Глава 5

1. Ибо знаем:. — Т.е., посредством веры, но не опыта. Слово «ибо» в гл. 5 говорит о продолжении темы, начатой в гл. 4. Здесь Павел объясняет, что основанием для надежды, описанной в гл. 4 является уверенность в воскресении при Втором пришествии Христа. Воскресение, это врата к вечному миру и следовательно, цель искреннего желания Павла. Иисус выразил такую же уверенность относительно истин, которые Он проповедовал (ср. Ин. 3:11; 4:22).

земной наш дом, эта хижина: Буквально, «наше земное жилище», «палатка». Ссылаясь на свой «земной дом», Павел также говорит, что он «устранён от Господа» в то время, когда он «водворяется в теле» 6 ст., и воздыхает, пока его земной дом «разрушится» 1 ст. и он облечётся в «небесное жилище» 2 ст. Для делателя палаток было естественным сравнить человеческое тело с палаткой (см. Деян. 18:3). Палатка и тело подобны в некоторых отношениях материалу, из которых оба сделаны: взяты от земли, оба временны по природе, и оба легко поддаются разрушению. Палатка является лишь временным жилым местом, а потому может быть легко снимаема с места и передвигаема в короткое время. Буквально место Ин. 1:14, звучит так, Христос раскинул «палатку» среди нас, когда Он воспринял человеческое тело во время Своего воплощения (см. соответствующий комментарий). Петр также сравнивает человеческое тело с палаткой или «храминой» (см. 2Пет. 1:13,14).

мы имеем: Уверенность Павла в благословенной надежде воскресения I Kop. 15:20, была настолько определенной, что он говорит о своём будущем «доме», как уже полученном во владение. Его глаза были устремлены на «невидимые вещи» 2Кор, 4:18. Его «небесный дом», не менее действителен чем «земной дом». Герои веры, упомянутые в Евр. 11 гл. восприняли Божий обетования таким же образом, и поступали соответственно их, как если бы они были реальной действительностью. Павел имел звание и право на свой «небесный дом» и не поколебался назвать его своим.

от Бога жилище: Павел называет своё «жилище» от Бога, как «небесное наше жилище 2 ст., «нерукотворное» «вечное» ст. Он говорит об обладании этим домом, «желая облечься в него» 2 ст. «выйти из тела и водвориться у Господа» 8 ст. Некоторые отождествляют это жилище с «обителями» в Ин. 14:2. Но если принять, что это ссылка на буквальные небесные обители, тогда «буквальный земной дом» надо принять за обычные дома. Но это не ясно, что писатель имел в виду. Большинство библейских комментаторов согласны, что Павел здесь ссылается на «духовное тело», которое будет дано верующему во время воскресения (см. на I Kop. 15:35-54). Он говорит о своём земном «доме», как о «палатке» или «хижине», и о своём «небесном доме», как о «жилище». Первое, является временным живым местом, другое постоянным. Тела воскресших святых будут иметь подобие тела воскресшего Господа Лук. 24:36-43; Фил. 3:21.

2. мы и воздыхаем: Будущая жизнь была настолько реальной для Павла, что он с волнением взирал вперёд на то время, когда он сможет обменять эту временную жизнь на вечную. Он знал, что славное тело [862] ожидало его, и он со страстным желанием воздыхал, чтобы обладать им Рим. 7:24; 3:23-25.

облечься: Греч, ependuo, «надевать». Павел теперь сочетает образ «хижины» или «дома» с одеванием. Его абсолютная уверенность в воскресение и обетованиях Божиих сделала будущую жизнь несравненно предпочтительной к настоящей. Павел был бы очень счастлив, заменить своё грешное тело на своё будущее бессмертное тело без опыта смерти, которое он описывает, как «состояние наготы» 3 ст. Те, «которые умерли в Иисусе», и те, «которые остались в живых», — все получат бессмертные тела в своё время, в день воскресения (1Фес. 4:14-17; ср. 1Кор. 15:51-54; 2Тим. 4:6-8). Павел очень желал, чтобы этот переход произошел минуя смерть.

в небесное: См. на 1 cm.

3. одетым: Т.е., или земным смертным телом или небесным бессмертным телом.

оказаться нагими: Т.е., ни с «земным домом» 1 ст., ни с «домом на небесах» 2 ст. Если бы было возможно, Павел избрал бы перемещение на небо, минуя смерть. В таком случае он стал бы сообщником Еноха и Илии, которые достигли неба, минуя смерть Бит. 5:24; 4Цар. 2:11. Иметь промежуточное состояние, в котором он не имел бы ни земного, ни небесного тела, представляло бы вид состояния бестелесного блаженства в присутствии Божием, -Павел не имел настолько серьёзного желания иметь его 2Кор. 5:2-4. Если бы такое блаженное состояние было возможным, для чего апостолу было так горячо желать быть обременённым другим телом, даже, если оно было и небесным телом? См. на 4 ст.

4. воздыхаем: См. на 2Кор. 5:2; ср. Рим. 8:20-23.

под бременем: Павел вполне сознавал слабость смертной «хижины», которая должна была раньше или позже прекратить своё существование (см. гл. 4:7-12). Он страстно желал быть освобождённым от всех слабостей и страданий этой настоящей жизни. Его недавний опыт в Коринфе и его мучительная тревога о состоянии церкви в Коринфе была почти выше человеческой выносливости (см. на гл. 1:8, 9; 2:13; 11:23-28).

совлечься: Т.е., бессмертного или бессмертного тела.

поглощено было жизнью: Это ясно из 4 ст., что смертное до тех пор не будет заменено бессмертным, пока не «облечётся в небесное наше жилище» 2 ст. Павел в данном случае не даёт места для библейского учения, что при смерти, когда человек «совлекается» он входит в бессмертное состояние (см. на 1Кор. 15:51-54; 1Фес. 4:15-17; 2Тим. 4:6-8).

