Глава 4

1. такое служение: Т.е., служение «нового завета», чрез которое люди освободились от рабства «буквы» закона (см. на гл. 3:6,17), и принципы закона начертаны на их сердцах 3 ст. Это служение «духа» 6 ст., «оправдания» через веру 9cm., «нового завета», бет., и истинной «свободы» 17cm., возвращает верующего в подобие Христа. Это славное служение всегда поддерживало своих последователей и вестников, проходящих через всякое испытание и страдание и даже таковые содействовали славе Божией.

унываем: Греч, egkakeo, «быть утомлённым», «потерять бодрость духа», «падать духом». Павел имел наивысшее доверие к чистоте и ценности к своей совести и Бог многократно благословлял его служение. Хотя он был вполне недостоин этого. Он был гонителем и богохульником. Он считал себя «наибольшим» из всех грешников 1Тим. 1:15. Но он получил «благодать» — и был обязан своему посвящению, как служитель Евангелия, всецело благодати Божией Шор. 7:25; 15:9, 10; Гал. 1:15, 16; 1Тим. 1:12-16. Ничего, кроме, подчинения гордости, самомнению, самоуверенности он не видел в честном обозрении своей собственной жизни. Обращение Павла и призыв к Евангельскому служению были делом Божественной благосклонности 1Тим. 1:13,14.

2. отвергнувши: Буквально, «отказались [раз и навсегда]». При обращении Павел отверг всякий обычай, [853] противоречащий его новооткрытой вере, и при вступлении в должность служителя Евангелия он отверг сомнительные методы, подобные тем, которые его противники свободно употребляли.

постыдные дела.: — Греч, aischune, «позорные [вещи]». Христианское служение требует примерной жизни и характера. Момент, когда люди начинают подозревать, что в жизни руководителя есть факты, которые не выдерживают критического разбора, его работа окончена. Первое требование к истинному служителю, чтобы он всецело отверг все вещи, которые могли бы привести позор делу Божьему, Истинная религия, это путь света, но не тьмы (см. Рим. 13:12; 1Кор. 4:5; Ефес. 5:8; ср. 1 Ин. 1:5), ибо она относится не только к каждому действию, но ещё более к каждому побуждению, которое является причиной действия.

не прибегая к хитрости: Т.е., не употребляя обмана. Павел стремился быть тем, кем он казался (ср. Лук. 20:23). Его противники прибегали к различным обманам, чтобы только укрепить свои позиции.

искажая: Павел проповедовал ценную истину без фальсификации или искажения. Фальсификация Слова Божия заключается в проповедовании личных мнений, как если бы они утверждались Писанием, в удалении текста из их контекста: в проповедовании человеческих традиций вместо: «так говорит Господь», и в искажении ясного значения Писания, чтобы извинить грех, в объяснении буквальных учений таинственным и символическим образом и этим лишая их силы и проповедование смеси заблуждения с истиной (см. 2Кор. 11:3; 12:16; Ефес. 4:14; 1Фес. 2:3, 4).

открывая: В той или другой форме это слово «распространяет», «показывает», «открывает», неоднократно появляется в послании (см. гл. 2:14; 3:3; 4:10; 5:11; 11:6; и т.д.). Оно противоположно утаиванию или хитрости. Всё, что требует истина, это простое, ясное утверждение. В служителе Евангелия, или исповедующем христианство не должно быть ничего, что могло бы затемнить это открытое обнародование истины.

представляем себя: Противникив Коринфе клеймили Павла, как ложного апостола (см. на гл. 3:1). Теперь он переходит к защите своего апостольства, представляя определённые факты своей жизни и служения, которые удостоверили бы его, как подлинного апостола.

совести: Насколько Павел придавал значение чистой совести (см. на Де-ян. 23:1). Павел приписывал каждому человеку способность относительно морального суда, а также по отношению к врождённому познанию морального закона (см. Рим. 2:13-15). Истина, которую Павел «открывал», взывала не только к человеческому разуму, но и к их совести (ср. Ин. 8:9; Рим. 2:15).

пред Богом: Бог знал о честности сердца Павла, и Павел призывал Бога засвидетельствовать об истине, о которой он теперь писал.

3. закрыто: Или, «быть закрытым», или «оставаться закрытым». Здесь Павел ссылается на покрывало в гл. 3 (см. гл. 3:13-16). В дни Павла положение было точно таким же, как во дни Моисея — для многих истина ещё оставалась закрытой. Это положение не было обусловлено недостатком ясности и полноты Евангельской вести, но позицией умов и сердец, к которым она была адресована.

