на 1 Кор. 4:17; 16:10.

церкви: Греч, ekklesia (см. на Матф. 18:17). Павел называл церковь в Коринфе «церковью Божией», подразумевая, что она была основана согласно «воле Божией». Город Коринф отличался [827] своим просвещением, своим богатством и своей безнравственностью (см. введение к 1 Коринфянам 656 стр.). И всё же, в этом, одном из наиболее греховных мест Римской империи, Бог основал Свою церковь.

со всеми святыми: Очевидно, в это время было значительное число верующих в Ахаии (см. карту на вкладке 33 стр.). Церковь в Кенхрее особенно упомянута Рим. 16:1. Без сомнения там были и другие. Термин hagioi «святые» (см. на Рим. 1:7) в первые времена употреблялся, чтобы обозначить верующих христиан (см. Деян. 9:13) как отделившихся от мира к Богу. Народ Божий назван «верующими», Ним. 4:12, согласно их веры во Христа; «учениками» Деян. 11:26, ибо они учатся от Него: «слугами» Ефес. 6:6, ибо они выполняют Его повеления, «детьми» (1Ин. 3:10; ср. 1Ин. 3:1), потому, что они приняты в семью Божию, и «святые», ибо их жизнь посвящена исключительно Ему 1Кор. 1:2.

по всей Ахаии: Римляне разделяли Грецию на две сенаторских республики (ср. Деян. 19:21). Коринф был столицей Ахаии, которая включала в себя Аттику и Пелопоннес, и была резиденцией Римского проконсула или правителя (см. карту на вкладке 33 стр.). Включение в приветствие «всех святых по всей Ахаии» в дополнение к присутствующим в Коринфе, подразумевает, что в некоторой степени они также нуждались в совете, посланном церкви в Коринфе. Коринфяне должны были сообщить приветствие и весть апостола другим церквам.

2. Благодать … и мир: См. на Рим. 1:7. Это приветствие Павла встречается почти во всех его пасторских посланиях, где он присоединяет слово «милость». Благодать (Греч, charts; см. на Ин. 1:14), было обычным словом приветствия среди Греков. Оно выражало пожелание лицу, к которому обращались, — радости и благополучия. Это же слово, выраженное в христианском смысле, заключает в себе пожелание, чтобы личность, к которой обращаются со словом «благодать» была исполнена Божественной силой и благословением. В христианском употреблении обычные Греческие слова часто принимали новый оттенок, значение (см. V том, 106 стр.). «Мир», излюбленное приветствие среди Иудеев, заключает в себе пожелание адресату всякого материального и духовного благословения (см. на Ис. 26:3; Матф. 5:9; Лук. 1:79; 2:14; Ин. 14:27). Возможно, посредством приветствия «благодать … и мир». Павел намеревался выразить в своём пожелании относительно братства между христианами, как Иудейского, так и языческого происхождения. Христианские церкви объединяли как Иудеев, так и Греков.

«Благодать» Божия оправдывает раскаивающихся грешников (Рим. 3:24; ср. Тит. 2:11). Его «Мир» сохраняет их сердца и мысли непоколебимо во Христе Фил. 4:7.

Отца нашего: См. на Матф. 6:9.

Господа Иисуса Христа: См. на Матф. 1:1; Ин. 1:38.

3. Благословен Бог: Греч, eulogetos (см. на Матф. 5:3). Соответственно Павел начинает с описания хвалы Богу. Относительно чувств, как люди могут «благословлять» Бога (см. на Пс. 62:4).

Отец: Важность, которую придавал Христос имени Отца, в применении к Богу, видно повсюду в учении и служении Иисуса. Это отражено в духе нагорной проповеди. Это слово является ключевым в молитве Господней. Оно является основой христианского братства, побуждением, чтобы прощать тех, которые оскорбляют нас. Всепроникающее сознание о Боге, как о Своём Отце было заметно во всей жизни Иисуса (см. на Лук. 2:49). После Своего воскресения Он сказал: «Восхожу к Отцу Моему и к Отцу вашему» Ин. 20:17. Люди иногда испытывают трудность, чтобы понять вездесущность, всемогущество и всеведение Безграничного Бога. Но все люди могут понять и оценить Его, как любящего Отца, Который отдал Своего Единородного Сына, чтобы Он жил и умер за грешное человечество Ин. 3:16. Видеть Иисуса, означает видеть и знать Отца (Ин. 14:9; ср. Ин. 17:3).