5. На сие самое: Т.е., замена смертного тела на бессмертное. Христианин является наиболее довольным человеком в мире; но он также наименее довольный миром. Он подобен путешественнику, который вполне доволен гостиницей, как гостиницей, но всегда имеющий курс к родному дому. Страстное желание христианина достигнуть вечной действительности, а не преходящих вещей земли. Плотской ум удовлетворён тем, что видят глаза. Ум же христианина – теми предметами, которые ещё невидимы (см. гл. 4:18). Серьёзное страстное желание вечности и вечного мира — вместо безделушек этого мира, — является доказательством подлинного обращения и христианской зрелости (см. на Матф. 5:48).

создал: Греч, katergazomai, «выполнить», «совершить», «достигнуть», «приготовить». Это работа Евангелия, чтобы видоизменить людей для получения «жизни» (см. 1 Пет. 5:10; Ефес. 2:10).

залог: См. на гл. 1:22.

6. всегда благодушествуем: В сознании Павла никогда не было даже малейшего сомнения относительно уверенности в воскресении (см. на 14 ст.).

в теле: Или, в «земном доме» (см. на 1 ст.).

мы устранены от Господа: Т.е., вне Его присутствия, не быть «облечённым», в «жилище на небесах» 2 ст. и не в состоянии видеть Его «лицом к лицу» (I Kop. 3:12; ср. ЗИн. 14). См. на 8 ст.

7. мы ходим: Т.е., живём, как христиане в этой настоящей жизни Рим.6:4; 8:1,4; 13:13; Шор. 7:17; Гал. 5:16; Ефес. 2:2,10.

верою: Уверенность Павла в воскресении 6, 8 ст. имела своим основанием веру (см. на гл. 4:18). В этой жизни апостол ходил верою, а в жизни грядущей будет ходить видением.

видением: Греч, eidos, «внешнее появление», «внешний вид». Eidos указывает на вещи, которые видимы, не на дар или способность видения [863] (ср. Лук. 9:29, «образ»; Ин. 5:37). Мы верим в Господа, не видя Его. И до тех пор, пока мы увидим Его лицом к лицу, наш образ жизни, как христиан, покоится на нашей вере в невидимое. Есть два мира: видимый и невидимый, который, вне всякого сомнения, исключён для входа греха. Личность, которая ходит посредством зрения (русское слово «видение») находится под влиянием материальных временных вещей, тогда, как ходящие верой, находиться под влиянием вечных вещей. Невозрождённый человек строит свои планы и поведение согласно внешнему виду. Но христианин имеет настолько твёрдое убеждение относительно действительности вечного мира, что он мыслит и действует верой в свете вещей, видимых только для глаз веры (см. на Матф. 6:24-34; 2Кор. 4:18). Те, которые ходят видением, вместо того, чтобы ходить верой, именно этим выражают сомнение относительно невидимой действительности и обетовании Божьих. Посредством веры царство Божие становится живой действительностью здесь и теперь. Вера приходит посредством слышания, а «слышание от слова Божьего» (см. на Рим. 10:17). См. на Евр. 11:1, 6,13, 27, 39.

8. выйти из тела: Т.е., из жизни в настоящем мире.

водвориться у Господа: Из поверхностного чтения 6-8 ст. некоторые заключили, что при смерти душа христианина идёт, чтобы «водвориться у Господа» и что Павел, горячо желавший жить с Господом 2 ст., — приветствовал смерть. Но в 3, 4 ст. Павел описывает смерть, как состояние «наготы» или «совлечения». Он надеялся, если возможно, избежать этого промежуточного состояния и горячо желал «облечься в небесное наше жилище». Другими словами он надеялся быть перемещенным на небо, минуя смерть (см. на 2-4 ст.). В других местах (см. на 1Кор. 15:51-54; 1Фес. 4:15-17; 2Тим. 4:6-8; и т.д.). Павел говорит это с уверенностью, что люди не «облекутся» в бессмертие сразу же после смерти, но одновременно со всеми, когда будет воскресение праведных.

Или, вновь заявил о том же: В 2Кор. 5:2-4 Павел уже провозгласил, что «жизнь» обозначает вечную жизнь, которая придёт, когда человек облечётся в своё небесное «жилище» при воскресении (см. на 4 cm.) но не в «наготе», или в «совлеченном» состоянии смерти. В 8 cm. он выражает желание «выйти из тела» и «водвориться у Господа», это требует обладания «небесным нашим жилищем» 2 cm. Внимательное рассмотрение заявления Павла ясно и решительно опровергает возможность состояния между смертью и воскресением, в котором якобы, бестелесные «наготы», или «совлечения» духи, — люди, идут водвориться «у Господа». Сравните Рим. 8:22, 23; см. на Фил. 1:21-23).

Библия называет смерть только сном, из которого верующий будет пробуждён при первом воскресении Ин. 11:11-14, 25, 26; 1Кор. 15:20, 51-54; 1Фес. 4:14-17; 5:10. Но этого не будет до тех пор, пока живые и воскресшие святые будут с Господом (см. на 1Фес. 4:16-18). Никакая группа не будет опережать другую (ср. Евр. 11:39, 40).

9. И потому: Т.е., ввиду уверенности Павла о воскресении и будущей жизни 6-8 cm.