погибающих: Буквально, «будучи погибшими». Павел без сомнения размышляет о Коринфском меньшинстве, которое упорствовало в следовании ложным апостолам среди них. Они могли ещё раскаяться, но до тех пор, пока Евангелие оставалось закрытым для них, они оставались в погибшем состоянии. Для них спасение станет возможным, когда «покрывало» будет снято (см. Матф. 18:11; Лук. 15:4, 6; 24, 31, 32; 19:10).

Человек не может сам себя обеспечить светом, но он может приготовить себе тьму, закрывая свои глаза по отношению к свету. Каким бы ни было яркое солнце, его лучи не видны для слепого. Павел говорит о тех, которые отвергли свет Евангелия из-за внутренней тьмы, за которую они сами были ответственны (см. на Ос. 4:6). Определённые условия могут закрыть спасающую силу Евангелия. В Коринфской церкви, например, дух классовости, соперничество, споры, безнравственность, и эгоизм в жизни некоторых закрыли свет Евангелия. Открытая истина Евангелия должна быть встречена открытым умом и сердцем Ин. 8:47; 1 Ин. 4:6.

Равнодушие к духовным вещам и озабоченность о земных предметах также ведёт к закрытию света (см. Лук. 21:34; см. на Матф. 6:24-34). Указанное земное занятие может настолько поглощать человека, что у него не станет времени, ни желания для небесного света. Люди не отвергают истину из-за отсутствия доказательства. Они могут [854] в самом деле, верить тысячам вещей, на основании гораздо меньших доказательств. Они отвергают истину, ибо она осуждает их; она порицает их грехи и беспокоит их совесть.

4. неверующих: Ответственность за духовную слепоту ложится не только на сатану, но также и на тех, которые «избрали неверие». Они были приведены к свету истины Божией, однако их умственная и духовная реакция ослеплена и отрицательна. Фундаментальные великие принципы христианской веры показались им как не имеющие ценности. Но они сами ответственны за себя, ибо они сознательно удалились от истины. Они имели глаза, но не видели Ис. 6:9; Матф. 13:14, 15; Ин. 12:40; Рим. 11:8-10. Они не увидели красоты в Господнем Рабе, чтобы стремиться к Нему Ис. 53:2.

бог века сего: Т.е., сатана. Павел здесь объясняет, почему славная Евангельская весть закрыта для многих людей. Сатана, это личное существо (см. на Матф. 4:1), и крайне необходимо, чтобы мы узнавали его, когда он приходит в различных видах или через некоторых посредников медиумов. Титул, «бог века сего», намёк на попытку сатаны захватить верховную власть Бога над этой землёй. Диавол провозгласил себя богом этого мира Матф. 4:8, 9; 1Ин. 5:19. Он был невидимым правителем многих земных царств и империй. Он назван «бог века сего» потому, что его цель добиться полного контроля над этим миром и его обитателями. Он «бог этого мира», потому, что мир в большей степени находиться под его контролем. Он правитель большинства сердец, обитателей сего мира (ср. Ефес. 2:1, 2). Мир послушен его предписаниям, уступает его искушениям, является соучастником его развращённых путей и мерзостей. Он автор и подстрекатель всякого греха и олицетворение его. Своенравные, упрямые грешники были преданы сатане (1Кор. 5:5; ср. 1Тим. 1:20). Он, «бог мира сего», поскольку его, хотя и ограниченный контроль простирается над силами природы, элементами земли, моря и неба.

Говоря о сатане, как о «боге мира сего», не означает, что Бог сложил Свои полномочия Верховного Правителя над этим миром. Власть и контроль сатаны строго ограничены. Он может проявить эту силу только с позволения Всезнающего Бога и в такой промежуток времени, насколько это может быть необходимым для эффективного вечного уничтожения греха 1Кор, 15:24-28; Откр. 12:12.

умы: Греч, noemata, «способность познания». Борьба между Христом и сатаной является борьбой за умы людей Рим. 7:23, 25; 12:2; 2Кор. 3:14; 11:3; Фил. 2:5; 4:7, 8. Основная работа сатаны ослепить или затмить умы людей. Он осуществляет это, удерживая их от изучения Слова Божьего, расстраивая силы ума посредством невоздержания тела и души, всецело занимая ум вопросами земной жизни и через призыв к гордости и самовозвышению.

воссиял: Павел здесь ссылается на проницательность человеческой души светом спасательного познания Евангелия.