Отец милосердия: Эта фраза встречается в ИЗ только здесь. Бог, Милосердный Отец, Источник всякого милосердия. Автор всякой милости. Под милосердием необходимо подразумевать более, нежели простую благосклонность, более, чем только доброту. Бог добр ко всем, но Он милостив к поражённым грехом и к нуждающимся в прощении. Милость, это откровение исключительного характера Бога. Милость, это достояние Его сердца. См. на Рим. 12:1.

утешения: Греч, paraklesis (см. на Матф. 5:4). Посредством Духа Святого — Утешителя (см. на Ин. 14:16), Бог приблизился к человечеству, чтобы служить его духовным и материальным нуждам. Слово [828] paraklesis, утешение, является характеристикой этого послания. Оно встречается в этом послании 11 раз, как существительное и 18 раз в глагольной форме.

4. Утешающий: Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4), то есть посредством силы Святого Духа (см. на 2Кор. 1:3). Форма Греческого слова подразумевает, что это «утешение» продолжается беспрерывно.

скорби: Греч, thlipsis, «притеснение», «угнетение», «давление», «причинять страдания», «горе», «бедствие», «затруднительное положение». Утешение, которое приходит от Бога дарует апостолу безмятежный покой пред лицем всевозможных скорбей, которые отражены во втором послании к Коринфянам гл. 4:8-11; 11:30.

утешать: Те, которые пережили скорбь и печаль и получили «утешение», которое приходит свыше, в состоянии сочувствовать другим, находящимся в подобных обстоятельствах и указывать им на Небесного Отца.

утешением: В этом выражении заключается более, нежели простое утешение в печали или скорби. Оно заключает в себе всё, что любящий небесный Отец в состоянии сделать для Своих земных детей. См. на Матф. 5:4. Для христиан скорби играют важную роль в совершенствовании характера (ср. Евр. 2:10). Но невозможно силой, то есть, посредством страданий и скорби сделать людей Христоподобными. В самом деле, они сделали многих людей угрюмыми и резкими. Но Бог освящает скорби и те, которые получат в Нём благодать и силу, чтобы выдержать, разрешили одну из величайших проблем жизни (ср. Евр. 2:10).Сравните опыт и пример Павла (см. на 2Кор. 4:8-11; ср. гл. 12:7-10). Намного труднее верить в Бога при роскошных обстоятельствах, мирских удобствах и свободе. В провидении Божием скорби и печали предназначены, чтобы вести нас ближе к Богу. Не должны ли люди, поэтому, хвалить Его за скорби и считать их за средства которые способствуют достижению царства Божьего (Деян. 14:22; Рим. 5:3; ср. Иак. 1:2,3)7

5. страдания Христовы: Это выражение может обозначать или страдания ради Христа, или страдания самого Христа, в которых Он участвует через Своих последователей. Греческая конструкция слова «Христовы», допускает второе значение, которое поднимает вопрос, «в каком смысле страдания Христовы находятся в нас». Христос спрашивает Своих учеников: «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить?» Матф. 20:22. Петр говорит: «Но, как вы участвуете в Христовых страданиях» 1 Пет. 4:13. Преимуществом христианина является познать «участие в страданиях Его» Фил. 3:10, «всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса» 2Кор. 4:10. Согласно первому объяснению, «страдания Христовы», это те, которые перенесены ради Него. Подобно тому, как Христовы страдания были вызваны враждой, презрением, гонением, испытанием и нуждой, так и в жизни Его учеников.

Ценность страдания зависит, однако настолько от обстоятельств, которые причинили их, как отношение страдающего к ним (ср. 1Кор. 13:3, RSV). Готовность страдать не является сама по себе доказательством христианства. Неисчислимые тысячи, которые безропотно перенесли испытания, и страдания не были детьми Божьими. Только соучастие со Христом облагораживает и освящает страдания (см. 1 Пет. 2:20, 21).

умножается: См. на Ефес. 3:20. Во всех своих земных скорбях, Павел был вполне удовлетворён «утешением», предоставленным с небес.

утешение: Греч, paraklesis (см. на 3 ст.).

6. Скорбим: Переживания Павла, вместе с Божественным утешением, которое пришло к нему в его страданиях, всё это было великой помощью тем, которых он привёл ко Христу. Таким образом, страдания предоставили возможность для терпения, которому новообращённые могли подражать. Скорби Павла также сделали его способным дать утешение и совет другим, которые могли проходить через подобные опыты.

утешения: Греч, parakaleo (см. на Матф. 5:4; ср. 2Кор. 1:3, 4).