стараемся: Греч, philotimeomai, «быть побуждаемым любовью к чести», «старается серьёзно ради» (ср. Рим. 15:20; 1Фес. 4:11). Побуждающим фактом, который всегда помогал Павлу продвигаться вперёд вопреки испытаниям, которые угнетали его (ср. 2Кор. 4:7-18), была славная перспектива воскресения или перемещения на небо без опыта смерти, как для себя, так и для обращённых. Павел стремился, чтобы быть принятым, когда он устоит «перед судилищем Христовым» гл. 5:10. Он не старался заслужить отличие перед Богом, не старался возместить за свои грехи, или прибавить что-либо к дару праведности Христа, но сотрудничать со Христом в деле спасения ближних I Kop. 15:9, 10; Кол. 1:29. Он старался в своей собственной жизни отобразить Христа, ибо он знал, что это было приятно и неотъемлемо пред лицом Господа. Разница между искренним и неискренним верующим заключается в том, что первый ищет одобрения Божия, а другой одобрения человека. Тот, кто решил жить не для себя, [864] но для Христа не будет проводить своё время в праздности или в погоне за мирскими удовольствиями Гал. 1:10.

В древние времена плавильщик золота пристально всматривался в расплавленный металл в своём тигле, до тех пор, пока не видел отображения своего собственного лица. Тогда он знал, что оно было чистым. Так и Христос наблюдает за своим собственным отражением в нас (ср. Иов. 23:10). Наше преимущество стать подобными Христу, о котором сказано, что «Он не угождал себе» (Рим. 15:3; ср. Евр. 11:5). В этом все различие в мире между деланием справедливости ради справедливости и потому, что Бог требует этого и деланием её с радостью, которая приходит, когда это совершается ради. Христа. Похвально, когда мы можем совершать это из чувства ответственности, намного лучше, когда это совершается от сердца, исполненного любовью к Учителю. Именно любовь Христа побуждала Павла жить так, как он жил 2Кор. 5:14. Время послушания заповедям Божиим становится лёгким, когда побуждающим принципом является любовь (см. на Мшпф. 11:28-30; ср. Рим. 8:1-4). Искреннее желание понравиться Христу даёт христианину возможность различать с безошибочной точностью, что есть добро и зло (см. на Рим. 8:5-8).

водворяясь ли. выходя ли: См. на 6, 8 cm.

быть Ему угодными: Павел не имел большого беспокойства по поводу, будет ли он жить дальше или его земной труд придёт к концу. Он заботился исключительно о том, чтобы при всех обстоятельствах его жизнь встретила одобрение Божие (см. 2Тим. 4:6-8; см. на Матф. 25:21; Лук. 19:17).

10. Ибо всем нам должно: Союз «ибо» соединяет этот стих с предыдущим. Предвкушение момента призыва стать перед Богом в великий судный день, было одной из причин для серьёзного искания, чтобы иметь уверенность в принятии Богом. Верно и неэгоистично он намерен выполнить доверенное ему поручение, как посланнику Христа. Те, для которых торжественность этого дня имеет реальность, всегда будут старательны и серьёзны в искании сделать Бога первым и понравиться Ему в своей ежедневной жизни.

Заключительный приговор необходим для оправдания характера и справедливости Божьей Пс. 50:6; Рим. 2:5; 3:26. В настоящем земном положении наилучшие люди часто наиболее огорчены, в то время как самые чужие люди могут преуспевать (Яс. 36:35-39; ср. Откр. 6:9-11). Характер Божий требует, чтобы в итоге хорошо обошлись со сделавшим доброе, и плохо с делавшим злое. Это состояние дел ещё не осуществилось и поэтому должен наступить день, когда несправедливости настоящего времени будут учтены справедливо. Этот суд также необходим, чтобы Христос мог восторжествовать над князем тьмы и его сторонниками (Ис. 45:23; Рим. 14:10, 11; Фил. 2:10; ВБ 666-671), и чтобы Христос мог взять к Себе тех, которых Он искупил Своей собственной кровью (Евр. 2:11-13; ср. Ин. 14:1-3).

явиться: Греч, phaneroo, «сделаться известным», «сделаться видимым», «показаться открыто», «сделать публично». Это слово встречается девять раз во 2 Коринфянам. В этот великий день люди не будут представлены для рассмотрения защите справедливости, но будут стоять такими открытыми личностями, какими они в действительности являются. Тайны их жизни станут обнажёнными Еккл. 12:14; Рим. 2:16; I Kop. 4:5. Всё будет справедливо выслушано (ср. Иуд. 15). Но человек не будет судим в своём отсутствии или через доверенного представителя (Рим. 14:12; ср. Иак. 2:12,13).

судилище: Греч. Ьёта, «возвышенная трибуна», находясь на которой Римляне производили суд. Христос является окончательным судьёй Матф. 11:27; Ин. 5:22-27; Деян. 17:31; 1 Пет. 4:5. С особой тщательностью Он приготовился для этого дела. Он является Творцом мира и Спасителем. Это наиболее страшная мысль, что наш Спаситель будет и нашим Судьёй. Он принял на Себя природу тех, которые предстанут пред Его судом справедливости Фил. 2:6-8 те, чью судьбу Он будет решать. Он испытал каждое искушение, которому они были подвержены Евр. 2:14-17; 4:15. Он стоял на месте человека. Во Христе Божественная премудрость сочеталась с человеческими переживаниями. Его понимание и проницательность безграничны Евр. 4:13. Во Христе праведность Божия была соединена с совершенством человека. В Своей роли, как «Судья всех» Бог Отец в единстве со Христом Евр. 12:23, 24, и через откровение Иоанна показан, как Всевидящий (Судья) на «большом белом престоле» в конце тысячи лет Откр. 20:11,12. [865]

получить: Греч, komizo, «уносить», «увозить», «брать». Хорошие или плохие человеческие дела отмечены на небесах (Еккл. 12:13,14; ср. Ефес. 6:8; Кол. 3:25; Пим. 6:19).