свет: Греч, photismos, «просвещение», «освещение», от глагола обозначающего «давать свет», «освещать». Сравните phos в значении «свет» (см. на Ин. 1:7, 9). Photismos здесь употребляется в отношении Евангелия, которое в состоянии осветить, каждый искренний и открытый ум. Многие, однако, остаются слепы, несмотря на то, что полнота Евангельского света сияет в их тёмных умах. Они подобны людям в тёмной комнате, которые нарочно не допускают света. Они удерживают свет Евангелия, чтобы он не поднимался и не восходил к зениту высшей точки их жизни (см. Пр. 4:18).

Предмет спора заключается исключительно между светом и тьмою. Наибольшее, что сатана в состоянии сделать, — так это ослепить умы людей. Он неможет затемнить свет Евангелия.) но он может окутать человеческие умы мраком. Он может закрыть покрывалом их глаза, несмотря на то, что свет Евангелия осветил всех, находящихся вокруг их.

Царство сатаны является царством тьмы (Ис. 60:2; Матф. 8:12; Лук. 22:53; 2Пет. 2:4; Иуд. 6; Откр. 16:10), и только лишь по той причине, что сатана ненавидит свет Евангелия. Он желает, чтобы сияли только некоторые затемнители света Евангелия — суррогаты: свет знания, культуры, морали, воспитания, здоровья и человеческой мудрости, но все его усилия направлены против распространения света Евангелия, который только один в состоянии спасти человека Деян. 4:12. Евангелие, — это единственное средство разоблачающее дьявольские планы и обманы сатаны и как результат — люди могут видеть путь из тьмы к свету. См. на Ин. 1:4, 5, 9,14.

образ: Греч, eikon, «образ», «статуя», «изображение», «подобие». Это слово употреблено в переводе LXX [855] в Быт. 1:26, и также в I Kop. 11:7; Кол. 1:15; 3:10; Евр. 10:1. Христос является выражением образа Отца, что касается характера, свойств и совершенства, оба являются подобными. Бог Отец подобен Иисусу Ин. 12:45; 14:9; Фил. 2:6. Адам и Ева первоначально были созданы по этому образу, и это является целью плана спасения, восстановить этот образ в человечестве.

5. мы не себя проповедуем: Павел был обвинён, что в своей проповеди он проповедует себя, но он категорически отверг это обвинение. Люди проповедуют себя, когда они руководствуются эгоистичными интересами, когда они ищут одобрения людей; когда они из-за честолюбия выставляют свои собственные таланты: когда они провозглашают свои собственные мнения и традиции и учения людей, в предпочтение им, и в противоположность Слову Божьему, когда они побуждены проповедовать ради корысти, ради пропитания, или ради престижа и популярности.

но Христа Иисуса. Господа: См. на Матф. 1:1; 1Ин. 1:38. Проповедовать Христа, означает проповедовать вечное Евангелие.

рабы: Греч, douloi, «рабы», «крепостные слуги». Здесь, как и в других местах, Павел называет себя рабом Христа (Рим. 1:1; Фил. 1:1; ср. Матф. 20:28), и как таковой он не имел прав относительно Божьего наследства.

6. повелевший … свету: Бог вызвал свет к существованию через простое повеление (см. на Быт. 1:3; Пс. 32:6, 9). Его первые отмеченные слова, принесли свет туда, где была только тьма Быт. 1:2. Бог не только создал естественный свет, Он послал Своего Сына быть «светом миру» Ин. 8:12. Всякий свет физический, интеллектуальный, моральный, и духовный, имел свое начало у Отца Светов Иак. 1:17. Он одел Себя «светом, как одеждой» Пс. 103:2. По природе, Бог является светом (Иак. 1:17; ср. Ин. 1:4, 5). См. на Ин. 1:4, 5, 9, 14.

воссиять: Греч, lampo, «светить». Только Один, Который сотворил солнце, чтобы освещать первобытную тьму этого мира, также предусмотрел свет истины, чтобы просветить отсталые, затемнённые умы Пс. 118:105. Подобно тому, как сказанное Богом Слово, принесло свет тёмному миру, так живое Слово, представленное в написанном Слове повелело небесному свету засиять в тёмных душах. Эта работа выше силы искусства и мудрости человека произвести подобный свет.