которое свершается: Важность текстового свидетельства (ср. 10 стр.) склонно к чтению в этой длинной средней части предложения в конце стиха, таким образом, применяя его в равной мере к пережитому Павлом утешению, так и к его скорбям. Скорби и утешения, пережитые руководителями церкви, представляют великую ценность народу, среди которого они служат. Смелый, терпеливый пример первых ободрял последних (см. Фил. 1:13,14). Терпеливое перенесение скорбей всегда имело цель, содействовать спасению, просвещению Рим. 5:3-5; 8:28.

7. надежда наша о вас: Т.е., ради вас. Уверенность Павла относительно их была основана на его собственном [829] опыте. Он знал, что как он получил утешение от Бога во время испытания, так что и другие могут получить его при подобных обстоятельствах. И это является преимуществом тех, которые являются соучастниками Христовых страданий.

что вы участвуете: В 4-6 ст. Павел ссылается на свой собственный опыт. Утешения, о котором он говорил, можно было представить себе в результате пережитого страдания. Очевидно, Коринфяне были подвержены в некоторой степени подобным испытаниям, для таковых Павел показывал пример терпения. Подобные испытания были обычными для ранней церкви и служили средством соединения всех истинных верующих в братство страдания и утешения. Христиане надеялись выдержать гонения ради Христа (ср. Ин. 16:33).

Христианская твёрдость, это не просто чувственное состояние, в котором люди трудятся. Это результат Божественной любви и благодати, проявляющийся в жизни освящённых мужей и жён. Это надежда, основанная на прошедших опытах спасающей силы Божией и утешение во время испытания. Опыт доверия к Богу в такие моменты обеспечивает прочное основание для твёрдости в грядущих обстоятельствах (ср. 1 Пет. 5:10).

8. скорби нашей. — После рассмотрения общих признаков скорби 5-7 ст., Павел теперь переходит к особенному испытанию, которое он недавно пережил в Малой Азии. Библейские комментаторы отмечают несколько различных переживаний, которые Павел мог иметь в виду:

а) мятеж, поднятый Димитрием в Ефесе Деян. 19:22-41. Относительно этого может быть возражение, однако Павел едва мог иметь надежду, сохранить жизнь во время этого мятежа, если бы не друзья, которые убедили его не появляться в народном сборище, опасаясь, что он может быть разорван на куски. В дальнейшем Павел часто был в опасности при смерти, как, например в Листре, где он был побит камнями и оставлен мертвым Деян. 14:19, 20, так, что опыт в Ефесе едва ли можно принять за величайшую скорбь, выраженную здесь. Случай в Листре некоторые считают именно тем, на который ссылается Павел в данном случае.

б) Некоторые предполагают, что это была какая-то смертельная болезнь. Но это предположение едва ли может гарантироваться контекстом.

в) Заговор Иудеев убить Павла, в то время, как он оставил Коринф, но в конечном итоге он обнаружил это и изменил свои планы (Деян. 20:3; ср. 1Кор. 16:9).

г) Агония ума и души Павла, страдающего о состоянии Коринфской церкви, особенно со времени его второго посещения, которое так огорчило его (см. введение к 2 Коринфянам 822 стр.), и его тревога относительно принятия его предыдущего письма. Это место показывает, что Павел предназначил свои самые сильные выражения для душевных страданий, предпочитая их физической опасности или страданию. При этом необходимо обратить внимание на облегчение, которое пришло к Павлу через известие об изменении дел в Коринфе 2Кор. 7:6, 7„ 13. Хотя выражение «не надеялись остаться в живых» может казаться сильным для выражения душевной муки, те, которые пережили подобное, засвидетельствуют, что обстоятельства могут до такого состояния угнетать душу, что кажется невозможным дальше жить, пока не будет найдено средство избавления. Итак, взвесив все вышеприведённые предположения, можно заключить, что последнее предположение кажется более правдоподобным, чем все другие (ср. ДА 323-325).

отягчены были чрезмерно: В самом деле, в данном случае имеется в виду не само страдание, но его интенсивность, что Павел подчёркивает. Его цель была двойственна: 1) выразить свою личную заинтересованность и заботу относительно верующих в Коринфе, и 2) поощрить их быть твердыми.

не надеялись остаться в живых: См. выше на «скорби нашей».

9. приговор: Буквально, «ответ». Павел полагал мысленно перед Богом, что ему скоро придётся расстаться с жизнью. Они имели «ответ» смерти в самих себя; то есть, внутренний ответ они дали на вопрос их судьбы, они были готовы умереть. Время Греческого глагола подразумевает, что яркое живое воспоминание смертного переживания сделало его ещё более реальным, чем оно описано.

надеяться не на самих себя: Этот урок Павел почерпнул из недавно пережитого опыта. Эта истина была очевидной для него, поскольку он молился об устранении «жала в плоти» гл. 12:7-10. Павел научился полагаться на утешение, которое он находил в Боге (см. на гл. 1:4).