соответственно тому: Дела человека будут сравнены соответственно с великим стандартом поведения, законом Божиим Еккл. 12:13, 14; Рим. 2:12, 13; Иак. 1:25; 2:10-12. В заключительном суде будет определённое мерило праведности, и таким образом будет исключена возможность, избежать справедливого возмездия чрез последний призыв к Божественной благодати Гал. 6:7; Откр. 22:12.

живя в теле: Т.е., в этой жизни (см. на 6 ст.). Очевидно, испытание здесь ограничено временем существования человека в настоящем мире и оканчивается смертью тела ст.

11. страх: Греч, phobos, в других местах НЗ оно переведено словом «страх». Этот страх очень отличается от ужаса, который будут испытывать грешники в грядущий день. Начало мудрости — страх Господень Пс. 110:10; Пр. 9:10. Страх Господень подобен глубокому благоговению, которое почувствовал пророк Исайя в присутствии Бога Ис. 6:5, и основан на правильном понимании характера, величия Бога, и сознания своего собственного недостоинства. Страх Господень является основой и главной движущей силой истинного благоговения. Страх Господень предотвращает тщеславие (см. Пр. 26:12), и является средством, которое удерживает от греха 2Пар. 19:7; Иов. 1:1, 8; 28:28; Пр. 8:13; Деян. 5:5. Страх Господень даёт освобождение от всех других страхов Пр. 14:26, 27; 19:23, кто находится в страхе Божием может быть свободен от всякой тревоги. Страх Господень, это благоговейное поклонение и послушное отношение к Любящему Небесному Отцу (Пс. 102:11; ср. Пс. 110:10). См. на Пс. 18:10.

вразумляем людей: См. на 20 ст.

Богу же мы открыты: Что мы есть известно Богу, и как явствует из Греческого подлинника, — было известно Ему всё время. Бог всецело был осведомлён, о высокой цели Павла угодить Ему, больше того, и Павел верил, что Коринфские верующие теперь также хорошо были убеждены в этом. Некоторые, если немногие из них, были искушены сомневаться в его доброй вере, и он взывал к их добросовестному, сознательному суждению, искренно желая, чтобы они осознали настоящую действительность. Его подлинный характер, как посланника Христова 20 ст. теперь был очевиден для всех их.

12. Не снова представляем себя: Повсюду, в обоих посланиях к Коринфянам Павел был вынужден защищать и восхвалять своё служение, не себя превозносить, но расположить доверие Коринфян к вести и к себе, как посланнику Божьему. Его проповедь среди них отличалась силой 1Кор. 2:4; 15:1, 2. Он был их духовным отцом 1Кор. 4:15 и их руководителем в духовных вещах 1Кор. 11:1. Его служение было исключительно в «духе», а не по «букве» и направлено на внутреннее преобразование, а не для внешнего проявления 2Кор. 3:6. Его основная рекомендация заключалась в откровенности и чистоте провозглашаемой истины гл. 4:1, 2. Павел также переносил жертвы и страдания ради истины гл. 4:8-10; 11:21-30. Всё это Коринфяне могли истолковать как хвастовство. Несомненно, многие уже так истолковали заявления Павла в прежнем послании, как это и явствует из употребления здесь слова «снова» (ср. гл. 3:1). Теперь Павел категорически заявляет, что во всём, написанном им, — нет хвастовства. Его цель — дать ответ на унизительные замечания тех, которые умаляли его служение.

повод: Греч, aphorme, «основа действий», «исходная точка», «побуждение». Павел теперь раскрывает цель, — что побуждало его защищать своё служение. Коринфяне были заняты в духовной войне с врагами Евангелия, которые стремились занять руководящее место в церкви, и пытались выдвинуть себя посредством дискредитации Павла. Они пришли с определёнными письменными документами в форме рекомендательных писем, якобы от братьев в Иудее. Они представили Павла, как выскочку, который сам себя назначил и сам себя облёк авторитетом апостола (см. на гл. 3:1). Больше того, они объявили себя руководителями и «служителями» гл. 11:22, 23. Павел упоминает о них, как о «ложных апостолах» и «лукавых делателях» гл. 11:13. Очевидно, значительное число членов Коринфской общины было обмануто этими людьми, которым потворствовали взять руководство Коринфской церковью. Павел провозгласил, что его единственная цель в защите своего служения, снабдить церковь правильной информацией, и дать убедительные ответы, которые приведут к молчанию этих ложных апостолов.

хвалятся: Т.е., быть гордыми каким-либо лицом или [866] предметами (см. на гл. 1:14, где родственное слово переведено «похвалою»).

линем: Эти самозванные апостолы в действительности не являлись тем, на что претендовали. Они могли иметь рекомендательные письма, но они не имели внутреннего свидетельства Духа в сердцах обращённых и освящённых мужей и жён (см. на гл. 3:1-3). На тех, чьё суждение было основано на внешних проявлениях (см. на 1 Цар. 16:7), эти ложные руководители производили лучшее впечатление, чем Павел (см. 2Кор. 10:10). Некоторые Коринфяне даже, были побуждаемы высмеивать личные недостатки Павла — его телесную слабость и слабое зрение (2Кор. 10:1, 7, 12; 12:8-10; Гал. 4:13-15; см. Дополнительный Комментарий ЕГУ на 2Кор. 12:7-9). К тому же, Павел признал себя «невеждой» и простым в речи 2Кор. 11:6. Претензии ложных апостолов о превосходстве пастырского авторитета, очевидно, было основано на более близком личном общении с более ранними апостолами и на строгой приверженности к «букве» Иудейского общепринятого служения (см. на гл. 3:1-3). Их хвастовство было основано на чисто внешней оценке. Они, казалось, были забывчивыми относительно тех наивысших духовных достоинств, которые Павел избрал, чтобы хвалиться, если он был принуждён это делать (см. Гал. 6:14).