Форма глагола в Греческом языке подчёркивает, что Павел мог ссылаться на особенное переживание в прошлом, своё собственное обращение. Павел тогда видел Христа в его прославленном виде и свет от лица Христа осиял его. Позже чешуя спала с его глаз и ума Деян. 9:3-18. Прежде Христос являлся ему Кем Он поистине и был, — как Спаситель и Господь и Павел стал возрождённым человеком. Тьма его собственной души и ума была рассеяна Деян. 9:17, 18; 26:16-18.

просветить: Согласно Греческой конструкции этого места, цель Божьего сияния для человеческих сердец — дать свет; цель света — познакомить их с познанием Божественной славы, и цель познания Божественной славы — спасти их.

в лице: Та же слава, которая была отражена на лице Моисея, совсем недавно была видна на лице Христа (см. на Матф. 17:2; Лук. 2:48; Ин. 1:14; 2Пет. 1:17, 18). Христос является совершенным откровением славы Его, Своего Отца, воплощением всякого Божественного превосходства. Все другие откровения были частичными или несовершенными. В лице Иисуса Христа люди могли видеть чистый, цельный, совершенный свет Божий.

Павел признавал славу Божию в творении и в законе, но теперь он постиг совершенное представление Божественной славы в лице и личности Иисуса Христа. Именно это зрелище, эта слава победила его сердце и даровала ему силу быть преданным в течении всей своей жизни. Только в Иисусе Христе и через Него человек становится соучастником Божественной природы и таким образом Божественной славы.

7. Но сокровище сие: Т.е., «познание славы Божией в лице Иисуса Христа» 6 ст. В 7-18 ст. Павел подробно останавливается на пути, в котором это познание дало ему силу, как «рабу» Божьему перенести почти непреодолимые трудности, которые противостояли ему в его служении. Если исключить это познание и силу, слабый человеческий сосуд пал бы духом и разрушился (см. 1 ст.).

в глиняных сосудах: Греч, ostrakinoi, оригинально [856] пустое, голое вместилище, или обожженная глина. Подобная утварь была хрупкой и слабой, не внушающей доверия, краткой полезности и малой ценности. Таким же является и человеческий сосуд в противоположность вечному сокровищу Бога. Однако Божий план сделать этот слабый сосуд получателем и обладателем величайшего сокровища. Служитель и верующий, должны быть лишь глиняными сосудами для наивысшей цели, содержащими в себе великое сокровище Божие. Возможно, Павел размышлял при этом о древнем обычае хранения сокровища в больших глиняных сосудах для лучшей сохранности.

Человек является всего лишь шкатулкой, которая содержит драгоценную праведность Христа, которая вменяется и сообщается каждому верующему (см. на Матф. 13:45, 46). Сам человек находится в жалком состоянии. Он будет оставаться в таком состоянии до тех пор, пока не исполнится этим небесным сокровищем. Все, которые искуплены Христом, имеют это сокровище, некоторые более чем другие, соответственно их собственного восприятия верой этого сокровища. Для людей, пересекающих пустыню, вода является наивысшей ценностью. Для живущих в темноте — свет является наибольшей ценностью. Пред лицом смерти наивысшую ценность представляет — жизнь. Для смертного человека, евангельское сокровище представляет всё во всём — воду жизни, свет мира, вечную жизнь.

Богу: Люди склонны были бы употребить для хранения своих сокровищ ценные резервуары. Но в исполнении Своего плана Бог часто избирает наиболее скромных людей, чтобы они не приписывали честь самим себе 1Кор. 1:28, 29. Это не служит для блага человеку получить честь за своё спасение или ближних. Нет большей помехи в жизни служителя или верующего, чем гордость. Важен не сосуд, но содержимое, — это также верно по отношению к служителю и его вести. Бог мог и чрез ангелов совершить работу, которую Он поручил немощным людям, но поступая таким образом. Он сделал очевидным, что работа спасения, это работа Божия, а не человеческая. Сосуд или инструмент не имеет ценности сам по себе (ср. 2Тчм. 2:19, 20); только Божие присутствие и сила определяют ценность сосуда. Распространение Евангелия всегда встречало препятствия там, где люди омрачали работу Божию, опираясь на человеческую мудрость, способность или красноречие.