Все люди имеют большую склонность полагаться на самих себя, склонность, которую наиболее трудно победить. Прежде, чем Павел победил эту склонность, он имел в себе «приговор к смерти» и «жало в плоти». Опыты Израиля на пути из Египта в Ханаан были предназначены, чтобы научить Израиля этому основному [830] уроку. Бог часто допускает Своему народу пережить страшные затруднения, чтобы они могли осознать свою собственную неспособность и были побуждены полагаться и надеяться на Его способность.

Испытания необходимы для христианского опыта, Деян. 14:22. Это основное для спасения человека, — научить его всецело полагаться на Христа. Доверие к Богу является неотъемлемым фактором в повседневной христианской жизни. Часто в огненной печи люди учатся беседовать с Сыном Божиим (см. Дан. 3:25). Только те, которые «алчут и жаждут» правды Божией, могут надеяться, что они будут «насыщены» (см. на Матф. 5:6). Чувство нужды всегда является необходимым условием для получения даров неба (см. V том, 209 стр.; см. на Марк 1:44; Лук. 7:41).

воскрешающего мертвых: Павел комментирует уверенность о воскресении (см. 1Кор. 15:12-23, 51-55; 1Фес. 4:16,17).

10. столь близкой смерти: Или, «так ужасной смерти». Слово «избавил», употреблённое здесь три раза, является основной мыслью этого стиха. Избавление приобрело для апостола Павла его действительное значение (см. гл. 11:23-28), и этим можно объяснить, что он подчёркивает этот факт.

что и еще избавит: Возможно, опасность, на которую Павел ссылался, в 8 ст. не была ещё вполне устранена. Видимо Паве сознавал, что в Евангельском служении одна опасность определённо сменялась другой. Прошлое избавление принесло «доверие» и уверенность надеяться на будущее избавление. Чувство христианской безопасности увеличило доверие к обетованиям Божиим и личным опытам, при которых эти обетования были осуществлены.

11. При содействии: Посредством молитвы Коринфские верующие могли быть соработниками с Павлом в его служении. Он твёрдо верил в значение своей собственной ходатайственной молитвы Рим. 1:9; Ефес. 1:16; Фил. 1:4; и т.д., а также других Рим. 15:30; 1Фес. 5:25; 2Фес. 3:1. Павел высоко ценил объединённые молитвы народа Божьего.

за дарованное нам: Т.е., благословение, которое должно быть предоставлено в ответ на объединённые молитвы. Павел; несомненно, ссылается на своё избавление от смертельной опасности 8 ст.

многих: Буквально, «многих лиц», образно идиоматическое значение слова «личностей». Возможно, Павел размышлял о многих личностях, лица которых были устремлены к Богу ради его интересов. Дух молитвы и благодарности отражён на лице. Взирая на скорби и испытания, чрез которые он прошёл, он осознал, что Божественная рука избавила его от смерти, но он видел также море поднятых лиц, ходатайствующих за него пред троном благодати.

Павел приглашал единоверцев объединиться в молитве ради тех, которых Бог определил служить для их духовных нужд. Положение этих руководителей является часто наиболее опасным. Они сталкиваются со многими проблемами и их ответственность велика. Их духовная и физическая сохранность является делом большой заботы церкви. Это является в равной мере важным, чтобы служители сознавали любящее содружество своего стада. Именно это чувство побуждало Павла выразить своё сильное желание о тех молящихся, среди которых он трудился. Великая сила — результат сочувствия и молитвенной поддержки. Павел не был одиноким в молитве о Божественной помощи; и в итоге он не мог радоваться один. Он страстно желал разделить с другими благословения, которые пришли к нему.

12. совести нашей: Павел теперь начинает своё размышление о новых отношениях между ним и Коринфской церковью. Он заявил о верности их ходатайственных молитв 11 ст., и теперь провозглашает, что он не желает лишиться этого права чрез своё прошлое или настоящее поведение. Его совесть вполне оправдывает его. Между прочим, Павел повторил упоминание о свидетельстве своей совести (см. Деян. 23:1; 24:16; Рим. 9:1). Некоторые из Коринфян обвинили его в сомнительном и неискреннем намерении, что касается его изменившихся планов относительно объявленного посещения Коринфа (см. 2Кор. 1:15). Но его совесть была чистой от преступлений перед Богом, перед язычниками и в особенности перед Коринфянами.