13. выходим из себя: Греч, existemi, «выходить из себя», «быть вне ума» или «быть душевно больным». Это слово определяется также «быть удивлённым» и «быть изумлённым». В данном случае контекст желает первого определения. Противники Павла, очевидно, обвиняли в наличии умственного расстройства, возможно основывая свои обвинения на его чудесном обращении и его видениях 2Кор. 12:1-4; Гал. 1:12, его горячей ревностью о Боге, его очевидное стремление, вплоть до мученичества 2Кор. 12:10, его революционный характер учения. Несколько лет спустя Фест выразил подобное обвинение Де-ян. 26:24, обвинение, которое в своё время друзья Иисуса, высказали Христу (см. на Марк 3:21; ср. Матф. 12:24).

то для Бога: Эти факты из жизни и служения Павла, на которые могли указывать его враги, как на признаки умственного расстройства в действительности были доказательством его посвящения Господу.

скромны: Греч, sophroneo, «быть со здравым умом», «быть в правильном расположении ума», в противоположность «выходить из себя». Действия, отображающие здравомыслие и умеренность служили для его обращённых благословением. Павел не беспокоился об обвинениях в его адрес, что из того, если его враги думали о нём, как о сумасшедшем, душевно больном, ненормальном? Он имел ввиду лишь одну исключительную цель — принести честь и славу Богу и спасение ближним.

то для вас: Всегда забывая себя, как об этом засвидетельствовали его непрестанные труды и многократные страдания, Павел жил для других.

14. любовь: Греч, agape (см. на Матф. 5:43, 44; 1Кор. 13:1).

Христова: Несомненно Павел ссылается на любовь Христа к нему, скорее нежели на свою любовь ко Христу (см. Рим. 5:5; 8:35, 39; 2Кор. 13:14; Ефес.3:19; ср. 4СЦ457; 7СЦ139; СЕ 293). Несмотря на то, что лишь любовь Христова может быть достаточно контролируемой силой в жизни, истинно также и то, что наша любовь к Нему, — жизненно необходима. Но любовь Христа к нам всегда является преобладающим фактором — «мы любим Его, потому, что Он возлюбил нас» (1Ин. 4:19; ср. Ин. 3:16).

объемлет: Греч, sunecho, «держать вместе», «держать крепко», «понуждать», «побуждать», «контролировать». Тот, кто избрал руководителем любовь Христову, не будет уклоняться от обязанностей ни направо, ни налево, но подобно Павлу будет стремиться вперёд в деле Божьем неустрашимо и с преданным сердцем (см. Деян. 20:24; 2Кор. 4:7-11). Любовь Христа сохраняет верующего невредимым на узком тернистом пути (см. на Матф. 7:13,14).

нас, рассуждающих так: Или, «мы решили», «мы убедились». Заявления Павла относительно посвящения в 14, 15 ст., является выражением решимости, к которой он пришёл при обращении (см. Деян. 9:6; 26:19). С тех пор, великая истина об искуплении через Христа, стала побуждающим и контролирующим фактором в его жизни.

если … то: Греч, ei … era. Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению слова «если». Допуская это, тогда ага можно было бы перевести «согласно», «следовательно», «поэтому».

один умер за всех: Заместительная смерть Христа, — истина, что (867] Он умер вместо грешника, — не подвергается сомнению, она не в смысле «если», о чём, возможно, только предполагать (см. на Ис. 53:4; Матф. 20:28). Заняв место Адама 1Кор. 15:22, 45. Христос стал главой человеческой расы и умер на кресте, как её представитель. Таким образом, в известном смысле, когда Он умер, целая раса умерла с Ним. Как Он представлял всех людей, так и Его смерть символизировала смерть всех (1 Пет. 3:18; 1Ин. 2:2; 4:10; см. на Рим. 5:12,18,19). В Нём все люди умерли. Он сполна ответил всем требованиям закона Ин. 3:16; Рим. 6:23. Его смерть была достаточной платой, как взыскание за все грехи. Это однако, не означает, что спасение является всеобщим, ибо каждый грешник лично должен принять искупление, совершённое Спасителем, чтобы сделать его эффективным в своём собственном случае (см. на Ин. 1:9-12; 3:16-19). С другой стороны, ограничение слова «всех» для мнимого избранного меньшинства, а остальному человечеству, якобы, исключён доступ к спасающей благодати креста и следовательно таковые представлены к погибели, — это небиблейский принцип (см. на Ин. 3:16-21; Ефес. 1:4-6).

Смерть Христа не только предусмотрела искупление за грех, но таким образом избавила грешников от второй смерти (см. Откр. 20:5, 14), она также сделала их мёртвыми к развращённости и не возрождённой природе и дала им силу ходить в обновленной жизни (см. на Рим. 6:3, 4; ср. Гал. 2:19, 20; Фил. 3:10; Кол, 3:3).

15. живущие: Павел приходит к расширению мысли о важности смерти Христа (см. на 14 ст.). Он говорит о переживании тех, которые «погреблись с Ним» в смерть при крещении Рим. 6:3 и восстали, чтобы «ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4; ср. Ефес. 2:5-7). Юридически их греховный долг аннулирован, и они стоят оправданные перед Богом. Посредством Божественной благодати они в состоянии жить духовной жизнью, приемлемой для Бога здесь и в вечности. В данном случае подчёркивается полная переориентация жизни от себя к Богу. Новая жизнь несёт свидетельство в преобразующей силе Святого Духа. Самая горячая любовь сердца и самые лучшие силы отданы Христу, как в меньших вещах жизни, так и в больших. Жизнь приносит плоды Духа Гал. 5:22, 23, и отражает восторг души в выполнении воли Божией 7с. 1:2; 118:97. Любовь к Богу и ближним становится контролирующим мотивом жизни, а слава Божия является целью всех мыслей и действий. Такая жизнь становится всё более чувствительной ко греху, более сознающей свою собственную нужду и более готовой полагаться на благодать Христа.