8. Мы отвсюду притесняемы: В 8-10 cm. содержится четыре пары контрастов. С одной стороны они иллюстрируют немощность глиняных сосудов, и с другой превосходство силы Божией, несмотря на их слабость. См. на гл. 1:4. Каждый христианин и в особенности служитель, находит себя среди великой битвы, очень долгой борьбы между Христом и сатаной Ефес. 6:10-17; Откр. 12:7-12,17. Следовательно, он не может избежать испытаний и бедствий Ин. 16:33; Деян. 14:22; Откр. 7:14. Однако успех, который сопутствует усилиям немощных человеческих инструментов среди скорбей и испытаний, демонстрирует присутствие Божественной силы Рим. 8:35-39. Посему человек не может чем-либо хвалиться, «разве крестом Господа нашего Иисуса Христа» Гал. 6:14. Наиболее ясное и наиболее эффективное открытие Христа представлено в мужах и жёнах и через них, которые победили посредством благодати Божьей

но не стеснены: Жизнерадостность неукротимого духа Павла вдохновила неисчислимые тысячи посланников Христа, к верности, храбрости, смелости посреди неуверенности, разочарований, трудностей, гонений и смерти. Обстоятельства не могли изменить климата христианской души. Христианин выдержал всё, потому, что он видел своего невидимого Бога и устоял посредством света Божественной благодати (см. Евр. 11:27).

в отчаянных обстоятельствах: Греч, арогеб, «быть в сомнении». Павел часто находился в таких обстоятельствах, где, исходя из человеческий точки зрения не было никакого выхода. Но он научился при подобных обстоятельствах доверяться Богу и ожидать.

отчаиваемся: Греч, exaporeo, «быть в отчаянии», «замешательстве», «чтобы быть в крайнем затруднении [чтобы знать что делать]». Как бы ни были страшны обстоятельства, Павел научился чрез опыты доверяться Богу для разрешения их.

9. гонимы: См. на Матф. 5:10-12; 10:17-23; Ян. 15:20. Каждый последующий контраст открывает более ярко интенсивность страданий и личную опасность. Павел говорит об окружающей среде, преследовании, схватывании и низложении враждебной силой. Кажется, не было пути ко спасению и смерть казалась неизбежной.

не оставлены: Посреди всех этих испытаний Павел и его соработники пережили исполнение обетования Христа быть с ними [857] даже до смерти и предусмотреть путь избавления (см. 1Кор. 10:13; 2Фес. 1:4; Евр. 2:18; 13:5). Для христиан во время испытаний и гонений определённые Божественные истины являются очевидными. Как бы ни были велики встречающиеся испытания, они не были выше сил и терпения Втор. 33:25; Пс. 45:2. Но христианин не должен быть смущён, даже, когда ограблены все земные ценности, его величайшее сокровище остаётся нетронутым — оно выше пределов, досягаемости людей и демонов (2Кор. 4:16; ср. Пс. 22:3). Верно перенесённые страдания и испытания, которые осаждают жизнь христианина, служат только для того, чтобы привести его в близкое общение со Христом в Его страданиях Фил. 3:10. Павел, возможно, страдал ради Христа более чем, были призваны страдать другие христиане. Исходя из этого, Павел лучше понимал, чем другие, что значит страдать с Иисусом. И потому никто другой из НЗ писателей не написал так много о кресте, и чтобы умереть со Христом. С Павлом даже гонение, испытание, жертва и сама жизнь стали опытами к славе, ибо они привели к более близкому общению со Христом в Его страданиях.

Последователи Христа достигают совершенства через страдания. Страдания Христа протекали в трудных условиях, при которых Его совершенства характера засияли более ярким блеском Евр. 2:10. Вся Его жизнь представляла опыт умереть для Себя. Ничто не могло открыть более ясно Его собственную любовь и любовь Его Отца к грешникам. Подобно и для христиан, гонения, и страдания, разочарования христианской жизни предусмотрены заранее для проявления красоты Божественного терпения, благоухания Христоподобного характера, спокойного подчинения воле Божьей, твёрдого доверия Божьему руководству. Таким образом, свет Божий отражается на облике христиан. Христоподобная жизнь будет всегда встречена враждебностью и ненавистью со стороны последователей князя тьмы. Но это не является Божиим планом для христиан прославиться в страданиях, искать враждебности и сопротивления, чтобы только вызвать внимание к нашему самопожертвованию и смелости.

низлагаемы: Греч, kataballo, «разрушить [до основания]», «лежать бессильным», подобно тому, как человек находится в поражённом состоянии на поле сражении.

не погибаем: Снова и снова, казалось, Павел не только падал, но также снова поднимался. Бог допустил, чтобы он неоднократно брошен был «на землю», но он никогда не был погибшим.

10. Всегда носим в теле: Здесь, несомненно, упоминается о многих ранах на теле Павла, которые молчаливо свидетельствовали о его страданиях ради Христа.