в простоте: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «в святости». Положение Павла было результатом его полной отдачи воле Божьей. по плотской мудрости: См. на Рим. 7:24; 2Кор. 10:2; ср. на 1Кор. 9:27. Павел жил и трудился всецело в духовной атмосфере без предубеждений, которыми руководствовались люди мира. «Плотская мудрость» является мудростью невозрождённого человека, который не находится под влиянием Духа [831] Божьего. Человеческая мудрость может казаться глубокой, но она часто обманывает.

жили: Греч, anastrepho, буквально, «вращаться снова», то есть, вращаться «выше и туда в ту сторону» и таким образом «вести [себя]», «жить». Различные переводы anastrepho появились в этом значении в 1Пет. 1:17; 2Пет. 2:18; Ефес. 2:3; 1Тим. 3:15; Евр. 13:18. Существительная форма anastrophe, означает «образ жизни», «поведение», «вести себя» (см. Инк. 3:13; 2Пет. 3:11; Гал. 1:13; Ефес. 4:22; и т.д.). В древнем Английском языке слово «conversation» — разговор означало «поведение», «путь жизни». В современном употреблении «conversation» — беседа, разговор, обозначает беседу одного лица с другим.

Ничто не может так сохранить человека твёрдым, во время самых различных страданий, как чистая совесть. Страдания очень усиливаются через совесть, которая заставляет говорить человека, когда он навлекает скорбь на себя. Он пожинает только то, что он посеял. См. 1 Пет. 2:12, 19, 20. Это была «добрая совесть, которая поддерживала Павла повсюду при его испытании. Прежде всего, в Иерусалиме Деян. 23:1 и затем в Кесарии Деян. 24:16. Высшего, нормального состояния мы достигнем только тогда, когда «сей самый Дух свидетельствует духу вашему, что мы дети Божий» Рим. 8:16. Основой постоянной радости является определённое признание виновности и сознание, что мы постоянно находимся в поле Его зрения.

особенно же у вас: Павел дал Коринфянам достаточную возможность наблюдать работу благодати Божией в его собственной жизни.

13. мы пишем: Павел справедливо сказал о своей искренности и чистоте намерений. Это, как он сказал, может быть обнаружено в его посланиях, настоящем и двух предыдущих, относительно которых мы знаем (см. введение к 2 Коринфянам 822 стр.).

читаете … разумеете: Греч, anaginosko … epiginosko, игра слов. Anaginosko, означает безмолвное или устное чтение слов, a epiginosko, обозначает понимание того, что прочитано в словах Павла нет скрытого значения, нет двоемыслия, чтобы Павел думал одно, а писал другое. Коринфяне, очевидно, обвиняли его в двуличности, мол, он говорит одно, но имеет в виду другое. Отчёт, принесённый Титом, показывает, что многие из Коринфских верующих поняли Павла правильно. Они не были заражены духом неверного истолкования его мотивов. Он надеялся, что они никогда не будут иметь повода думать иначе.

14. отчасти: Это можно применить или к Павлу или к Коринфянам. Иными словами можно сказать: «Что все из них имели частичное понимание его, или что только часть из них понимала его во всём».

уразумели уже,:Т.е., поняли (см. на 13 ст.). И хотя некоторые из Коринфян поняли Павла, другие — нет.

мы будем вашею похвалою: Некоторые в Коринфе оставили в Павле и его соработниках священное чувство удовлетворения. Это хорошее предзнаменование для церкви, когда служители и верующие имеют взаимное доверие и взаимную причину для радости.

равно и вы: В последний день обращённые Павлом будут его «венцами похвалы» (см. 1Фес. 2:19, 20; Фил. 2:16; ср. Евр. 12:2). Радость служителей и верующих будет полной в тот день, когда Христос придёт, чтобы собрать Своих искупленных в Своё царство. Если бы все сохраняли этот день в мыслях, все обиды, враждебность и недоразумения, никогда бы не имели места. Как много христианской любви и доброго желания должны бы проявить все, если бы взирали вперёд, на тот день взаимной радости, в присутствии Бога.

15. в этой уверенности: Т.е., уверенности в честность и искренность Павла (см. 12-14 ст.).

я намеревался: Впервые Павел намеревался идти прямо из Ефеса в Коринф морем, и затем в Македонию, обратно в Коринф и затем в Иерусалим. Таким образом, он намеревался почтить их двумя посещениями (см. ниже под «вторично» и «благодать») во время одного путешествия, в то время, как Македоняне имели бы только лишь одно посещение. Это означало бы отойти от своего маршрута и провести это дополнительное время с Коринфской церковью. Но он отказался от двойственного посещения Коринфа, согласно рассуждению данному в 23 ст.