16. мы … знаем: Т.е., мы составляем оценку, В Греческом языке «мы» выделено. Павел противопоставил себя другим, вероятно, своим противникам в Коринфской церкви, которые подчёркивали «букву» закона и сделали так много внешних проявлений (см. на гл. 3:1-3; 4:18).

по плоти: Павел отказался оценивать людей по внешнему виду. Подобные соображения, как-то: национальность, происхождение, воспитание, культура, богатство, положение и человеческое одобрение не являются мерилом, чрез которое он рассматривал человечество (ср. 1Кор. 1:26; 2Кор. 1:17). Только «новая тварь» принимается в расчёт гл. 5:17. Павел теперь оценивал людей с Христовой точки зрения, согласно их характера и отношения к духовным вещам (см. Матф. 5:19; 7:20-27; 12:46-50). Это новое мерило для оценки людей является другим результатом смерти и славного воскресения Христа. Духовно зрелый христианин видит всякого человека, как грешника, нуждающегося в спасении, в котором должен быть восстановлен образ Божий и таким образом он будет приготовлен, как кандидат для царства Небесного. Поверхностные, внешние проявления мало ценны; во внимание принимается только сердце (см. на 1 Цар. 16:7; 2Кор. 4:18). Исходя из этой точки зрения человек чрезвычайно богатый, может быть крайне бедным и человек великой учёности — полным невеждой (см. на Матф. 6:19-34; Шор. 1:21-23; Кол. 2:8).

знали Христа: Прежде своего обращения, Павел, очевидно, взирал на Христа с человеческой точки зрения, он смотрел на Него — как на презренного Назарянина, человека низкого рождения, не имеющего официального образования, нищего самозванца, который был отвержен, и критикуем.

Во все века, неисчисляемые тысячи, также по плотскому мыслящие люди, совершали подобную ошибку. И в наше время преобладают человеческие оценки Христа. Образованные люди говорят о Нём, как о Великом Учителе. Философы взирают на Него, как на оракула или прорицателя истины и мудрости, социологи почитают Его за великого социального реформатора, [868] психологи видят в Нем учёного, глубоко проникшего в тайны человеческого естества, а теологи считают Его самым выдающимся среди основателей мировых религий. Но для этих людей Иисус не более, как величайший, мудрейший и самый лучший из всех великих людей мира. Учёный мир приложил огромные усилия для восстановления исторического и культурного наследия Иисуса, как человека, но в большей степени пренебрегли более высокой оценкой Его Божественности и Его роли, как Спасителя человечества от греха. Читать Библию, подобно тому, как читают другие книги, значит, видеть Христа не более чем человека, подобного другим людям. Это, возможно, подробно останавливаться на известных случаях из жизни Иисуса, иметь глубокое представление о Нём и создать прекрасную систему правил поведения из Его учения и всё же, упустить наиболее важные истины из Священного Писания. Плоть и кровь не видят в Нём Божественно-человеческой природы Сына Божьего и Сына человеческого Матф. 16:17. Только духовное восприятие в состоянии видеть духовные вещи 1Кор. 2:14. Человек, являющийся новым творением во Христе Иисусе 2Кор. 5:17 не станет преуменьшать исторического Христа, но он поднимется выше этого понимания о Нем, возвеличит эту скромную, но выдающуюся личность, как Господа, так и Бога. Он сделает это лишь потому, что его ум озарён Духом Святым. «Никто не сможет назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» 1Кор. 12:3.

то ныне: Т.е., от времени своего обращения, когда его точка зрения была изменена. До своего обращения он смотрел на Христа и на других людей чрез узкие глаза Иудаизма. Как Савл, Павел не видел в Нём вида, который привлекал бы его к «желаемому» Спасителю Ис. 53:2. Неизбежный результат этого, -ненависть к Иисусу, как к Мессии и Его последователям Деян. 8:3; 9:1.

уже не знаем: Т.е., от прежней недуховной точки зрения, которую он имел до обращения. Павел знал Христа не просто по слухам, но посредством личного переживания. Противники Павла в Коринфе требовали великой власти и преимуществ на основании их обращения с апостолами в Иерусалиме и возможно даже с Иисусом. Но, придавая особое значение познанию Христа «по плоти», такое одностороннее познание привело людей к чрезмерному подчёркиванию видимых вещей, представляющих временный характер и сделало второстепенными самые высокие истины из Его жизни и учения.

17. во Христе: Это возлюбленное определение Павла о сущности имени христианина. Когда он стал христианином, он был крещён «во Христа Иисуса» Рим. 6:3, и новая жизнь, которой он жил ныне, была сосредоточена во Христе Ин. 15:3-7. Он присоединился ко Христу и всецело подчинился Его жизни, силе, влиянию и Слову. Вся жизнь Павла вращалась в новой духовной сфере. Только ничто — нуль (в понимании себя — переводчик) — даёт свободу.

Только во «Христе» грешник может быть принят Богом Фил. 3:9, и получить необходимую пищу, чтобы жить новой жизнью Ин. 15:4, 5; Гал. 2:20. Радости и печали, торжество и страдания вся жизнь «во Христе» Рим. 14:17; Фил. 3:9, 10. Даже смерть, отнимающая своим жалом жизнь, является благословением для «умирающих в Господе» Откр. 14:13. Христианин оценивает каждое человеческое переживание и обязанность в новых отношениях, определённым словом «во Христе».

тварь: Греч, ktisis, «создание», «живое существо». Для того чтобы человек мог посредством любви Христовой жить более не для себя, но для Бога, судить людей не по внешнему виду, а по духу. Знать Христа согласно духу, но не по плоти, он должен бы быть сотворён новым существом. Преобразование погибающего грешника в «новое творение» требует такой творческой энергии, которая первоначально даровала жизнь Ин. 3:3, 5; Рим. 6:5, 6; Ефес, 2:10; Кол. 3:9,10. Это сверхъестественное действие всецело чуждое обычному человеческому опыту.