местность: Буквально, «смерть». Павел умирал ежедневно, этот опыт стал для него действительным через постоянную опасность перед лицом смерти Рим. 8:36; 1Кор. 15:31; 2Тим. 2:11. Через это образное выражение Павел подчёркивает своё близкое общение со Христом в страданиях, которые он был призван постоянно переносить. Страдания составляют жизненное свидетельство миру о силе Евангелия. Иудействующие, которые избегали гонений через проповедь безжизненной узаконенной вести, не могли представить такого доказательства (см. Гал. 6:12).

чтобы и жизнь Иисусова: Подобно тому, как раны свидетельствовали о близости Павла к смерти, так и факт, что он ещё живой, нёс красноречивое свидетельство о силе Христа избавлять людей от греха и преобразовывать их в Его подобие (см. Гал. 2:20).

11. Ибо мы живые — Павел здесь расширяет и подтверждает то, что он уже заявил в 10 cm. Для посланника Евангелия в эти дни жизнь и смерть были близко друг ко другу.

непрестанно: В Греческом языке это слово выделено. Павел постоянно находился перед лицом смерти (см. на I Kop. 15:29).

чтоб и жизнь: Постоянно отдаваясь на смерть, христианский миссионер продолжает жить, ибо Христос сообщает Свою собственную жизнь тому, кто по существу смертен и подвержен разложению Ин. 3:36; 14:6; 1Ин. 5:11,12.

12. смерть действует: Павел теперь делает следующий шаг в контексте между жизнью и смертью. В то время как смерть должна быть всегда на виду у Вестника Евангелия, его цель принести жизнь тем, которые обречены на смерть, по причине греха. Здесь выражение «жизнь» употреблено в наивысшем духовном смысле. Хотя обращённые Павлом пережили мало или вообще не испытали жизни, а смерть была в конфликте по отношению к его жизни, тем не менее [858] Бог употребил его, как служителя жизни для них. Из низкого глиняного сосуда, какой была собственная жизнь Павла, исходила сила Христова, чтобы сообщить новую жизнь Коринфянам.

13. дух веры: Та же самая вера, как это выражено в цитате ВЗ, «Я верил и поэтому могу говорить». Павел писал Коринфянам с глубоким проникновенным чувством убеждения и искренней надежды, что они будут послушны его совету.

как написано: Цитата взята из 77с. 115:1. Очевидно, тот псалом был для Павла опорой и утешением. Как Павел, так и Давид испытали и таким образом убедились в доброте и любви Бога. Оба пережили испытания, страдания и оба говорили с уверенностью. Близость смерти не является помехой для радостного выражения живой веры. Жизнь всех великих мужей и жён Библии сверкала этим духом триумфа, жизнерадостностью и сиянием. Они выражали радостную благодарность Богу, даже среди тяжёлой утраты и гонений. Жизнь всех христиан, которые пережили любовь Божию, будет радостно отражать эту любовь и силу. Это естественно и легко для языка выразить то, что находится в мыслях и чувствует сердце. Человек, который говорит, что он не верит, является лицемером. В то время, как тот, кто верует, но не желает говорить, является трусом.

14. Воскресивший Господа: Павел уже пространно объяснил Коринфянам (см. 1Кор. 15:13-23), что факт воскресения Иисуса Христа стоит, как абсолютная гарантия заключительного воскресения всех праведных.

воскресит нас: Эта уверенная надежда Павла о воскресении дала ему возможность быть спокойным и смелым даже перед лицом смерти. Он уже пережил опыт духовного воскресения со Христом Рим. 6:4, и это служило ему заверением грядущей победы над смертью. Он был твёрдо уверен относительно вечной жизни Рим. 8:11; 1Кор. 15:12-22; 2Тим. 4:8.

чрез Иисуса: Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к чтению «с Иисусом». Павел ссылается на воскресение нашего Господа. Он чувствовал, что его собственное воскресение является вполне определённым. Иисус воскрес, как Первенец из мёртвых Откр. 1:5, что включает всех обращённых апостолом I Kop. 15:20. Кроме того, только Христос в состоянии пробудить мёртвых к жизни в последний день Ин. 5:25-29.

нас … поставит: Возможно величайшим моментом радости для тех, которые победили со Христом будет представление их пред Богом Отцом. Павел с радостью предвкушал представление своих обращённых ко Христу гл. 11:2. Писание употребляет несколько раз о значении христианского представления, или просто предстояния перед Богом. Они являются перед судилищем Христовым для защиты и оправдания Рим. 14:10-12; 2Кор. 5:10. Они будут представлены пред Богом на браке Агнца, как невеста Агнца Откр. 19:7-9, и будут жить в Его присутствии Откр. 21:3.