ранее: Согласно текстового свидетельства (ср. 10 стр.) размещение этого слова рядом с глаголом «намеревался» более предпочтительно, чем с инфинитивом «придти» Однако смысл кажется требует, и комментаторы в общем согласны, что его положение должно быть таким, как в переводе KJV. Таким образом, понятно, что Павел имел в виду, — что он посетит Коринфян «прежде», чем идти в Македонию. [832]

вторично: Не вполне ясно, или Павел рассматривает своё первоначальное посещение в Коринф, как «первую благодать», а этот предполагаемый двойственный визит, как вторую, или же теперь он намеревался отменить маршрут с его первым и вторым посещением.

благодать: Греч, charts, «благодать», или «благосклонность». Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.), склонно к чтению charа, «радость» или «удовольствие». Павел информировал Коринфян относительно изменения своего плана 1Кор. 16:5, 6, и его противники в Коринфе воспользовались этим, чтобы обвинить его в непостоянстве и легкомыслии 2Кор. 1:17. Они воспользовались этим неубедительным предложением, поскольку ими двигала их собственная злая воля, и их желание оклеветать его.

16. проводили бы — Греч, ргоретрд, «посылать» вперёд, «сопровождать», «конвоировать», «экспортировать». Ргоретрд переведено различными словами в Деян. 15:3; 20:38; 21:5; Рим. 15:24; 1Кор. 16:6,11. Павел ожидал представителей Коринфской церкви, чтобы они сопровождали его хотя бы в той части пути, когда он оставит Коринф — до Иерусалима. Это было бы дальнейшим проявлением любви и уважения для апостола Христова, их духовного отца. По крайней мере, некоторые члены делегации из Коринфа пожелали пройти весь путь к Иерусалиму, доставить денежный сбор, полученный из тех мест (см. Деян. 24:17; 1 Кор. 16:1-4).

17. легкомысленно: Греч, elaphria, «легкомыслие [ума]», «непостоянство», «изменчивость». Когда Павел первоначально сделал обещание 15 ст., он намеревался добросовестно исполнить его. Изменение первоначального плана не было результатом непостоянства с его стороны, но для их блага (см. гл. 1:23; 2:1-4). Павел теперь переходит к защите своих собственных планов, против обвинений, сделанных его противниками. В Коринф было ясно сообщено, что он не имел намерения придти к ним прямо из Ефеса. Также у него не было возможности лично объяснить им все причины. Его противники, воспользовались этим обстоятельством, и обвинили его в слабости, что он не может сохранять своё слово, и по существу выставили его, как не заслуживающего доверия.

по плоти: Возможно ли, чтобы решения Павла были приняты на основании собственных эгоистичных интересов? Полагал ли он свои планы, как люди мира сего? Нерегулярно и по своему капризу ли вносил он изменения в свои планы, когда становилось очевидным, что это наилучшим образом благоприятствовало его личным интересам?

то «да. да», то «нет, нет»?: Действительно ли Павел не планировал посетить Коринф вообще, в то время, как он говорил, что сделает это? Означает ли это «нет», когда он сказал «да»? Или он был так непостоянен, что мог сказать то «да», то «нет», едва ли в одном духе? Было ли это реальной действительностью, чтобы никто не мог положиться на него или знать, что ожидать от него? Павел отрицает это. Составленный им двойственный визит не состоялся не по причине его непостоянства, но через их неверность и желание Павла избежать резкого обхождения с ними. См. на Матф. 5:37; ср. Иак. 5:12.

18. Верен Бог: Павел призывает Бога в свидетели истинности своего заявления. Вся суть спора, — в исполнении обещаний. Будучи представителем Бога, как мог Павел представлять неизменяющегося Бога и Его обещания и в то же самое время говорить и действовать иначе? Как Бог истинен, таким был и Павел в своих отношениях с ними. Тот, чья проповедь рекомендовала вполне полагаться на обетования Божий, не мог сам поступать двойственным образом.

слово наше к вам: Вероятно, обещание Павла посетить их.

19. Сын Божий: См. на Лук. 1:35. проповеданный у вас: См. Деян. 18:1-18. Силуаном и Тимофеем: См. на Деян. 18:5.

в Нем было «да»: Евангельская весть положительна и не двусмысленна, а определённая. Она не окутана неизвестностью.

20. все обетования: Обетования Божий заслуживают доверия.

в Нем «да»: Т.е., через Христа. Все обетования Божий воплотились и встретили своё исполнение во Христе. Он, таким образом, является доказательством надёжности всех Божественных обетовании, данных отцам. Сравните Деян. 3:20, 21; Рим. 15:8. Христианская вера является абсолютно определённой.