Эта новая природа не является продуктом моральных добродетелей, присущих человеку и требует, по мнению некоторых, только их увеличения и выразительности. Есть тысячи высоко моральных людей, хотя и не исповедующих христианство, но они не являются «новым творением». Новая природа, это не просто продукт желания или даже решения поступать справедливо Рим. 7:15-18, умственное согласие с определёнными доктринами веры, замена одних, установившихся мнений и чувств — другими; или даже печаль о грехе. «Новая тварь», является результатом присутствия в человеческом естестве сверхъестественных элементов, введённых в нашу природу посредством чего мы становимся мёртвыми ко греху и рождаемся свыше. Таким образом, мы созданы снова в подобие [869] Христу, усыновлены, как сыновья и дочери Бога и поставлены на новый путь (см. Иез. 36:26, 27; Ин. 1:12,13; 3:3-7; 5:24; Иак. 1:18; Ефес. 1:19; 2:1, 10; 4:24; Тит. 3:5). Таким образом, мы соделались соучастниками Божественной природы и нам представлено обладание вечной жизнью 2Пет. 1:4; 1Ин. 5:11, 12. Новый верующий не рождается вполне взрослым, зрелым христианином; он вначале имеет духовную неопытность и незрелость младенца. Но, как сын Божий, он имеет преимущество и удобный случай возрастать в полную меру возраста Христова (см. на Матф. 5:48; 2Пет. 3:18; Ефес. 4:14-16).

теперь все новое: См. на Рим. 6:4-6. Текстовое свидетельство (ср. 10 стр.) склонно к опущению слова «все». Тогда последняя часть 17 ст. будет «теперь новое».

18. Все — Т.е., касающаяся «новых» вещей в 17cm. особенно нового служения (см. гл. 3:6; 4:1) и нового умения различать характер гл. 5:16 Бог является источником всех их.

нас с Собою: В этих словах выражена мысль, что человек должен примириться с Богом (ср. Ефес. 2:16; Кол. 1:20, 21). Однако, также верно и то, что Богу необходимо примириться также с человеком (см. 2СЦ201, 591; 4СЦ122). Грех принес разделение между человеком и Богом, и этот разрыв был соединен Христом, Который примирил не только человека с Богом, но также и Бога с человеком.

примирения: Греч, katallage, «обмениваться», «восстановить любезность», «примирение». В Рим. 5:11 подобное слово переведено в смысле: «искупление» (см. соответствующий комментарий). В НЗ примирение указывает на восстановление добрых отношений с Богом и любезности (см. Рим. 5:1, 10; Кол. 1:20). Идея примирения с Богом подразумевает, что в прошлом Бог и человек наслаждались торжественным общением, которое сменилось состоянием разделения Рим. 8:7, и что Бог взял инициативу в Свои руки, чтобы положить конец этому состоянию и что теперь человеку есть снова возможность наслаждаться общением с Богом.

Примирение не влечёт за собой изменения со стороны Бога, ибо Бог никогда не изменяется (Мал. 3:6; Иак. 1:17; ср. Евр. 13:8). Не Бог имеет нужду быть примирённым с человеком, но человек нуждается в примирении с Богом (см. 2Кор. 5:18-20; Ефес. 2:16; Кол. 1:20, 21). Никогда не было неприязни и вражды со стороны Бога. Люди иногда представляют Бога, как сурового Судью, разгневанного на грешников, которого трудно задобрить, немилостивого, готового наказывать. Эта характеристика представляет Его в неверном свете. Христос не шёл на крест, чтобы умиротворить Бога, но проявить Его любовь. Бог не требовал смерти Своего Сына, но отдал Его из-за сердечной беспредельной любви (Ин. 3:16; 1Ин. 4:9; см. на Рим. 3:25). С другой стороны Бог не может удалить Свой закон и отвратить последствия его нарушения, ибо это связано с отрицанием Его собственного характера, который выражен в Его законе. Бог всегда ненавидел грех. Он не может согласно справедливости, обходиться одинаково с добром и злом. Искупление не изменяет закона, оно изменяет неприязнь, вражду, которая была последствием его нарушения. Примирение устранило вражду посредством заместителя, исполнившего требования закона.

19. Бог во Христе: Более ясная передача этой части стиха согласно Греческому оригиналу была переведена «Бог примирил мир в Самом Себе через Христа». Люди должны осознать, что хотя это был Сын, Который умер на кресте, Он был также и Агнец Божий» Ин. 1:29.

примирил … мир: План спасения не заключается в примирении Бога с людьми, но в примирении людей с Богом. Грех привёл людей ко вражде с Богом, а цель Христа при Его пришествии в мир, возвратить обратно «любовь и верность людей по отношению в Богу.

не вменяя: Или, «не относить», «не рассчитываться». Преступления отмечены против тех, которые совершили их, но Божественная благодать и справедливость нашла путь поступить с преступником закона так, как будто бы они не были виновны. Грех является долгом Матф. 6:12, за который грешник в один прекрасный день должен рассчитаться (ср. Матф. 25:19). Но Бог не желает вменять в вину грех тем, которые примирились с Ним через Христа Пс. 31:2.

преступлений: См. на Матф. 6:14.

совершенных в нас: Эта фраза отсутствует в Синодальном тексте. Здесь дальнейшее доказательство любви Божьей и Его готовности прощать. Весть примирения была отражена в мыслях и сердцах всех, которые приняли её для себя, для распространения другим.

слово: См. на Ин. 1:1.