Можно отметить мимоходом, что язык и смысл этого стиха наводит на мысль, что Павел надеялся умереть прежде возвращения своего Господа, и иметь участие в воскресении.

15. все: Т.е., всё, что претерпел Павел, как посланник Христа 7-12 ст.

Сравните I Kop. 3:22,23; 2Тим. 2:10.

обилие благодати: Т.е. благодати Божией, сделавшей возможным спасение и искупление грешников Ин. 1:14, 16, 17; Деян. 20:24, 32; Рим. 4:16; 5:20; и т.д.

во многих … благодарность: Павел предвидел возрастание славы, воздаваемой Богу, ибо чем больше людей обращалось к Богу чрез его служение, тем более приписывалось славы Святому имени Бога (ср. гл. 9:11, 12). Подобно тому, как дождь способствует урожаю земных плодов, так обильная благодать Божия побуждает людей отозваться с благодарностью к Богу (ср. Ефес. 2:6-8). Этот ответ приходит, как естественное добровольное признание доброты, благодати, любви и силы Божией. Именно дух благодарности и хвалы Богу отмечает восстановление правильных отношений между Богом и человеком, и это является главной целью Евангелия.

16. Посему: При виде будущей радости и славы Павел хладнокровно и терпеливо встречал бедствия и испытания на пути своего служения (ср. Евр. 12:2). Посланники Евангелия терпеливо переносят превратности этой жизни, ибо они ежедневно живут, как бы «видя Невидимого» Евр. 11:27. Они так уверенны в славном будущем, что все [859] переживания этой жизни просто вдохновляют, присоединяя надежду, радость и уверенность.

внешний человек: Т.е., тело, видимая часть человека, которая разрушается в течении жизни. «Внутренний человек», наоборот, обозначает возрождение человека, духовную природу, которая возобновляется Духом Божиим 1 Пет. 3:4; Рим. 7:22; Ефес. 3:16; 4:24; Кол. 3:9, 10. Процесс обновления продолжается постоянно и хранит человека в единстве с Богом. Павел постоянно ссылался на это обновление Рим. 12:2; Ефес. 4:23; Тит. 3:5. Особая работа Святого Духа снабжать верующего новыми запасами духовной жизни, силы, мужества и веры.

Именно таковой является ежедневная обновляющая работа Духа в жизни, которая приводит к полному восстановлению образа Божьего в душе человека. Таким образом, хотя внешний человек может стареть и изнашиваться по мере лет, внутренний человек может возрастать в благодати на протяжении всей своей жизни. Посему Павел мог хладнокровно взирать на испытания жизни, на полёт времени, на приближающуюся старость, на боль и страдания, и даже на самую смерть. При таковых обстоятельствах Дух Святой приносил ему уверенность бессмертия, дар, который он сможет получить, в день грядущего воскресения 2Тим. 4:8.

Каждый христианин нуждается в этом ежедневном обновлении, если его опыт с Богом не стал бездушным и формальным. Духовное обновление приносит новый свет из Слова Божьего, новое переживание в благодати, разделение этого опыта с другими, новое очищение сердца и ума. И наоборот, нераскаявшийся, как обычно, — беспокоится о вещах, которые имеют отношение к внешнему человеку: что есть, во что одеться и чем наслаждаться. См. на Мапир, 6:24-34.

17. кратковременное: Греч, parautika, «преходящее». В сравнении с вечностью момент — есть ничто. В виду вечности христианин в состоянии перенести некоторые страдания, потому что они кратковременные.

Немногие люди страдали так за Христа, как Павел гл. 11:23-30. Страдания сопровождали его повсюду, и каждый день. Принимая во внимание самого себя, его страдания действительно были очень тяжёлыми. Но в сравнении с вечной радостью и последующей славой, они были кратковременны. Сравните Рим. 8:18; Фил. 1:29; Евр. 2:9,10.

легкое страдание: Этот стих с его парадоксальным превосходством является одним из наиболее выразительных мест послания Павла. Здесь апостол противопоставляет настоящее — будущему, временное — вечному, страдание -славе.

в безмерном преизбытке: Словами, «вечная слава» Павел определяет полную несостоятельность, что он выразит контраст, который он видел между кратковременным страданием и благословениями вечности. Он присоединяет ещё и другое превосходное выражение (ср. 1Ин. 3:1), Греческое идиоматическое выражение, которое он возможно сам придумал. Сравните другие выражения в превосходной степени, употребляемые Павлом в Рим. 7:13; 1Кор. 12:31; 2Кор. 1:8; Гал. 1:13.