«аминь»: Т.е., истинно, верно, определенно, (см. на Матф. 5:18; Ин. 1:51). В данном случае это слово передаёт мысль, уже выраженную в «да» (см. на 2Кор. 1:17, 18). Оно ничего общего не имеет с титулом, данным в Откр. 3:14. Поскольку Греческое слово читается буквально, «аминь», то есть, истинно, верно, этим Павел подчёркивает, выражая через христиан твёрдость вечных истин христианской веры. [833]

в славу Божию: Павел во всех своих действиях искал славы только Богу и успеха Его царству. См. на Рим. 3:24.

чрез нас: Чрез Христа обетования удостоверили их надёжность или гарантию исполнения, а через Его народ они доказали эффективность. Чрез жизнь и служение Павла в особенности имя Божие было прославлено и Павел едва мог сделать непостоянные обещания, в то время, как он был занят провозглашением обетовании, таких же определённых, как те, которые Бог подтвердил через Христа.

Насколько христиане следовали своему Учителю, они также стали постоянными и твёрдыми в послушании и в преданности Его делу на Земле. Христианский опыт никогда не сделает людей непостоянными. Временами Павел изменял свои планы, но он никогда не отклонялся от верности в принципах и обязанностях, как они были открыты ему.

21. Утверждающий: Это был Бог, Который утвердил, как Павла, так и Коринфян, как христиан. Павел был вестником Божиим, посланным, чтобы утвердить их. Мог ли один и тот же, который — непостоянен и неустойчив — как они обвиняли Павла, утвердить других? Но нет нужды не доверять Павлу, ибо есть Бог, Который утвердил, как его, так и их.

помазавший нас: Греч, chrio, глагольная форма слова переведена от слова Христос (см. на Матф. 1:1). В известном смысле все христиане помазаны или посвящены Богу чрез излитие Святого Духа во время обращения или крещения. Возможно, Павел ссылается на своё собственное особое посвящение, на Евангельское служение, но контекст 2Кор. 1:21, 22 кажется, отмечает, что имеется в виду обычное помазание всех истинных верующих. Помазание Святого Духа определило и уполномочило тех, которые подобно Павлу были помазаны для эффективного совершения их работы.

22. запечатлел: Греч, sphragizo, «отметить печатью», «запечатлеть», «удостоверить», «утвердить». Печать употребляется для свидетельства подлинности документа, к которому она прикладывается. Печать, которую Бог помещает на мужей и жён, признавая их за своих сыновей и дочерей, есть удостоверение христиан, утвердившихся во Христе и посвятившихся на Его служение 21 ст. См. на Иез. 9:4; Ин. 6:27; Ефес. 1:13; 4:30; Откр. 7:2,3; 14:1.

залог: Греч, arrabon, «залог», «уплата наличными», относящееся к Евр. erabon, «залог», «поручительство» в Быт. 38:17-20. Это слово было в широком употреблении среди Ханаанских и Финикийских торговцев. Arrabon многократно обнаружено в папирусах, при обозначении залога денег, уплаченных за скот, землю, жену и т.д. Оно также употреблялось при помолвке. Оно составляло наличную уплату, залог суммы, которая должна быть уплачена, согласно обещанию. Таким образом подтверждалась сделка. Залог должен был быть оплачен одинаковым товаром или деньгами, как это было условленно за полную сумму, и был отмечен, как неотъемлемая часть его. В случае, если сделка не была завершённой по вине покупателя, залог денег взыскивался в пользу продающего.

Павел в данном случае образно употребил денежный залог, чтобы наглядно представить дар Святого Духа верующим, как первый очередной взнос, гарантию получения их полного наследства в будущем (см. Ефес. 1:13,14; ср. Рим. 8:16). Преимущество христиан получить твёрдую уверенность, что мы приняты Богом, как Его усыновленные дети при обращении, и сохранить его при всех обстоятельствах жизни (см. на 1Ин. 3:1), принять дар вечной жизни (см. на Ин. 3:16), пережить опыт преобразования характера, что стало возможным чрез пребывание Святого Духа (см. на Рим. 8:1-4; 12:2; ср. Ин. 16:7-11). Но радость, которая приходит, когда воля человека вполне согласуется с волей Божией (см. на Пс. 39:9), когда сердце стремиться к совершенному росту во Христе Иисусе (см. на Матф. 5:48; 2Пет. 3:18; Ефес. 4:13, 15), и когда наблюдается непрерывное ежедневное общение со Спасителем, тогда наша радость является залогом ещё большей и вечной радости на новой земле.