20. мы — посланники: Греч, presbeuo, буквально, «быть старшим» и соответственно «быть старейшиной», «быть посланником». Это со всех сторон характеризует посланника, как отличающегося достоинством и опытом и, следовательно, облечённого властью. Посланники Христа стали таковыми, благодаря предшествующей преданности к Нему и Его делу (см. на Деян. 14:23). Они выделены, ради их [870] верности I Kop. 4:1, 2; 1Тим. 1:12, ревности, познания и опыта в великих истинах Евангелия: ради их прилежания в изучении, молитве, личной победе над грехом и в построении церкви. Нет большего достоинства или чести, чем быть посланником ради Христа, и царства небесного.

и как бы Сам Бог: Это есть посланник Христа который говорит «слово примирения» 19 cm. Бог говорит людям через Своих посланников, это равносильно, что он через Христа примиряет мир с Самим Собою. Относительно рассуждения о интересе Божьем о грешниках (см. Ис. 1:18; Иер. 44:4; Иез. 33:11; Ос. 11:8).

от имени Христова: Буквально, «от Христа», то есть, «от имени Христа». Христианский посланник не исполняет миссии — заменителя Христа, но просто является человеком, через которого примирение становится возможным. Он не занимает место священного служения Посредника, ибо есть только «один посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус» 1Тим. 2:5. Примирение уже было предусмотрено во Христе. Служитель является просто представителем, чрез которого «слово Примирения» 2Кор. 5:19 провозглашается другим. Он не является вершителем или адвокатом. В деле правосудия и примирения он только ведёт людей в присутствие Божие, где они переживают своё собственное примирение. Задача служителя, примирить людей, убедить их, что Бог предусмотрел примирение во Христе. Таким образом, каждый верующий имеет доступ и решает вопрос непосредственно с Богом Рим. 5:1; Ефес. 2:13,16-18; 3:12; Евр. 4:14-16.

примиритесь: Бог является Автором и Вершителем правосудия в деле примирения. Люди сами не могут примириться с Богом чрез сетование о своих грехах, чрез ревностное исполнение служения или совершая определённые предписанные церемонии. Они получают примирение просто чрез раскаяние своих грехов и принятие дара Божественной благодати.

21. незнавшего греха: Как мог Иисус придти в этот мир в человеческом естестве, «Который подобно нам, искушён во всём, кроме греха» Евр. 4:15, является неопровержимой тайной. Он никогда не совершил греха в слове, мыслях или делах. На протяжении всего курса Своей жизни Он сохранил Себя от греха во всех отношениях. Здесь, на земле, Он жил святой, не оскверненной и святой жизнью, всегда сознавая необходимость согласия с волей Отца (Ин. 8:46; 14:30; 15:10; Евр. 7:26; см. Дополнительное Примечание к Ин. 1 гл.; см. на Лук. 2:52). Христос, как безгрешный Человек, взял грешное человечество в Своё горячее сердце любви, и испытал искушения, которые осаждали нас без Наличия даже в малейшей степени быть побеждёнными ими. Он «отождествил Себя с грешниками» (ЖВ 111). Когда на кресте Иисус приблизился к часу, ради которого Он и пришёл в мир Ин. 8:20; 12:23,27; 13:1; 17:1; 18:37, Он принес Себя в жертву, «чтобы подъять грехи многих Евр. 9:28 и стать «Агнцем Божиим, который берет на Себя грехи мира» Ин. 1:29.

Вина грехов всего мира была возложена на Него, как если бы они были Его собственными Ис. 53:3-6; Iflem. 2:22-24. «И к злодеям причтен» Марк 15:28. Христос стал тождественен с грехом; Он взял его на Себя в полном смысле, и чувствовал ужас отделения от Бога.

Он сделал для нас жертвою за грех: Т.е., Бог обходился с Ним, как если бы Он был грешником, хотя Он не был таковым (см. ЖВ 25). Истины, заключающиеся в 21 ст. являются одними из самых глубоких и многозначительных во всей Библии. Этот стих подводит итог плану спасения, провозглашая абсолютную безгрешность Христа, заместительную природу Его жертвы и что только через Него человек может получить свободу от греха. См. на Ин. 3:16.

праведными пред Богом: См. на Рим. 5:19. Как наши грехи засчитывались Христу, как если бы они были Его, так и Его праведность вменяется нам как если бы она была нашей.

Комментарий Е. Г. Уайт к 5 главе 2 Коринфянам.

1 6СЦ214.

7 ДА 51; Ев. 64; МЖС 342; ПЦ 175; 2СЦ 339; ЗСЦ 14. Ю ПЦ716; Воз. 143; 1СЦ 123; 2СЦ 312; 4СЦ 84, 384; 5СЦ 34, 483,510;6СЦ89; 7СЦ218.

14 С3633; НУХ235; ССШ 52; ЖВ 564, 660; Вое. 66, 297; ОХВ 264,294; СИ 500; МС316; ЗСЦ 188; 4СЦ 457;- 5СЦ 206; 7СЦ 139.

15 НУХ326; 5СЦ542.

17 ДА 476; Вое. 172; ОХВ 264; ВБ461; ОЖУ 40; СИ 492; МЖС 26; ПХ57; ОЖ 55; 1СЦ32; 2СЦ294; 4СЦ625; 5СЦ650; 8СЦ 84.

19 ЖВ 762; Вое. 28; ВБ 417, 502; ПП 64, 366; ИС 13, 35; ЗСЦ 739.

20 ЖВ 441, 510; РП 64; ПП 580; 1СЦ431; 2СЦ 102, 336, 342, 705; 4СЦ 229, 393, 523; 6СЦ427.

21 ССШ 89; РУУ 22; ОХВ 272; МЖС И; МС 27; ИС 225; 1СЦ 482; 2СЦ212; ЗСЦ 372; 5СЦ229.

[8711