Страдания способствовали вечной славе чрез очищение и облагораживание характера Пс. 93:12; Ис. 48:10; Иак. 1:2-4; 1 Пет. 1:7; Евр. 12:5-11. Развитие характера будет правильным, когда он будет развиваться в Боге и полагаясь на Бога Пс. 33:20; Ис. 63:9; Ос. 5:15; Ион. 2:2. Страдания оказывают смягчающее влияние на сердце и мысли. Страдание повергает гордость, подавляет собственное «я», и часто является средством, чтобы привести волю верующего в согласие с волей Божьей. Страдание испытывает веру и искренность исповедания верующего, как христианина Иов. 23:10; Пс. 65:10. Страдание является возможностью для упражнения и совершенствования веры. Вера увеличивается посредством упражнения. Она помогает верующему видеть предметы в их истинном свете и оценить предметы первой необходимости, как первые. Таким образом, посредством страданий, христианин становится пригодным для вечной славы. Когда мирские цели удалены чрез суровую дисциплину страданий, христианин находит его более легким, сравнивая своё страдание с небесными вещами Кол. 3:1, 2; 2Тим. 4:5. Страдание удостоверяет несостоятельность человеческой мудрости, помещая верующего в трудные обстоятельства, где его собственная беспомощность и нужда в Боге становится очевидной Пс. 106:39. Страдание освящает человеческие отношения. Ничто так не способствует пониманию наших близких и увеличению чувств доброты к ним, как печаль, испытания и страдания.

славу: Греч, doxa (см. на Ин. 1:14; Рим. 3:23).

18. Когда мы смотрим: Теперь Павел объясняет как это возможно видеть страдания этой [860] жизни в их истинном свете, — как кратковременное явление. Его пристальный взгляд был сосредоточен на славе вечного царства (ср. Евр. 12:2). Всё то, чем наполнен ум, определит, как будет перенесено испытание; или с надеждой и терпением, или с недовольством и озлоблением. Первое — приходит от созерцания невидимых предметов вечного мира Фил. 4:8, духовной реальности Христа; последнее — от рассматривания в подобном видении преходящих вещей, таких, как богатство, удовольствие и слава (см. на Матф. 6:24-34). Сосредотачивая наш ум на характере и жизни Христа, мы становимся подобными Ему (ср. 1 Пет. 1:11; Евр. 11:10, 26,27,39, 40).

Комментарий Е. Г. Уайт к 4 главе 2 Коринфянам.

1_6 ДА 329; ОХВ476.

2 ДА 331; 1СЦ337.

3 4 НУХ106; 1СЦ338; 4СЦ586.

4 СУ 209; ЖВ 19; Ев. 610; ВБ 508; ПЦ682; ПП 67, 442; 1СЦ 476; 2СЦ397; ЗСЦ250; 4СЦ44; 5СЦ742.

5,6 ДА 208; ЗСЦ31. 5-7 0X61. 5-10 2СЦ550.

6 НУХ 149, 415, 421; ЖВ 19, 282, 464; Вое. 22, 28, 30; Ев. 284; СИ 464; ПЦ717; 8СЦ 46,256, 322.

6-10 ДА 510; РП28; ИС317.

7 ЖВ 297; СП 54, 154,404; 4СЦ 529.

7-10 ДА 330. 8,9 ДА 296.

10 ДА 251,297; СП 388; 2СЦ 343.

11 НПХ78. 11-14 ДА 331.

15 ЖВ 288, 550.

15-18 ДА 332. 16-18 ОХ 61.

17 ДА 560; СУ 26; Ев. 244; РП 17, 66; ВБ 351, 460; СЕ 18; НПХЗО; МЖС338; ПП 127, 476; ОЖ 76; 1СЦ 61, 126, 544, 657- 2СЦ 38, 40, 44, 101, 275, 286, 358; ЗСЦ 481; 4СЦ 526; 5СЦ 260, 309, 351; 6СЦ 156; 7СЦ29; 8СЦ131; 9СЦ49, 115;

СБ317. 17,18 ДА 363; РП 14, 28; 1СЦ 706; ЗСЦ 98, 115; 5СЦ 745; 8СЦ

125.

18 ЖВ 412, 662; Вое. 183,296; НПХ 32; СИ 37; ПЦ 548; 4СЦ

345; 7СЦ 143.