Павел наслаждался подобным переживанием, равно как и те, из Коринфских верующих, которые были истинно обращены 2Кор. 1:21. Таким образом, обвинение, что он руководствовался эгоистичным побуждением в изменении своих планов (23 ст.; ср. 15-17cm.), было недействительным. Залог Духа Святого намного более чем залог в торговой сделке. Отличие именно в гарантии. Кроме того, земной залог возвращался, когда обязательства представлены. В противоположность этому «залог Духа» является частью самого обязательства. «Залог Духа» можно рассматривать равноценным «первым плодом Духа», «начатком [834] Духа» Рим. 8:23, который является образцом урожая, который будет в конце мира.

Денежный залог употреблялся в том, случае, когда была некоторая задержка в завершении заключения сделки. Сыновья и дочери Бога являются наследниками всех благословений неба, так скоро, как они войдут в завет и связь с Ним 1Ин. 3:1, 2; Рим. 8:17; Ефес. 1:3-12 и «залог Духа» даруется им в доказательство этого права. В известном смысле они уже живут в небесах Ефес. 2:5, 6; Фил. 3:20. Истинные дети Божий, которые имеют этот «залог Духа», не находятся в состоянии неопределенности, как по отношению к Богу, Который принял ТГх-во Христе так и в готовности получить их вечное наследство (см. на Ин. 3:16; 1Ин. 3:2; 5:11). Но полная и совершенная уплата, фактическое, действительное допущение в небеса, отложено, чтобы иметь время для развития характера, таким образом, чтобы дети могли быть вполне приготовлены для неба. Звание христианин, или право на царство Божие автоматически становится его в тот момент, когда он переживает опыт оправдания через веру, вменяющий праведность Христа; пригодность для царства достигается в течении всей жизни, через принятие праведности Христа и применения её в ежедневной христианской жизни (ЖВ 300; КМ 35).

В то время, как Дух Святой даёт благодать и силу, чтобы победить грех, христианин переживает «залог» совершенного триумфа и победы, который поведёт его ко входу к Небесам. Дружба со Христом и друг с другом здесь на земле подобна предвкушению общения с небесными существами. Только те, которые получили «залог Духа», только они могут познать, что это такое, и какую радость он приносит 1Кор. 2:11, 15. Познание духовных вещей приходит только посредством опыта. Для тех, которые испытывают недостаток подобного духовного познания, небеса являются более или менее нереальными.

23. Бога призываю во свидетеля: После отстаивания своего нового курса действий 16-22 ст. Павел теперь с гл. 1:23 по 2:4 представляет размышление относительно своего изменённого плана о посещении Коринфа и ставит на карУу свою надежду вечной жизни и зависимость от верности заявления, которое он сделал о недавнем изменении своих планов (см. на гл. 1:17).

что, щадя вас: Павел изменил свои планы ради сочувствия к Коринфянам и для их блага. Это было время для рассуждения, за что им надо было бы быть благодарными. Если бы Павел сохранил свой первоначальный план, он мог бы придти к ним с жезлом I Kop. 4:21. Эта отсрочка дала возможность, в последствии (когда он придёт позже в Коринф), — провести три месяца в мире и согласии и без необходимости применять строгие дисциплинарные меры, которые в противном случае были бы необходимы.

24. власть над верою вашею: Выражение «что, щадя вас» 23 ст. могло быть неправильно понято Коринфянами, как усилие со стороны Павла господствовать над ними. Павел не желает оставить в их сознании мысль, что он домогается занять место Бога по отношению к ним. Ни один человек — даже апостол Павел — не имеет права применять власть над совестью людей. Сделать так, означало бы, незаконно посягать на Божественный авторитет. Каким выразительным является смирение Павла в противоположность высокомерности более поздних руководителей церкви, которые во имя апостолов незаконно посягали на Божественную юрисдикцию над совестью людей (см. Дополнительное Примечание к Дан. 7 гл.). В управлении делами церкви сегодня или в церковном совете, членских собраниях, руководители должны всегда остерегаться становиться между совестью и Богом. Совесть каждого человека подотчётна Богу, как человеку — его дела.

споспешествуем радости вашей: Что Павел имел сделать, он сделал, как их друг, а не как их учитель.

верою вы тверды: Большинство Коринфян стояли твердо в вере, вопреки ветрам учений и недовольствам, которые веяли над церковью, подобно шторму и сотрясали её до самых оснований.

Комментарий Е. Г. Уайт к 1 главе 2 Коринфянам.

2-4 ОХ 61.

3,4 НПХ13; 5СЦ489.

3-8 ДА 325.

4 СИ 256; 6СЦ347; СБ22.

5 НПХ 13. 7 ДА 261.

20 ОХВ341; СП 381; 5СЦ631. 22 СИ 37.

282

[8351